Как подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку

Как подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку
(методические рекомендации обучающимся)
Дорогие гимназисты! Скоро Вам предстоит пройти устное
собеседование по русскому языку. Подготовка будет эффективной, если Вы
будете систематически заниматься. Данные рекомендации помогут Вам в
подготовке к итоговому собеседованию.
Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Общее количество баллов за выполнение всей работы - 20. Участник
итогового собеседования получает зачѐт в случае, если за выполнение всей
работы он набрал 10 или более баллов.
На экзамене с Вами общается собеседник. От него вы получаете задания.
Проверку ответов осуществляет эксперт, который тоже находится в
аудитории, но не вмешивается в процесс экзамена.
Экзаменационное испытание состоит из двух частей, включающих в
себя 4 задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до
2-х минут.
Для того чтобы в первом задании набрать максимальное количество
баллов, нужно читать текст, соблюдая интонацию, она должна
соответствовать пунктуационному оформлению текста. Также важно при
чтении соблюдать орфоэпические нормы (правильное произношение слов,
верная постановка ударения в словах), правильно склонять числительные,
если они встречаются в тексте, постараться избежать искажения или замены
слов.
Рекомендации обучающимся:
 при подготовке к чтению, читайте текст шепотом или вслух, так
вы заметите свои ошибки, лучше запомните содержание текста;
 читайте текст не слишком медленно, но и не спешите, соблюдайте
интонацию, знаки препинания;
 соблюдайте орфоэпические нормы;
 проговаривайте без ошибок географические названия;
 если в тексте встречаются аббревиатуры, например, МГУ, ВДНХ,
то произносите их без расшифровки;
 обратите внимание на склонение числительных, поработайте над
их произношением; потренируйтесь, читая различные тексты с

использованием числительных. (Например: В Мировом океане обитает
18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров,
Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его
длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров).

 во время чтения ведите пальцем по тексту, возможно, этот
прием Вам поможет.
 В течение года обращайтесь как можно чаще к
орфоэпическому минимуму учащихся 9 класса или к орфоэпическому
словарю.
Задание 2 - В этом задании Вам предлагается пересказать
прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку
– до 2-х минут.
Это задание вызывает наибольшее затруднение у многих
школьников.
Вы пересказываете тот же самый текст, который только что
прочитали, к пересказу вы будете готовиться в течение 2 минут, делая
записи на черновике.
Примерная структура предлагаемого на собеседовании текста:
1. - представление героя, его главное достижение;
2. - возможен рассказ о существовавших проблемах, которые
разрешить/разрешил герой текста;
3. - рассказ об основных делах, достижениях;
4. - память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.








должен

Рекомендации обучающимся:
при чтении текста постарайтесь выделить основную мысль каждого
абзаца, кратко обозначьте ее в черновике;
не пытайтесь пересказать текст подробно, главное при пересказе
сохранить все микротемы;
во время подготовки можно выписать на черновик ключевые слова
каждой микротемы; имена собственные;
подумайте, куда лучше включить цитату при пересказе;
цитату, которую необходимо включить в текст, заучивать не нужно,
она будет перед глазами;
при включении цитаты лучше использовать прямое цитирование
(например, неслучайно выдающийся конструктор и учѐный Сергей Павлович
Королѐв говорил о Юрии Алексеевиче Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в
неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее –
он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти
увереннее, смелее…»).

Часть 2 состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и
пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему
для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трѐх предложенных
вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе
жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и
построить монологическое высказывание, состоящее из десяти фраз. Время
на подготовку – 1 минута.
Рекомендации обучающимся:


если Вы выбирайте рассуждение, вспомните композицию текста
рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Тезис вам нужно будет
сформулировать, это мысль, которую вы будете доказывать, далее
подбирайте доказательства, это примеры, которыми подтверждается
тезис, затем сделайте вывод. Помните, что помочь в составлении
рассказа помогут следующие вопросы:
● В чѐм причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?
Помните про 10 предложений, иначе работа не будет засчитана.



если Вы выбираете описание, Вам нужно будет составить описание
по предложенной фотографии в рамках выбранной темы, обратите
внимание на план-подсказку, он содержит краткую информацию о том,
о чем вы должны рассказать;
- при описании фотографии обратите внимание на название темы,
именно от этого нужно отталкиваться и строить монолог;
-при составлении монолога могут помочь следующие вопросы:
 Кто изображен на фотографии?
 Как он выглядит, во что одет?
 Где находится? Что делает?
 Какое у героя выражение лица?
 Какие чувства испытывает герой?
 Какое время года, погода?
 Когда и кем сделан снимок?

 Что привлекает вас в фотографии, какие чувства вызывает
данный снимок?
- старайтесь пользоваться контекстуальными синонимами:
фотография, снимок, кадр; фотограф, автор снимка; изобразить,
показать, запечатлеть;

если Вы выбираете повествование, Вам нужно составить рассказ в
рамках выбранной темы, обратите внимание на план-подсказку, он
содержит краткую информацию о том, о чем вы должны рассказать;
Чтобы подготовиться к повествованию, можно заранее найти
информацию:
 Про художника и картину;
 Про писателя и книгу;
 Про композитора и произведение;
 Про ту или иную профессию;
 Про помощь людям, животным;
 Про тот или иной город
 Выстраивая монологическое высказывание любого типа, считайте
фразы (предложения), их должно быть 10, больше можно, меньше нет.
Избегайте слов-паразитов, засоряющих нашу речь. В их роли часто
выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем,
короче говоря, как говорится и т.д), частицы, местоимения, междометия
(ну, вот, это, м-м-м, э-э-э, как его и другие).
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в диалоге с
собеседником по теме предыдущего задания. Время на подготовку не
предусмотрено. Время на выполнение: 3 минуты.
В карточке экзаменатора - собеседника определен список вопросов,
которые он должен задать обучающемуся, он также может не
ограничиваться данным кругом и задавать другие вопросы по данной
теме. Задавая вопросы, экзаменатор будет вовлекать Вас в диалог. Ваша
задача - четко отвечать на вопросы, не отходя от темы. Не должно быть
односложных ответов: да, нет. Вам необходимо представить свою точку
зрения на данную тему, последовательно отстаивая еѐ, используя
разнообразные синтаксические конструкции.
При оформлении монолога и диалога следует обратить внимание
на:
-соблюдение грамматических норм;
- соблюдение орфоэпических норм;

- соблюдение речевых норм;
-следить за речевым оформлением высказывания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно
15-16 минут. На протяжении всего времени ответа ведѐтся аудиозапись. Во
время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки
в контрольных измерительных материалах. Постарайтесь полностью
выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чѐтко, не отходите от темы.
Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Для подготовленного ученика итоговое собеседование по русскому
языку кажется очень простым испытанием, поэтому просим Вас не
паниковать, своевременно готовиться к экзамену, больше читать умных книг,
делиться прочитанным и увиденным с друзьями, расширять свой кругозор.
Желаем удачи!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».