Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности_Баскетбол_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНО
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.09.20
15:22:40 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
__________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тиванюк Андрей Николаевич

г. Нижний Тагил
2023 год

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание
учебного плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурноспортивную направленность, предполагает развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она
учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно
больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с
«нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в
школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в
спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными
играми дает возможность и баскетбол. Именно эта игра способствует развитию
всех необходимых для здорового образа жизни качества (выносливость,
быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.),
а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля,
целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях спортивного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности определенной группы.
Актуальность программы в приобщении воспитанников к здоровому
образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Баскетбол
позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени,
пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает
эффективность ранней подготовки обучающихся для формирования
полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на
последующих этапах.
1.2. Адресат программы

Работа по программе ориентирована на обучающихся 6-11 классов.
данный курс тесно связан со школьной программой по предмету «Физическая
культура» и ориентирован на учащихся 12-17 лет. Программа учитывает
специфику дополнительного образования и позволяет охватить широкий круг
желающих заниматься баскетболом и не имеющих медицинских
противопоказаний для занятий этим видом спорта.

1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 102 часа. В учебную группу принимаются все желающие,
без специального отбора. При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к проведению занятий с обучающимися.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, с перерывом 10-15 мин.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней
задач.
1.4. Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Формы обучения: беседа, практическая работа, выполнение физических
упражнений.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы школьников – от 15 до 25 человек.
1.6. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, социализации
обучающихся.
Задачи:
Образовательные: - обучать занимающихся лучшей игре с мячом баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и
организацией проведения соревнований; - дополнять знания, умения и навыки,
получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие: - скреплять опорно-двигательный аппарат воспитанников; способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся,
укреплять здоровье, закаливать организм; - целенаправленно развивать
специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка; расширять спортивный кругозор детей.

Воспитательные: - формировать дружный, сплоченный коллектив, способный
решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; - прививать
любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом; - пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая родителей
воспитанников к проведению спортивных мероприятий и праздников; способствовать социализации обучающихся.
1.7. Содержание программы
Учебно-тематический план
Модуль 1
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

Темы

Количество часов
Всего
Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие.
Техника безопасности на
баскетбольной площадке
Овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и
стоек.
Освоение ловли и
передачи мяча
Освоение техники
ведения мяча

3

2

1

-

12

2

10

12

2

10

12

2

10

Овладение техникой
бросков мяча
Освоение
индивидуальной техники
защиты.
Освоение тактики игры.
Контрольные
упражнения.
Итого:

21

3

18

24

3

21

15
3

3
0

12
3

102

17

85

Содержание учебного плана
Модуль 1
Тема 1. Вводное занятие. Соблюдение требований безопасности и
гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и
одежды для проведения занятий. История баскетбола.
Тема 2. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и
стоек. Тактические действия в игре. Упражнения общей физической
подготовки. Ведение мяча с изменением направления движения. Техника
броска мяча в корзину двумя руками от груди после ведения. Техника броска
мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника броска мяча в корзину одной
рукой в прыжке.
Тема 3. Освоение ловли и передачи мяча. Ловля мяча после отскока от
пола. Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника броска

мяча в корзину одной рукой в прыжке. Броски мяча в корзину двумя руками
снизу после ведения.
Тема 4. Освоение техники ведения мяча. Ведение мяча с изменением
направления движения. Эстафеты с мячом. Передвижение в основной стойке;
остановка в шаге. Ведение мяча с изменением направления движения. Техника
ловли мяча после отскока от пола. Игра в баскетбол по правилам
(взаимодействие игроков во время игры). Остановка прыжком после ускорения.
Игра в баскетбол по правилам.
Тема 5. Овладение техникой бросков мяча. Техника ловли мяча после
отскока от пола. Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во
время игры). Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения. Игра в
баскетбол по правилам.
Тема 6. Освоение индивидуальной техники защиты. Ведение мяча-два
шага-бросок. Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.
Тактические действия в игре. Технические действия в игре. Броски мяча с места
и в движении.
Тема7.Освоение тактики игры.
Игра в баскетбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. Командные технико-тактические действия
при защите и нападении. Совершенствование индивидуальной техники в ранее
разученных упражнениях. Игра в баскетбол в условиях, приближенных к
соревнованиям.
Тема 8. Контрольные упражнения. Выполнение контрольных
упражнений.
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-в формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учѐтом
устойчивых познавательных интересов;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Реализация программы это не только овладение техникой и тактикой игры, но и
воспитание качеств личности:
- мгновенно оценивать обстановку;

- действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации;
-проявления высокой самостоятельности;
- умение управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями;
-умение работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что
способствует социализации уч-ся.
Предметные результаты:
- формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;
-знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни;
-способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных
занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и
технической подготовленности;
-умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их
выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
-способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме.
Метапредметные результаты:
-Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий во время занятий;
-Учиться работать по определенному алгоритму;
-Адекватно воспринимать оценку учителя.
-Уметь делать выводы в результате совместной работы учителя и учащихся;
-Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Активно включаться в процесс по выполнению заданий;
-Выражать творческое отношение к выполнению заданий.
-Умение оформлять свои мысли в устной форме;
-Слушать и понимать речь других;
-Учиться работать в паре, команде, выполнять различные роли;
-Участвовать в коллективном обсуждении.
Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024

Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
№
Количество
заня
Наименование раздела, темы
часов
тия
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности на баскетбольной площадке (3 ч.)
Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при
1
подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для
3
проведения занятий. История баскетбола.
Тема 2. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. (12 ч.)
2
Упражнения общей физической подготовки.
3
Ведение мяча с изменением направления движения. Тактические
3
3
действия в игре.
Техника броска мяча в корзину двумя руками от груди после
4
3
ведения.
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника
5
3
броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
Тема 3. Освоение ловли и передачи мяча (12 ч.)
6
Ловля мяча после отскока от пола.
3
7
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке.
3
8
Техника броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
3
Броски мяча в корзину двумя руками снизу после ведения.
9
3
Тема 4. Освоение техники ведения мяча (12 ч.)
Ведение мяча с изменением направления движения. Эстафеты с
10
3
мячом.
11
Передвижение в основной стойке; остановка в шаге.
3
Ведение мяча с изменением направления движения. Техника ловли
12
3
мяча после отскока от пола.
Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
13
3
игры). Остановка прыжком после ускорения.
Тема 5. Овладение техникой бросков мяча (21 ч.)
14
Техника ловли мяча после отскока от пола
3
15
Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения.
3
16
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке.
3
17
Техника броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
3

18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
игры).
Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
игры).
Игра в баскетбол по правилам.
Тема 6. Освоение индивидуальной техники защиты (24 ч.)
Ведение мяча-два шага-бросок.
Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.
Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.
Игра в баскетбол по правилам. Тактические действия в игре.
Игра в баскетбол по правилам. Тактические действия в игре.
Технические действия в игре.
Броски мяча с места и в движении.
Тема 7. Освоение тактики игры (15 ч.)
Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям.
Командные технико-тактические действия при защите и нападении.
Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях.
Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях.
Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям.
Тема 8. Контрольные упражнения.
Выполнение контрольных упражнений.

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

2.2. Условия реализации программы
Зал для занятий (спортивный), щиты баскетбольные с кольцами, мячи
баскетбольные, конусы для обводки, гимнастические скамейки, сетки
баскетбольные.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория.
Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся
в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы.
Участие в соревнованиях школьного, районного, городского уровнях.
2.4. Оценочные материалы
Учащиеся должны уметь:
Работать с баскетбольным мячом; Вести мяч, выполнять броски и передачи,
Играть по правилам в баскетбол.
Учащиеся должны знать:
правила игры в баскетбол, тактику игры в баскетбол, технические приемы
ведения, передачи и броска мяча в кольцо.
2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы направленно на развитие
физических способностей обучающихся, формирование у них основ знаний для
сознательного выбора и получения профессии, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и спортом, гарантирующих
охрану и укрепление здоровья, формирование основ общей культуры,
гражданских, эстетических и нравственных качеств, организацию досуга и
отдыха детей и молодежи. В
условиях
сетевого
взаимодействия
дополнительная
образовательная
программа
физкультурно-спортивной
направленности углубленного уровня по баскетболу может реализовываться и в
других организациях дополнительного образования (Дворцах спорта и т.
п.).Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации,
игрового и группового обучения.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного
материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма,
разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в
конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого
обучающегося. Образовательная технология разноуровнего обучения
направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного
образования всем обучающимся с учётом разного уровня физической
подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии,
заложена идея внутригрупповой дифференциации, так как группа
комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает
необходимость индивидуального подхода при разно уровневом обучении.
Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и
подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься
им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как
успех, как победа ребенка над собой.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают
важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая
деятельность –это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой
деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую
природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и
интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального
поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и
индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде,
групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить
интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к
соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства
ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех,
и желание достичь успеха. В групповой деятельности, даже в обычной
эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно

моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение
ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку,
находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий
потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько
раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение
индивидуальных упражнений. Групповые технологии–это выработка у
учащихся острого желания действовать результативно. Групповые технологии
на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные,
развивающие, психотехнические, коммуникативные,
развлекательные,
релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить
гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок,
общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций,
снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к
успешному преодолению трудностей. Групповые технологии помогают
восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый
азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно
проведенные соревнования.
2.6. Список литературы
1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М.
Советский спорт, 2004г.
2.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
3.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов –М., ФиС, 1972.
4.Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М.
Академия. 2004г.
5.Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
6.Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений –М., ФиС,
1973
7.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов–М., ФиС,
1967.
8.Кудряшов В.П., МирошниковаТ.И.,Физическая подготовка юных
баскетболистов – Минск, 1970.
9.Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения –М.,
ФиС, 1999.
10.Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение –М., ФиС, 1971, 1972.
11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа
баскетбола. Самара.2002г
12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста –М.,
ФиС,1988
Список литературы для учащихся:
1. Игрок на все времена: Майкл Джордан и Мир 2004г. Дэвид Хелберстам

2. Дневник баскетболиста .2005 г. Джим Керрол.
3. Баскетбол. Шаги к успеху . Виссел Холл.
4. Энциклопедия баскетбола . А.Я. Гомельский.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».