Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_школьный медиацентр «Успех»_2023-2024

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
__________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

МУНИЦИПАЛЬН Подписано
цифровой подписью:
ОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2023.09.20
ГИМНАЗИЯ № 86 15:19:30 +05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
школьный медиацентр «Успех»
Направление: военно-патриотическое
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации: 1 год

Программа составлена:
Копылова Е.В.
Педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Успех»
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Объем и срок освоения программы
1.3. Форма обучения
1.4. Особенности организации образовательного процесса.
1.5. Цель и задачи программы
1.6. Содержание программы.
1.7. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – Социально-гуманитарная
Актуальность программы. Изменение информационной структуры
общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили
новое развитие средства информации: глобальные компьютерные,
телевидение, радио, мобильные информационные технологии должны стать
инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто
средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания»
тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В
стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт
широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все
это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться
жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих
учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является
создание школьного Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности
средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами
социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция
ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме,
создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся,
самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Медиацентр – это возможность максимального раскрытия творческого
потенциала ребенка.
Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя,
попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до
технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является
коллективной
социально-значимой
деятельностью.
Трансляция
с
мероприятий, новостной блок, тематические видеоролики, медиастатьи,
радиолинейка могут быть подготовлены только общими усилиями
творческого коллектива.
1.2. Объем и срок освоения программы
Программа
рассчитана
на
один
год
обучения.
Общая
продолжительность обучения составляет 102 часа, количество часов в
учебной неделе - 3. Программой предусмотрены теоретические и
практические (лабораторные работы, фото- и видеосъемка) занятия.
Выполняя самостоятельную работу по проекту, обучающиеся приобретают
навыки написания текстов к интервью и видеоновостям, работы с фото- и
видеотехникой, графическими и аудиоредакторами, составление сценариев

видео, осваивают различные программы по монтажу и обработке видео,
развивают умение самостоятельной деятельности и умение использовать
полученные ранее знания.
1.3. Форма обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
школьный медиацентр «Успех» нацелена на творческую самореализацию
учащихся в общеобразовательной школы. В ней использованы эффективные
формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие
работу с детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и
видеороликов;
- конкурс анонсов, афиш;
- конкурс видеороликов;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
1.4. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 20 человек.
1.5. Цель и задачи программы
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Создание единого образовательного пространства для успешной
социализации
личности
учащегося
в
условиях
современных
информационных технологий.
- Создание условий для творческой самореализации учащихся через
включение детей в процесс получения и обработки информации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного Медиацентра – одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор,
режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.

4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие
способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать
с различными источниками информации.
3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели.
1.6. Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Введение. Я и медиапространство
1
1
2. Информационные и
10
2
8
мультимедийные технологии
3. Медиапрограммы
24
2
22
4. Источники информации
30
4
26
5. Практика речи
30
2
28
6. Жанровое разнообразие
7
7
Итого:
102 ч.
11 ч.
91 ч.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Я и медиапространство
Вводное занятие. Знакомство. Откуда люди узнают о том, что
происходит в их городе, стране, в мире.
Раздел 2. Информационные и мультимедийные технологии
Классификация технологий по типам телевещания. По типу информации
это могут быть: · текстовые, табличные, графические, звуковые, видео и
мультимедийные данные. Особенности каждого типа, как источника
передачи информации. Работа с таблицей. Форматы. История смены
формата. Корень формата. Формула определения возраста аудитории и
работа в парах. «Обертка» формата. Стиль и содержание. Целевая аудитория.

Работа со статистикой. Выявление интересующих тем для дальнейшего
планирования работы видеогруппы.
Раздел 3. Медиапрограммы
Новостные сюжеты и аналитические программы – как разновидность
программ телевещания. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры.
Специфика
регионального
телевидения.
Особенности
детской
тележурналистики.
Дать
определению
понятия
«Развлекательная
программа», их разновидности, особенности. Принцип построения ток-шоу.
Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу.
Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Жанры журналистики: репортаж, интервью. Краткая характеристика
информационных жанров. Алгоритм построения статьи в жанре «интервью»,
«репортаж». Эффект присутствия.
Новостной проект (ищем героев). Работа в паре, где каждому дано
задание,
нацеленное
на
поиск
информации,
ее
обработке,
фотоиллюстрировании и создании черновика статьи. Проект «Мой герой».
Раздел 4. Источники информации
Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора
новостей. Репортажи. Подготовка вопросов для интервью. Требования к
вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке репортажа.
Создание титров и заставок. Видеофильтры. Съемка новостного сюжета,
озвучание, монтаж. Выбор плана при съѐмке человека. Импортирование
видеофайлов на компьютер. Основные правила и меры безопасности при
обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на компьютере.
Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Создание видеофайлов
для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Основные
инструменты программы видеомонтажа.
Раздел 5. Практика речи
Упражнения для каждого участника группы. Составление рассказа от
имени главного героя или второстепенного персонажа; Учимся говорить
грамотно, а писать правильно; Составление монологов представителей
аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными,
образовательными и иными данными; Личный список слов-ошибок – тренинг
по выявлению речевых и стилистических ошибок в устной и письменной
речи; Интерактивная игра «Как не делать репортаж»; Звуковые эффекты.
Раздел 6. Жанровое разнообразие
Основы операторского мастерства. Взаимодействие оператора и
журналиста по решению творческой задачи. Алгоритм работы оператора при
съѐмке телесюжета. Композиция телевизионного сюжета. Взаимодействие
журналиста и оператора при работе над сюжетом. Взаимодействие в
команде. Тимбилдинг. Основы работы с видео камерой. Техника
безопасности при работе с видеокамерой. Требования к видеоряду. Основные

правила видеосъёмки. Обработка полученного
монтажа видеоряда.

материала.

Принципы

1.7 Планируемые результаты
Личностные результаты программы по социально-педагогическому
направлению «медиацентр»:
- развитие таких важных личностных качеств, как коммуникабельность,
общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и
ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
- средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными
приложениями;
- получить ориентацию на творческий подход в любом виде
журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и
ролевые игры;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре,
реализации творческого проекта и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор,
корреспондент, фотограф, монтажер и др.).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание
максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в
избранной области деятельности, создать условия для профессионального
самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов,
операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские
способности (качества) в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию
медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных
ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход
к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление
реализовать себя в профессиональном плане.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого

Сроки
с 01.09.2022
31.10.2022
с 08.11.2022
30.12.2022
с 10.01.2023
20.03.2023
с 28.03.2023
27.05.2023

Продолжительность
по 8
недель5
дней (61
календарный день)
по 7 недель 4 дня (53
календарных дня)
по 10
недель
(70
календарных дней)
по 8 недель5 дней (61
календарный день)
35
недель
(245
календарных дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела
/урока

Содержание

РАЗДЕЛ 1
Урок 1
РАЗДЕЛ 2
Урок 1

Введение.
Я и медиапространство
Информационные и мультимедийные технологии
Классификация технологий по типам телевещания.

Урок 2

Особенности каждого типа, как источника передачи
информации.

Урок 3
Урок 4
Урок 5

Работа с таблицей.
Форматы. История смены формата
Формула определения возраста аудитории и работа в
парах
Урок 6
Медиастатья по заданной теме.
РАЗДЕЛ 3 Медиапрограммы
Урок 1
Новостные сюжеты и аналитические программы
Урок 2
Работа с аудиторией
Урок 3
Особенности детской тележурналистики.
Урок 4
Специфика регионального телевидения
Урок 5
Жанры журналистики: репортаж, интервью.
Урок 6
Новостной проект (ищем героев).
Урок 7
Проект «Мой герой».
РАЗДЕЛ 4 Источники информации
Урок 1
Запись выпусков новостей. Работа с видеофайлами на
компьютере.
Урок 2
Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей.
Урок 3
Репортажи.
Урок 4
Подготовка вопросов для интервью. Требования к
вопросу.
Урок 5
Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке
репортажа.
Урок 6
Создание титров и заставок. Видеофильтры.
Урок 7
Съемка новостного сюжета, озвучание, монтаж.
Выбор плана при съѐмке человека.
Урок 8
Импортирование
видеофайлов
на
компьютер.
Основные правила и меры безопасности при
обращении с компьютером.
Урок 9
Программы для обработки и просмотра видеофайлов.
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета.

Количест
во
часов
1
1
10
2
2

2
2
1
1
24
5
2
2
3
5
5
2
30
2
2
3
3
3
2
3
3

3

Урок 10
Урок 11
РАЗДЕЛ 5
Урок 1
Урок 2

Запись закадрового текста.
Основные инструменты программы видеомонтажа.
Практика речи
Упражнения для каждого участника группы.
Составление рассказа от имени главного героя или
второстепенного персонажа;
Урок 3
Учимся говорить грамотно, а писать правильно;
Урок 4
Составление монологов представителей аудитории с
различными
возрастными,
социальными,
профессиональными, образовательными и иными
данными;
Урок 5
Личный список слов-ошибок
Урок 6
Тренинг по выявлению речевых и стилистических
ошибок в устной и письменной речи;
Урок 7
Интерактивная игра «Как не делать репортаж»;
Урок 8
Звуковые эффекты
РАЗДЕЛ 6 Жанровое разнообразие
Урок 1
Основы операторского мастерства. Взаимодействие
оператора и журналиста .
Урок 2
Взаимодействие журналиста и оператора при работе
над сюжетом.
Урок 3
Взаимодействие в команде. Тимбилдинг.
Урок 4
Основы работы с видео камерой.
Урок 5
Техника безопасности при работе с видеокамерой.
Урок 6
Требования к видеоряду. Основные правила
видеосъёмки.
Урок 7
Обработка полученного материала.
ВСЕГО
2.2. Условия реализации программы







Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
компьютер, 1 шт.;
видеокамера, 1 шт.;
сеть Интернет;
колонка, 1 шт;
мультимедиа-проектор.

Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические двухместные, 10 шт.;
 стулья ученические, 20 шт.;
 канцтовары.

3
3
30
3
4
5
4

3
4
3
4
7
1
1
1
1
1
1
1
102

2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с
10 по 30 мая. Аттестация проводится в форме итогового короткого
видеоролика. По итогам аттестации определяется уровень освоения
программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году)
обучения.
2.4. Оценочные материалы
В ходе реализации программы оценка ее эффективности
осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля.
Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение,
собеседование, зачётные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме
тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения
групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности
обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную
или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей
программы в форме подготовки и презентации видеоролика на сайте
гимназии по заданной теме.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе школьного медиацентра «Успех»
используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное
практико-ориентированное образование. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:




познавать окружающий мир (когнитивные);
создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
организовывать образовательный процесс (деятельностные).

Использование совокупности методов, представленных в данной
классификации,
позволяет
наиболее
точно
охарактеризовать
(проанализировать) образовательный процесс и, при необходимости,
корректировать его в соответствии с поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего
мира - это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы
сравнения, анализа, синтеза, классификации.

Применение
когнитивных
методов
приводит
к
созданию
образовательной продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной
целью использования данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений
о каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых
вопросов: Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей
добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с
получением заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и
другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и
конструируют новые знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для художника - модельера.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт
– совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов,
исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на
противопоставлении общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание
обучающимися личного образовательного продукта – одежды из текстиля,
путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения
проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод контроля в художественном обучении образовательный
продукт юного конструктора и модельера оценивается по степени отличия от
заданного, т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают
обучающиеся, тем выше оценка продуктивности его образования.

Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы
своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят
количественный и качественный характер, отражают полноту достижения
обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017
г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного
образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. №1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные
технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой,
Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194.
10. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор
развития информационной образовательной среды // Образовательные
технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.
11. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М.: Просвещение, 2002 – 144 с.
12. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале
прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».