Приложение 19_Рабочая программа учебного предмета_ОБиЗР_8-9

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

Приложение № 19
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 г. № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
(предметная область «Основы безопасности и защиты Родины»)
8-9 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР)
разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания,
и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть
преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и
навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного
процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на
уровне основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по
возможности еѐ избегать → при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные
условия; коммуникационные связи и каналы; физическое и психическое здоровье;
социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажѐрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не
способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных
и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности
России
(критичные
изменения
климата,
негативные
медико-биологические,
экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека,
но также для общества и государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаѐтся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование
гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями,
умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной
жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного
процесса по предмету ОБЗР определяется следующими системообразующими
документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные
цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных
навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных
согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая
глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение
модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у
них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины»,
является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите
Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует освоению учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к
военной службе и выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать
опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы
социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход
содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных
качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации,
необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и
информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического
характера в сфере безопасности.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите
Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства
и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 8–9 классах, составляет 68
часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего
образования.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского
общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы
национальной безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального
характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система
ОКСИОН;
история развития гражданской обороны;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования
фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и
обязательная подготовка к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки к военной службе;
организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской
Федерации;
особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии,
противовоздушной обороны);
организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи
отделения в различных видах боя;
состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74,
ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В,
снайперская винтовка Драгунова (СВД);
назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная
граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и
основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчинѐнные;
старшие и младшие;
приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
воинские звания и военная форма одежды;
воинская дисциплина, еѐ сущность и значение;
обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
строевые приѐмы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд
«Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные
уборы (головной убор) – снять (надеть)», повороты на месте.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной и
чрезвычайной ситуации;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой
помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами; приемы и правила
оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и
правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминогенного характера;
правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок
действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение;
условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы
и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и
правила его применения;
порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при опасных
и чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств
индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
приѐмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные,
ядовитые грибы и растения;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения,
порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимый
для снижения риска попадания в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для
снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания на
оборудованных и необорудованных пляжах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при
нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок
действий при обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне
цунами;
ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах,
бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок
действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в
зоне извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
устойчивого развития общества;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
(загрязнении атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение
для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и
защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия,
эпифитотия, панфитотия);
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и еѐ задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приѐмы
психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития
конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций
и способы противостояния им;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и
здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и
способы защиты от них;
современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных и
компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их
разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения опасных
ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки,
приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при
использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели;
признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их
обнаружении;
правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного
средства, подрыв взрывного устройства).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально
значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению;
осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил
экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности;
принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных
ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учѐтом реальных
условий и возможностей;
6)
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения
для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет–среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своѐ и других людей, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЗР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
человека, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
культуры безопасности и защиты Родины и проявляются в способности построения и
следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства, военной подготовки, индивидуальной системы здорового образа
жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЗР должны обеспечивать:
 сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого
развития для государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и
принципах, формирующих основы российского общества, безопасности страны,
закрепленных в Конституции Российской Федерации, правовых основах
обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера;
 освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера,
возникновении военной угрозы; формирование представлений о роли
гражданской обороны и ее истории; знание порядка действий при сигнале
«Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и
сформированность представлений о порядке их применения;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»




















сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями
об истории возникновения и развития военной организации государства,
функции и задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации,
знание особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной
службе;
сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем
устройстве стрелкового оружия;
овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей
воинской службы;
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности,
понятиях «опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил
безопасного поведения, готовность применять их на практике, используя
освоенные знания и умения, освоение основ проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков;
знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного
поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение
применять их в поведении;
сформированность представлений о порядке действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе;
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с
учетом реальных условий и возможностей;
освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных
областей
тела,
ожогах,
отморожениях,
отравлениях;
сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном
поведении, умения распознавать опасные проявления и формирование
готовности им противодействовать;
сформированность представлений об информационных и компьютерных
угрозах, опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного
поведения в информационном пространстве и готовность применять их на
практике;
освоение знаний об основах общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений
об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую
деятельность, умение распознавать опасности вовлечения; знания правил
безопасного поведения при угрозе или в случае террористического акта;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»



сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
 понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
8 КЛАСС
Предметные результаты по модулю № 1 «Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»:
объяснять значение Конституции Российской Федерации;
раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской
Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
раскрывать понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной
безопасности», приводить примеры;
раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам
возникновения, приводить примеры;
раскрывать способы информирования и оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях;
перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать роль
гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного характера;
выработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!»;
изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывать
навыки пользования фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
характеризовать современное состояние Вооружѐнных Сил Российской Федерации;
приводить примеры применения Вооружѐнных Сил Российской Федерациив борьбе
с неонацизмом и международным терроризмом;
раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
раскрывать содержание подготовки к службе в армии.
Предметные результаты по модулю № 2 «Военная подготовка. Основы
военных знаний»:
иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил
Российской Федерации;
владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;
осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе в
решении комплексных задач;
иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на
современном этапе;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

понимать значимость военной присяги для формирования образа российского
военнослужащего – защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
иметь представление об основных тактико-технических характеристиках
вооружения и военной техники;
иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного
состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты
военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических
характеристиках стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
знать историю создания уставов и этапов становления современных общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для
повседневной жизнедеятельности войск;
понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях
военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения;
различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
понимать принципы достижения воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
знать основные положения Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
знать строевые приѐмы на месте без оружия;
выполнять строевые приѐмы на месте без оружия.
Предметные результаты по модулю № 3 «Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе»:
характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
классифицировать и характеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения; моделировать
реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию;
приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Предметные результаты по модулю № 4 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов
питания;
характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии; иметь
навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если
разбился ртутный термометр;
раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых
отравлений;
знать правила и приѐмы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных
действий при отравлениях, промывании желудка;
характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах,
растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях;
владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
обращении с газовыми и электрическими приборами;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
опасных ситуациях в подъезде и лифте;
владеть правилами и иметь навыки приѐмов оказания первой помощи при
отравлении газом и электротравме;
характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать их
возможные последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в
лифте;
иметь навыки правильного использования первичных средств пожаротушения,
оказания первой помощи;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в
области пожарной безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб; знать порядок
взаимодействия с экстренным службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке
проникновения в дом посторонних;
классифицировать
аварийные
ситуации
на
коммунальных
системах
жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах
жизнеобеспечения.
Предметные результаты по модулю № 5 «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы дороги;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их предупреждения;
иметь навыки безопасного перехода дороги;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;
знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных
ситуациях в маршрутных транспортных средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования
велосипеда;
знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать
причины их возникновения;
иметь
навыки
безопасных
действий
очевидца
дорожно-транспортного
происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на транспорте;
знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.
Предметные результаты по модулю № 6 «Безопасность в общественных
местах»:
классифицировать общественные места;
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной
ситуации;
характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила подготовки к
посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового
пребывания людей;
иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения
пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из общественных
мест и зданий;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера в
общественных местах;
иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного и
антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников;
иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
9 КЛАСС
Предметные результаты по модулю № 7 «Безопасность в природной среде»:
классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного
характера;
характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и
паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими животными,
змеями, насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок
подготовки к ним;
иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании в
природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой,
обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия;
классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
иметь представления о безопасных действиях при нахождении в зоне природного
пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки
и опасности;
иметь представления о безопасных действиях, необходимых для снижения риска
попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоѐмах;
знать правила купания, понимать различия между оборудованными и
необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего человека
летом и человека в полынье;
знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе при
попадании под завал;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне извержения
вулкана;
раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке (загрязнении атмосферы).
Предметные результаты по модулю № 8 «Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи»:
раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание,
объяснять значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять пагубность
вредных привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрывать понятие «инфекционные заболевания», объяснять причины их
возникновения;
характеризовать
механизм
распространения
инфекционных
заболеваний,
выработать навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении чрезвычайных
ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
характеризовать основные мероприятия, проводимые государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
раскрывать понятие «неинфекционные заболевания» и давать их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и
защиты от них;
знать назначение диспансеризации и раскрывать еѐ задачи;
раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрывать понятие «первая помощь» и еѐ содержание;
знать состояния, требующие оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение и состав
аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
характеризовать приѐмы психологической поддержки пострадавшего.
Предметные результаты по модулю № 9 «Безопасность в социуме»:
характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
раскрывать приѐмы и иметь навыки соблюдения правил безопасной межличностной
коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его развития, факторы и
причины развития;
иметь представление о ситуациях возникновения межличностных и групповых
конфликтов;
характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных
действий при его опасных проявлениях;
характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора);
иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия,
домашнее насилие и буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приѐмы распознавания манипуляций и знать способы противостояния
ей;
раскрывать приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и знать способы защиты от них;
характеризовать современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с
ними, знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми людьми.
Предметные результаты по модулю № 10 «Безопасность в информационном
пространстве»:
раскрывать понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и приводить примеры
информационных и компьютерных угроз;
объяснять положительные возможности цифровой среды;
характеризовать риски и угрозы при использовании Интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления цифровой среды;
классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений, их
разновидностей;
иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
характеризовать основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и
характеризовать его признаки;
раскрывать приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
характеризовать противоправные действия в Интернете;
иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для
снижения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в
различные организации и группы);
характеризовать деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета,
необходимых для снижения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную
деятельность.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

Предметные результаты по модулю № 11 «Основы противодействия
экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать их содержание,
характеризовать причины, возможные варианты проявления и их последствия;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать их
последствия;
раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности в
противодействии экстремизму и терроризму;
знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;
характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных
действий при обнаружении признаков вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять
признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при их
обнаружении;
иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение
террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Модуль "Безопасное и устойчивое
развитие личности, общества,
государства"

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

2

Модуль "Военная подготовка. Основы
военных знаний"

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

3

Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе"

2

4

Модуль "Безопасность в быту"

6

5

Модуль "Безопасность на транспорте"

7

6

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

6

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Модуль "Безопасность в природной
среде"

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

2

Модуль "Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи"

7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

3

Модуль "Безопасность в социуме"

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

Модуль "Безопасность в
информационном пространстве"

5

5

Модуль "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"

7

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Роль безопасности в жизни человека,
общества, государства

1

2

Чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и биолого-социального
характера

1

3

Мероприятия по оповещению и защите
населения при ЧС и возникновении
угроз военного характера

1

4

Защита Отечества как долг и
обязанность гражданина

1

5

Контрольная работа по теме
«Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»

1

6

Вооруженные Силы Российской
Федерации – защита нашего Отечества
Состав и назначение Вооруженных Сил
Российской Федерации

1

7

Основные образцы вооружения и
военной техники Вооруженных Сил
Российской Федерации (основы
технической подготовки и связи)

1

8

Организационно-штатная структура
мотострелкового отделения (взвода)
(тактическая подготовка)

1

Электронные цифровые образовательные ресурсы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

9

Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
стрелкового оружия и ручных гранат
Вооруженных Сил Российской
Федерации (огневая подготовка)

1

10

Общевоинские уставы – закон жизни
Вооруженных Сил Российской
Федерации

1

11

Военнослужащие и взаимоотношения
между ними (общевоинские уставы)

1

12

Воинская дисциплина, ее сущность и
значение

1

13

Строевые приѐмы и движение без
оружия (строевая подготовка)

1

14

Контрольная работа по теме «
Военная подготовка. Основы военных
знаний»

1

15

Основы безопасности
жизнедеятельности. Правила
поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

16

Основные опасности в быту.
Предупреждение бытовых отравлений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac8c2

17

Предупреждение бытовых травм

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac8c2

18

Безопасная эксплуатация бытовых
приборов и мест общего пользования

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacdf4

19

Пожарная безопасность в быту

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacf84

20

Предупреждение ситуаций

1

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

криминального характера
21

Безопасные действия при авариях на
коммунальных системах
жизнеобеспечения

1

22

Контрольная работа по теме
«Безопасность в быту»

1

23

Правила дорожного движения.
Безопасность пешехода

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ead68c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaefa0

24

Безопасность пассажира

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

25

Безопасность водителя

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaf946

26

Безопасные действия при дорожнотранспортных происшествиях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eafef0

27

Безопасность пассажиров на различных
видах транспорта

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eafd42

28

Первая помощь при чрезвычайных
ситуациях на транспорте

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0210

29

Основные опасности в общественных
местах

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb038c

30

Правила безопасного поведения при
посещении массовых мероприятий

1

31

Пожарная безопасность в
общественных местах

1

32

Годовая контрольная работа

1

33

Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и антиобщественного
характера

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

34

Безопасные действия в ситуациях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ead51a

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

криминогенного и антиобщественного
характера
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Правила безопасного поведения в
природной среде. Безопасные действия
при автономном существовании в
природной среде

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

2

Пожарная безопасность в природной
среде

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0efe

3

Безопасное поведение в горах

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0

4

Безопасное поведение на водоѐмах

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb1da4

5

Безопасные действия при наводнении,
цунами

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb209c

6

Контрольная работа по теме
«Безопасность в природной среде»

1

7

Безопасные действия при урагане,
смерче, грозе

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb222c

8

Безопасные действия при
землетрясении, извержении вулкана

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb23a8

9

Экология и еѐ значение для устойчивого
развития общества

1

10

Общие представления о здоровье

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb279a

11

Предупреждение и защита от
инфекционных заболеваний.
Профилактика неинфекционных
заболеваний

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb2c0e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb2d94

12

Психическое здоровье и

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3078

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

психологическое благополучие
13

Первая помощь при неотложных
состояниях

1

14

Контрольная работа по теме «Основы
медицинских знаний. Оказание первой
помощи»

1

15

Практикум для отработки практических
навыков первой помощи и
психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций

1

16

Практикум для отработки практических
навыков первой помощи и
психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций

1

17

Общение – основа социального
взаимодействия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8

18

Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb425c

19

Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb425c

20

Манипуляция и способы противостоять
ей

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb40ea

21

Современные увлечения. Их
возможности и риски

1

22

Контрольная работа по теме
«Безопасность в социуме»

1

23

Цифровая среда - ее возможности и
риски

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb350a
https://m.edsoo.ru/f5eb367c

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb4568

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

24

Вредоносные программы и приложения,
способы защиты от них

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb46da

25

Опасный и запрещенный контент:
способы распознавания и защиты

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb46da

26

Деструктивные течения в интернете, их
признаки, опасности

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb4842

27

Правила безопасного поведения в
цифровой среде

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb46da

28

Сущность понятий "терроризм" и
"экстремизм"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb46da

29

Основы общественно-государственной
системы противодействия экстремизму
и терроризму

1

30

Основы общественно-государственной
системы противодействия экстремизму
и терроризму

1

31

Опасности вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность, меры защиты

1

32

Годовая контрольная работа

1

33

Правила безопасного поведения при
угрозе и совершении террористического
акта

1

34

Правила безопасного поведения при
угрозе и совершении террористического
акта

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины. 8-9 классы»

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников, включѐнных в
федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы безопасности и
защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины. 8-9 классы»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».