Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

В контексте требований ФГОС программа развития универсальных учебных действий
направлена на формирование у обучающихся основ культуры учебно-исследовательской и
проектной деятельности, системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм ее организации для достижения практикоориентированных
результатов образования. Проектная и учебно-исследовательская деятельность
обладают общими чертами:
Цели и задачи - имеют конкретную практическую значимость.
Структура- анализ актуальности проекта или проводимого исследования; целеполагание,
формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям; планирование; проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ или исследования; презентация результатов.
Компетенция в сфере исследования, творческая активность и высокая мотивация
учащихся.
Интеллектуальное, личностное развитие, рост компетенций в выбранной для
исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и
самостоятельно работать, уяснение творческой и исследовательской работы.
Проектная
и
учебно-исследовательская
деятельность
имеют
различия:
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере.
Учебно-исследовательская деятельность принципиально отличается от научного
исследования тем, что не обладает несомненной научной новизной, как в «большой»
науке.
Главный результат исследовательской деятельности школьников – открытие знаний,
новых и личностно значимых для них самих.
Логика исследования: формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы,
последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений.
Проектная деятельность обучающихся - учебно-познавательная, творческая
деятельность, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленные на
достижение конкретного результата в виде продукта. Проект содержит предварительное
описание и детализацию конечного продукта, обладающего определенными свойствами, и
который необходим для конкретного использования. В основе работы над проектом
условно лежит пять этапов: проблема, проектирование (планирование), поиск
информации, продукт, презентация. Цель проектной деятельности – решение
определенных проблем или конкретных задач, возникающих в результате развития науки
или общества. Решить проблему - значит применить необходимые знания и умения из
различных областей жизни, получив реальный ощутимый результат. Выполнение проекта
начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Каждый проект
непременно включает в себя исследовательскую работу. Перед ее осуществлением

необходимо собрать исчерпывающую информацию, которая подлежит обработке и
осмыслению.
Условно все работы обучающихся можно разделить на: теоретические, теоретические с
элементами прогноза, проектные, творческие.
 «Теоретические исследовательские работы» связаны чаще всего с серьезными
исследованиями в области заявленной проблемы, историографическим анализом,
изучением широкого спектра литературы, глубоким научным обобщением и выводами,
строго подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или
полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Главным результатом
такой работы является интеллектуальный творческий продукт, устанавливающий ту или
иную истину в результате процедуры исследования.
 «Теоретические работы с элементами прогноза» ближе по своему содержанию к
теоретическим исследованиям, но обязательно содержат практические рекомендации,
предложенные учащимися.
 «Проектные работы» решают реальную практическую задачу. Проект всегда
ориентирован на практику. Ученик, реализующий тот или иной проект, не просто ищет
нечто новое, он решает реальную, ставшую перед ним проблему. В проектных работах
основная часть представлена непосредственно проектом (теоретическая часть
исследования может быть меньше по объему, чем практическая, проектная). Проект (от
лат. projectus – брошенный вперед) – замысел, план.
 «Практико-ориентированные» (прикладные) проекты (ориентированы на действия по
решению социально значимых проблем и интересов самих участников, получение
практических результатов и возможных способов их внедрения в практику).
 «Социальные проекты» (ориентированы на исследование социальной и
личностнозначимой проблемы с последующей разработкой решения и реализацией
результата исследования на практике;
 «Творческие проекты» (результатом таких проектов является проектируемый продукт в
виде материального объекта, изделия, макета, газеты, фильма, выставки, викторины,
спектакля, экскурсии, экспедиции, праздника и т.п.).
 «Инновационные проекты» (в т.ч., исследования и разработки по робототехнике,
электронике и нано-технологиям.
 «Инженерно-конструкторские проекты» (ориентированы на решение изобретательских и
рационализаторских задач, результатом которых является создание конечного (возможно
на стадии разработки) инженерноконструкторского продукта. В практике
исследовательской и проектной деятельности основное внимание учащихся привлекают
комплексные работы, содержащие элементы как учебнонаучного исследования, так и
элементы
проекта
(творческого,
практикоориентированного,
социального,
инновационного и т.д.). В связи с этим работы школьников носят общее название
«исследовательский проект».

АЛГОРИТМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Древнегреческое слово «problem» переводится как задача, «преграда», «трудность».
Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны.
Проблема определяет стратегию и цель исследования, направление научного поиска.
Обязательное требование к любой работе - обоснование актуальности исследования,
соответствие запросами времени. Желательно кратко осветить причины, по которым
изучение этой темы стало необходимым. Несомненным показателем актуальности
является наличие проблемы в данной области исследования. Обращаясь к той или иной
проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут
дать ответ результаты его работы. Раскрывая проблему, необходимо описать, какие
положительные изменения произойдут в жизни после того, как проект будет успешно
завершен.
Актуальность (от позднелатинского «actualis» – фактически существующий, настоящий,
современный, важный, значительный для настоящего времени) это соответствие
запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к
окружающей действительности. Проект должен быть социально значимым и решать
проблемы того социума, в котором ученик пребывает (друзей, класса, школы, города и
т.д.). Раскрывая проблему, необходимо описать, какие положительные изменения
произойдут в жизни после того, как проект будет успешно завершен.
Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Конечный
результат проекта должен быть новым, ранее неизвестным, но может не быть полностью
уникальным. В результате проектно-исследовательской деятельности должно быть
открытие для учащегося, «новое» лично для него. Цель исследовательской деятельности
обычно формулируется кратко, одним предложением. При формировании цели могут
использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить»,
«уточнить», «создать».
Ошибки:
 отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе
проектной деятельности;
 цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;
 цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;
 не явная логическая цепочка « проблемная ситуация-цель-новое знание или новый
продукт».
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.
От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. Выбор
темы для многих является весьма трудным этапом. Тема – это своего рода визитная

карточка исследователя. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные
темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного
исследования школьника.
При выборе темы работы необходимо учитывать следующее:
1. Интерес автора к той или иной проблеме не только на данный, текущий момент.
Реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.
2. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.
3. Исследование должно содержать элементы новизны, быть ориентировано на поисковое
творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.
4. Формулировка темы должна ориентировать
исследование по достаточно узкому вопросу.

учащегося

на

самостоятельное

5. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов
содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее
расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
ОШИБКИ:
 не актуальная и не отражающая запрос социума тема;
 не отражает интересы обучающегося.
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ.
Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может
приступать к выработке гипотезы (в некоторых творческих, социальных,
информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть).
Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение». При
формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…,
то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание
исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных
связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку.
Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное
предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного
количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется,
видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
ОШИБКИ:
 гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;
 не содержит предположение;
 не соответствует фактам по теме исследования.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений
сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Задачи
должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Задачи –
тактика исследования, выбор путей и средств, конкретных шагов для достижения цели.
Задачи содержат информацию о том, что, когда исследователь собирается предпринимать,
а так же, как можно измерить результаты. Задачи лучше всего формулировать в виде
утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление
задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их
количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При
формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать»,
«выявить», «определить» и др.
ОШИБКИ:
 формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;
 количество задач более 5-ти;
 нарушена логическая последовательность задач.
СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ.
Исследуя определенную тему, учащиеся должны изучить по возможности спектр
литературы (двух-трех книг недостаточно для подготовки качественной работы). В
первую очередь следует ознакомиться с традиционными учебниками по соответствующей
теме работы дисциплине. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В
конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что
может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме.
Литература научная (доступная для понимания младшими школьниками), справочная,
документальная, материалы периодической печати, сеть Интернет и другие источники –
это необходимый базовый теоретический материал для создания базы данных. Для
составления необходимого списка литературы и дальнейшего знакомства с ней нужно
обратиться к справочно-библиографическим указателям в школьной, районной, городской
библиотеке. Оформление библиографического аппарата должно соответствовать
необходимым
требованиям.
Для
правильного
оформления
используйте
библиографические данные, публикуемые на второй (или последней) странице любого
издания. Для научного издания (автор, название, город, издательство, год издания,
количество страниц в книге). Для статьи из журнала (автор, название статьи, название
журнала, год издания, номер страницы, на которой публикуется статьи). Для статьи из
газеты (автор, название статьи, название газеты, год издания, дата). Для статьи из
сборника статей (автор, название статьи, название сборника, город, издательство, год
издания, страницы на которых публикуется статья).
ОШИБКИ:
 собранный теоретический материал объемный и не находит отражение в практической
части;

 собранный материал слишком «узкий» и не позволяет делать выводов, проводить
исследования и производить «продукты», представленные в практической части.
 Не достаточное умение анализировать и структурировать материал в теоретической
части;
 Логика изложения материала не отвечает обозначенной цели.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методы - это приемы и способы, которыми пользуются исследователь для достижения
цели исследования. Подробное описание методов должно присутствовать в тексте работы.
Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства
справедливости выдвинутой гипотезы. Методы научного познания традиционно делятся
на общие и специальные. Общие методы – анализ, наблюдение, измерение, сравнение,
эксперимент, моделирование и др. Специальные методы применяются для решения
специальных проблем конкретных наук. Например: в гуманитарных науках в качестве
методов исследования активно применяются тестирование, анкетирование, беседы,
интервью, документального историзма и т.д. Как правило, применение специальных
методов требует от исследователя значительной специальной подготовленности. К общим
методам относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические
методы.
1) Теоретические методы: Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем
разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой
соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не
изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и
синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной
литературы по теории вопроса.
2) Эмпирические методы: a) наблюдение представляет собой активный познавательный
процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную
деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны
приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это
предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о
свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. b) сравнение –
один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все
познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и
явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию
закономерностей и законов окружающего нас мира. c) эксперимент – предполагает
вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или
воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их
изучения.
3) Математические методы. a) статистические методы; b) метод визуализации данных
(функции, графики и т.д.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. Для
овладения основными методами, которые будут применены в исследовании, необходимо
пройти подготовку. Подготовка к проведению может проходить в форме индивидуальных
занятий. Этот этап предшествует, собственно, практической работе и являются его
необходимой предпосылкой.
ОШИБКИ:
 методы использованы не уместно и не в полном объеме
 нарушены качественные и количественные показатели результатов
ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Желательно составить рабочий план последовательности проведения исследования,
включающий действия по подготовке и проведению экспериментов и др. В рабочем плане
необходимо указать цель планируемых экспериментов и других действий; перечислить
необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В
рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических
действий, этап их проверки.
Первый блок рабочего плана – содержание теоретической работы учащихся,
формирование понятийного аппарата, определение целей и задач, гипотезы (не всегда)
выбор методов исследования.
Во втором блоке – описывается, собственно, экспериментальная часть работы.
Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, которая и определяет ее
специфику. В творческих проектах определяются технология реализации проекта в
материале, выполнение эскизов, технических рисунков, разрабатываются технологические
карты, где описывается последовательность выполнения работы и т.д.. Вслед за
проведением
эксперимента,
технологического
этапа
работы
необходимо
проанализировать полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить
выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным
целям.
Третий блок – оформление результатов исследования включает в себя систематизацию
полученных данных в виде таблиц, графиков или рисунков, иллюстраций.
Выводы по практической части представляют основную ценность работы. Необходимо
отметить новизну результатов, полученных впервые (если таковые есть).
Заключение должно содержать краткий общий обзор решения проблемы и достижения
поставленной цели. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная
гипотеза оказалась несостоятельной. В заключении по порядку выполнения задач,
излагаются результаты исследовательского проекта. В заключении необходимо отметить
наиболее интересные и наиболее сложные этапы работы над проектом. Заключение
должно содержать предложения по практическому использованию результатов
(практические рекомендации) и перспективы дальнейших исследований.

ОШИБКИ:
 Малая актуальность полученных результатов (за исключением получения нового
знания);
 Узкое применение результатов проектно-исследовательской деятельности;
 Отсутствие описания возникших трудностей в ходе работы над проектом.
 Результаты не в полной мере соответствуют заявленной проблеме, выбранной теме и
поставленной цели.
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Рассмотрим
правила
оформления
научноисследовательской работы.

основных

структурных

элементов

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по
определенным правилам.
В верхнем поле указывается:  Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области.  Управление образования Администрации города Нижний Тагил.
 Образовательное учреждение № ___.
В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и
само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.
Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество
исполнителя, класс в котором он учится.
После этих данных сведения о руководителе: ФИО полностью, место работы, должность.
В нижнем поле указывается город, год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы,
параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает
страницы, с которых они начинаются.
Например:
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Страницы
Введение 2
Глава 1 4
1.1

8

1.2

11

Глава 2

16

2.1

20

2.2

23

9 Заключение

25

Список литературы

27

Приложения
Приложение 1

28

Приложение 2

30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта,
так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в
целом. Введение должно включать в себя: объект, предмет, актуальность проблемы
исследования, цель, задачи, гипотезу (не всегда), методы исследования, этапы
исследования, практическую значимость проекта. Объем введения по отношению ко всей
работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.
Основная часть работы может содержать 2-3 главы.
Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование
темы исследования. Обзор литературы по проблеме – часть работы, представляющая
теоретическую основу исследовательского проекта. В этой части приводятся все сведения,
которые удалось собрать учащемуся по изучаемой теме. Это могут быть учебники,
монографии, статьи из научно-популярных и специальных научных журналов, а также из
Интернета. Описывая научные сведения, учащийся должен обязательно сделать ссылки на
издания. В этой части могут быть размещены рисунки и таблицы с указанием их автора.
Объем этой части до 10 страниц.
Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по
теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб
проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать
актуальность и оригинальность работы учащегося.
Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется
учащийся для достижения цели исследовательского проекта. Практическая часть должна
содержать данные, которые, учащийся сам получил в ходе наблюдения или исследования.
Эти данные должны быть систематизированы в виде таблиц, графиков или рисунков и
проанализированы на предмет выявления закономерности или тенденций. Поощряется
проведение статистической обработки собранных данных простыми и специальными
методами. Целесообразно привести иллюстрированный материал.
Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы. Главное
требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным,
полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к
заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении
формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются
рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы
дальнейших исследований.
Библиографический список по изученной теме литературы, интернет сайтов должен быть
представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе
учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ
группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе
источники.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное
(обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно
размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии
документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, 0
графики, карты, таблицы и др. В оглавлении приложение оформляется в виде
самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста. Каждое
приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем
углу.
Примечания – особая часть основного текста. Примечания содержат разъяснения,
уточнения, дополнения:  определение терминов или устаревших слов;  справочная
информация о лицах, событиях, произведениях;  перевод иностранных слов и
предложений;  пояснение основного текста. Примечания помещаются в основной текст в
виде сноски (подстрочно), в круглых скобках после слова, текста, после параграфов или
глав.
Иллюстрации, рисунки, таблицы к исследовательской работе размещаются в целях
придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Лучше их
располагать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Все изображения
должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют их содержание.
Цитаты в тексте работы обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату
следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое
рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. Цитаты можно привлекать и для
иллюстрации собственных суждений. Исследователь должен быть крайне аккуратен в
цитировании, и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно
искаженная, подогнанная под цель исследования цитата не украшает его работу и не
прибавляет ей значимости.
Удачное изложение и грамотный литературный язык являются немалым достоинством
работы. Текст исследования должен иметь форму рассуждения, особенностями которого
являются четкость, ясность, последовательность. Не следует употреблять слишком
пространные, а так же чрезмерно краткие фразы. Не рекомендуется вести изложение от
первого лица единственного числа: «я написал», «я доказал», «я считаю» и т.д.
Корректнее употреблять местоимение «мы», но лучше всего использовать выражения: «на

наш взгляд», «представляется, что»,
исследования подтвердили» … и др.

«можно

утверждать,

что»,

«проведенные

В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов,
которые делают ее более привлекательной для читателя.
Общие правила оформления текста исследовательской работы
 Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 25 страниц и не
более 30 (не считая приложения).
 Текст печатается на одной стороне страницы.
 Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата
А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.
 Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены
полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем
страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре
страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу.
 При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения,
заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый
номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль
сформулирована.
 Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц
работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом
верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.
 Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки.
Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
 Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;
 Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;
 Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует
требованиям.
Написанный проект обязательно рецензируется. Рецензию пишет учитель или специалист,
который не участвовал в руководстве работой учащегося. Рецензия заверяется печатью
организации, где работает рецензент. Руководитель школьного проекта пишет отзыв на
работу ученика.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.
С оформленным проектом учащийся допускается к публичному выступлению.
Выступление учащегося может проходить на научно-практической конференции школы,
города, области. Искусно подготовленный доклад по защите написанной работы

гарантирует успех и повышает шансы выступающего на хорошую оценку. Необходимо
тщательнотщательно подготовиться к процедуре публичной защиты.
тщательно подготовиться к защите.
Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут.
Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить
не следует.
Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.
Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное
представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией.
Доклад можно разделить на 3 части.
I часть. − Обоснование выбора темы, ее актуальность.
− Описание научной проблемы, способов работы над ней.
− Постановка цели и формулировка задач.
II часть. Самая большая часть по объему.
− Предоставление краткого содержания глав.
− Круг использованных источников и научных подходов к проблеме.
− Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенных
версий, новые подходы к решению проблемы).
− Изложение основных собственных результатов проведенного исследования. −
Использование заранее подготовленных таблиц, схем, чертежей, графиков, видеороликов,
слайдов, видеофильмов.
III часть.
− Кульминация выступления.
− Основные выводы по результатам исследования.
− Предложения по практическому
исследованной проблемы.

использованию

результатов,

пути

решения

− Перспективы дальнейших исследований.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ВЫСТУПАЮЩИМ НА ОТКРЫТОЙ ЗАЩИТЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.
Целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения (кратко
сформулированные основные положения): изложение существа проблемы, цели, задачи


работы, мнения ученых, собственные выводы, общие результаты работы (достигнуты ли
цели и задачи).
 Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, засекая время (5-7 минут).
 В ходе самого выступления не следует читать по бумажке, чтобы не сложилось

впечатление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях.
 Необходимо помнить, что чем лучше оратор знает материал, тем увереннее он держится,

яснее и убедительнее выражает свои мысли в устной форме.
 Особое внимание обратить на речь, она должна быть грамматически точной,

убедительной.
Следует избегать: − злоупотребления иностранными словами, незнакомыми терминами; −
большого количества цитат, фактов; − наличия слов-паразитов («так сказать», «значит»,
«как бы» и др.); − преувеличенно громкой, эмоциональной, или, наоборот, скованной и
невнятной речи; − монотонности выступления, меняя темп и интонацию речи; −
искажения слова, его смысла или неверного ударения.
 Стараться использовать простые предложения, точные формулировки.
 Можно потренировать свою речь и умение выступать перед аудиторией, записывая себя

на аудио или видеокассету.
 Научиться четко, по существу, отвечать на вопросы по теме исследования.
 Не забывать – перед тем, как отвечать на заданный вопрос, принято благодарить его

автора.
 Подготовить заранее качественный иллюстративный материал – таблицы, карты,

рисунки и т.д.
 Обратить внимание на культуру оформления представленных материалов (самой

работы, наглядных
видеофильмы и др.).

материалов,

включая

мультимедиа

–

презентации,

газеты,

 Собственный внешний вид должен быть в меру демократичный и в меру

консервативный.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».