Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Поющее детство

МАОУ
Гимнази
я № 86

Подписано
цифровой
подписью: МАОУ
Гимназия № 86
Дата: 2022.11.15
15:49:29 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ОБСУЖДЕНА на заседании
педагогического совета
Протокол № 13
от 31.08.2022 № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Гимназии № 86
Т.В. Банникова
Приказ № 17/О от 31.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЮЩЕЕ ДЕСТВО»
Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Мерзлякова Елена Владимировна

г. Нижний Тагил
2022 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Поющее Детство»
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание
учебного плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график,
планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Материально-техническое обеспечение
2.6. Список литературы

календарно-тематическое

Пояснительная записка
Направленность программы– художественная.
Актуальность программы.
Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает
удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка
непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение
и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое
другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и
нравственности.
Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных
возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В
отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное
пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается
многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не
позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной
школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом,
эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе
голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского
музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков
своей

яркой

выразительностью,

«взрослыми»

аранжировками,

разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и
возможностью проявить свои креативные способности.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой
к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками эстрадного вокального искусства, самореализоваться
в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное
состояние, разработана программа «Поющее Детство». В певческой
деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении
современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении
опыта вокальной импровизации.

Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее
доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества,
поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам
коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального
искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же
входит в спектр педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе
обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого
потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои
возможности в различных творческих коллективах.
Основным

назначением

данной

образовательной

программы

является овладение специфической техникой вокального мастерства,
соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного
исполнительского искусства. Наряду с учебно-воспитательной работой в
вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертноисполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и
конкурсах вокального мастерства различных уровней.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 8 до 11 лет,
для детей, желающих обучаться по данной программе, имеющих
необходимый

уровень

развития

музыкальных

способностей,

удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат,
артистические задатки.
Срок реализации программы – 4 года. Общее количество часов –
136.
Учащиеся занимаются 1 раз в неделю по 1 академическому часу
продолжительностью 45 минут из расчѐта 34 часа в год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим
регулируется

нормами

СанПин

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
дополнительного образования детей»: занятия рекомендуется проводить 1
раз в неделю, по 45 мин. для детей с 8–11 лет. После каждого часа занятий

устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и проветривания
помещений
Объем и срок освоения программы
Блок занятий с младшими школьниками рассчитан на 4 года
обучения (136 часов в год). Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по
1часу.
Блок занятий учащихся основной школы, прошедших обучение по
программе «Поющее Детство», имеющих базовые знания и умения по
вокальному искусству рассчитан на 1 год обучения(34 часа в год). Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 45 минут
Набор учащихся в группу 1-го года обучения осуществляется на
основании результатов входной диагностики музыкальных и певческих
способностей

(прослушивание)

и

предварительного

индивидуального

собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей,
выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях.
Учебные группы могут формироваться не только по возрастному
принципу, но и по уровню развития музыкальных способностей и певческих
навыков. Дети, опережающие своих сверстников в музыкальном развитии,
переводятся в другую возрастную группу.
Дополнительный набор обучающихся на второй и третий годы
обучения осуществляется на основании результатов прослушивания, с
целью выявить индивидуальные особенности кандидата и определить его
творческий потенциал.
Наполняемость учебных групп:
1 год обучения – 10-12 человек,
2 год обучения – 10-12 человек.
3 год обучения – 10-12 человек.
4 год обучения -10-12 человек
Отличительной особенностью программы «Эстрадный вокал» является
то, что она позволяет развить музыкально-творческие способностей у детей
с любым уровнем вокальных данных через жанр эстрадного вокала в
условиях школьного учреждения. Основная идея, на которых базируется

программа – это создание такого образовательного пространства, в котором
существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на
раскрытие всех творческих сторон личности каждого учащегося. (Не бывает
не способных детей ,просто к каждому необходим особый подход).
Форма обучения. Очная.
Цель программы: создание необходимых условий для личностного развития
обучающихся, развития их творческих способностей через занятия эстрадным
вокалом.
Задачи программы:
Обучающие
расширять представления о вокальной музыке, еѐ языке, средствах
выразительности, жанрах;
формировать вокальные умения и навыки, использование голосовых
импровизаций;
дать представления о возможностях работы с фонограммой и
микрофоном;
формировать

навыки

выразительного

исполнения

эстрадных

произведений в ансамбле;
формировать культуру поведения на сцене.
Развивающие
развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство,
музыкально – слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость,
тембр;
наблюдательность;
формировать элементарные актѐрские навыки (мимика, жесты);
развивать способности к коллективной работе.
Воспитательные
формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный
вкус;

воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность,
организованность,

дисциплинированность

и

др.

Содержание программы
Особенности 1 года обучения
Особенностями 1-го года обучения являются формирование навыков
общения и работы в коллективе, развитие вокальных навыков, практическое
ознакомление с репертуаром ансамбля, развитие навыков эмоционального,
артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей
учащихся.
Задачи:
Обучающие
расширять представления о вокальной музыке, еѐ языке, средствах
выразительности, жанрах;
формировать вокальные умения и навыки, использование голосовых
импровизаций;
обучать вокально -техническим приѐмам эстрадного пения;
дать представления о возможностях работы с фонограммой и микрофоном;
формировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в
ансамбле;
формировать культуру поведения на сцене.
Развивающие
развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкально –
слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр;
развивать воображение, мышление, память, активное внимание,
наблюдательность;
формировать элементарные актѐрские навыки (мимика, жесты);
развивать способности к коллективной работе.
Воспитательные
формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству
эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус;
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность,
организованность, дисциплинированность и др.)
участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать
исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно)
и выразительно исполнять их.
Учебный план
1- й год обучения

1-й год обучения Раздел/Тема
№ п/п
Всего
Теория
Групповые занятия

Количество
часов

Формы
контроля
Практика

Прослушив
ание.
Входная
диагностик
а.
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
0,5
0,5
Дидактичес
кие игры.

Вводное
занятие

1

Виды
вокального
искусства
Эстрадный
вокал

1

1

0,5

0,5

3.1.

Певческая
установка

1

0,25

0,75

3.2.

Певческое
дыхание

1

0,25

0,75

3.3.

Звукообраз 1
ование

0,25

0,75

3.4.

Артикуляц
ия, дикция

0,25

1,75

1

2
2.1

2.2
3

2

4
4.1

4.2

4.3

Разучивани 12
е
произведен
ий
Строй
и 4
ансамбль
Работа
с 6
микрофоно
м
и

0,5

0,5

Дидактичес
кие игры.
Формирование певческих навыков

Освоение эстрадного
репертуара
2
10

0,5

3,5

1

5

Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
вокального
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Практическ
ая работа.
Наблюдени

4.4

фонограмм
ой
Сценическ 2
ое
мастерство
Итоговое
занятие
Итого:

5

2

е.
1

1

Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.

-

34

Учебно-тематический план
(1 год обучения)

№ занятия

Кол-во часов
Дата занятия Дата занятия Название
и
планируемая фактическая раздела
темы
1
Вводное занятие.
1
*Формирование певческих навыков
1
2
1
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
Виды вокального искусства
*Формирование певческих навыков
1
3
Формирование певческих навыков 1
Певческая установка.
*Формирование певческих навыков
1
4
Формирование певческих навыков. 1
Певческое дыхание.
*Формирование певческих навыков
1
5
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
1
Работа над произведениями
6
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
1
Работа над произведениями
7
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Строй и ансамбль

* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
8
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
9 Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений

1
1

1
1

* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
10
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
11
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
12
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Сценическое мастерство
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
13
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
14
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
15
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
16
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Сценическое мастерство
*Импровизация
17
Итоговое занятие
*Импровизация
18
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Сценическое мастерство
*Формирование певческих навыков
19
Музыкально-образовательные
беседы

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1

о вокальном искусстве
Эстрадный вокал
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
20
Формирование певческих навыков
Звукообразование
*Импровизация
21
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
22
Формирование певческих навыков
Дикция, артикуляция
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
23
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
24
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
25
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
*Импровизация
26
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
*Формирование певческих навыков
27
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Сценическое мастерство
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
28
Формирование певческих навыков
Дикция, артикуляция
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

29
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
30
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
31
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
32
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
33
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
34
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
*

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Содержание учебного плана
(1год обучения)
Вводное занятие.
Теория
Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на
интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение
целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении
на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
Практика Исполнение знакомых песен.
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. Виды вокального искусства
Теория Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный
вокал. Их различие.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Эстрадный вокал

Теория Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и
специфических приѐмов.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков
3.1. Певческая установка
Теория Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка.
Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение
корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание
Теория Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой

опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного
резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.
3.3. Звукообразование
Теория Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический)
Практика Вокальные упражнения-распевания:
пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках,
слогах;
упражнения на исполнение legato, non legato, staccato
работа над высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»;
упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио).
упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок
упражнения с использованием вокального приѐма «скэт»
3.4. Артикуляция, дикция
Теория Естественность и активность артикуляционного аппарата.
Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Разучивание произведений
Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над
сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами.
Работа над художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль
Теория Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.
Практика Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное
дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая
подтекстовка). Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над
дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим
ансамблем в пении эстрадных произведений.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные
проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка»
микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности
сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под

фонограмму «-1».
Практика Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже
полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и
микрофоном.
4.4. Сценическое мастерство
Теория Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя
Сценическое пространство
Владение собой, устранение волнения на сцене
Мимика (выражение лица, улыбка)
Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и
движений музыке и тексту.
Песенный образ
Практика
Сюжетно-ролевые игры
Мимический тренинг
Психологический тренинг
Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы,
координацию движений.
Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
5. Раздел: Итоговое занятие
Практика Исполнение эстрадных вокальных произведений на отчѐтных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников
2- й год обучения

Особенности 2 года обучения
На 2-м году обучения происходит закрепление вокальных навыков,
освоение двухголосия, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля,
активная концертная деятельность, работа с малыми ансамблями.
Задачи:
Обучающие
Расширять представления о вокальной музыке, различных направлениях
эстрадно-джазового вокала;
Совершенствовать вокальные умения и навыки через усложнение
репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций;
Совершенствовать вокально - технические приѐмы эстрадного пения;
совершенствовать навыки ансамблевого исполнения с включением элементов
двухголосия;
совершенствовать навыки исполнительского мастерства при работе со
звукоусиливающей аппаратурой.
Совершенствовать навыки выразительного исполнения эстрадных

произведений в ансамбле и соло, вносить в исполнение элементы
художественного творчества;
Совершенствовать сценическую культуру.
Развивающие
Продолжать развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство,
музыкально – слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
Развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и
регистровые возможности;
Совершенствовать навыки музыкально-художественного мышления и
исполнения;
Развивать чувство партнѐрства;
Развивать творческую активность детей;
Совершенствовать актѐрские навыки;
Развивать артистическую смелость, умение держаться на сцене,
исполнительскую культуру;
Совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе;
Воспитательные
Продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный
вкус;
Воспитывать выдержку, умение подчинить свою индивидуальность
требованиям коллектива;
Формировать трудовые навыки, волевые качества;
Формировать качества, способствующие самоутверждению личности:
самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности и самовыражения.
Учебный план
2-й год обучения Раздел/Тема
№ п/п
Всего
Теория
Групповые занятия
1
1
Вводное
занятие

2
2.1

Направлен 1
ия
современно
й
вокальной

Формы контроля

Количество
часов

Практика
Прослушив
ание.
Входная
диагностик
а.
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
0,5
0,5
Наблюдени
е.
0,5

0,5

2.2

3
3.1.
3.2.

музыки.
Авторы и 1
исполнител
и
современн
ых
вокальных
произведен
ий.
Певческая
установка
Певческое
дыхание

1
1

3.3.

Звукообраз 1
ование

3.4.

Артикуляц
ия, дикция

1

4
4.1

Разучивани 12
е
произведен
ий

4.2

Строй
и 4
ансамбль

4.3

Работа
с 4
микрофоно
м
и
фонограмм
ой

0,5

0,5

Наблюдени
е.

Формирование певческих навыков
0,25
0,75
Практическ
ая работа.
0,25
0,75
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
0,25
0,75
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
0,25
0,75
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
Освоение эстрадного вокального
репертуара
2
10
Практическ
ая работа.
Творческая
работа.
Наблюдени
е.
0,5
3,5
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
1
3
Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.

5.
5.1

Сценическ
ая
импровиза
ция

2

5.2

Сценическ
ий образ

3

5

Итоговое
занятие

2

Итого:

34 часа

Сценическое мастерство
0,5
1,5
Практическ
ая
и
творческая
работа.
Наблюдени
е.
0,5
2,5
Практическ
ая
и
творческая
работа.
Наблюдени
е.
2
Отчѐтный
концерт:
прослушив
ание,
наблюдени
е.
Промежуто
чная

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ занятия

Дата занятия Дата занятия Название
планируемая фактическая раздела и темы
1
Вводное занятие
*Формирование певческих навыков
2
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
Направления современной вокальной
музыки.
*Формирование певческих навыков
3
Формирование певческих навыков
Певческая установка.
*Формирование певческих навыков
4
Формирование певческих навыков
Певческое дыхание
*Формирование певческих навыков
5
Формирование певческих навыков
Звукообразование
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
6
Формирование певческих навыков
Артикуляция, дикция
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
7
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
8
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
9
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
10
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1

Работа над произведениями
11
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
12
Сценическое мастерство
Сценическая импровизация
*Импровизация
13
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
14
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
15
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
16
Сценическое мастерство
Сценический образ
*Импровизация
17
Итоговое занятие
*Импровизация
18
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
Авторы и исполнители современных
вокальных произведений.
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
19
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
20
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара

1

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

Работа над произведениями
21
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
22
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
23
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
24
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
* Освоение эстрадного вокального
репертуара
Сценическое мастерство
25
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
*Импровизация
26
Сценическое мастерство
Сценическая импровизация
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
27
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
28
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
29
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
*Импровизация

1

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1

1

Сценическое мастерство
Сценический образ
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
31
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
32
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Разучивание произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
33
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
30

1
1
1

1
1

1
1

1

Содержание учебного плана
(2год обучения)
1. Раздел: Вводное занятие.
Теория Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный
год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление
знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. Направления современной вокальной музыки.
Теория Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового вокала:
популярная музыка (поп), рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Авторы и исполнители современных вокальных произведений.
Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и
зарубежной эстрады.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков

3.1. Певческая установка
Теория Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки.
Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение
корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание
Теория Приѐмы дыхания в произведениях разного характера.
Практика Дыхательная гимнастика с чѐтким контролем правильного
певческого дыхания. Вокально-дыхательные упражнения. Использование
техники певческого дыхания при работе с репертуаром
3.3. Звукообразование
Теория Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений о
голосовом аппарате и звукообразовании.
Практика
Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота
интонации.
Упражнения для расширения звукового и динамического диапазона
Пение элементарных двухголосных и трѐхголосных упражнений, канонов
Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной
ритмической фигурации.
Работа над элементами эстрадного пения
3.4. Артикуляция, дикция
Теория Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в
словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и
пантомимой.
Практика Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для
артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4. 1. Разучивание произведений Теория Краткие, лаконичные сведения о
разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании,
авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и
поэтического текста.
Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над
сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами.
Работа над художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль
Теория Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в
двухголосном изложении.
Практика
Совершенствование
единообразных
приѐмов
пения
(одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных,

единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений, интервалов.
Упражнения на совершенствование динамического, ритмического,
дикционного и тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством
исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь
между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между
микрофоном и ртом. Использование микрофона при активном сценическом
движении.
Практика Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже
полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и
микрофоном.
5. Раздел: Сценическое мастерство
5.1. Сценическая импровизация
Теория Образное раскрытие сущности сценической импровизации.
Практика
Практика развития сценической свободы
Подготовка сценических номеров
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию.
5.2. Сценический образ.
Теория Поиск собственного сценического образа
Практика
Создание собственного сценического стиля
Подготовка сценических номеров
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику
6. Раздел: Итоговое занятие
Практика Исполнение эстрадного вокального репертуара на отчѐтных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников
Учебный план
3- й год обучения

3-й год обучения Раздел/Тема
№ п/п
Всего
Теория
Групповые занятия
1
1
Вводное
занятие

2
2.1

История

1

Количество
часов

Формы
контроля
Практика

Прослушив
ание.
Входная
диагностик
а.
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
0,75
0,25
Наблюдени
0,5

0,5

2.2

эстрады и
джаза
Знамениты 1
е имена

3
3.1.

Навыки
эстрадного
вокала

4

4
4.1

4.2

5.
5.1

5

3
Анализ
вокальных
произведен
ий
Работа над 18
песней

Совершенс 4
твование
сценически
х навыков
2
Итоговое
занятие

Итого:

34

Учебно -тематический план

е.
0,75

0,25

Совершенствование
навыков
1
3

Освоение эстрадного
репертуара
1
2

Наблюдени
е.
вокальных
Практическ
ая
и
творческая
работа.
Наблюдени
е.
вокального

Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
1
17
Творческая
работа.
Наблюдени
е.
Исполнительское мастерство
1
3
Творческая
работа.
Наблюдени
е.
2
Отчѐтный
концерт:
прослушив
ание,
наблюдени
е.
Промежуто
чная
диагностик
а. Итоговая

(3 год обучения)
№ занятия

Дата занятия Дата занятия Название
и
планируемая фактическая раздела
темы
1
Вводное занятие
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
2
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
История эстрады и джаза
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
3
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
4
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
5
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
6
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
7
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
8* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
9
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.

Коли-во
часов
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1

Работа над песней.
10

Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
1
Работа над песней.
11
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
1
Работа над песней.
12
1
Исполнительское мастерство
Совершенствование
сценических
навыков
*Исполнительское мастерство
1
Совершенствование сценических навыков
13
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
1
Работа над песней.
14
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
15
Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
16
Исполнительское мастерство
1
Совершенствование
сценических
навыков
*Исполнительское мастерство
1
Совершенствование сценических
навыков
17
Итоговое занятие
*Импровизация
18

1
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве

1

Знаменитые имена
вокальных 1

*Совершенствование
навыков
Навыки эстрадного вокала
19
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
*Совершенствование
вокальных 1
навыков
Навыки эстрадного вокала
20
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
21
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
22
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
23
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
24
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
25
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1

1

1

1

1

1

1

1

репертуара.
Работа над песней.
26

Исполнительское мастерство
Совершенствование
сценических
навыков
*Исполнительское мастерство
1
Совершенствование сценических
навыков
27
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
*Импровизация
1
28
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
29
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
30
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара.
Работа над песней.
31
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
*Импровизация
1
32
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального 1
репертуара
Работа над песней.
33
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального 1

1

1

1

1

1

1

1

1

репертуара.
Работа над песней.
34

Освоение эстрадного
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
3-й год обучения
Особенности 3 года обучения

вокального 1

На 3-м году обучения программа предусматривает закрепление
динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки
должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного
содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Задачи
Обучающие
совершенствовать
представления
о
популярной
музыке,
учить
ориентироваться в еѐ различных стилях и жанрах;
обучать самостоятельному анализу эстрадных вокальных произведений;
совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения;
познакомить с основными правилами коллективной импровизации;
формировать навыки самостоятельной работы с ТСО;
совершенствовать
навыки
выразительного
исполнения
эстрадных
произведений в ансамбле и соло;
совершенствовать навыки сценического мастерства.
Развивающие
совершенствовать голосовой аппарат;
продолжать развивать тембр, силу, гибкость и диапазон голоса;
развивать полнозвучную речь, свободный эластичный речевой аппарат;
развивать навыки сравнения, анализа и синтеза;
продолжать развивать чувство партнѐрства;
формировать навыки коллективного творчества;
совершенствовать актѐрские навыки;
развивать артистическую смелость, сценическую культуру, сценическое
обаяние;
совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные
продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный
вкус;
воспитывать личность музыканта, способного к взаимопониманию,
взаимоуважению, умению подчиняться законам коллективного творчества и
строгим правилам дисциплины.
воспитывать стремление к самосовершенствованию, понимание и уважение
традиций народов мира.
Совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе;
Групповые занятия.
1. Раздел: Вводное занятие.

Теория Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный
год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление
знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. История эстрады и джаза
Теория Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадно-джазовой
культуры.
Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений
профессиональных артистов и различных ансамблей.
2.2. Знаменитые имена
Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой
культуры.
Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений
профессиональных артистов и различных ансамблей.
3. Раздел: Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Навыки эстрадного вокала.
Совершенствование вокально-технических навыков, специальных приѐмов,
характерных именно для эстрады.
Теория Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой
установки,
теоретических
сведений
о
голосовом
аппарате
и
звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и
мутационный периоды.
Практика Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков:
Дыхательная гимнастика. Упражнения на выработку правильного дыхания
при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены
дыхания.
Равномерное
расходование
дыхания
при
исполнении
продолжительных мелодических построений.
Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента – Синкопа.
Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио).
Упражнения для формирования уверенного пения в различных музыкальных
штрихах.
Упражнения и попевки на совершенствование динамического, ритмического,
дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм, гармонических
упражнений, интервалов и аккордов.
Работа над элементами эстрадного пения

4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Анализ вокальных произведений.
Теория Понятие: анализ вокального произведения.
Практика Разбор и проработка исполняемых вокальных произведений:
определение жанра, формы, характера песни, ритмической основы, строения
мелодии, интервального соотношения голосов, кульминации песни,
особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и
исполнительских средств и др.
4.2. Работа над песней.
Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
их содержании, авторах. Анализ поэтического и музыкального текста.
Практика Показ – исполнение или показ произведения в записи.
Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям
и на слух. Работа над технической стороной и художественным образом.
Использование магнитофонной записи для анализа. Навык исполнения
выученного произведения в сопровождении фортепиано или фонограммы (1). Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация
исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до
концертного уровня
5. Раздел: Исполнительское мастерство.
5.1. Совершенствование сценических навыков.
Теория. Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной
обстановке.
Практика.
Продолжение работы по овладению сценическим мастерством.
Практика развития сценической свободы.
Просмотр и анализ выступлений вокалистов.
Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за
счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства.
Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение.
Совершенствование собственного сценического стиля.
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
6.Раздел: Итоговое занятие.
Практика Исполнение программных эстрадных произведений на отчѐтных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников
Совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе;
Воспитательные
Продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный
вкус;
Воспитывать выдержку, умение подчинить свою индивидуальность
требованиям коллектива;

Формировать трудовые навыки, волевые качества;
Формировать качества, способствующие самоутверждению личности:
самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности и самовыражения.
Учебный план
4- й год обучения

4-й год обучения Раздел/Тема
№ п/п
Всего
Теория
Групповые занятия
1
1
Вводное
занятие

2
2.1

2.2

1
История
эстрады и
джаза
Знамениты 1
е имена

3
3.1.

Навыки
эстрадного
вокала

4

4
4.1

4.2

5.
5.1

3
Анализ
вокальных
произведен
ий
Работа над 18
песней

Совершенс 4
твование
сценически
х навыков

Количество
часов

Формы
контроля
Практика

Прослушив
ание.
Входная
диагностик
а.
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
0,75
0,25
Наблюдени
е.
0,5

0,5

0,75

0,25

Совершенствование
навыков
1
3

Освоение эстрадного
репертуара
1
2

Наблюдени
е.
вокальных
Практическ
ая
и
творческая
работа.
Наблюдени
е.
вокального

Практическ
ая работа.
Наблюдени
е.
1
17
Творческая
работа.
Наблюдени
е.
Исполнительское мастерство
1
3
Творческая
работа.
Наблюдени
е.

5

Итоговое
занятие

2

Итого:

34

Календарно-тематический план

-

2

Отчѐтный
концерт:
прослушив
ание,
наблюдени
е.
Промежуто
чная
диагностик
а.

(4 год обучения)
№ занятия

Дата занятия Дата занятия Название
и
планируемая фактическая раздела
темы
1
Вводное занятие
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
2
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
История эстрады и джаза
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
3
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
4
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
5
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
6
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
7
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
8

Коли-во
часов
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара
Работа над
песней.

* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
9
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
10
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
11
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
12
Исполнительское мастерство
Совершенствование
сценических
навыков
*Исполнительское мастерство
Совершенствование сценических навыков
13
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
14
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
15
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
16
Исполнительское мастерство
Совершенствование
сценических
навыков
*Исполнительское мастерство
Совершенствование сценических навыков
17

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
Итоговое
занятие

*Импровизация
18

Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
Знаменитые имена
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
19
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
*Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала
20
Совершенствование
вокальных
навыков
Навыки эстрадного вокала
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней.
21
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
22
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
23
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней.
24
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
25
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
26
Исполнительское мастерство
Совершенствование
сценических

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

навыков
*Исполнительское мастерство
Совершенствование сценических навыков
27
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
*Импровизация
28
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
29
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней.
30
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
31
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Работа над песней.
*Импровизация
32
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Анализ вокальных произведений
* Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней.
33
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.
34 Итоговое занятие
Освоение эстрадного вокального
репертуара.
Работа над песней.
* Освоение эстрадного вокального репертуара.
Работа над песней.

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

4-й год обучения
Особенности 4 года обучения
На

4-м

году

обучения

программа

предусматривает

закрепление

динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки
должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного
содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Задачи
Обучающие
совершенствовать
представления
о
популярной
музыке,
учить
ориентироваться в еѐ различных стилях и жанрах;
обучать самостоятельному анализу эстрадных вокальных произведений;
совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения;
познакомить с основными правилами коллективной импровизации;
формировать навыки самостоятельной работы с ТСО;
совершенствовать
навыки
выразительного
исполнения
эстрадных
произведений в ансамбле и соло;
совершенствовать навыки сценического мастерства.
Развивающие
совершенствовать голосовой аппарат;
продолжать развивать тембр, силу, гибкость и диапазон голоса;
развивать полнозвучную речь, свободный эластичный речевой аппарат;
развивать навыки сравнения, анализа и синтеза;
продолжать развивать чувство партнѐрства;
формировать навыки коллективного творчества;
совершенствовать актѐрские навыки;
развивать артистическую смелость, сценическую культуру, сценическое
обаяние;

совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные
продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный
вкус;
воспитывать личность музыканта, способного к взаимопониманию,
взаимоуважению, умению подчиняться законам коллективного творчества и
строгим правилам дисциплины.
воспитывать стремление к самосовершенствованию, понимание и уважение
традиций народов мира.
Групповые занятия.
1. Раздел: Вводное занятие.
Теория Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный
год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление
знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. История эстрады и джаза
Теория Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадно-джазовой
культуры.
Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений
профессиональных артистов и различных ансамблей.
2.2. Знаменитые имена
Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой
культуры.
Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений
профессиональных артистов и различных ансамблей.
3. Раздел: Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Навыки эстрадного вокала.
Совершенствование вокально-технических навыков, специальных приѐмов,
характерных именно для эстрады.
Теория Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой
установки,
теоретических
сведений
о
голосовом
аппарате
и
звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и
мутационный периоды.
Практика Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков:
Дыхательная гимнастика. Упражнения на выработку правильного дыхания
при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены

дыхания.
Равномерное
расходование
дыхания
при
исполнении
продолжительных мелодических построений.
Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента – Синкопа.
Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио).
Упражнения для формирования уверенного пения в различных музыкальных
штрихах.
Упражнения и попевки на совершенствование динамического, ритмического,
дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм, гармонических
упражнений, интервалов и аккордов.
Работа над элементами эстрадного пения
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Анализ вокальных произведений.
Теория Понятие: анализ вокального произведения.
Практика Разбор и проработка исполняемых вокальных произведений:
определение жанра, формы, характера песни, ритмической основы, строения
мелодии, интервального соотношения голосов, кульминации песни,
особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и
исполнительских средств и др.
4.2. Работа над песней.
Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
их содержании, авторах. Анализ поэтического и музыкального текста.
Практика Показ – исполнение или показ произведения в записи.
Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям
и на слух. Работа над технической стороной и художественным образом.
Использование магнитофонной записи для анализа. Навык исполнения
выученного произведения в сопровождении фортепиано или фонограммы (1). Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация
исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до
концертного уровня.
5. Раздел: Исполнительское мастерство.
5.1. Совершенствование сценических навыков.
Теория. Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной
обстановке.
Практика.
Продолжение работы по овладению сценическим мастерством.
Практика развития сценической свободы.
Просмотр и анализ выступлений вокалистов.
Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за
счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства.

Раскрытие индивидуальности через коллективное
исполнение.Совершенствование собственного
сценического стиля.
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
6. Раздел: Итоговое занятие.
Практика Исполнение программных эстрадных произведений на отчѐтных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе;
Воспитательные
Продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое
отношение к искусству эстрадного вокала, прививать художественный
и музыкальный вкус;
Воспитывать выдержку, умение подчинить свою индивидуальность
требованиям коллектива;
Формировать трудовые навыки, волевые качества;
Формировать качества, способствующие самоутверждению личности:
самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности и
самовыражения.
Планируемые результаты
Результативность программы обеспечивается комплексными занятиями по
вокалу: индивидуальными и групповыми
Результативность программы может быть обеспечена только при бережном
отношении к здоровью (здоровьесбережение) обучающихся. В творческом
объединении систематически проводится воспитательная работа по технике
безопасности в обращении с оборудованием, пожарной безопасности, правилам
дорожного движения, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, по санитарногигиеническим нормам и правилам, по правилам совместного общежития.
Программа даёт возможность:
-развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться
чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять
диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в
пении и многое другое;
-овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства:
научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться
актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию;
-обучиться работе с микрофоном под минусовую фонограмму: знать основные
правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике;
-преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и
повышению самооценки в процессе обучения;
-создать предпосылки для формирования внутренней мотивации к творческому
самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе,
стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих
возможностей и развитию целеустремлённости.
-расширить общий музыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения

познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных
композиторов.
Предметные:

знание основных вокальных терминов и понятий;

знание строения голосового аппарата;

умение правильно стоять и сидеть при пении (постановка корпуса);

приобретение первоначальных навыков работы с микрофоном;

умение петь под фонограмму караоке;

умение правильно дышать: спокойный, без напряжения вдох,
задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного
выдоха;

приобретение первоначальных навыков ансамблевого пения;

приобретение слухового осознания чистой интонации;

умение правильно формировать гласные в сочетании с согласными
звуками, четко произносить согласные звуки;

умение петь элементарные вокальные упражнения в медленном темпе с
использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды,
малая и большая терции, чистая октава;

знание основных вокальных терминов и понятий в соответствии с
содержанием
программы;

слуховое осознание чистой интонации;

умение работать с учебной фонограммой «минус»;

умение непринуждённо себя чувствовать на сцене;

приобретение навыка непринуждённого, раскрепощённого пения;

умение петь вокальные упражнения, мажорные и минорные гаммы,
трезвучия;

умение певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы
художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития
и кульминацию произведения;

умение работать в ансамбле;

формирование умения определять и передавать образ в исполнении;

формирование умения анализировать вокальные произведения,
определять: диапазон, высоту звуков, движение мелодии вверх и вниз;

умение работать с профессиональной фонограммой «минус»;

приобретение навыка дыхания, связанного с ощущением опоры;

умение самостоятельно работать с текстом произведения;

умение петь с микрофоном;

умение петь вокальные упражнения, включающие мажорные и
минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в
более быстром темпе, тесситурные скачки.

умение петь вибрато, на субтоне, фруллато, мелизмы и т.д.;

умение петь по нотам (элементарное сольфеджирование);

умение петь выразительно, артистично и интонационно чисто;

овладеть собственной манерой исполнения;

умение петь выразительно, артистично и интонационно чисто.
Личностные:

воспитание качеств личности, необходимых для успешного
позиционирования учащимся себя в коллективе единомышленников и за его
пределами;

формирование первоначального опыта достижения творческого
результата;



группах;

освоение социальных норм, правил поведения в различных социальных


усвоение правил индивидуального безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях;

формирование способности сделать мотивированный выбор вокального
искусства, как вида своей дальнейшей деятельности, углубление знаний в
предметной области;

формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и
первоначального опыта достижения творческого результата;

формирование ответственного отношения к учению на основе
мотивации;

формирование осознанного уважительного отношения к другому
человеку;

освоение социальных норм, правил поведения в группах взрослых и
ровесников;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях;

формирование основ российской гражданской идентичности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование бережного отношения к материальным и духовным
ценностям;

формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные:

развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для
деятельности информации;

развитие первоначальных практических вокальных навыков и качеств
личности; необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области;

формирование навыка самостоятельного целеполагания;

развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом;
развитие умений самостоятельно действовать, демонстрировать и воспроизводить
материал;

овладение умением выбирать способ решения, видеть и формулировать
проблему творческого поиска (исследования), составлять план ее решения;

овладение умением выдвигать гипотезу, подбирать информацию, делать
обобщения и выводы;

овладение умением соединять форму и замысел исследования,
формировать
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

овладение способностью слушать собеседника и вести диалог;
овладение действиями анализа, сравнения, синтеза, обобще

Календарный учебный график
Начало учебного года: 01.09.2022
Окончание учебного года: 31.08.2023
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2021
по 31.10.2021
с 08.11.2021
по 30.12.2021
с 10.01.2022
по 20.03.2022
с 28.03.2022
по 27.05.2022
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245
календарных дней)

Количество
учебных дней
50 учебных
дней
46 учебных
дней
58 учебных
дней
50 учебных
дней
34 недели (204
учебных дня)

Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10 по 30 мая.
Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория. Она предусматривает
теоретическую и практическую подготовку обучающихся в соответствии с требованиями
дополнительной общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году) обучения.

Оценочные материалы
Формами текущего контроля являются: контрольный урок по знанию
песенногоматериала,выступлениявконцертныхиконцертно-игровых
программах
школы.
Основными формами итогового контроля являются открытые занятия по
итогамгода, итоговый отчетный концерт объединения для родителей, фестивали и
конкурсыгородского, регионального и федерального уровня. Фестивали и конкурсы
позволяютсравнивать уровень подготовки учащихся с лучшими коллективами города,
области иРоссии, своевременно вносить коррективы в учебно-образовательный
процесс, а в случаеуспешного выступления получить признание и повысить
социальную значимость работыдетейипедагогов.
Мониторинг качества образования ежегодно определяется для каждого
обучающегосяв студии в начале и конце учебного года по следующим параметрам:
уровень обученности,уровень воспитанности, мотивация, коммуникативность,

творческая
активность.
Наосновании
данных
мониторинга
определяется
уровеньуспешности каждого обучающегося вконцеучебного года.
Методические материалы
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так
как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в
зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для
решения профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально- вокальные
упражнения и эстрадные песни.
Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и
развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений,
способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство
ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания
отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный
перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков,
может быть увеличено.
На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями,
различными по характеру и сложности, чѐтко представляя цели и задачи каждой из
них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и
содержанияпесни;
разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое
интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические
моменты);
работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские
задачи);
исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются такие
методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частично- поисковые,
стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ.
Например, объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий,
рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен
быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео

материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом
музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить
на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к
каким-либо
конкретным
произведением.
Они
способствуют
последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения
второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при
разучивании песен.
Планомерное
и
целенаправленное
применение
упражнений
способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и
выносливости.
Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск
исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания
художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности,
возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие
задания.
На занятиях используются следующие приѐмы:
Настройка на тональность перед началом пения;
Пение по «цепочке»;
Пение «про себя»;
Игровые приѐмы («Ритмическое эхо», «Парад звѐзд», «Эхо»,
«Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная
разминка» и др.);
Использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
Моделирование высоты звука движениями руки;
Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
Сочетание запевов солистов с группой;
Динамическое развитие;
Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
Устные диктанты;
Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра;
Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального
искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы
применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от
музыкального опыта детей.
Распределение учебного материала в программе довольно условно и
зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на

решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо
развивать у детей тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс
выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в
которых ребѐнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и
творческого комфорта.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса,
так как голоса учащихся в период обучения (3-тий год обучения) могут
находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового
созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно
и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во время пения
и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна –
от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного
периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В
этот период очень важно услышать начало мутации и при первых еѐ
признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса
детей и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные
упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая
особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона учащегося.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся
материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать
возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе
подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами:
идейной значимостью исполняемого произведения:
художественной ценностью;
воспитательным значением;
доступностью музыкального и литературного текста;
разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
логикой компоновки будущей концертной программы;
качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники.
Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная
программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято
танцевальными движениями или актѐрской игрой.
Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и
техническому росту ребенка, а так же определит его творческое лицо,
позволит верно, решать воспитательные задачи
Материально – техническое обеспечение
Хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
музыкальный центр - 1 шт.;
пианино или синтезатор - 1 шт.;
ученическая доска - 1 шт.;

микрофоны - 4 шт.;
стойки для микрофонов - 4 шт.;
микшерский пульт - 1 шт.;
усилитель – 1шт.;
колонки – 2 шт.;
компьютер – 1шт.;
Зеркало – 1 шт.;
Детские стулья – 15шт.;
СD - диски – 10 шт.;
Концертные костюмы, реквизит
Список литературы
Для педагога:
Информационные источники
Список литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс,
2007.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:
Лань, 1997.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение,
2006.
9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество - М.: Академия, 2004.
20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.

21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития,
2002.
22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры
для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI,
2005.
23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007.
24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских
хоровых студий и коллективов. М, 1988.
25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио СПб: Лань, 1997.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.
28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
30. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка,
1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.
6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967.
7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали»,
1997.
8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006.
10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Информационные интернет–ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных
www.fcior.edu.ru
6. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru
7. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet

ресурсов.

8. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
9. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
10.
Страница
на
сайте
ДЮТЦ
«Васильевский
остров»
http://www.dutcvo.edusit.ru
11. Группа «Музыкальная студия Апрель» https://vk.com/club105898530
12. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
13. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
14. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
15. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/
16. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/
17. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».