Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Я-тагильчанин

МАОУ
Гимнази
я № 86

Подписано
цифровой
подписью: МАОУ
Гимназия № 86
Дата: 2023.01.11
13:24:30 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я-ТАГИЛЬЧАНИН»
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Хусаинова Анна Андреевна,
педагог-организатор

г. Нижний Тагил
2022 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я-Тагильчанин»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – краеведческая.
Актуальность программы. Приобщение детей младшего школьного
возраста к занятиям краеведением способствует целостному представлению об
окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них
любви к родному краю, коллективистских качеств, а также приобретению
полезного жизненного и социального опыта. Изучение родного края становится
важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что
обусловлено общими целевыми установками современного образования
(понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями,
происходящими вокруг него).
Послужить этой цели, помочь в работе педагогов призвана программа "Ятагильчанин".
Новизна программы заключается в том, что, занятия по данной программе
дают возможность:

начиная с младшего школьного возраста включать детей в активное
познание своего родного края, воспитывать любовь к тому месту, где они
родились и живут;

создавать на занятиях в объединении положительный эмоциональный
фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания, что способствует раскрытию психологических возможностей
воспитанников, повышению их самооценки, творческой активности, уверенности
в себе;

использовать жизненные ситуации с целью перехода знаний в навыки
и умения;

включать родителей в туристско-краеведческую деятельность
(совместные походы, экскурсии, соревнования, праздники).
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного
возраста 7-10 лет. Срок реализации – 1 год.
1.2.Адресат программы
Особенностью программы является принцип спирали: содержание
тематических разделов усложняется в последующий год обучения. Ребенок
получает возможность углубить, дополнить, закрепить свои краеведческие
знания, туристские умения, навыки.
Наиболее актуальными для воспитания детей считаются разделы "Моя
семья", "Природа родного края", так как здесь большое внимание уделяется
воспитанию положительных взаимоотношений, используя жизненные примеры
семей обучающихся, привлечение родителей к активному участию в процесс
познания детьми окружающего их мира. Изучая природные объекты и явления,
ребенок учится не наносить ущерб природе, получает первоначальный опыт
защиты окружающей среды совместно с взрослыми, начинает понимать значение

природы в жизни человека.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 136 часов, количество часов в учебной неделе - 4. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной
темы и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Наиболее приемлемыми формами реализации программы являются:
беседы, практические занятия, игры-путешествия, подвижные, ролевые игры,
экскурсии, целевые прогулки, походы, соревнования, викторины, творческие
задания.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 25 человек.
1.6. Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей младшего школьного возраста интереса к
изучению своего родного края; воспитание духовно-нравственных качеств
средствами краеведения и туризма; выработка осознанно-правильного отношения
к социальным, природным явлениям и объектам.
Задачи:
обучающая:

формирование устойчивых знаний о родном городе (селе), его
истории, культуре и природе, целостных представлений об окружающем мире,
освоение туристско-краеведческих знаний и умений;
воспитательная:

воспитание любви к своей семье, родному городу (селу), краю,
стране;

формирование нравственно-этических качеств, экологической
культуры;

развитие творческой активности и самостоятельности у детей,
понятий о здоровом образе жизни.
оздоровительная:

физическое оздоровление и укрепление детского организма;

развитие силы, выносливости.

1.7. Содержание программы
Учебный план к программе «Я-тагильчанин»
№ Название модуля
n/
n
1 1 год обучения

Всег
о

Теория

136

49

Практик Формы аттестации/
а
контроля
87

Защита проекта

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы
Введение
Моя семья
Мой дом
Наша школа
Наш микрорайон
Наш город
Природа и мы
Краеведение
Туризм
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
2
1
16
6
16
6
18
6
18
6
18
6
16
6
16
6
16
6
136 ч.
49 ч.

Практика
1
10
10
12
12
12
10
10
10
87 ч.

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1: Введение (2 ч.)
Теория: Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и
задачи занятий кружка. Значение туризма и краеведения для оздоровления
организма человека. Виды туризма. Туристские и краеведческие возможности
Свердловской области.
Практика: Работа с картой области по выявлению мест для совершения
экскурсий и поездок.
РАЗДЕЛ 2: Моя семья (16 ч.)
Теория: Я, мое имя, имена членов семьи, их значение. Русские имена,
значение русских имен. Родословная. Профессии членов моей семьи.
Профессиональные династии. Профессии, которые мне нравятся.
Практика: Рисование на тему "Моя семья". Конкурс фотографий.
Составление генеалогического древа.
РАЗДЕЛ 3: Мой дом (16 ч.)
Теория: В этом доме я живу. Наши дороги в школу. Семейный досуг.
Традиции семьи. Семейный альбом. Семейные реликвии. Праздники в семье.

Практика: Рассказ о семейных реликвиях. Выставка семейных альбомов.
РАЗДЕЛ 4: Наша школа (18 ч.)
Теория: Адрес школы. Моя школа. Мой класс. Традиции школы. Музей
истории школы. Школьные специализированные кабинеты (физика, химия,
информатика). Педагоги нашей школы. Учителя-ветераны.
Практика: Экскурсии по школе, школьному двору, в школьную библиотеку,
школьный музей. Конкурс проектов "Мой класс". Сбор материалов и
оформление стенгазеты на тему "Учителя нашей школы". Встреча с бывшими
выпускниками школы.
РАЗДЕЛ 5: Наш микрорайон (18 ч.)
Теория: История возникновения Дзержинского района. История названия
улиц. Социально-значимые объекты микрорайона (почтовое отделение,
магазин, больница, аптека и др.). Школы и учреждения дополнительного
образования. Исторические места микрорайона. Учреждения и предприятия
микрорайона.
Практика: Обзорная прогулка по микрорайону. Экскурсии на почту, в аптеку,
больницу и т.д. Фотоквест.
РАЗДЕЛ 6: Наш город (18 ч.)
Теория: Возникновение и история города. Достопримечательности.
Градообразующие предприятия. Великая Отечественная война и наш город.
Социально значимые объекты. Уральский добровольческий танковый корпус.
Практика: Игра по станциям. Экскурсии по памятным местам. Фотоквест.
РАЗДЕЛ 7: Природа и мы (16 ч.)
Теория: Парк, сквер, сад; их отличие от леса. Зеленые насаждения в нашем
микрорайоне. Краеведческие должности на экскурсии, во время туристской
прогулки: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог и др. Красная книга нашего
края. Пропаганда бережного отношения к природе. Водоемы нашего города.
Практика: Прогулка по паркам микрорйона. Игра «Кто есть кто?» по
краеведческим должностям.
РАЗДЕЛ 8: Краеведение (16 ч.)
Теория: Люди, прославившие наш край. Знаменитые люди, посещавшие наш
край. Памятники, посвященные войне. Почетные граждане города. Что дает
наш край стране. Ремесла Урала.
Практика: Викторина "Их именами славен край". Посещение краеведческого
музея города.
РАЗДЕЛ 9: Туризм (16ч.)
Теория: Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки,
экскурсии. Укладка рюкзачка. Подбор личного снаряжения в соответствии с
сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением. Правила
дорожного движения. Топография и ориентирование.
Практика: Укладка рюкзачка. Поход.

1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут
Обучающийся получит
сформированы
возможность для формирования
•
навыки освоения
• своих творческих возможностей в
общекультурного наследия России и развитии
интеллектуальных
и
общемирового культурного наследия; моральных
качеств
личности,
•
основы социальноимеющих огромное значение в
критического мышления, ориентация процессе
формирование
в особенностях социальных
практических
изобразительных
отношений и взаимодействий,
навыков и умений.
•
знание основных принципов и
• познавательных мотивов с широким
правил отношения к природе; знание привлечением жизненного опыта
основ здорового образа жизни и
детей,
живых
примеров
из
здоровьесберегающих технологий;
окружающей действительности на
•
устойчивый познавательный
основе наблюдений и изучения
интерес и становление
окружающей реальности, стремление
смыслообразующей функции
к
отражению
действительности,
познавательного мотива;
своего отношения к ней.
•
готовность к выбору
•
чувства
прекрасного
и
профильного образования.
эстетического чувства на основе
знакомства
с
мировой
и
художественной
культурой,
позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества
Среднего
Урала
и
взаимосвязь с культурой России,
других
стран
мира,
изучать
традиционные и нетрадиционные
техники художественного творчества,
представление о прекрасном и
безобразном,
возвышенном
и
низменном в реальной жизни и
искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к чужому
труду
и
результатам
труда,
культурному наследию.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Обучающиеся
получат
возможность научиться

Регулятивные учебные действия:
•
самостоятельно
контролировать
своё
время
и
управлять им;
•
принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
•
осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
•
адекватно и самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в
конце действия, так и по ходу его
реализации.
Познавательные учебные действия:
•
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
•
осуществлять
расширенный
поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
•
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
•
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинноследственные связи.
Коммуникативные универсальные
учебные действия:
•
учитывать и координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
•
учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
•
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
•
продуктивно
разрешать
конфликты на основе учѐта интересов

Регулятивные учебные действия:

планировать
совместно
с
педагогом
свои
действия
в
соответствии
с поставленной задачей;

принимать
и
сохранять
учебную задачу;

осуществлять
итоговый
и
пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат
действия;

адекватно
воспринимать
словесную оценку педагога;

вносить
необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.

в сотрудничестве с педагогом
ставить новые учебные задачи.
Познавательные учебные действия:

осуществлять поиск и выделять
конкретную информацию с помощью
педагога;

строить речевые высказывания
в устной форме;

оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения;

включаться
в
творческую
деятельность
под
руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять практические навыки и
умения
в
художественном
творчестве,
развивать
художественный
вкус
как
способность
чувствовать
и
воспринимать многообразие видов и
жанров
искусства,
развивать
художественный
вкус
как
способность
чувствовать
и
воспринимать многообразие видов и
жанров искусства.
Коммуникативные универсальные
учебные действия:

формулировать
собственное
мнение и позицию;

и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.


задавать вопросы;

допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой деятельности.

сотрудничать и оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
формулировать собственное мнение и
позицию;

задавать вопросы;

допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой деятельности.

сотрудничать и оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2022
Окончание учебного года - 31.08.2023
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки

Продолжительность

с 01.09.2022 по
31.10.2022
с 08.11.2022 по
30.12.2022
с 10.01.2023 по
20.03.2023
с 28.03.2023 по
27.05.2023

8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53 календарных
дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
дней)

итого

Количество учебных
дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела
/урока
РАЗДЕЛ 1
Урок 1

РАЗДЕЛ 2
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 3
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 4
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
РАЗДЕЛ 5
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
РАЗДЕЛ 6
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4

Содержание

Количество
часов
Введение.
3
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели
3
и задачи занятий кружка. Значение туризма и краеведения для
оздоровления организма человека. Виды туризма. Туристские и
краеведческие возможности Свердловской области.
Моя семья.
16
Я, мое имя, имена членов семьи, их значение.
2
Русские имена, значение русских имен.
2
Родословная.
2
Составление генеалогического древа.
2
Профессии членов моей семьи.
2
Профессиональные династии.
2
Профессии, которые мне нравятся.
2
Праздник "Мы за чаем не скучаем"
2
Мой дом.
16
В этом доме я живу.
2
Наши дороги в школу.
2
Семейный досуг.
2
Традиции семьи.
2
Семейный альбом.
2
Выставка семейных альбомов.
2
Семейные реликвии.
2
Праздники в семье.
2
Наша школа.
18
Адрес школы. Моя школа. Экскурсия по школе.
2
Мой класс. Конкурс проектов "Мой класс".
2
Традиции школы.
2
Посещение музея истории школы.
2
Школьные специализированные кабинеты.
2
Педагоги нашей школы.
2
Сбор материалов и оформление стенгазеты на тему "Учителя
2
нашей школы".
Учителя-ветераны.
2
Встреча с бывшими выпускниками школы.
2
Наш микрорайон.
18
История возникновения Дзержинского района.
2
Обзорная прогулка по микрорайону.
2
История названия улиц.
2
Социально-значимые объекты микрорайона
2
Экскурсии на почту, в аптеку, больницу и т.д.
2
Школы и учреждения дополнительного образования.
2
Исторические места микрорайона.
2
Учреждения и предприятия микрорайона.
2
Фотоквест.
2
Наш город.
18
Возникновение и история города.
2
Достопримечательности.
2
Градообразующие предприятия.
2
Великая Отечественная война и наш город.
2

Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
РАЗДЕЛ 7
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 8
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 9
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7

Уральский добровольческий танковый корпус
Социально значимые объекты.
Игра по станциям.
Экскурсии по памятным местам.
Фотоквест.
Природа и мы.
Парк, сквер, сад; их отличие от леса.
Зеленые насаждения в нашем микрорайоне.
Прогулка по паркам микрорйона.
Краеведческие должности.
Игра «Кто есть кто?».
Красная книга нашего края.
Пропаганда бережного отношения к природе.
Водоемы нашего города.
Краеведение.
Люди, прославившие наш край.
Знаменитые люди, посещавшие наш край.
Викторина "Их именами славен край".
Памятники, посвященные войне.
Почетные граждане города.
Посещение краеведческого музея города.
Что дает наш край стране.
Ремесла Урала.
Туризм.
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки,
экскурсии.
Укладка рюкзачка.
Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и
погодными условиями.
Уход за личным снаряжением.
Правила дорожного движения.
Топография и ориентирование.
Поход.
ВСЕГО

2
2
2
2
16
3
1
1
3
1
1
1
3
16
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
4
136

12

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 сеть Интернет;
 мультимедиа-проектор
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические двухместные, 15 шт.;
 стулья ученические, 30 шт.;
 канцтовары.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме защиты исследовательского проекта.
Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в
соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По
итогам аттестации определяется уровень освоения программы (зачет/незачет) и в
журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся
результаты по каждому этапу (году) обучения.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде защиты исследовательского проекта по
заданной теме.
Критерии оценки:
- постановка цели, актуальность и оригинальность темы (уровень
постановки исследовательской проблемы);
- глубина исследования (замысел, идея, решение проблемы);
- реализация идеи (наличие исследовательской или проектной части);
- разнообразие источников информации, степень и полнота
иллюстративного материала, выявляющего основные результаты работы;
- качество проведения презентации, культура оформления, корректность в
использовании литературных источников;
- личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Я-тагильчанин» используются методы
обучения, которые обеспечивают продуктивное практико-ориентированное
образование. Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности,
которые позволяют обучающимся:



познавать окружающий мир (когнитивные);
создавать при этом образовательную продукцию (креативные);



13

организовывать образовательный процесс (деятельностные).

Использование совокупности методов, представленных в данной
классификации, позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в
соответствии с поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать
и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие
особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые
знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для художника - модельера.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из
правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.

14

Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися
личного образовательного продукта – одежды из текстиля, путем проб, ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того,
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.

что

«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод контроля в художественном обучении образовательный продукт
юного конструктора и модельера оценивается по степени отличия от заданного,
т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают обучающиеся,
тем выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный
и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».

15

8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. «Дом – семь «Я»: Программа экспериментального курса предметной области
«Технология». 5-11(12) классы/ Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации; Под редакцией Е.Д.Волоховой. – С.-Пб.:
«Русский издательский дом», 1997.
10.
Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А.
Андреева. - М.: Паритет, 2014.
4.
Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018.
11. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020.
12. Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов /
Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017.
Материалы сайтов
1.
https://obuchalka.org/2017072495523/metodi-obrabotki-shveinih-izdeliipraktikum-tretyakova-l-i-turchinskaya-e-p-1988.html
2.
https://zhannet.jimdofree.com
3.
https://moluch.ru/archive/113/28985/
4.
http://multilang.pravo.by/ru/Term/Index/33596?langName=ru&ch=%D0%90&si
ze=25&page=4&type=3
5.
https://welltex.ru/shveynie-tehnologii-texnika-shitia


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».