Приложение_15_Рабочая программа курса внеурочной деятельности_Мир деятельности_1-4 классы

Приложение № 15
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Начальное общее образование
1 - 4 классы

РАЗДЕЛ 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование
в достаточной полноте УУД,
предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной
деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в
учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий,
осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить
самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с
методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм
самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС
(регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).
Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия:
именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют
их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного
вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии
являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них
деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками
культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко
выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию.
Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной
ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой
потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания
коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания,
чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в
конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных
процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами,
осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний
будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными. Задача
ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные
ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены
на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данное
содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему,
обеспечивающую реализацию современных целей образования.
1 год обучения
1 ч в неделю, всего 33ч
Организационно-рефлексивная линия (15 часов)

Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат
учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке. Адаптированная структура
первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог
повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание;
поиск причины затруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как
необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения.
Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура
второго шага учебной деятельности − «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа
действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной
деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”. Выполнение
инструкций,
точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться
(адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов).
Коммуникативная линия (6 часов)
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на
доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила
поведения на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила выражения и
распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре коммуникации:
автор и понимающий.
Познавательная линия (2 часа)
Как исправить свою ошибку. Правила выполнения домашней работы.
Ценностная линия (10 часов)
Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные
ценности. Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание. Ценностная
диаграмма.
2 год обучения
0,5 ч в неделю, всего 17 ч
Организационно-рефлексивная линия (4 часов)
Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (10
шагов). Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге
учебной деятельности. Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Образец и
эталон. Самопроверка по образцу и эталону. Урок-помощник: общее представление об
адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок. Фиксирование
индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа
преодоления возникших затруднений. Воспроизведение своих реальных учебных действий
при решении учебных задач. Определение места затруднения (то есть места отклонения от
правильного способа). Выявление причины своих затруднений в выполнении
исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий. Коррекция собственных
учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности
выполнения учебных действий. Как самому исправить свою ошибку.
Коммуникативная линия (4 часов)

Стили общения. Правила общения с учителем. Роль мимики и жестов в процессе
общения. Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоций у
других. Как не вступать в конфликт. Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Познавательная линия (5 часов)
Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок. Внимание, память,
речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как
усовершенствовать свою речь. Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное
описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных
общих признаков, обобщение.
Ценностная линия (4 часов)
Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание;
личность; культура. Духовные ценности как общемировые. Умение учиться как инструмент
созидания истинных материальных и духовных ценностей.
3 год обучения
0,5 ч в неделю, всего 17 ч
Организационно-рефлексивная линия (5 часов)
Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов). Алгоритм выявления места
затруднения. Алгоритм выявления причины затруднения. Алгоритм перевода цели в задачи
(планирование) учебной деятельности. Определение сроков реализации построенного плана.
Цель и способы фиксирования нового знания. Алгоритм самостоятельного формирования
умений. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (3 часов)
Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся. Правила общения со
сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить
настроение другим. Что такое «диалог». Что такое «полилог». Как работать в группе.
Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Познавательная линия (6 часов)
Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение.
Классификация. Аналогия. Исследование как метод познания.
Ценностная линия (3 часов)
Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность.
Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.
4 год обучения
0,5 ч в неделю, всего 17 ч
Организационно-рефлексивная линия (5 часов)
Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов). Мотивация и
самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение. Задача,
проблема, тупиковая ситуация. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства,

способ. Виды целей: ближние, средние, дальние (стратегические). Выбор средств реализации
плана. Выбор способа реализации плана. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной
цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (4 часов)
Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать. Как создать
успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда. Спор и дискуссия.
Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной
ситуации. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. Как войти в новый коллектив.
Познавательная линия (5 часов)
Работа с текстами. Конспектирование. Поиск и представление информации. Моделипомощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Моделирование как метод познания.
Ценностная линия (3 часов)
Уточнение
диаграммы
качеств
Ученика:
ответственность;
честность;
целеустремленность; уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в
командную работу. Уточнение ценностной диаграммы класса: сотрудничество; творчество;
толерантность.
Формы организации внеурочной деятельности: познавательные
беседы,
практическая работа, заседание интеллектуального клуба, викторина, проектная задача,
внутригрупповая дискуссия, занятие в Центре универсального образования, познавательная
игра, разработка группового проекта, выпуск классной газеты
Виды деятельности обучающихся: игровая деятельность, познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение, художественная деятельность
общественно-полезная деятельность, проектная деятельность

РАЗДЕЛ 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
1-4 классы
1 год обучения -_1 класс (33 часа)
№
заня
тия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Наименование раздела, темы
Учиться…А что это значит?
Учитель и ученик.
Я ученик. Правила работы на уроке.
Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности.
Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности.
Учимся дружно. Работа в парах.
Учимся дружно. Работа в парах.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
*Международный день школьных библиотек
Как научиться быть внимательным
Затруднение мой помощник в учении.
Ценности нашей жизни. Здоровье.
Учимся дружно. Работа в группах.
Учимся дружно. Работа в группах.
Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности.
Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
Диагностика № 1
Как выяснить, что я не знаю?
*Международный день родного языка
Зачем ученику домашнее задание.
Семья - мой помощник в учении.
Пробное учебное действие.
Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать.
Причина затруднения.
Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве,
или История о том, что значит учиться.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
Как проверить свою работу.
Как проверить свою работу.
Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности.
Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности.
Диагностика № 2
*Международный день семьи
Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной
деятельности.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33

Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной
деятельности.
Я ученик: что я уже знаю и умею: творческая гостиная для детей и
родителей.

1
1

2 год обучения -_2 класс (17 часов)
№
заня
тия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование раздела, темы
Ценности нашей жизни. Знание
Домашнее задание делаю сам
Проверяю свою работу, подробный образец. Как исправить свою
ошибку
Настроение - мой помощник в учѐбе
*Всероссийская акция «Вместе, всей семьей»
Учусь называть своѐ затруднение
Как построить новое знание
Учимся дружно. Я - автор, я - понимающий
Учимся дружно. Слушаю и слышу
Ставлю цель
*День российской науки
Ключи к новым знаниям. Результат открытия нового знания. Эталон
Личностные качества: целеустремлѐнность в учебной деятельности
Как выяснить, что я не умею
Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов
Личностные качества ученика: самостоятельность в учебной
деятельности
Учусь анализировать
Мы разные - и в этом наша сила
*День славянской письменности и культуры
Я ученик: что я уже знаю и умею

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 год обучения -_3 класс (17 часов)
№
заня
тия
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела, темы
Личностные качества ученика. Вера в себя
Учусь запоминать
Учусь определять место и причину затруднения
План. Учусь составлять план
*Международный день школьных библиотек
Учусь сравнивать
Учусь обобщать
Учусь моделировать. Учусь наблюдать

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

Секреты успешного выступления
*Международный день родного языка
9
Секрет понимания
10
Учимся дружно. Диалог
11
Учусь применять новое знание
12
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе
13
Как научиться применять способ
14
Как самому оценить свою работу
15
Чувства - мои помощники в учѐбе
16
Ценности нашей жизни. Дружба
*Международный день семьи
17
К концу года я знаю и умею
4 год обучения -_4 класс (17 часов)
8

№
заня
тия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование раздела, темы
Ценности нашей жизни. Саморазвитие
Я учусь с радостью
Как самостоятельно выполнить задание
*Международный день распространения грамотности
Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим
Учимся дружно. Сотрудничество
Учусь искать информацию
Учусь работать с текстом
Учусь классифицировать
Учусь действовать по аналогии
Учусь делать проект
*День российской науи
Учимся дружно. Я − критик
Личностные качества. Самокритичность
Учимся дружно. Дискуссия
Учимся дружно. Как научиться договариваться. Я – организатор
*Международный день семьи
Новое знание – часть целого мира
Учусь подводить итог работы
Я ученик. Мои сильные стороны как ученика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».