Приложение_17_Рабочая программа курса внеурочной деятельности_Информатика_1-4 классы

1
Приложение № 17
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ИНФОРМАТИКА»
Начальное общее образование
1-4 классы

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

3
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с преподавателями, учебными кабинетами, основным
понятием науки информатика – информация.
Раздел 2. Правила техники безопасности (0,5 ч.)
Правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном
классе. Ознакомление учащихся с инструкцией по ТБ №12.
Раздел 3. Работа с мышью (3,5 ч.)
Органы чувств человека. Способы получения информации. Виды
информации: зрительная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая.
Важность зрительной информации для человека. Виды звуков: естественные,
искусственные.
Раздел 4. Распознавание видов информации (3 ч.)
Приемы работы с мышью: щелчок левой кнопкой мыши, двойной
щелчок, перетаскивание объектов. Работа с графическими объектами:
раскрашивание рисунков по образцу, конструирование.
2 класс
Раздел 1. Введение (2 ч.)
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи
курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Работа с мышью.
Раскрашивание рисунков по образцу.
Раздел 2. Информация и информационные процессы. Графический
редактор Раiпt (7 ч.)
Источники информации. Приемники информации. Информационный
обмен. Средства информационного обмена. Информация и управление.
Информация и знания. Получение знаний.
Вид экрана графического редактора Раint. Инструменты «Карандаш»,
«Распылитель», «Резинка», «Лупа», «Заливка», «Линия», «Прямоугольник»,
«Эллипс». Создание рисунков с помощью инструментов «Линия»,
«Прямоугольник», «Эллипс». Варианты использования инструментов
«Прямоугольник», «Эллипс». Создание рисунков средствами графического
редактора Раint.

5

Раздел 3. Компьютер – машина для работы с информацией (6 ч.)
Человек и компьютер. Устройства ввода и вывода информации.
Периферийные устройства персонального компьютера. Действия с
информацией. Носители информации.
Раздел 4. Формы представления информации (5 ч.)
Информация. Основные формы представления информации: текст, число,
таблица. Свойства информации, действия с информацией: получение, передача,
обмен, обработка, хранение.
Раздел 5. Клавиатура (12 ч.)
Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: клавиша отмены,
функциональные клавиши, специальные клавиши, клавиши редактирования,
клавиши управления курсором, основная клавиатура, выносная клавиатура.
Знакомство с клавиатурным тренажером.
Понятие редактирования. Редактирование слов. Текстовый редактор
Правилка. Приемы редактирования: вставка символа, удаление символа, замена
символа.
Раздел 6. Работа с файлами и папками (3 ч.)
Основные действия с файлами и папками.
3 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи
курса. Организация занятий и самостоятельной работы.
Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 ч.)
Информация: основные понятия. Виды информации (зрительная,
звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная). Виды информации по форме ее
представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая).
Информационные процессы. Примеры видов человеческой деятельности,
связанной с различными информационными процессами. Носители
информации, примеры современных носителей информации. Различные
способы получения и передачи информации. Формы представления
информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел,
рисунков, схем и т.п.). Источник и потребитель информации. Схема
информационного обмена.
Кодирование
информации.
Понятие
«код»,
«кодирование»,
«декодирование». Способы кодирования информации. Приемы кодирования и
декодирования информации с помощью кода. Единицы измерения информации.
Кодирование информации в компьютере. Знать понятия «двоичный код»,
«бит», «байт». Информационный объем текстового сообщения. Укрупненные
единицы измерения информации. Информационный объем некоторых
носителей информации. Соотношение единиц измерения информации.

6

7

Раздел 3. Объект и его характеристики (9 ч.)
Объект – часть окружающего мира. Понятие объекта. Виды объектов.
Классификация объектов. Характеристики объекта: имя (общее и собственное),
параметры (название и значение параметров), действия (активные и
пассивные), состав (части объекта, которые можно выделить и назвать), среда
существования. Представление сведений об объекте.
Информационные объекты. Виды информационных объектов. Свойства
информационных объектов. База данных как информационный объект. Поиск
информации в базе данных. Заполнение простейшей базы данных.
Раздел 4. Информационный объект и компьютер (8 ч.)
Понятие компьютера. Управление компьютером. Элементы графического
интерфейса. Хранение информации в компьютере. Файл, папка, поиск файла,
папки по стандартным свойствам. Основные действия с файлами и папками.
Раздел 5. Работа в сети Интернет (8 ч.)
Компьютерные сети. Назначение компьютерных сетей. Локальные и
глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет.
Способы поиска информации в компьютерной сети Интернет по
ключевым словам и каталогам. Понятия «браузер», «поисковая система»,
«сайт». Поиск информации в сети Интернет по запросам к поисковой системе.
Сохранение объекта, ссылок.
Сервисы
Интернет:
электронная
почта,
форум,
аудиои
видеоконференции. Передача коротких сообщений (чат, форум). Подключение
к чату/форуму. Обмен текстовыми сообщениями в рамках чата / форума.
Передача объемных сообщений (электронная почта). Алгоритм создания
электронного ящика. Создание и получение электронного письма.
Присоединение к письму текстового и графического файла.
4 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи
курса. Организация занятий и самостоятельной работы.
Раздел 2. Графический редактор презентаций MS PowerPoint (РР; 15
ч.)
Компьютерные
презентации:
определение,
назначение,
виды.
Возможности и область использования приложения РР. Типовые объекты
презентации. Группы инструментов среды РР. Назначение панелей
инструментов.
Структура презентации, объекты. Выделение этапов создания
презентации: создание фона, создание текста, вставка рисунков, создание
анимации, запуск презентации. Добавление эффектов Multi Media: вставка звука
в презентацию. Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания.
Создание презентации по готовому сценарию. Настройка презентации
тестирование презентации. Защита презентации.

8

9

Раздел 3. Логические рассуждения (7 ч.)
Понятие. Термин. Определение понятия. Содержание понятия. Объем
понятия. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями: «родвид», «вид-род». Использование кругов Эйлера для наглядного представления
отношений между понятиями: пересечение понятий, подчиненность
(вложенность) понятий, несовместимость.
Высказывание. Суждение. Понятие «истина» и «ложь». Простое и
сложное высказывание. Отрицание. Высказывание с логическими операциями
«НЕ», «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ…ТО».
Раздел 4. Алгоритмы и их исполнители (11 ч.)
Алгоритм как модель действий. Последовательность действий. План
действий. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Команда. СКИ (система команд
исполнителя). План знакомства с исполнителем. Составление алгоритма для
исполнителя.
Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы,
тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита
исследовательских работ, самостоятельная работа, конференции.
Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное
общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная
деятельность.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)

1 класс
№
занятия

1.1

2.1

Наименование раздела, темы

Раздел 1: Введение - 1 ч
Первый раз в компьютерный класс.
Раздел 2: Правила техники безопасности – 0,5 ч
Раздел 3: Работа с мышью – 3,5 ч
Правила техники безопасности (инстр. № 12). Щелчок
левой клавиши мыши

Количество
часов

1

1
(0,5+0,5)

Раздел 4: Распознавание видов информации - 3 ч
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5
4.6

Сведения и команды. Двойной щелчок, перетаскивание
объектов
Органы чувств. Выбор объекта
Человек и информация. Раскрашивание рисунков по
образцу
*День российской науки
Зрительная информация. Конструирование по образцу
Звуковая информация. Перетаскивание объектов
*Всемирный день земли
Тактильная, обонятельная и вкусовая информация.
Работа с мышью.
ВСЕГО за учебный год:

1
(0,5+0,5)
1
(0,5+0,5)
1
(0,5+0,5)
1
(0,5+0,5)
1
(0,5+0,5)
1
(0,5+0,5)
8

2 класс
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1: Введение - 1 ч
1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности (инстр. №
12). Работа с мышью (повторение): Раскрашивание рисунков
по образцу

1

2.1

Раздел 2: Информация и информационные процессы.
Графический редактор Paint - 7 ч
Источники информации. Вид экрана ГР Paint

1

2.2

Приемники информации. Инструмент "Заливка"

1

2.3

Информационный обмен. Инструмент "Карандаш"
*День словаря

1

11
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

2.5

Средства информационного обмена. Инструмент
"Распылитель"
Информация и управление. Инструмент "Резинка"

2.6

Информация и знания. Инструмент "Лупа"

1

2.7

Получение знаний. Инструмент "Линия"

1

2.4

1

Раздел 3: Компьютер - машина для работы с информацией - 6 ч
3.1

Человек и компьютер. Инструмент "Прямоугольник"

1

3.2

Устройства ввода информации. Варианты использования
инструмента "Прямоугольник"
Устройства вывода информации. Создание рисунков с
помощью инструмента "Прямоугольник"

1

Периферийные устройства персонального компьютера.
Инструмент "Эллипс"
Действия с информацией. Варианты использования
инструмента "Эллипс"
Носители информации. Создание рисунков средствами
графического редактора Paint по образцу

1

3.3
3.4
3.5
3.6

1

1
1

Раздел 4: Формы представления информации - 5 ч
4.1

Представление информации в графической форме

1

4.2

Представление информации в числовой форме

1

4.3

1

4.4

Правила техники безопасности. Представление информации в
текстовой форме
Представление информации в табличной форме

4.5

Обобщение: формы и виды информации

1

1

Раздел 5: Клавиатура - 12 ч
1

5.2

Основные блоки клавиатуры. Запуск программ, выход из
программ
Клавиша ввода, клавиша отмены. Меню простое и сложное

5.3

Клавиши управления курсором. Управление курсором

1

5.4

1

5.5

Алфавитные клавиши. Цифровые клавиши. Ввод алфавитных
и цифровых клавиш с помощью клавиатурного тренажера
*Международный день родного языка
Клавиши редактирования. Ввод слов по образцу

5.6

Приемы редактирования слов. Редактирование слов

1

5.7

Правила клавиатурного письма. Ввод текста и сохранение его
на машинном носителе

1

5.1

1

1

12
№
урока

5.8
5.9
5.10
5.11

5.12

Кол-во
часов

Тема урока

Приемы редактирования строк. Редактирование строк и
сохранение его на машинном носителе
Клавиши-замки и индикаторы. Ввод текста с элементами
редактирования
Клавиши специального назначения. Ввод текста с
оформлением шрифта
Выносная клавиатура. Ввод текста с полуавтоматическим
орфографическим контролем
*День космонавтики
Контрольная работа по теме "Клавиатура"

1
1
1
1

1

Раздел 6: Работа с файлами и папками - 2 ч
6.1

Основные действия с файлами. Работа с файлами

1

6.2

Основные действия с папками. Работа с папками

1

Раздел 7: Итоговое занятие - 1 ч
Итоговое занятие

7.1

1
ВСЕГО за учебный год:

34

3 класс
№
занятия

1.1

Наименование раздела, темы

Раздел 1: Введение - 1 ч
Первый раз в компьютерный класс.

Количество
часов

1

Раздел 2: Информация (И) и информационные процессы (ИП) - 8 ч
2.1
2.2
2.3
2.4

Информация: основные понятия
Информационные процессы
Формы представления информации

1
1
1
1

3.1
3.2

Источник и потребитель информации
Кодирование информации
Единицы измерения информации
Укрупненные единицы измерения информации
*310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова
Соотношение единиц измерения информации
Раздел 3: Объект и его характеристики - 9 ч
Объект - часть окружающего мира
Характеристики объекта: имя, свойства

3.3

Состав объекта, действия объекта

1

3.4

Представление сведений об объекте

1

2.5
2.6
2.7
2.8

1
1

1
1

13

3.5

Информационные объекты: виды

1

3.6

Информационные объекты: создание, изменение,
сохранение
База данных - информационный объект

1

Инструктаж по технике безопасности (№12). Поиск
информации в базе данных
Заполнение простейшей базы данных
*День российской науки
Раздел 4: Информационный объект и компьютер - 8 ч
Компьютер - универсальная машина для работы с
информационными объектами
Управление компьютером
Элементы графического интерфейса

1

Хранение информации в компьютере
Файл как информационный объект. Поиск файла по
стандартным свойствам
Основные действия с файлами

1
1

Папка как информационный объект. Поиск папки по
стандартным свойствам
Основные действия с папками

1

3.7
3.8
3.9

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8

Раздел 5: Работа в сети Интернет - 8 ч
Компьютерные сети. Интернет
*Всемирный день Земли
Формулирование запроса: ключевые слова, каталоги
Поиск информации в сети Интернет. Сохранение
объекта, ссылок
Сервисы Интернет: электронная почта, форум, аудио- и
видеоконфереции
Передача коротких сообщений (чат, форум)
Передача объемных сообщений (электронная почта)
Размещение сообщения в информационной среде школы
Участие в аудио- и видеоконференциях
ВСЕГО за учебный год:

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

4 класс
№
занятия

1.1

Наименование раздела, темы

Раздел 1: Введение - 1 ч
Первый раз в компьютерный класс.

Количество
часов

1

Раздел 2: Графический редактор презентаций MS Power Point (PP) - 15 ч
2.1

Компьютерные презентации: определение, назначение,
типы

1

14

2.2
2.3
2.4

Среда и возможности MS Power Point
Основные объекты MS Power Point
Структура презентации. Создание серии слайдов

1
1
1

2.5

1

2.8
2.9
2.10

Разработка структуры интерактивной презентации
*Международный день распространения грамотности
Создание и обработка текстов в презентации
Средства наглядности. Специфические инструменты MS
Power Point : элементы Multi Media
Разработка дизайна слайдов
Работа с визуальными данными
Проектирование структурных связей презентации

2.11

Создание управляющих кнопок

1

2.12

Обеспечение интерактивных свойств презентации

1

2.13

Настройка презентации

1

2.14

Защита презентации

1

2.15

1

3.6

Сферы использования основных возможностей MS Power
Point
Раздел 3: Логические рассуждения - 9 ч
Правила техники безопасности (инструкция № 12).
Понятия: определение, термин, содержание
Объем понятий. Деление и обобщение понятий
Отношения между понятиями: пересечение,
вложенность, несовместимость
Высказывания. Суждения. Понятия "истина" и "ложь"
Простое и сложное высказывание. Построение отрицания
высказываний
*Международный день родного языка
Построение высказываний со связками "и", "или"

3.7

Умозаключение. Правила вывода "если - то"

1

3.8

Графы и их табличное описание. Пути в графах

1

2.6
2.7

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

Раздел 4: Модели и моделирование - 9 ч
Модель. Моделирование
Виды моделей
*День космонавтики
Текстовая и графическая модели
Алгоритм как модель действий
Формы записи алгоритмов. Составление блок-схем
Исполнитель алгоритма: среда, команды исполнителя
Правила записи алгоритмов. Составление линейных
алгоритмов
Составление алгоритмов с ветвлением

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

15

4.9

Компьютер как исполнитель
ВСЕГО за учебный год:

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».