1 Приложение № 17 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 28.08.2023 № 3/О Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИНФОРМАТИКА» Начальное общее образование 1-4 классы 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 3 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Знакомство с преподавателями, учебными кабинетами, основным понятием науки информатика – информация. Раздел 2. Правила техники безопасности (0,5 ч.) Правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Ознакомление учащихся с инструкцией по ТБ №12. Раздел 3. Работа с мышью (3,5 ч.) Органы чувств человека. Способы получения информации. Виды информации: зрительная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая. Важность зрительной информации для человека. Виды звуков: естественные, искусственные. Раздел 4. Распознавание видов информации (3 ч.) Приемы работы с мышью: щелчок левой кнопкой мыши, двойной щелчок, перетаскивание объектов. Работа с графическими объектами: раскрашивание рисунков по образцу, конструирование. 2 класс Раздел 1. Введение (2 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Работа с мышью. Раскрашивание рисунков по образцу. Раздел 2. Информация и информационные процессы. Графический редактор Раiпt (7 ч.) Источники информации. Приемники информации. Информационный обмен. Средства информационного обмена. Информация и управление. Информация и знания. Получение знаний. Вид экрана графического редактора Раint. Инструменты «Карандаш», «Распылитель», «Резинка», «Лупа», «Заливка», «Линия», «Прямоугольник», «Эллипс». Создание рисунков с помощью инструментов «Линия», «Прямоугольник», «Эллипс». Варианты использования инструментов «Прямоугольник», «Эллипс». Создание рисунков средствами графического редактора Раint. 5 Раздел 3. Компьютер – машина для работы с информацией (6 ч.) Человек и компьютер. Устройства ввода и вывода информации. Периферийные устройства персонального компьютера. Действия с информацией. Носители информации. Раздел 4. Формы представления информации (5 ч.) Информация. Основные формы представления информации: текст, число, таблица. Свойства информации, действия с информацией: получение, передача, обмен, обработка, хранение. Раздел 5. Клавиатура (12 ч.) Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: клавиша отмены, функциональные клавиши, специальные клавиши, клавиши редактирования, клавиши управления курсором, основная клавиатура, выносная клавиатура. Знакомство с клавиатурным тренажером. Понятие редактирования. Редактирование слов. Текстовый редактор Правилка. Приемы редактирования: вставка символа, удаление символа, замена символа. Раздел 6. Работа с файлами и папками (3 ч.) Основные действия с файлами и папками. 3 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 ч.) Информация: основные понятия. Виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная). Виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая). Информационные процессы. Примеры видов человеческой деятельности, связанной с различными информационными процессами. Носители информации, примеры современных носителей информации. Различные способы получения и передачи информации. Формы представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т.п.). Источник и потребитель информации. Схема информационного обмена. Кодирование информации. Понятие «код», «кодирование», «декодирование». Способы кодирования информации. Приемы кодирования и декодирования информации с помощью кода. Единицы измерения информации. Кодирование информации в компьютере. Знать понятия «двоичный код», «бит», «байт». Информационный объем текстового сообщения. Укрупненные единицы измерения информации. Информационный объем некоторых носителей информации. Соотношение единиц измерения информации. 6 7 Раздел 3. Объект и его характеристики (9 ч.) Объект – часть окружающего мира. Понятие объекта. Виды объектов. Классификация объектов. Характеристики объекта: имя (общее и собственное), параметры (название и значение параметров), действия (активные и пассивные), состав (части объекта, которые можно выделить и назвать), среда существования. Представление сведений об объекте. Информационные объекты. Виды информационных объектов. Свойства информационных объектов. База данных как информационный объект. Поиск информации в базе данных. Заполнение простейшей базы данных. Раздел 4. Информационный объект и компьютер (8 ч.) Понятие компьютера. Управление компьютером. Элементы графического интерфейса. Хранение информации в компьютере. Файл, папка, поиск файла, папки по стандартным свойствам. Основные действия с файлами и папками. Раздел 5. Работа в сети Интернет (8 ч.) Компьютерные сети. Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет. Способы поиска информации в компьютерной сети Интернет по ключевым словам и каталогам. Понятия «браузер», «поисковая система», «сайт». Поиск информации в сети Интернет по запросам к поисковой системе. Сохранение объекта, ссылок. Сервисы Интернет: электронная почта, форум, аудиои видеоконференции. Передача коротких сообщений (чат, форум). Подключение к чату/форуму. Обмен текстовыми сообщениями в рамках чата / форума. Передача объемных сообщений (электронная почта). Алгоритм создания электронного ящика. Создание и получение электронного письма. Присоединение к письму текстового и графического файла. 4 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Раздел 2. Графический редактор презентаций MS PowerPoint (РР; 15 ч.) Компьютерные презентации: определение, назначение, виды. Возможности и область использования приложения РР. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РР. Назначение панелей инструментов. Структура презентации, объекты. Выделение этапов создания презентации: создание фона, создание текста, вставка рисунков, создание анимации, запуск презентации. Добавление эффектов Multi Media: вставка звука в презентацию. Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания. Создание презентации по готовому сценарию. Настройка презентации тестирование презентации. Защита презентации. 8 9 Раздел 3. Логические рассуждения (7 ч.) Понятие. Термин. Определение понятия. Содержание понятия. Объем понятия. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями: «родвид», «вид-род». Использование кругов Эйлера для наглядного представления отношений между понятиями: пересечение понятий, подчиненность (вложенность) понятий, несовместимость. Высказывание. Суждение. Понятие «истина» и «ложь». Простое и сложное высказывание. Отрицание. Высказывание с логическими операциями «НЕ», «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ…ТО». Раздел 4. Алгоритмы и их исполнители (11 ч.) Алгоритм как модель действий. Последовательность действий. План действий. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Команда. СКИ (система команд исполнителя). План знакомства с исполнителем. Составление алгоритма для исполнителя. Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, самостоятельная работа, конференции. Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы) 1 класс № занятия 1.1 2.1 Наименование раздела, темы Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. Раздел 2: Правила техники безопасности – 0,5 ч Раздел 3: Работа с мышью – 3,5 ч Правила техники безопасности (инстр. № 12). Щелчок левой клавиши мыши Количество часов 1 1 (0,5+0,5) Раздел 4: Распознавание видов информации - 3 ч 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Сведения и команды. Двойной щелчок, перетаскивание объектов Органы чувств. Выбор объекта Человек и информация. Раскрашивание рисунков по образцу *День российской науки Зрительная информация. Конструирование по образцу Звуковая информация. Перетаскивание объектов *Всемирный день земли Тактильная, обонятельная и вкусовая информация. Работа с мышью. ВСЕГО за учебный год: 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 8 2 класс № урока Тема урока Кол-во часов Раздел 1: Введение - 1 ч 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности (инстр. № 12). Работа с мышью (повторение): Раскрашивание рисунков по образцу 1 2.1 Раздел 2: Информация и информационные процессы. Графический редактор Paint - 7 ч Источники информации. Вид экрана ГР Paint 1 2.2 Приемники информации. Инструмент "Заливка" 1 2.3 Информационный обмен. Инструмент "Карандаш" *День словаря 1 11 № урока Тема урока Кол-во часов 1 2.5 Средства информационного обмена. Инструмент "Распылитель" Информация и управление. Инструмент "Резинка" 2.6 Информация и знания. Инструмент "Лупа" 1 2.7 Получение знаний. Инструмент "Линия" 1 2.4 1 Раздел 3: Компьютер - машина для работы с информацией - 6 ч 3.1 Человек и компьютер. Инструмент "Прямоугольник" 1 3.2 Устройства ввода информации. Варианты использования инструмента "Прямоугольник" Устройства вывода информации. Создание рисунков с помощью инструмента "Прямоугольник" 1 Периферийные устройства персонального компьютера. Инструмент "Эллипс" Действия с информацией. Варианты использования инструмента "Эллипс" Носители информации. Создание рисунков средствами графического редактора Paint по образцу 1 3.3 3.4 3.5 3.6 1 1 1 Раздел 4: Формы представления информации - 5 ч 4.1 Представление информации в графической форме 1 4.2 Представление информации в числовой форме 1 4.3 1 4.4 Правила техники безопасности. Представление информации в текстовой форме Представление информации в табличной форме 4.5 Обобщение: формы и виды информации 1 1 Раздел 5: Клавиатура - 12 ч 1 5.2 Основные блоки клавиатуры. Запуск программ, выход из программ Клавиша ввода, клавиша отмены. Меню простое и сложное 5.3 Клавиши управления курсором. Управление курсором 1 5.4 1 5.5 Алфавитные клавиши. Цифровые клавиши. Ввод алфавитных и цифровых клавиш с помощью клавиатурного тренажера *Международный день родного языка Клавиши редактирования. Ввод слов по образцу 5.6 Приемы редактирования слов. Редактирование слов 1 5.7 Правила клавиатурного письма. Ввод текста и сохранение его на машинном носителе 1 5.1 1 1 12 № урока 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 Кол-во часов Тема урока Приемы редактирования строк. Редактирование строк и сохранение его на машинном носителе Клавиши-замки и индикаторы. Ввод текста с элементами редактирования Клавиши специального назначения. Ввод текста с оформлением шрифта Выносная клавиатура. Ввод текста с полуавтоматическим орфографическим контролем *День космонавтики Контрольная работа по теме "Клавиатура" 1 1 1 1 1 Раздел 6: Работа с файлами и папками - 2 ч 6.1 Основные действия с файлами. Работа с файлами 1 6.2 Основные действия с папками. Работа с папками 1 Раздел 7: Итоговое занятие - 1 ч Итоговое занятие 7.1 1 ВСЕГО за учебный год: 34 3 класс № занятия 1.1 Наименование раздела, темы Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. Количество часов 1 Раздел 2: Информация (И) и информационные процессы (ИП) - 8 ч 2.1 2.2 2.3 2.4 Информация: основные понятия Информационные процессы Формы представления информации 1 1 1 1 3.1 3.2 Источник и потребитель информации Кодирование информации Единицы измерения информации Укрупненные единицы измерения информации *310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова Соотношение единиц измерения информации Раздел 3: Объект и его характеристики - 9 ч Объект - часть окружающего мира Характеристики объекта: имя, свойства 3.3 Состав объекта, действия объекта 1 3.4 Представление сведений об объекте 1 2.5 2.6 2.7 2.8 1 1 1 1 13 3.5 Информационные объекты: виды 1 3.6 Информационные объекты: создание, изменение, сохранение База данных - информационный объект 1 Инструктаж по технике безопасности (№12). Поиск информации в базе данных Заполнение простейшей базы данных *День российской науки Раздел 4: Информационный объект и компьютер - 8 ч Компьютер - универсальная машина для работы с информационными объектами Управление компьютером Элементы графического интерфейса 1 Хранение информации в компьютере Файл как информационный объект. Поиск файла по стандартным свойствам Основные действия с файлами 1 1 Папка как информационный объект. Поиск папки по стандартным свойствам Основные действия с папками 1 3.7 3.8 3.9 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 Раздел 5: Работа в сети Интернет - 8 ч Компьютерные сети. Интернет *Всемирный день Земли Формулирование запроса: ключевые слова, каталоги Поиск информации в сети Интернет. Сохранение объекта, ссылок Сервисы Интернет: электронная почта, форум, аудио- и видеоконфереции Передача коротких сообщений (чат, форум) Передача объемных сообщений (электронная почта) Размещение сообщения в информационной среде школы Участие в аудио- и видеоконференциях ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 класс № занятия 1.1 Наименование раздела, темы Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. Количество часов 1 Раздел 2: Графический редактор презентаций MS Power Point (PP) - 15 ч 2.1 Компьютерные презентации: определение, назначение, типы 1 14 2.2 2.3 2.4 Среда и возможности MS Power Point Основные объекты MS Power Point Структура презентации. Создание серии слайдов 1 1 1 2.5 1 2.8 2.9 2.10 Разработка структуры интерактивной презентации *Международный день распространения грамотности Создание и обработка текстов в презентации Средства наглядности. Специфические инструменты MS Power Point : элементы Multi Media Разработка дизайна слайдов Работа с визуальными данными Проектирование структурных связей презентации 2.11 Создание управляющих кнопок 1 2.12 Обеспечение интерактивных свойств презентации 1 2.13 Настройка презентации 1 2.14 Защита презентации 1 2.15 1 3.6 Сферы использования основных возможностей MS Power Point Раздел 3: Логические рассуждения - 9 ч Правила техники безопасности (инструкция № 12). Понятия: определение, термин, содержание Объем понятий. Деление и обобщение понятий Отношения между понятиями: пересечение, вложенность, несовместимость Высказывания. Суждения. Понятия "истина" и "ложь" Простое и сложное высказывание. Построение отрицания высказываний *Международный день родного языка Построение высказываний со связками "и", "или" 3.7 Умозаключение. Правила вывода "если - то" 1 3.8 Графы и их табличное описание. Пути в графах 1 2.6 2.7 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Раздел 4: Модели и моделирование - 9 ч Модель. Моделирование Виды моделей *День космонавтики Текстовая и графическая модели Алгоритм как модель действий Формы записи алгоритмов. Составление блок-схем Исполнитель алгоритма: среда, команды исполнителя Правила записи алгоритмов. Составление линейных алгоритмов Составление алгоритмов с ветвлением 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 4.9 Компьютер как исполнитель ВСЕГО за учебный год: 1 34