© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Приложение № 32 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 28.08.2023 № 3/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ» (предметная область «Естественно-научные предметы») 10-11 классы © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3. готовность к служению Отечеству, его защите; 4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Требования к результатам освоения ООП ООС (ФГОС ООО) – сформированность системы знаний об Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (уточнение и конкретизация) – оценивать роль биологических открытий © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ общих биологических закономерностях, законах, теориях; – сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований; – владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; – владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата; – сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований. и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; – оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; – устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; – обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости; – проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов; – выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни; – устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; – решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; – делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК; – сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ – выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки; – обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; – определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла; – решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования; – раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; – сравнивать разные способы размножения организмов; – характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; – выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе; – обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; – обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции; – характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции; – устанавливать связь структуры и свойств экосистемы; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ – аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; – обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы; – оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку; – выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания. Выпускник получит возможность научиться: организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; – прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; – выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; – анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии; – аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ – выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; – использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 10 класс Введение. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Молекулярная биология. Белки – полимеры, массы и размеры молекул. Аминокислоты – мономеры белковых молекул. Способы определения последовательности аминокислотных звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Качественные реакции на белки. Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Пептидная связь и первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белковых молекул. Денатурация белковых молекул. Белки – ферменты. Особенности структуры их молекул, активный центр фермента. Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Расплетание молекул ДНК, последовательный и дисперсный синтез цепей ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке: хранение и передача наследственной информации от родителей потомству, доказательства роли ДНК в клетке. Синтез РНК. Типы РНК. Информационная РНК. Физико-химические особенности молекул и их роль в клетке; и-РНК – материальная основа генов. Транспортная РНК, масса, размеры молекул. Антикодон и его функции. Роль т-РНК в транспорте аминокислот. Участие ферментов в этом процессе. Рибосомная РНК (р-РНК), особенности строения молекул, их роль в образовании рибосом. Функции белков в клетке. Специфичность белковых молекул. Каталитическая функция. Особенности взаимодействия фермента и субстрата. Образование фермент-субстратного комплекса, динамичность комплексов, специфичность действия. Транспортная роль белков. Участие гемоглобина в обеспечении тканей кислородом. Структурная функция белков; роль белка в образовании органоидов клетки (мембран, рибосом). Защитная функция: антитела, антигены, образование их комплектов и роль в защитной реакции. Энергетическая функция. Роль белков в возникновении и эволюции жизни. Общие закономерности онтогенеза. Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений. Основные закономерности наследственности. Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерози-готы. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ природа генетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом. Основные закономерности изменчивости. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямы и обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных учѐных в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и селекционер. Модификационная изменчивость. Норма реакции. 11 класс Основы учения об эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди - Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основы экологии. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Решение задач по разделам курса общая биология. Г. Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания. Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления. Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании. Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков. Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Множественный аллелизм. Явление сцепленного © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности. Генетика пола. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом. Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать. Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и АТФ. Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем ферментов, генов-промоторов, структурных и терминирующих кодов. Рибосома – органоид синтеза белковых молекул, ее химический состав. Трансляция, ее этап. Активация аминокислот, участие в ней ферментных систем. Перенос аминокислот к месту сборки белковых молекул. Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи, окончание синтеза белка. Клеточное питание гетеротрофных организмов. Клеточное дыхание и его виды. Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в аэробных условиях. Механизм клеточного дыхания в анаэробных условиях (брожение). © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы) 10 класс (34 ч.) № урока Кол-во часов 1: Введение – 1ч Тема урока 1. Методы исследования в биологии 1 Элементы содержания Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Инструктаж по технике безопасности. Правила оформления лабораторных работ. *ЕКЧ «Год науки и технологий» 2: Молекулярная биология – 6ч 1 Органические соединения. Углеводы, входящие в состав клеток (моно-, ди- и полисахариды. Липиды (жиры и жироподобные вещества). Строение молекулы белка. Витамины. 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1. Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Белки. Витамины. 2. 3. 4. 5. 6. Обнаружение биополимеров (белков) в биологических объектах. Обнаружение биополимеров (углеводов, липидов) в биологических объектах. Обнаружение витаминов в биологических объектах. Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК. Каталитическая активность ферментов в живых тканях 3: Основы цитологии – 10ч © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования. Особенности строения клеток прокариот. Особенности строения клеток эукариот. Клетки растений. Особенности строения клеток эукариот. Клетки животных. Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур. Физиологические свойства клеточной мембраны. Физиологические свойства клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке. Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов Хромосомы млекопитающих. Кариотип. Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыля). 1 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 4: Общие закономерности онтогенеза – 4ч 1. Митоз в клетках корешка лука 2. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений Мейоз и развитие мужских половых клеток Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки. 3. 4. 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 5: Основные закономерности наследственности - 9 ч 1. Дрозофила как объект генетических исследований. Постановка моногибридного и дигибридного скрещиваний 1 Лабораторная работа © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 2. 3. 4. 5. 6. 7. Анализ наследования в первом поколении моногибридного и дигибридного крещиваний. Постановка опыта на наследование, сцепленное с полом. Постановка опытов на сцепленное наследование. Анализ наследования в первом поколении признаков, сцепленных с полом. Анализ наследования во втором поколении признаков, сцепленных с полом. Анализ сцепленного наследования в первом поколении. Постановка опыта на кроссинговер Геномные и хромосомные мутации. 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа Лабораторная работа 8. Кариотип человека. Хромосомные болезни человека. 1 *КТД «Международный день толерантности» 9. Составление родословных и их анализ 1 Практическая работа 6: Основные закономерности изменчивости – 3ч 1. 2. 3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 7: Повторение – 1ч 1. Повторение и закрепление изученного материала 1 Контрольная работа * Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне среднего общего образования (Рабочая программа воспитания) © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 11 класс (34 ч) № урока 1. Кол-во Элементы содержания часов 1: Основы учения об эволюции – 4ч Моделирование естественного 1 Лабораторная работа отбора 2. Моделирование дрейфа генов 3. 4. Тема урока Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых). Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.) 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 2: Основы экологии – 10ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа) Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа) Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа) Исследование связи между положением рта у рыб и способом питания на примере обитателей аквариума Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа Лабораторная работа 1 *Природоохранные операции «Кормушка», © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). 7. 8. 9. 10. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) Природные и нарушенные экосистемы: сравнительный анализ «Елочка» 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 3: Решение задач по разделам курса общая биология – 20ч 1. Основные генетические понятия 1 2. Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II законы Менделя. Анализирующее скрещивание 1 3. 4. Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание Неполное доминирование. Решение задач на неполное доминирование Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания. Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании. Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления. 1 Практическая работа 1 Практическая работа © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 5. 6. 7. Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание» Решение задач на дигибридное скрещивание» 1 Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков. 1 Практическая работа 1 Практическая работа 8. Хромосомная теория наследственности. 1 Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности. Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. 9. Решение задач на сцепленное наследование 1 Практическая работа 10. Наследование признаков, сцепленных с полом. 1 Генетика пола. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом. 11. Решение задач на сцепленное с полом наследование 1 Практическая работа 1 Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Множественный аллелизм. 1 Практическая работа 1 Контрольная работа 1 Практическая работа 1 Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать. Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в 12. 13. 14. 15. 16. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Решение задач на взаимодействие генов Решение различных типов генетических задач Решение задач с применением правила Чаргаффа Генетическая информация и еѐ реализация в клетке. Генетический код © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и АТФ. Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем ферментов, генов-промоторов, структурных и терминирующих кодов. Рибосома – органоид синтеза белковых молекул, ее химический состав. Трансляция, ее этап. Активация аминокислот, участие в ней ферментных систем. Перенос аминокислот к месту сборки белковых молекул. Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи, окончание синтеза белка. 17. Решение задач по теме «Биосинтез белка» 1 Практическая работа 18. Энергетический обмен 1 Клеточное питание гетеротрофных организмов. Клеточное дыхание и его виды. Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в аэробных условиях. Механизм клеточного дыхания в анаэробных условиях (брожение). 19. Решение задач по теме «Энергетический обмен» Механизмы наследования различных признаков у человека. Решение задач 1 Практическая работа 20. Повторение и закрепление изученного материала 1 Контрольная работа * Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)