Приложение № 33_Рабочая программа элективного курса _ Практикум по химии _ 10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

Приложение № 33
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ»
(предметная область «Естественно-научные предметы»)
10 – 11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты

Требования к результатам освоения
ООП СОО (ФГОС ООО)
1. сформированность системы знаний об
общих химических закономерностях, законах,
теориях;
2. сформированность умений исследовать
свойства неорганических и органических
веществ,
объяснять
закономерности
протекания
химических
реакций,
прогнозировать
возможность
их

Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Выпускник научится:
 раскрывать на примерах роль химии в
формировании современной научной картины мира
и
в практической
деятельности
человека,
взаимосвязь
между
химией
и
другими
естественными науками;
 иллюстрировать на примерах становление и
эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
 устанавливать причинно-следственные связи

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

осуществления;
3.
владение
умениями
выдвигать
гипотезы на основе знаний о составе, строении
вещества и основных химических законах,
проверять их экспериментально, формулируя
цель исследования;
4. владение методами самостоятельного
планирования и проведения химических
экспериментов
с
соблюдением
правил
безопасной
работы
с
веществами
и
лабораторным
оборудованием;
сформированность умений описания, анализа и
оценки достоверности полученного результата;
5.
сформированность
умений
прогнозировать, анализировать и оценивать с
позиций
экологической
безопасности
последствия бытовой и производственной
деятельности
человека,
связанной
с
переработкой веществ.

между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии с
положением
химических
элементов
в
периодической системе;
 анализировать состав, строение и свойства
веществ,
применяя
положения
основных
химических
теорий:
химического
строения
органических соединений А.М. Бутлерова, строения
атома, химической связи, электролитической
диссоциации кислот и оснований; устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами
вещества и его составом и строением;
 применять
правила
систематической
международной
номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу
и строению;
 составлять молекулярные и структурные
формулы неорганических и органических веществ
как носителей информации о строении вещества,
его свойствах и принадлежности к определенному
классу соединений;
 объяснять природу и способы образования
химической
связи:
ковалентной
(полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной –
с целью определения химической активности
веществ;
 характеризовать
физические
свойства
неорганических и органических веществ и
устанавливать зависимость физических свойств
веществ от типа кристаллической решетки;
 характеризовать закономерности в изменении
химических свойств простых веществ, водородных
соединений, высших оксидов и гидроксидов;
 приводить примеры химических реакций,
раскрывающих характерные химические свойства
неорганических и органических веществ изученных
классов с целью их идентификации и объяснения
области применения;
 определять механизм реакции в зависимости
от условий проведения реакции и прогнозировать
возможность протекания химических реакций на
основе типа химической связи и активности
реагентов;
 устанавливать
зависимость
реакционной
способности органических соединений от характера
взаимного влияния атомов в молекулах с целью

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

прогнозирования продуктов реакции;
 устанавливать
зависимость
скорости
химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью
определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
 устанавливать генетическую связь между
классами неорганических и органических веществ
для обоснования принципиальной возможности
получения
неорганических
и
органических
соединений заданного состава и строения;
 подбирать реагенты, условия и определять
продукты реакций, позволяющих реализовать
лабораторные и промышленные способы получения
важнейших неорганических и органических
веществ;
 определять характер среды в результате
гидролиза неорганических и органических веществ
и приводить примеры гидролиза веществ в
повседневной жизни человека, биологических
обменных процессах и промышленности;
 приводить
примеры
окислительновосстановительных
реакций
в
природе,
производственных процессах и жизнедеятельности
организмов;
 обосновывать практическое использование
неорганических и органических веществ и их
реакций в промышленности и быту;
 выполнять химический эксперимент по
распознаванию и получению неорганических и
органических веществ, относящихся к различным
классам соединений, в соответствии с правилами и
приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
 проводить расчеты на основе химических
формул и уравнений реакций: нахождение
молекулярной формулы органического вещества по
его плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав, или по продуктам сгорания;
расчеты массовой доли (массы) химического
соединения в смеси; расчеты массы (объема,
количества вещества) продуктов реакции, если одно
из веществ дано в избытке (имеет примеси);
расчеты массовой или объемной доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного;
расчеты теплового эффекта реакции; расчеты
объемных отношений газов при химических

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

реакциях; расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если одно из веществ
дано в виде раствора с определенной массовой
долей растворенного вещества;
 использовать методы научного познания:
анализ,
синтез,
моделирование
химических
процессов и явлений – при решении учебноисследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания органических
веществ;
 владеть правилами безопасного обращения с
едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации
по названиям, идентификаторам, структурным
формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать
химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях
средств
массовой
информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с
точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
 устанавливать взаимосвязи между фактами и
теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний;
 представлять пути решения глобальных
проблем, стоящих перед человечеством, и
перспективных направлений развития химических
технологий, в том числе технологий современных
материалов с различной функциональностью,
возобновляемых источников сырья, переработки и
утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник получит возможность научиться:
 формулировать цель исследования, выдвигать
и проверять экспериментально гипотезы о
химических свойствах веществ на основе их
состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах
различных химических реакций;
 самостоятельно планировать и проводить
химические эксперименты с соблюдением правил
безопасной работы с веществами и лабораторным
оборудованием;
 интерпретировать данные о составе и
строении веществ, полученные с помощью

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

современных физико-химических методов;
 описывать состояние электрона в атоме на
основе
современных
квантово-механических
представлений о строении атома для объяснения
результатов спектрального анализа веществ;
 характеризовать роль азотосодержащих
гетероциклических соединений и нуклеиновых
кислот как важнейших биологически активных
веществ;
 прогнозировать возможность протекания
окислительно-восстановительных
реакций,
лежащих в основе природных и производственных
процессов.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10-11 классы
10 класс
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические). Алканы, изомерия, номенклатура.
Метан: строение, свойства Химические свойства алканов, применение и способы получения.
Циклоалканы. Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены), гомологические ряды,
изомерия, номенклатура, химические свойства, способы получения. Основные понятия химии
высокомолекулярных соединений. Ароматические углеводороды (арены). Бензол – строение,
свойства. Применение углеводородов. Природные источники углеводородов: природный газ,
нефть, каменный уголь, способы переработки. Решение задач на вывод химических формул по
заданной массовой доле элементов. Решение задач на вывод формул веществ по продуктам их
сгорания. Генетическая связь между классами углеводородов.
Спирты и фенолы. Спирты (одноатомные и многоатомные). Гомологические ряды, изомерия,
номенклатура спиртов. Этанол, глицерин – строение, свойства. Фенол – строение, свойства.
Тема 3. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (3 часов)
Гомологические ряды, изомерия, номенклатура, строение и свойства альдегидов и кетонов.
Способы получения, применение.
Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры. Предельные и непредельные карбоновые
кислоты. Гомологический ряд. Строение. Номенклатура и изомерия. Свойства. Производные
карбоновых кислот. Отдельные представители. Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации.
Гидролиз жиров. Способы получения, применение.
Углеводы. Классификация и значение. Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов.
Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и
дезоксирибозы. Сахароза, крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, применение на примере
глюкозы. Крахмал. Целлюлоза. Свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах.
Азотсодержащие органические вещества. Строение аминов. Аминогруппа, еѐ электронное
строение. Амины как органические основания. Анилин, его строение, причины ослабления
основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина. Значение в
развитии органического синтеза. Строение, свойства, изомерия аминокислот. Общее понятие о
гетероциклических соединениях. Пиридин и пиррол как представители азотсодержащих
гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении
основных свойств. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых
кислот. Белки как биополимеры. Структура белков, свойства. Превращения белков пищи в
организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК И РНК), строение нуклеотидов Принцип комплементарности.
Роль НК в жизнедеятельности организмов.
Биологически активные вещества. Ферменты. Понятие о ферментах как биологических
катализаторах. Классификация ферментов. Специфичность действия. Значение в биологии и
медицине, применение в промышленности. Понятие о витаминах. Классификация витаминов.
Нормы потребления витаминов. Гипер- и гипоавитаминозы. Понятие о гормонах.
Классификация гормонов. Адреналин. Тестостерон. Инсулин. Понятие о лекарствах. Отдельные
фармакологические группы лекарств. Способы применения лекарств. Механизм действия
отдельных препаратов
Типы расчетных задач:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым
долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.
Решение задач по известной формуле и массовой доле одного из элементов.
Решение задач на определение формулы вещества по его реакционной способности.
11 класс
Теоретические основы химии. Строение вещества. Современная модель строения атома.
Дуализм электрона. Квантовые числа. Распределение электронов по энергетическим уровням в
соответствии с принципом наименьшей энергии, правилом Хунда и принципом Паули.
Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Электронная
конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Основное и
возбужденные состояния атомов. Валентные электроны. Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.
Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и
группам. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ковалентная связь, ее
разновидности и механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный). Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ,
температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора.
Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под
действием различных факторов: концентрации реагентов или продуктов реакции, давления,
температуры. Роль смещения равновесия в технологических процессах.
Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения
концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная
концентрации. Титр раствора и титрование.
Реакции в растворах электролитов. Качественные реакции на ионы в растворе. Кислотноосновные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный
показатель (pH) раствора. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных
процессах. Применение гидролиза в промышленности.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды.
Диаграмма Пурбэ. Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы электронного
и электронно-ионного баланса. Практическое применение электролиза для получения
щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Коррозия металлов: виды коррозии,
способы защиты металлов от коррозии.
Основы неорганической химии. Общая характеристика элементов IА–IIIA-групп. Оксиды и
пероксиды натрия и калия. Распознавание катионов натрия и калия. Соли натрия, калия,
кальция и магния, их значение в природе и жизни человека. Жесткость воды и способы ее
устранения. Комплексные соединения алюминия. Алюмосиликаты.
Металлы IB–VIIB-групп (медь, цинк, хром, марганец). Особенности строения атомов. Общие
физические и химические свойства. Получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих
металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента. Важнейшие соли.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени окисления. Комплексные
соединения хрома.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Свойства, получение и применение угля.
Синтез-газ как основа современной промышленности. Активированный уголь как адсорбент.
Наноструктуры. Мировые достижения в области создания наноматериалов. Электронное
строение молекулы угарного газа. Получение и применение угарного газа. Биологическое
действие угарного газа. Карбиды кальция, алюминия и железа. Карбонаты и гидрокарбонаты.
Круговорот углерода в живой и неживой природе. Качественная реакция на карбонат-ион.
Физические и химические свойства кремния. Силаны и силициды. Оксид кремния (IV).
Кремниевые кислоты и их соли. Силикатные минералы – основа земной коры.
Общая характеристика элементов VА-группы. Нитриды. Качественная реакция на ион аммония.
Азотная кислота как окислитель. Нитраты, их физические и химические свойства, применение.
Свойства, получение и применение фосфора. Фосфин. Фосфорные и полифосфорные кислоты.
Биологическая роль фосфатов.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особые свойства концентрированной серной
кислоты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.
Общая характеристика элементов VIIА-группы. Особенности химии фтора. Галогеноводороды
и их получение. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции на галогенидионы. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение галогенов и их важнейших
соединений.
Химия и жизнь. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Типы расчетных задач:
 Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
 Задачи на смеси веществ и нахождение массовой доли одного из веществ в исходной смеси.
 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано
в избытке (имеет примеси).
 Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
 Расчеты теплового эффекта реакции.
 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
 Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано
в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
 Решение задач на пластинку

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
10 класс (34 часа)
№
урока

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

1. Углеводороды (10 ч.)

1

Алканы. Циклоалканы. Химические
свойства алканов и циклоалканов.
Применение и способы получения
алканов и циклоалканов.

2

Решение
задач
на
вывод
химических формул по известной
массовой доле элемента

3

4

Алкены, Химические свойства
алкенов. Применение и способы
получения алкенов

Решение
задач
химических формул

на

вывод

1

Алканы, изомерия, номенклатура. Метан:
строение, свойства Химические свойства
алканов, применение и способы получения.
Циклоалканы.

1

Решение задач на вывод химических
формул по заданной массовой доле
элементов

1

Непредельные углеводороды (алкены)
гомологические ряды, изомерия,
номенклатура, химические свойства,
способы получения. Основные понятия
химии высокомолекулярных соединений

1

Нахождение молекулярной формулы
органического вещества по его плотности

Алкадиены. Свойства и получение
алкадиенов
5

1

Непредельные углеводороды (алкадиены),
гомологические ряды, изомерия,
номенклатура, химические свойства,
способы получения. Основные понятия
химии высокомолекулярных соединений
*Экологическое воспитание Экологический
субботник

Алкины.
алкинов

Химические

свойства

6

7

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Непредельные углеводороды (алкины)
гомологические ряды, изомерия,
номенклатура, химические свойства,
способы получения. Основные понятия
химии высокомолекулярных соединений

1

Генетическая связь между классами
углеводородов

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

8

9

10

Решение задач на вывод формул
органических соединений
Ароматические
углеводороды.
Изомерия
и
номенклатура
гомологов бензола. Получение.
Химические свойства аренов
Решение задач и упражнений по
теме «Арены»

1

Решение задач на вывод формул веществ по
продуктам их сгорания.

1

Ароматические углеводороды (арены).
Бензол – строение, свойства. Применение
углеводородов. Природные источники
углеводородов: природный газ, нефть,
каменный уголь, способы переработки

1

Генетическая связь между классами
углеводородов

2. Спирты и фенолы (3ч)
Спирты. Фенолы.

1

11

Спирты (одноатомные и многоатомные).
Гомологические
ряды,
изомерия,
номенклатура спиртов. Этанол, глицерин –
строение, свойства. Фенол – строение,
свойства.
*Экологическое воспитание.

12

13

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Генетическая связь между классами
органических соединений

Решение задач и упражнений

1

Решение задач на вывод формул веществ по
продуктам их сгорания.

3. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (3 часа)

14

Альдегиды и кетоны. Химические
свойства альдегидов и кетонов
Получение карбонильных
соединений. Отдельные
представители

1

Гомологические
ряды,
изомерия,
номенклатура,
строение
и
свойства
альдегидов и кетонов. Способы получения,
применение.
*Здоровьесберегающее воспитание. Акция
«Здоровым быть модно»

15

16

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Генетическая связь между классами
органических соединений

Решение задач и упражнений

1

Решение задач на вывод формул веществ по
продуктам их сгорания.

Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (4 часа)

17

Карбоновые кислоты. Химические
свойства Получение карбоновых
кислот. Отдельные представители

1

Предельные и непредельные карбоновые
кислоты. Гомологический ряд. Строение.
Номенклатура и изомерия. Свойства.
Производные
карбоновых
кислот.
Отдельные представители.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

Сложные эфиры. Жиры.
карбоновых кислот. Мыла

Соли

1

18

19

20

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Решение задач и упражнений.

1

Сложные
эфиры.
Жиры.
Реакция
этерификации. Гидролиз жиров. Способы
получения, применение.
*Здоровьесберегающее воспитание
Месячник ЗОЖ
Генетическая связь между классами
органических соединений
Решение задач по известной формуле и
массовой доле одного из элементов.

Углеводы (4 часа)

21

Углеводы. Моносахариды: глюкоза
и фруктоза. Моносахариды: рибоза
и дезоксирибоза

1

Дисахариды. Полисахариды:
крахмал и целлюлоза

1

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Решение задач и упражнений.

1

22

23

24

Классификация и значение. Глюкоза как
важнейший представитель моносахаридов.
Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие
сведения о строении и свойствах рибозы и
дезоксирибозы.
Сахароза, крахмал, целлюлоза. Строение,
свойства, применение на примере глюкозы.
Крахмал.
Целлюлоза.
Свойства,
применение. Понятие об искусственных
волокнах.
Генетическая связь между классами
органических соединений
Решение задач на определение формулы
вещества по его реакционной способности.

Азотсодержащие органические вещества (6 часов)
Амины.
Химические
свойства
аминов и способы получения

1

25

Строение
аминов.
Аминогруппа,
еѐ
электронное
строение.
Амины
как
органические основания.
Анилин, его строение, причины ослабления
основных свойств в сравнении с аминами
предельного ряда. Получение анилина.
Значение в развитии органического синтеза.
*Экологическое воспитание Участие в
городских конкурсах по охране природы

26

27
28

Генетическая связь между классами
органических соединений
Решение задач и упражнений.
Аминокислоты. Белки

1

Генетическая связь между классами
органических соединений

1

Решение задач на определение формулы
вещества по его реакционной способности.

1

Строение, свойства, изомерия аминокислот.
Общее понятие о гетероциклических

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

29

Решение задач и упражнений.

1

Нуклеиновые кислоты
30

1

соединениях.
Белки как биополимеры. Структура белков,
свойства. Превращения белков пищи в
организме. Успехи в изучении строения и
синтезе белков.
Решение задач на определение формулы
вещества по его реакционной способности.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК И РНК),
строение нуклеотидов Принцип
комплементарности. Роль НК в
жизнедеятельности организмов.

Биологически активные вещества (4 часа)
Ферменты.
Лекарства

Витамины.

Гормоны.

1

31

Ферменты. Понятие о ферментах как
биологических
катализаторах.
Классификация ферментов. Специфичность
действия. Значение в биологии и медицине,
применение в промышленности. Понятие о
витаминах. Классификация витаминов.
Нормы потребления витаминов. Гипер- и
гипоавитаминозы. Понятие о гормонах.
Классификация
гормонов.
Адреналин.
Тестостерон.
Инсулин.
Понятие
о
лекарствах. Отдельные фармакологические
группы лекарств. Способы применения
лекарств. Механизм действия отдельных
препаратов
*Экологическое
воспитание
Выпуск
информационного экологического вестника

32
33
34

Обобщение и повторение курса
органической химии
Промежуточная
аттестация
(Тестирование в форме ЕГЭ)
Итоговое занятие.

1
1

Тестирование в форме ЕГЭ

1

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)

11 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1

Строение атома Периодический

1

Содержание
Современная модель строения
Дуализм электрона. Квантовые

атома.
числа.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

закон.

2

Химическая связь

1

3

Скорость химических реакций

1

4

Термодинамика химических
реакций. Химическое равновесие.

1

5

Растворы. Способы выражения

1

Распределение
электронов
по
энергетическим уровням в соответствии с
принципом наименьшей энергии, правилом
Хунда и принципом Паули.
Особенности
строения
энергетических
уровней атомов d-элементов. Электронная
конфигурация
атома.
Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы).
Основное и возбужденные состояния
атомов.
Валентные
электроны.
Периодическая
система
химических
элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл
Периодического
закона
Д.И. Менделеева.
Причины
и
закономерности
изменения
свойств
элементов и их соединений по периодам и
группам. Мировоззренческое и научное
значение
Периодического
закона
Д.И. Менделеева.
Прогнозы
Д.И. Менделеева.
Открытие
новых
химических элементов.
Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность.
Ковалентная
связь, ее разновидности и механизмы
образования
(обменный
и
донорноакцепторный). Ионная связь. Металлическая
связь. Водородная связь. Межмолекулярные
взаимодействия.
Скорость реакции, ее зависимость от
различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры
(правило Вант-Гоффа), площади
реакционной поверхности, наличия
катализатора. Энергия активации.
Активированный комплекс. Катализаторы и
катализ. Роль катализаторов в природе и
промышленном производстве
Обратимость
реакций.
Химическое
равновесие.
Смещение
химического
равновесия под действием различных
факторов: концентрации реагентов или
продуктов реакции, давления, температуры.
Роль
смещения
равновесия
в
технологических процессах.
Истинные растворы. Растворение как
физико-химический
процесс.
Способы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

состава вещества.

6

Решение задач на массовую долю

1

7

Решение задач на смеси

1

8

Решение задач на растворимость.

1

9

Реакции в растворах электролитов.
Водородный показатель. Гидролиз.

1

10

Окислительно-восстановительные
реакции в неорганической химии

1

11

12

13

Окислительно-восстановительные
реакции в органической химии

Решение задач и упражнений

Галогены

выражения
концентрации
растворов:
массовая доля растворенного вещества,
молярная и моляльная концентрации. Титр
раствора и титрование.
Расчеты
массовой
доли
(массы)
химического соединения в смеси.
Задачи на смеси веществ и нахождение
массовой доли одного из веществ в
исходной смеси.
Задачи на растворимость. Коэффициент
растворимости.
Реакции
в
растворах
электролитов.
Качественные реакции на ионы в растворе.
Кислотно-основные
взаимодействия
в
растворах.
Амфотерность.
Ионное
произведение воды. Водородный показатель
(pH) раствора. Гидролиз солей. Значение
гидролиза в биологических обменных
процессах. Применение гидролиза в
промышленности.
Окислительно-восстановительные реакции в
природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительный
потенциал среды. Поведение веществ в
средах с разным значением pH. Методы
электронного и электронно-ионного баланса

1

Окислительно-восстановительные реакции в
природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительный
потенциал среды. Поведение веществ в
средах с разным значением pH. Методы
электронного и электронно-ионного баланса

1

Упражнения в составлении ОВР с
органическими и неорганическими
веществами

1

Общая характеристика элементов VIIАгруппы.
Особенности
химии
фтора.
Галогеноводороды
и
их
получение.
Галогеноводородные кислоты и их соли.
Качественные реакции на галогенид-ионы.
Кислородсодержащие соединения хлора.
Применение галогенов и их важнейших
соединений.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

14

Соединения галогенов

1

15

Решение задач и упражнений

1

16

Кислород и сера.

1

17

Соединения серы, их свойства и
значение

1

18

Азот

1

19

Фосфор

1

20

Решение задач и упражнений

1

21

Углерод и кремний

1

*Здоровьесберегающее воспитание. Акция
«Здоровым быть модно»
Кислородсодержащие соединения хлора.
Применение галогенов и их важнейших
соединений.
Расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей
растворенного вещества
Общая характеристика элементов VIАгруппы.
Особые
свойства
концентрированной
серной
кислоты.
Качественные реакции
на сульфид-,
сульфит-, и сульфат-ионы.
Особые
свойства
концентрированной
серной кислоты. Качественные реакции на
сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.
Общая характеристика элементов VАгруппы. Нитриды. Качественная реакция на
ион аммония. Азотная кислота как
окислитель. Нитраты, их физические и
химические свойства, применение.
*Здоровьесберегающее
воспитание
Месячник ЗОЖ
Свойства,
получение
и
применение
фосфора.
Фосфин.
Фосфорные
и
полифосфорные кислоты. Биологическая
роль фосфатов.
*Здоровьесберегающее
воспитание
Месячник ЗОЖ
Расчеты
массы
(объема,
количества
вещества) продуктов реакции, если одно из
веществ дано в избытке (имеет примеси).
Общая характеристика элементов IVАгруппы. Свойства, получение и применение
угля. Синтез-газ как основа современной
промышленности. Активированный уголь
как адсорбент. Наноструктуры. Мировые
достижения
в
области
создания
наноматериалов. Электронное строение
молекулы угарного газа. Получение и
применение угарного газа. Биологическое
действие угарного газа. Карбиды кальция,

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

22

23

Углерод и кремний

Благородные газы.

1

1

алюминия и железа. Карбонаты и
гидрокарбонаты. Круговорот углерода в
живой и неживой природе. Качественная
реакция на карбонат-ион.
Физические
и
химические
свойства
кремния. Силаны и силициды. Оксид
кремния (IV). Кремниевые кислоты и их
соли. Силикатные минералы – основа
земной коры.
Благородные
газы.
благородных газов.

Применение

*Экологическое
воспитание
Участие
в
городских конкурсах по охране природы, ГНПК.

24

Решение задач и упражнений

1

25

Металлы I A -III A групп

1

26

Металлы побочных подгрупп

1

27

Металлы побочных подгрупп

1

28

Металлы побочных подгрупп

1

Расчеты массовой или объемной доли
выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Общая характеристика элементов IА–IIIAгрупп. Оксиды и пероксиды натрия и калия.
Распознавание катионов натрия и калия.
Соли натрия, калия, кальция и магния, их
значение в природе и жизни человека.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Комплексные
соединения
алюминия.
Алюмосиликаты.
Металлы IB–VIIB-групп (медь, цинк, хром,
марганец). Особенности строения атомов.
Общие физические и химические свойства.
Получение и применение. Оксиды и
гидроксиды этих металлов, зависимость их
свойств от степени окисления элемента.
Важнейшие соли. Окислительные свойства
солей хрома и марганца в высшей степени
окисления. Комплексные соединения хрома.
Металлы IB–VIIB-групп (медь, цинк, хром,
марганец). Особенности строения атомов.
Общие физические и химические свойства.
Получение и применение. Оксиды и
гидроксиды этих металлов, зависимость их
свойств от степени окисления элемента.
Важнейшие соли. Окислительные свойства
солей хрома и марганца в высшей степени
окисления. Комплексные соединения хрома.
Металлы IB–VIIB-групп (медь, цинк,
хром, марганец). Особенности строения
атомов. Общие физические и химические
свойства. Получение и применение. Оксиды

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________

29

Решение задач и упражнений

1

30

Решение задач и упражнений

1

31

Химия в повседневной жизни

1

и гидроксиды этих металлов, зависимость
их свойств от степени окисления элемента.
Важнейшие соли. Окислительные свойства
солей хрома и марганца в высшей степени
окисления. Комплексные соединения хрома.
Генетическая связь
между классами
неорганических соединений
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты объемных отношений газов при
химических реакциях.
Химия в повседневной жизни. Моющие и
чистящие
средства.
Репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с
едкими,
горючими
и
токсичными
веществами, средствами бытовой химии.
*Экологическое

воспитание
Выпуск
информационного экологического вестника

32

Решение задач и упражнений

1

Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Решение задач
на пластинку

33

Промежуточная аттестация

1

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов года

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии. 10-11 классы»
_______________________________________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».