Приложение 24_Рабочая программа учебного предмета_Безопасность жизнедеятельности_5 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

Приложение № 24
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 г. № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности»)
5 класс

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

Предметные результаты:
Требования к результатам освоения
ООП ООО (ФГОС ООО)

Планируемые результаты освоения
учебного предмета
(уточнение и конкретизация)

1)
формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности
на
основе
понимания необходимости защиты
личности, общества и государства
посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного
и
социального
характера;
2) формирование убеждения в
необходимости
безопасного
и
здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной
значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и
действующего законодательства в
обеспечении
национальной
безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций
природного,
техногенного
и
социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
5)
понимание
необходимости
подготовки
граждан
к
защите
Отечества;
6) формирование установки на
здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков,
курение и нанесение иного вреда
здоровью;
7) формирование антиэкстремистской
и антитеррористической личностной
позиции;
8)
понимание
необходимости
сохранения природы и окружающей
среды для полноценной жизни
человека;
9) знание основных опасных и

Выпускник научится:
 классифицировать
и
характеризовать
условия экологической безопасности;
 использовать
знания
о
предельно
допустимых концентрациях вредных веществ
в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля
качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать
и
характеризовать
причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля
качества окружающей среды и продуктов
питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой
химии;
 безопасно
использовать
средства
коммуникации;
 классифицировать
и
характеризовать
опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть
причины
возникновения
возможных
опасных
ситуаций
криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы
самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
 безопасно вести и применять способы
самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
 безопасно вести и применять способы
самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
 безопасно вести и применять способы
самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного
и
социального
характера, включая экстремизм и
терроризм, и их последствий для
личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры
безопасности и правила поведения в
условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
11) умение оказать первую помощь
пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение
опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на
основе информации, получаемой из
различных источников, готовность
проявлять
предосторожность
в
ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные
решения в конкретной опасной
ситуации
с
учетом
реально
складывающейся
обстановки
и
индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории
проживания.

 безопасно вести и применять способы
самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы
самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного
движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно
действовать при пожаре;
 безопасно
использовать
средства
индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства
пожаротушения;
 соблюдать
правила
безопасности
дорожного движения пешехода;
 соблюдать
правила
безопасности
дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать
правила
безопасности
дорожного
движения
пассажира
транспортного средства правила поведения на
транспорте
(наземном,
в
том
числе
железнодорожном, воздушном и водном);
 классифицировать
и
характеризовать
причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно
вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и
взаимопомощи на воде;
 классифицировать
и
характеризовать
причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно
вести в туристических походах;
 адекватно
оценивать
ситуацию
и
ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в
автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных
условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных
условиях;
сооружать
(обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

 подавать сигналы бедствия и отвечать на
них;
 характеризовать причины и последствия
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера для личности, общества и
государства;
 предвидеть
опасности
и
правильно
действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
природного характера;
 безопасно
использовать
средства
индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера для личности, общества и
государства;
 предвидеть
опасности
и
правильно
действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
техногенного характера;
 безопасно
действовать
по
сигналу
«Внимание всем!»;
 безопасно
использовать
средства
индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый
набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
 классифицировать
и
характеризовать
явления терроризма, экстремизма, наркотизма
и последствия данных явлений для личности,
общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите
населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно
действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению
заложников;
 классифицировать
и
характеризовать
основные положения законодательных актов,
регламентирующих
ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать
и
характеризовать
опасные ситуации в местах большого
скопления людей;
 предвидеть
причины
возникновения
возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно
действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы
при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый
образ жизни, его составляющие и значение
для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы,
укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать
профилактические
мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
 адекватно
оценивать
нагрузку
и
профилактические занятия по укреплению
здоровья; планировать распорядок дня с
учетом нагрузок;
 выявлять
мероприятия
и
факторы,
потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной
помощи;
 использовать алгоритм действий по
оказанию первой помощи;
 классифицировать
средства
оказания
первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и
внутреннем кровотечении;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

 извлекать инородное тело из верхних
дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать
первую
помощь
при
растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать
первую
помощь
при
отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать
первую
помощь
при
отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом
(солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе
насекомых и змей.
Выпускник
получит
возможность
научиться:
 безопасно
использовать
средства
индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать
причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно
оценивать
ситуацию
и
безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных
опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 анализировать последствия возможных
опасных
ситуаций
криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять права
покупателя;
 анализировать последствия проявления
терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного
вовлечения
в
террористическую,
экстремистскую
и
наркотическую
деятельность;
анализировать
влияние
вредных привычек и факторов и на состояние
своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать
основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов,
и защищающих права ребенка;
 владеть
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной
и
познавательной
деятельности
при
формировании
современной
культуры
безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые
аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не
инфекционных заболеваниях;
 оказывать
первую
помощь
при
инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке
сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении
электрическим током;
 использовать
для
решения
коммуникативных
задач
в
области
безопасности жизнедеятельности различные
источники информации, включая Интернетресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать
различные
ситуации
в
повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные
ситуации,
выдвигать
предположения и проводить несложные
эксперименты
для
доказательства
предположений
обеспечения
личной
безопасности;
 творчески
решать
моделируемые
ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Тема 1. Личная безопасность в повседневной жизни
Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности». Понятия «Основы безопасности жизнедеятельности», «Здоровый
образ жизни», «Природные и техногенные чрезвычайные ситуации». Символическое
изображение правил безопасности жизнедеятельности.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные
службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения,
коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные,
муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины
возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего
не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при
пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру.
Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания.
Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Если в школе пожар. Ориентирование в школьных помещениях. Меры по
предупреждению пожаров, правила эвакуации при пожаре. Первая помощь при
отравлении угарным газом и при ожогах.
Мой безопасный дом. Наводим в доме чистоту. Поддержание чистоты и порядка в
доме, на рабочем месте. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию в доме
(мыши, тараканы, клопы). Правила уборки квартиры и мытья посуды.
Дела домашние: техника безопасности. Техника безопасности в доме. Безопасное
электричество и безопасный газ. Правила пользования электроприборами. Первая помощь
при ушибах, отравлении клеем, его парами, бытовым газом и при поражении
электрическим током.
Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьных помещениях
и на территории школы. Поведение на уроках, переменах, во время передвижения по
школе, в столовой. Безопасное общение. Первая помощь при подозрении на сотрясение
мозга, ушибах и кровотечениях. Помощь заболевшему сверстнику.
Правила поведения на игровой площадке. Подготовка к прогулке. Выбор
одежды и обуви с учѐтом погоды и планируемых подвижных игр. Меры безопасности при
пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде.
Зимние игры, безопасность при катании на санках и ледянках. Первая помощь при
ушибах, вывихах и переломах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск
Собака не всегда друг. Животные на игровой площадке. Правила поведения при
встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки. Поиск подростками «приключений»:
оправдан ли риск.
Тема 2. Безопасность на дорогах и на транспорте
Виды современного транспорта. Какие виды транспорта существуют: наземный и
подземный, воздушный, водный, космический. Наземный и подземный транспорт:
рельсовый и безрельсовый.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

Выбор пути: безопасная дорога в школу. Школьная жизнь начинается с дороги.
Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в
населѐнном пункте и за городом.
Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на
дорогах и улицах. «Дорожные ловушки»: способы определения опасных для пешехода
мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах
транспорта. «Дорожные ловушки»: способы определения опасных для пешехода мест и
ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах
транспорта.
Тема 3. Опасные ситуации социального характера
Психологические основы самозащиты. Язык жестов, уверенность и спокойствие
как способ самозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что
нужно делать, а чего не следует.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по
повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении
криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть
(взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны
криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного поведения в случае
нападения в подъезде или лифте.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о
зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта);
глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное
поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.
Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные
места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению
захвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью
выкупа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового
пребывания людей.
Тема 4. Загрязнение среды обитания
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение
воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.
Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту).
Неоправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы
очистки воды в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и
последствия загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по
улучшению экологической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым
воздухом.
Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия
опустынивания. Накопление в почве вредных веществ.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

Тема 5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие
противогазы.
Назначение
фильтрующих
гражданских
противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные
части противогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации.
Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое»
положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Тема 6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране.
Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д.
Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах
ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения.
Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное,
смешанное, капиллярное).
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки
кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки.
Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения
максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая
помощь при кровотечении из носа.
Тема 7. Основы здорового образа жизни
Организм человека и его безопасность. Функции разных систем органов тела.
Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца,
дыхательной системы.
Питаемся правильно. Принципы рационального питания. Признаки отравления.
Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств. Сохранение зрения. Слух, обоняние, вкус. Первая
помощь при повреждении глаз.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье.
Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка.
Заболевания, вызванные несоблюдением правил гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплексы упражнений и игры для поддержания
двигательной активности. Закаливание. Компьютер и здоровье. Правила безопасного
пользования компьютером.
Безопасность в Интернете. Что нужно знать об интернет-мошенничестве. Как
уберечь себя от инфекционных заболеваний.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
5 класс (34 часа)
№
урока

1

2

3

4

ТЕМА УРОКА

КолСОДЕРЖАНИЕ УРОКА
во
часов
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (24 ч)
Тема 1. Личная безопасность в повседневной жизни (10 ч)
Введение. Почему нужно изучать 1
Понятия «Основы безопасности
предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Здоровый
жизнедеятельности».
образ жизни», «Природные и
техногенные чрезвычайные
ситуации». Символическое
изображение правил безопасности
жизнедеятельности.
Системы обеспечения
1
Различные службы помощи:
безопасности города
полиция, пожарная охрана,
(населенного пункта).
«скорая помощь», служба
спасения, коммунальные и другие
службы. Правила вызова служб
безопасности. Государственные,
муниципальные (городские) и
районные службы обеспечения
безопасности.
Пожар.
1
Опасные факторы пожара, их
воздействие на людей. Причины
возникновения пожаров в жилых
помещениях. Меры пожарной
безопасности в быту. Чего не
следует делать при пожаре в
квартире (доме). Правила
безопасного поведения при пожаре
в многоквартирном доме. Что
делать, если при пожаре нельзя
покинуть квартиру. Что делать,
если в комнате загорелся
телевизор. Способы эвакуации из
горящего здания. Первичные
средства пожаротушения и
правила пользования ими.
Если в школе пожар
1
 Ориентирование в школьных
помещениях. Меры по
предупреждению пожаров,
правила эвакуации при пожаре.
Первая помощь при отравлении
угарным газом и при ожогах.
 *Неделя безопасности

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

5

6

7

8

9

10

(профилактика дорожно транспортного травматизма,
противопожарная безопасность,
безопасность
антитеррористических действий)
Мой безопасный дом.
1
Наводим в доме чистоту.
Поддержание чистоты и порядка в
доме, на рабочем месте. Животные
и насекомые, распространяющие
инфекцию в доме (мыши,
тараканы, клопы). Правила уборки
квартиры и мытья посуды.
Дела домашние: техника
1
 Техника безопасности в доме.
безопасности.
Безопасное электричество и
безопасный газ. Правила
пользования электроприборами.
Первая помощь при ушибах,
отравлении клеем, его парами,
бытовым газом и при поражении
электрическим током.
Контрольная работа по теме
1
 Контрольная работа по теме
«Личная безопасность в
«Личная безопасность в
повседневной жизни»
повседневной жизни»
Правила поведения в школе
1
 Общие правила поведения в
школьных помещениях и на
территории школы. Поведение на
уроках, переменах, во время
передвижения по школе, в
столовой. Безопасное общение.
Первая помощь при подозрении на
сотрясение мозга, ушибах и
кровотечениях. Помощь
заболевшему сверстнику.
Правила поведения на игровой
1
 Подготовка к прогулке. Выбор
площадке.
одежды и обуви с учѐтом погоды и
планируемых подвижных игр.
Меры безопасности при
пользовании качелями, игровым
оборудованием на площадке, при
езде на велосипеде. Зимние игры,
безопасность при катании на
санках и ледянках. Первая помощь
при ушибах, вывихах и переломах.
Поиск подростками
«приключений»: оправдан ли риск
Собака не всегда друг.
1
 Животные на игровой площадке.
Правила поведения при встрече с
собакой. Первая помощь при укусе
собаки. Поиск подростками
«приключений»: оправдан ли риск.
Тема 2. Безопасность на дорогах и на транспорте (4 ч)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________
11
Виды современного транспорта
1
 Какие виды транспорта

существуют: наземный и
подземный, воздушный, водный,
космический. Наземный и
подземный транспорт: рельсовый и
безрельсовый.

12

Выбор пути: безопасная дорога в
школу.

1

13

Безопасная дорога.

1

14

15

16



*Всемирный день призывника
Школьная жизнь начинается с
дороги. Пешеходы и пассажиры —
участники дорожного движения.
Дорожное движение в населѐнном
пункте и за городом.
Выбор безопасного пути в школу.
Правила поведения на дорогах и
улицах. «Дорожные ловушки»:
способы определения опасных для
пешехода мест и ситуаций.
Школьник как пассажир. Правила
поведения пассажира в разных
видах транспорта. «Дорожные
ловушки»: способы определения
опасных для пешехода мест и
ситуаций. Школьник как пассажир.
Правила поведения пассажира в
разных видах транспорта.

*День добровольца (волонтера)
Контрольная работа по теме
1
 Контрольная работа по теме
«Безопасность на дорогах и на
«Безопасность на дорогах и на
транспорте»
транспорте»
Тема 3. Опасные ситуации социального характера (5 ч)
Психологические основы
1
Язык жестов, уверенность и
самозащиты
спокойствие как способ
самозащиты. Настрой на
самозащиту. Действия в опасных
ситуациях: что нужно делать, а
чего не следует.
Ситуации криминогенного
1
Меры по повышению
характера в доме (квартире) и
безопасности жилища. Правила
подъезде.
безопасного поведения при
возникновении криминогенной
ситуации в доме (квартире): звонок
в дверь; дверь пытаются открыть
(взломать); когда вы вернулись
домой, дверь открыта. Подъезд и
лифт как зоны криминогенной
опасности; способы ее избежать.
Правила безопасного поведения в
случае нападения в подъезде или
лифте.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

17

Криминогенные ситуации на
улице, опасные домогательства.

1

18

Правила поведения при захвате в
заложники.

1

19

Контрольная работа по теме
1
Контрольная работа по теме
«Опасные ситуации социального
«Опасные ситуации социального
характера»
характера»
Тема 4. Загрязнение среды обитания (4 ч)
Современная экологическая
1
(уничтожение лесов, загрязнение
ситуация в мире
воды, разрушение озонового слоя).
Почему важно охранять природу.
Загрязнение воды.
1
Роль воды на Земле (в природе,
промышленности, быту).
Неоправданный расход воды.
Причины и последствия
загрязнения воды. Способы
очистки воды в домашних
условиях.
Загрязнение воздуха
1
Изменения в атмосфере и состав
воздуха. Причины и последствия
загрязнения воздуха (кислотные
дожди, потеря здоровья). Меры по
улучшению экологической
обстановки в городе. Что нужно
делать.
Загрязнение почвы.
1
Понятие об опустынивании.
Причины и последствия
опустынивания. Накопление в
почве вредных веществ.
Тема 5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (1 ч)

20

21

22

23

24

Фильтрующие противогазы.

1

Общие сведения о зонах
криминогенной опасности:
безлюдные окраины города
(населенного пункта); глухие зоны
парков и скверов; места массового
скопления людей и т. д.
Безопасное поведение с
незнакомыми взрослыми и
подростками. Меры
предосторожности.
Понятие о заложнике. Возможные
места и причины
(террористическая акция, выкуп)
захвата. Меры по предотвращению
захвата в заложники. Правила
безопасного поведения при захвате
в заложники с целью выкупа.
Правила поведения при захвате в
транспортном средстве или месте
массового пребывания людей.

Назначение фильтрующих
гражданских противогазов.
Модели гражданских противогазов
(ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

Составные части противогаза.
Определение размера противогаза
и подготовка его к эксплуатации.
Положения противогаза
(«походное», «наготове»,
«боевое»); перевод в «боевое»
положение. Правила пользования
противогазом (ношение, проверка,
надевание, снятие).
Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (10 ч)
Тема 6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3ч)
25

Виды ранений, их причины и
первая помощь.

1

26

Общая характеристика
кровотечений.

1

27

Первая помощь при
кровотечении.

1

Причины ранений. Понятие о ране.
Общие признаки ранений. Виды
ран по размеру, глубине, характеру
кровотечения и т. д. Признаки
закрытых повреждений. Правила
оказания первой помощи при
различных видах ран.
Наружное и внутреннее
кровотечения. Виды кровотечений
по характеру поврежденного
сосуда (венозное, артериальное,
смешанное, капиллярное).
Основные способы временной
остановки кровотечения. Правила
наложения
кровоостанавливающего жгута и
давящей повязки. Правила
применения индивидуального
перевязочного пакета. Остановка
кровотечения максимальным
сгибанием, приданием конечности
приподнятого положения. Первая
помощь при кровотечении из носа.

Тема 7. Основы здорового образа жизни (7 ч)
28

Организм человека и его
безопасность.

1

29

Питаемся правильно.

1

30

Здоровье органов чувств.

1

31

Промежуточная аттестация по

1

Функции разных систем органов
тела. Почему нужно знать свой
организм. Укрепление нервной
системы, тренировка сердца,
дыхательной системы.
Принципы рационального
питания. Признаки отравления.
Первая помощь при отравлении и
пищевой аллергии.
Сохранение зрения. Слух,
обоняние, вкус. Первая помощь
при повреждении глаз.
Промежуточная аттестация по

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности.
5 класс»
____________________________________________________________________________________________

курсу 5 класса
32

Как вести здоровый образ жизни.

1

33

Движение — это жизнь.

1

34

Безопасность в Интернете

1

курсу 5 класса
*День пожарной охраны
Факторы, влияющие на здоровье.
Организованность и здоровье.
Гигиенические процедуры
младшего подростка. Заболевания,
вызванные несоблюдением правил
гигиены (дизентерия, глисты,
вши).
Комплексы упражнений и игры
для поддержания двигательной
активности. Закаливание.
Компьютер и здоровье. Правила
безопасного пользования
компьютером.
Что нужно знать об интернетмошенничестве. Как уберечь себя
от инфекционных заболеваний.

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».