Приложение 26_Рабочая программа учебного предмета_Родной язык (русский)_7-8 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

Приложение № 26
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 г. № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
(предметная область «Родной язык и родная литература»)
7-8 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
отражают:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее икт- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения
ООП ООО (ФГОС ООО)

Уточненные и конкретизированные планируемые
результаты освоения учебного предмета

1. совершенствование различных видов устной и
письменной речевой деятельности (говорения и аудирования,
чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации): создание устных
монологических
высказываний
разной
коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать
монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие
в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речеведение
Выпускник научится:
 проводить анализ текстов с указанием темы, основной
мысли, принадлежности к стилю, функциональносмысловому типу речи, средств выразительности и др.;
 выделять ключевые слова, микротемы, разбивать текст
на абзацы, знать композиционные элементы текста;
 применять коммуникативные навыки в речевой
деятельности с учѐтом ситуации и сферы общения.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
(изучающего,
ознакомительного,
просмотрового)
и
содержательной переработки прочитанного материала, в том
числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать средства аргументации и выразительности; овладение
различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); понимание, интерпретация и комментирование
текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей
языка,
осуществление
информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной
форме, а также умение характеризовать его с точки зрения
единства темы, смысловой цельности, последовательности
изложения; умение оценивать письменные и устные речевые
высказывания с точки зрения их эффективности, понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять
их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления; выявление
основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и
книжной речи; умение создавать различные текстовые
высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой
общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение,
сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2. понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе
образования
и
самообразования:
осознанное
использование речевых средств для планирования и регуляции
собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и
коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых
норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою
речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и
планировать их совершенствование и развитие;
3. использование коммуникативно- эстетических возможностей
русского языка: распознавание и характеристика основных видов
выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса
(звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры,
гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное
использование фразеологических оборотов в речи; корректное и
оправданное употребление междометий для выражения эмоций,
этикетных формул; использование в речи синонимичных имен
прилагательных в роли эпитетов;
4. расширение и систематизация научных знаний о языке, его
единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация
самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их
форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений,
числительных, наречий разных разрядов и их морфологических
признаков, умение различать слова категории состояния и
наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их
морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и
союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение
грамматических особенностей междометий;
5. формирование навыков проведения различных видов анализа
слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также
многоаспектного
анализа
текста:
проведение

Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование,
описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в
различных ситуациях общения;
различать
монологическую,
диалогическую
и
полилогическую речь, участвовать в диалоге и полилоге;
- использовать различные виды диалога в ситуациях
формального и неформального, межличностного и
межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных
ситуациях общения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных
целей
речевого
взаимодействия,
уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе
речевого общения.
- оценивать свои языковые умения и планировать их
совершенствование и развитие
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
публично представлять проект, реферат; публично
защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ,
убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и
объяснять их;
Виды речевой деятельности Чтение
Выпускник научится:
- адекватно понимать содержание прочитанных учебнонаучных,
публицистических
(информационных
и
аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной
форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического
изложения
(подробного,
выборочного,
сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной
форме);
- интерпретировать прочитанные тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и определѐнной функциональной
разновидности языка;
- использовать практические умения ознакомительного,
изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей; •
передавать схематически представленную информацию в
виде связного текста;
• использовать приѐмы работы с учебной книгой,
справочниками и другими информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета
• отбирать и систематизировать материал на определѐнную
тему,
анализировать
отобранную
информацию
и
интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных
пар и словообразовательных цепочек слов; проведение
синтаксического
анализа
предложения,
определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в
предложении; анализ текста и распознавание основных признаков
текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова,
микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные
элементы текста; определение звукового состава слова,
правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение
лексического
значения
слова,
значений
многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы
употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на
морфемы
на
основе
смыслового,
грамматического
и
словообразовательного анализа слова; умение различать
словообразовательные и формообразующие морфемы, способы
словообразования;
проведение
морфологического
разбора
самостоятельных и служебных частей речи; характеристика
общего грамматического значения, морфологических признаков
самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
опознавание
основных
единиц
синтаксиса
(словосочетание, предложение, текст); умение выделять
словосочетание в составе предложения, определение главного и
зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и
эмоциональной окраске; определение грамматической основы
предложения;
распознавание
распространенных
и
нераспространенных предложений, предложений осложненной и
неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание
второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений;
вводных и вставных конструкций;
опознавание
сложного
предложения,
типов
сложного
предложения, сложных предложений с различными видами связи,
выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения; определение функционально-смысловых типов
речи, принадлежности текста к одному из них и к
функциональной разновидности языка, а также создание текстов
различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и
грамматических средств связи предложений в тексте, а также
уместность и целесообразность их использования;
6. обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать
словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач
построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе
знаний о назначении различных видов словарей, их строения и
способах
конструирования
информационных
запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой
информации, прежде всего - для определения лексического
значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его
группе однозначных или многозначных слов, определения
прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для
определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая
противоположные точки зрения на еѐ решение) из
различных источников (учебно-научных текстов, текстов
СМИ, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официально-деловых
текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую
(подтекстовую) информацию в прочитанных текстах
разной
функционально-стилевой
и
жанровой
принадлежности;
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания
различных
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение)
разной
коммуникативной направленности с учѐтом целей и
ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные
темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо,
отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного
текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического
изложения, а также тезисов, плана;
• совершенствовать и редактировать тексты;
• применять правила постановки знаков препинания в конце
предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге;
• соблюдать в практике письма основные лексические,
грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка, правила
речевого этикета; стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ,
приводя аргументы из различных областей знания,
жизненного и читательского опыта;
• понимать основные причины коммуникативных неудач в
письменном общении и уметь их объяснять;
• писать аннотации, тезисы выступления, конспекты,
рецензии, рефераты, резюме, деловые письма, объявления с
учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления языковых
средств;
Слушание
Выпускник научится:
- адекватно понимать и интерпретировать текст различных
функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
- владеть различными видами аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации)
текстов различных функциональных разновидностей языка);
передавать содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- владеть навыками информационной переработки
прослушанного текста.
- понимать и формулировать в устной форме тему,
коммуникативную задачу, основную мысль, логику

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование
морфемных,
словообразовательных,
этимологических
словарей
для
морфемного
и
словообразовательного анализа слов; использование словарей для
подбора к словам синонимов, антонимов;
7. овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными,
стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и
применение правил написания слов с орфограммами; освоение
правил правописания служебных частей речи и умения применять
их на письме; применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце
предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой
речи,
цитировании,
диалоге;
соблюдение
основных
орфоэпических правил современного русского литературного
языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими
нормами;
выявление
смыслового,
стилистического различия синонимов, употребления их в речи с
учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных,
местоимений,
числительных,
глаголов;
соблюдение
грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении,
при
употреблении
несклоняемых
имен
существительных и аббревиатур, при употреблении предложений
с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи
предложений и частей текста, конструировании предложений с
союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте;
Предметные
результаты
изучения
предметной
области
«Филология» должны отражать: Русский язык. Родной язык: 1)
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
овладение разными учебными предметами и взаимодействие с
окружающими
людьми
в
ситуациях
формального
и
неформального межличностного и межкультурного общения; 2)
понимание
определяющей
роли
языка
в
развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности, в
процессе образования и самообразования; 3) использование
коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного
языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых
понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных
видов
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и
потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю
общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого

изложения
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового,
художественного
аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать еѐ в устной форме;
передавать
содержание
учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного
аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию
публицистического характера (в том числе текстов СМИ),
анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические
высказывания (в том числе оценочного характера) на
актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а
также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных
предметов)
разной
коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией
общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебнонаучного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
- обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной
групповой учебной деятельности, распределение частей
работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и
анализировать материал на определѐнную тему и передавать
его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
- распознавать и характеризовать основные виды
выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса
(звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая
метафоры,
гипербола,
олицетворение,
сравнение;
сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы) в речи;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила
речевого этикета;
- уместно употреблять междометия для выражения эмоций,
этикетные формулы, использовать в речи синонимичные
имена прилагательные в роли эпитетов.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести полемику в коллективном обсуждении моральноэтических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы,
аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ,
убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- понимать основные причины коммуникативных неудач в
устном общении и уметь их объяснять.
- создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной
(на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично
защищать проект, реферат;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки
зрения их успешности в достижении прогнозируемого
результата.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Текст
Выпускник научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов
речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания
и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста,
передавая его содержание в виде плана (простого, сложного),
тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных
типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к
построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно- научные
тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект,
участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты
(резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты
разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические
особенности,
лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров научного
(учебно-научного),
публицистического,
официальноделового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля; выступление, статья,
интервью, очерк как жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной
речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных
стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как
жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж
как жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной
речи; тексты повествовательного характера, рассуждение,
описание; тексты, сочетающие разные функциональносмысловые типы речи);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания
разной функциональной направленности с точки зрения
соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
информационными сообщениями, сообщением и небольшим
докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного
характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и
жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
как жанры учебно-научного стиля), участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме,
деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле;
готовить
выступление,
информационную
заметку,
сочинение-рассуждение
в
публицистическом
стиле;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой
сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления
языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ
композиции,
аргументации,
языкового
оформления,
достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой
протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского
языка в России и мире, место русского языка среди
славянских
языков,
роль
старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и
диалектами,
просторечием,
профессиональными
разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти
различия;
- оценивать использование основных изобразительных
средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в
развитие русистики.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Фонетика, орфоэпия, графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный
анализ слова;
- определять место ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
- применять знания по фонетике и орфоэпии при
выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать
основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка;
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись);
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических
словарей и справочников; использовать еѐ в различных
видах деятельности.
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических
словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать еѐ в различных видах деятельности.
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- выделять в словах морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слов;
- различать словообразовательные и формообразующие
морфемы, способы словообразования.
- проводить морфемный и словообразовательный анализ
слов;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
- применять знания и умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а также при
проведении грамматического и лексического анализа слов;
анализировать
и
самостоятельно
составлять
словообразовательные пары и словообразовательные
цепочки слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и
структурную связь однокоренных слов;
опознавать
основные
выразительные
средства
словообразования в художественной и публицистической
речи;
- извлекать необходимую информацию из морфемных,
словообразовательных и этимологических словарей и
справочников, в том числе и мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения
правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- проводить лексический анализ слов, характеризуя
лексическое значение, принадлежность слова к группе
однозначных или многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу
употребления и стилистическую окраску слова;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных
высказываниях;
- применять знания по лексике и фразеологии в практике
правописания, в различных видах анализа, в том числе
опознавать лексические средства выразительности и
основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение);
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- использовать лексическую синонимию как средство
исправления неоправданного повтора в речи и как средство
связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей
(толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов,
фразеологическим словарѐм и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного
состава русского языка;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и
фразеологии в публицистической и художественной речи и
оценивать их; объяснять особенности употребления
лексических средств в текстах научного и официальноделового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических
словарей разного типа (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе и мультимедийных; использовать
эту информацию в различных видах деятельности.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и
их формы, служебные части речи;
- различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их
морфологические признаки;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов,
определять смысловые оттенки частиц;
- распознавать междометия разных разрядов, определять
грамматические особенности междометий;
- изменять форму существительных, прилагательных,
местоимений, числительных, глаголов;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к
той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в
соответствии
с
нормами
современного
русского
литературного языка;
- распознавать явления грамматической омонимии,
существенные
для
решения
орфографических
и
пунктуационных задач;
- применять морфологические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа.
Выпускник
получит
возможность
научиться:
анализировать синонимические средства и средства
морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии
в публицистической, художественной речи, в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей
грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение);
- анализировать различные виды словосочетаний и
предложений с точки зрения структурной и смысловой
организации, функциональной предназначенности;
- определять грамматическую основу предложения;
- распознавать распространенные и нераспространенные
предложения, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные;
- распознавать второстепенные члены предложения,
однородные члены предложения, обособленные члены
предложения; обращения; вводные и вставные конструкции;
- опознавать сложное предложение, типы сложного
предложения, сложные предложения с различными видами
связи, выделять средства синтаксической связи между
частями сложного предложения;
- применять синтаксические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с
нормами современного русского литературного языка;
использовать
разнообразные
синонимические
синтаксические конструкции в собственной речевой
практике.
Выпускник получит возможность научиться:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической, художественной речи, в текстах научного
и официально-делового стилей речи;
- определять виды связи, смысловые, лексические и
грамматические средства связи предложений в тексте, а
также уместно и целесообразно их использовать;
- использовать в речи грамматическую синонимию;
- анализировать особенности употребления синтаксических
конструкций в публицистической, художественной речи, в
текстах научного и официально-делового стилей речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- опознавать орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в
процессе письма (в объѐме содержания курса);
- проводить орфографический и пунктуационный анализ в
устной и письменной форме (с помощью графических
символов);
- извлекать необходимую информацию из орфографических
словарей и справочников; использовать еѐ в процессе
письма.
- соблюдать нормы правописания в письменной речи
(вобъѐме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
- иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в
передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфографических
словарей
и
справочников
по
правописанию; использовать эту информацию в процессе
письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным
компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических
текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в
учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь
языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с
речевым этикетом отдельных народов России и мира.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7-8 классы
7 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм
(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.
8 класс
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других
народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твѐрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и
щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚ помогающие
противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приѐмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
7 класс (16 часов)
№
Тема урока
урока
1
Русский язык как
развивающееся явление

Кол-во
часов
1

2

Устаревшие слова как
живые свидетели истории.
Историзмы и архаизмы.
Употребление устаревшей
лексики в новом речевой
контексте

1

3

Употребление иноязычных
слов как проблема
культуры речи

1

4

Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка. Нормы ударения в
причастиях, деепричастиях

1

Содержание урока
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на
развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие
науки и техники, влияние других языков.
*Международный день распространения
грамотности
Устаревшие слова как живые свидетели
истории.
Историзмы
как
слова,
обозначающие
предметы
и
явления
предшествующих эпох, вышедшие из
употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических
единиц
по
степени
устарелости.
Перераспределение пластов лексики между
активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом
речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних
десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
*Международный
день
школьных
библиотек
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Нормы ударения в полных
причастиях‚ кратких формах страдательных
причастий
прошедшего
времени‚

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

и наречиях

5

Трудные случаи
употребления паронимов.
Типичные грамматические
ошибки

1

6

Традиции русской речевой
манеры общения

1

7

Нормы русского речевого и
невербального этикета

1

8

Контрольная работа по
темам «Орфоэпия.
Грамматика»
Традиции русского

1

9

1

деепричастиях‚
наречиях.
Нормы
постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами. (на дом‚ на
гору)
Трудные случаи употребления паронимов.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Типичные ошибки грамматические
ошибки в речи. Глаголы 1 лица
единственного
числа
настоящего
и
будущего времени (в том числе способы
выражения формы 1 лица настоящего и
будущего времени глаголов очутиться,
победить, убедить, учредить, утвердить)‚
формы
глаголов
совершенного
и
несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном
наклонении.
Нормы
употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы:
литературные и разговорные падежные
формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты
грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать,
уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
*День словаря
Русская этикетная речевая манера общения:
умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚
сдержанная
артикуляция‚
эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Запрет на употребление грубых слов,
выражений,
фраз.
Исключение
категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет
использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Контрольная работа по темам «Орфоэпия.
Грамматика»
Традиции

русского

речевого

общения.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

речевого общения

10

Текст. Виды абзацев

1

11

Заголовки текстов, их типы.
Тексты аргументативного
типа: рассуждение,
доказательство, объяснение

1

12

Функциональные
разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа.
Спор, виды споров.
Правила поведения в споре

1

13

14

15

16

Функциональные
разновидности языка.
Публицистический стиль.
Путевые заметки
Функциональные
разновидности языка. Текст
рекламного объявления, его
языковые и структурные
особенности
Функциональные
разновидности языка. Язык
художественной
литературы. Притча

1

Контрольная работа по
теме «Функциональные
разновидности языка»

1

Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация и
др., сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.
Текст,
основные
признаки
текста:
смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев.
*День российской науки
Основные типы текстовых структур:
индуктивные,
дедуктивные,
рамочные
(дедуктивно-индуктивные),
стержневые
(индуктивно-дедуктивные)
структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция
заголовков.
Тексты
аргументативного
типа:
рассуждение,
доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды
споров. Правила поведения в споре, как
управлять
собой
и
собеседником.
Корректные и некорректные приѐмы
ведения спора.
*Международный день родного языка
Функциональные разновидности языка.
Публицистический стиль. Путевые заметки.

1

Функциональные разновидности языка.
Публицистический стиль. Текст рекламного
объявления, его языковые и структурные
особенности.

1

Функциональные разновидности языка.
Язык
художественной
литературы.
Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи.
Сильные позиции в художественных
текстах. Притча.
Контрольная работа по теме
«Функциональные разновидности языка»

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

*День славянской письменности и культуры
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)
8 класс (16 часов)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов
1

1

Исконно русская лексика и
ее особенности
1
2

Старославянизмы и их роль
в развитии русского
литературного языка
1

3

Иноязычная лексика в
разговорной речи,
дисплейных текстах,
современной публицистике
Речевой этикет в русской
культуре и его основные
особенности

1

4

1

5

Русский человек в
обращении к другим

Содержание урока
Исконно
русская
лексика:
слова
общеиндоевропейского
фонда,
слова
праславянского (общеславянского) языка,
древнерусские (общевосточнославянские)
слова,
собственно
русские
слова.
Собственно русские слова как база и
основной источник развития лексики
русского литературного языка.
*Международный день распространения
грамотности
Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи,
дисплейных
текстах,
современной
публицистике.
*Международный
день
школьных
библиотек
Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚
использования собственных имен; их
оценка. Речевая агрессия. Этикетные
речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚
помогающие
противостоять
речевой
агрессии. Синонимия речевых формул.
Русский человек в обращении к другим.
Варианты
грамматической
нормы:
согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало,
немного,
немало,
сколько,
столько,
большинство, меньшинство. Отражение
вариантов
грамматической
нормы
в
современных грамматических словарях и
справочниках.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

1

6

7

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки
в современной речи

Контрольная работа по
теме «Орфоэпические и
акцентологические ошибки
в современной речи»

1

1

8
Нормы употребления
терминов

1

9

Трудные случаи
согласования в русском
языке

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Типичные орфоэпические ошибки в
современной речи: произношение гласных
[э], [о] после мягких согласных и шипящих;
безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по
твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, инична; произношение твѐрдого [н] перед
мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого
[н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
*День словаря
Контрольная
работа
по
теме
«Орфоэпические
и
акцентологические
ошибки в современной речи»
Основные лексические нормы современного
русского
литературного
языка.
Терминология и точность речи. Нормы
употребления терминов в научном стиле
речи. Особенности употребления терминов
в
публицистике,
художественной
литературе, разговорной речи. Типичные
речевые
ошибки‚
связанные
с
употреблением
терминов.
Нарушение
точности
словоупотребления
заимствованных слов.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Типичные грамматические ошибки.
Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе
количественно-именное
сочетание;
согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным
существительным
со
значением лица женского рода (врач пришел
– врач пришла); согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

1
10

11

Особенности современного
речевого этикета.
Информация: способы и
средства ее получения и
переработки

*День российской науки
1

1

12

Слушание как вид речевой
деятельности.
Эффективные приемы
слушания.
1

13

Аргументация. Правила
эффективной
аргументации.
Доказательство и его
структура. Виды
доказательств
1

14
Разговорная речь.
Самопрезентация. Научный
стиль речи. Реферат.
Учебно-научная дискуссия

числительного
несколько
и
существительным;
согласование
определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три,
четыре (два новых стола, две молодых
женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу
согласования (маршрутное такси, обеих
сестер – обоих братьев).
Особенности современного речевого
этикета.

Информация: способы и средства ее
получения и переработки
Эффективные
приѐмы
слушания.
Предтекстовый,
текстовый
и
послетекстовый этапы работы. Основные
методы, способы и средства получения,
переработки информации.
*Международный день родного языка
Структура аргументации: тезис, аргумент.
Способы
аргументации.
Правила
эффективной
аргументации.
Причины
неэффективной аргументации в учебнонаучном общении. Доказательство и его
структура.
Прямые
и
косвенные
доказательства.
Виды
косвенных
доказательств.
Способы
опровержения
доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление. Научный
стиль речи. Специфика оформления текста
как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат.
Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для
участия в учебно-научной дискуссии.
Правила корректной дискуссии.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский). 7-8 классы»
____________________________________________________________________________________________

1
15

Язык художественной
литературы. Сочинение в
жанре письма

Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том
числе электронного), страницы дневника и
т.д.

*День славянской письменности и культуры
Контрольная работа:
1
Контрольная работа: Сочинение в жанре
16
Сочинение в жанре письма
письма.
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».