Приложение 27_Рабочая программа учебного предмета_Родная литература (русская)_7-8 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

Приложение № 27
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 г. № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
(предметная область «Родной язык и родная литература»)
7-8 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно
обеспечить:
 воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры
владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского
речевого этикета;
 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература (русская)» в
основной школе:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения
ООП ООО (ФГОС ООО)

Планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса
(уточнение и конкретизация)

Изучение предметной области «Родной язык и родная
литература» должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и
родной литературе как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям
своего народа, осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
1) осознание значимости чтения и изучения родной
литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4)
воспитание
квалифицированного
читателя
со
сформированным
эстетическим
вкусом,
способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных
и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные традиции;

Предметными результатами изучения предмета
«Родная литература (русская)» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, как в способе своего эстетического и
интеллектуального удовлетворения (5-9кл.);
- понимание родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа как особого
способа познания жизни (5-9кл.);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, культуры своего народа, мировой культуры (69кл.);
воспитание
квалифицированного
читателя
со
сформированным
эстетическим
вкусом,
способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение (5-9кл.);
развитие
способности
понимать
литературные
художественные произведения, воплощающие разные
этнокультурные традиции (5-9кл.);
- овладение процедурами эстетического и смыслового
анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления (5-9кл.)
Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования
с учетом общих требований Стандарта и специфики
изучаемых предметов, входящих в состав предметных
областей, должны обеспечивать успешное обучение на
следующем уровне общего образования (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 29.12.2014 N1644).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________
6) овладение процедурами смыслового и эстетического
анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные умения, формируемые у учащихся в
результате освоения программы по литературе основной
школы (в скобках указаны классы, когда эти умения будут
активно формироваться):
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.),
пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции,
основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему
персонажей (6–7 кл.);
находить
основные
изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять
особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного
произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики
произведений (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.),
- постепенно переходя к анализу текста; анализировать
литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев,
событий,
характер
авторских
взаимоотношений
с
«читателем» как адресатом произведения (в каждом классе –
на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными
терминами и понятиями (в каждом классе – умение
пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ
на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем
уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, тезисного плана,
конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на
заранее объявленную или самостоятельно/под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую
тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на
своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному
произведению, аргументировать свою точку зрения (в
каждом классе – на своем уровне);
выразительно
читать
с
листа
и
наизусть
произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая
личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном
пространстве: работать с энциклопедиями, словарями,
справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в
каждом классе – на своем уровне).
При оценке предметных результатов обучения
литературе будут учитываться несколько основных уровней
сформированности читательской культуры.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________
I
уровень (учащиеся 5–6 классов) определяется
наивно-реалистическим
восприятием
литературнохудожественного произведения как истории из реальной
жизни
(сферы
так
называемой
«первичной
действительности»). Понимание текста на этом уровне
осуществляется на основе буквальной «распаковки»
смыслов; к художественному миру произведения читатель
подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное
непосредственное восприятие, создает основу для
формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки
зрения эстетической еще не является достаточным. Оно
характеризуется способностями читателя воспроизводить
содержание литературного произведения, отвечая на
тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где?
Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое
эмоциональное отношение к событиям и героям – качества
последних только называются/перечисляются; способность к
обобщениям проявляется слабо.
II уровень (учащиеся 7–8 классов) сформированности
читательской культуры характеризуется тем, что учащийся
понимает обусловленность особенностей художественного
произведения авторской волей, однако умение находить
способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление
размышлять над прочитанным, появляется умение выделять
в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане
отдельные элементы художественного произведения, а также
возникает стремление находить и объяснять связи между
ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно
отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять
крупные единицы произведения, пытается определять связи
между ними для доказательства верности понимания темы,
проблемы и идеи художественного текста.
К
основным видам деятельности, позволяющим
диагностировать возможности читателей, достигших II
уровня, относится устное и письменное выполнение
аналитических процедур с использованием теоретических
понятий (нахождение элементов текста; наблюдение,
описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц;
объяснение функций каждого из элементов; установление
связи между ними; создание комментария на основе
сплошного и хронологически последовательного анализа –
пофразового (при анализе стихотворений и небольших
прозаических произведений – рассказов, новелл) или
поэпизодного; проведение целостного и межтекстового
анализа).
Условно им соответствуют следующие типы
диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки,
черты, повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста
проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения
проявляются черты реального мира (как внешней для
человека реальности, так и внутреннего мира человека);
- проанализируйте
фрагменты,
эпизоды
текста (по
предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в
одном тексте, так и между разными произведениями);

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его
особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретиколитературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется поверхностно; ученик знает
формулировки теоретических понятий и может пользоваться
ими при анализе произведения (например, может находить в
тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не
умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике,
проблематике и авторской позиции.
III
уровень (учащиеся 9 классов) определяется
умением воспринимать произведение как художественное
целое, концептуально осмыслять его в этой целостности,
видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель,
достигший этого уровня, сумеет интерпретировать
художественный смысл произведения, то есть отвечать на
вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено
так, а не иначе? Какой художественный эффект дало
именно такое построение, какой вывод на основе
именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим
диагностировать возможности читателей, достигших III
уровня, можно отнести устное или письменное истолкование
художественных
функций
особенностей
поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также
истолкование смысла произведения как художественного
целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок
(статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы
диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки,
черты, повторяющиеся детали и т.п.
- определите художественную функцию той или иной
детали, приема и т. п.;
- определите позицию автора и способы ее выражения;
- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
- объясните (устно, письменно) смысл названия
произведения;
- озаглавьте предложенный текст (в случае если у
литературного произведения нет заглавия);
- напишите сочинение-интерпретацию;
- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на
уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов
художественного текста как дважды «закодированного»
(естественным языком и специфическими художественными
средствами).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7-8 классы
7 класс
Своеобразие родной литературы.
Введение. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей.
Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном
произведении. Слово как средство создания образа.
Русский фольклор.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Илья Муромец и Соловейразбойник».
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический
эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве
(начальные представления). Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов
былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Древнерусская литература.
«Повесть о Евпатии Коловрате». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Из литературы XVIII века.
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты).
Из литературы XIX века.
Традиции литературы XIX века. Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика
басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Изображение
пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные
темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций.
Пушкин А.С. Мотивы поступков героев повести «Выстрел». Чувство мести,
милосердие, благородство. Романтизм и реализм в повести.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Гоголь Н.В. «Коляска». Литературный герой (развитие понятия).
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Отражение мира
чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из литературы XX века.
Чарская Л.А. «Гимназистки». Ранимость души подростка. Глубина человеческих
чувств и способы их выражения в литературе
Мотив стремления к счастью в очерке Короленко В.Г. «Мгновение».
Природа и человек в рассказе Платонова А.А. «Песчаная учительница».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

Гуманистический характер военной поэзии и прозы. Софья Радзиевская.
«Война вокруг нас кружит…». Драматическая история жителей полесской деревушки,
война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие
душевные качества.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. Рассказ «Волки».
Железников В.К. «Чучело». Образ ровесника на страницах литературы.
Нравственные уроки повести.
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
8 класс
Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Древнерусская литература. Жанровое богатство древнерусской литературы.
Традиции древнерусской литературы. Поучения Владимира Мономаха.
Из литературы XVIII века.
Карамзин Н.М. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла».
Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Теория литературы. Понятие о классицизме.
Из литературы XIX века.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Рассказы «Красный цветок»,
«Художники», «Четыре дня» (по выбору).
Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка». Композиция повести: смысл названия,
символические образы.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хирургия».
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Из литературы XX века.
Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX – начала XX века:
И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». К.Д. Бальмонт «Россия», М.А. Волошин «Гроза»,
В. Хлебников «В лесу».
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном –
с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Теория литературы. Юмор. Сатира.
Тэффи. Проблема безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни
ребѐнка в рассказе «Неживой зверь».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Сила материнской любви.
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Теория литературы. Поэтика психологического параллелизма
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Теория литературы. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии
образа автора.
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика
рассказа.
Теория литературы. Позиция автора.
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта
и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы
Крупин В.Н. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя
Касаткин».
Баруздин С.А. «Тринадцать лет»». Нравственность и чувство долга, активный и
пассивный протест, истинная и ложная красота.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»
Екимов Б.П. «Ночь исцеления. Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
7 класс (18 часов)
№
п\п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Образ человека в
литературном произведении

1

2

Связь фольклорных
произведений с другими
видами искусства

1

3

Повесть о Евпатии Коловрате»

1

Содержание урока
Введение. Образ человека в литературном
произведении. Система персонажей. Образ
автора в литературном произведении.
Образ рассказчика в литературном
произведении.
Слово
как
средство
создания образа.
Связь фольклорных произведений с
другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном
искусстве и музыке. «Илья Муромец и
Соловей-разбойник».
Повесть
о
Евпатии
Коловрате».
Нравственные заветы Древней Руси.
Внимание
к
личности.
Народнопоэтические мотивы в повести.



4

Новиков Н.И. «Детское чтение
для сердца и разума»
(фрагменты).

1

5

Нравственная проблематика и
злободневность басен
Л.Н. Толстого

1

6

Мотивы поступков героев
повести А.С. Пушкина
«Выстрел».

1

7

Психологизм произведений
В.М. Гаршина

1

*Акция «Защитники Отечества»
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца
и разума» (фрагменты).
Традиции литературы XIX века. Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика
басен, злободневность басен: «Лгун»,
«Отец и сыновья». Изображение пороков,
недостатков. Основные темы басен.
Приѐмы создания характеров и ситуаций.
Пушкин А.С. Мотивы поступков героев
повести «Выстрел». Чувство мести,
милосердие, благородство. Романтизм и
реализм в повести.
Гаршин В.М. Психологизм произведений
писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

8

Гоголь Н.В. «Коляска».

1

9

Контрольная работа по теме
«Из литературы XIX века»

1

10

Чарская Л.А. «Гимназистки».
Ранимость души подростка

1

11

Очерк В.Г. Короленко
«Мгновение»

1

12

Природа и человек в рассказе
Платонова А.А. «Песчаная
учительница».

1

13

Гуманистический характер
военной поэзии и прозы

1

Гоголь Н.В. «Коляска». Литературный
герой (развитие понятия).
Контрольная работа по теме «Из
литературы XIX века»
Чарская Л.А. «Гимназистки». Ранимость
души подростка. Глубина человеческих
чувств и способы их выражения в
литературе.
Мотив стремления к счастью в очерке
Короленко В.Г. «Мгновение».
Природа и человек в рассказе Платонова
А.А. «Песчаная учительница».
* ЕКЧ «Экология в нашем городе и
области»
Гуманистический характер военной поэзии
и прозы. Софья Радзиевская. «Война
вокруг нас кружит…». Драматическая
история жителей полесской деревушки,
война и дети.
*Тематические

14

15
16

17
18

Величие духа «маленького
человека» в стихотворении
Р.И. Рождественского «На
земле безжалостно
маленькой…».
Образ «чудика» в рассказе
В.М. Шукшина «Волки».

1

встречи с ветеранами

боевых действий
Рождественский
Р.И. Стихотворения.
Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно
маленькой…».

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в
современной прозе. Рассказ «Волки».
Железников
В.К.
«Чучело».
Образ
Нравственные уроки повести
1
ровесника на страницах литературы.
В.К. Железникова «Чучело»
Нравственные уроки.
Красота внутренняя и внешняя
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую
в рассказе Е.В. Габовой «Не
1
на озеро». Образ героини произведения:
пускайте Рыжую на озеро»
красота внутренняя и внешняя.
Контрольная работа по теме
Контрольная работа по теме «Из
1
«Из литературы XX века»
литературы XX века»
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)
1

8 класс (18 часов)

№
п\п

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

1

Поучения Владимира
Мономаха

1

2

Н.М. Карамзин. Повестьсказка «Прекрасная царевна и
счастливый карла»

1

3

Психологизм. рассказа
В.М. Гаршина «Красный
цветок»

1

4

А.С. Пушкин «Барышнякрестьянка».

1

5

Смешное и грустное в
рассказе А.П. Чехова
«Хирургия»

1

1

6

Русские поэты о Родине, о
родной природе

1
7

Сатирические и
юмористические рассказы
А.Т. Аверченко

8

Проблема безразличного,
равнодушного отношения
взрослых к жизни ребѐнка в
рассказе Н. Тэффи «Неживой
зверь».

1

1
9

10

В.А. Сухомлинский «Легенда
о материнской любви»

Казаков Ю.П. Поэтика
психологического
параллелизма в рассказе

1

Книга как духовное завещание одного
поколения
другому.
Традиции
древнерусской литературы. Поучения
Владимира Мономаха.
Карамзин
Н.М.
Повесть-сказка
«Прекрасная царевна и счастливый карла».
Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
Гаршин В.М. Психологизм произведений
писателя. Рассказы «Красный цветок»,
«Художники», «Четыре дня» (по выбору).
Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка».
Композиция повести: смысл названия,
символические образы.
Смешное и грустное в рассказе А.П.
Чехова «Хирургия».
Русские поэты о Родине, о родной
природе. Поэзия конца XIX – начала XX
века: И. Бунин. «У птицы есть гнездо...».
К.Д. Бальмонт «Россия», М.А. Волошин
«Гроза», В. Хлебников «В лесу».
*ЕКЧ «Экология в нашем городе и
области»
Аверченко
А.Т.
Сатирические
и
юмористические рассказы писателя. О
серьѐзном
–
с
улыбкой.
Рассказ
«Специалист». Тонкий юмор и грустный
смех Аркадия Аверченко.
Тэффи.
Проблема
безразличного,
равнодушного отношения взрослых к
жизни ребѐнка в рассказе «Неживой
зверь».
Сухомлинский
В.А.
«Легенда
о
материнской любви». Сила материнской
любви.
*Конкурсы рисунков и фото «Моя мама
самая лучшая..»
Казаков Ю.П. Поэтика психологического
параллелизма в рассказе «Двое в декабре».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская) 7-8
классы»
______________________________________________________________________________________

11

12

«Двое в декабре»
Солженицын А.И. Цикл
«Крохотки»
Духовно-нравственная
проблематика рассказа
А.В. Масс «Сказка о
черноокой принцессе»

1
1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки».
Анализ одного из рассказов.
Масс
А.В.
«Сказка
о
черноокой
принцессе».
Духовно-нравственная
проблематика рассказа.

1

13

Взаимопонимание детей и
родителей в повести
Ю. Кузнецовой «Помощница
ангела».

Кузнецова Ю. «Помощница ангела».
Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба. Нравственные уроки
произведений современной литературы.

1

14

Тема детского сострадания на
страницах повести
В.Н. Крупина «Женя
Касаткин».

Крупин В.Н. Тема детского сострадания на
страницах произведения «Женя Касаткин».

1

Баруздин
С.А.
«Тринадцать
лет».
Нравственность и чувство долга, активный
и пассивный протест, истинная и ложная
красота.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной
Сонечки».
Екимов
Б.П.
«Ночь
исцеления.
Особенности прозы писателя. Трагическая
судьба человека в годы Великой
Отечественной войны. Внутренняя драма
героини, связанная с пережитым во время
давно закончившейся войны.

15

С.А. Баруздин «Тринадцать
лет».
1

16

Мотив времени в рассказе
Т.Н. Толстой «Соня»
1

17

Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной
войны в рассказе Б.П. Екимова
«Ночь исцеления»

*Тематические
встречи с ветеранами
боевых действий

18

Контрольная работа по теме
1
Контрольная работа по теме «Из
«Из литературы XX века»
литературы XX века»
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».