1 Приложение 41 Утверждена в составе ООП ООО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 28.08.2023 № 3/О Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ. МАТЕМАТИКА» Основное общее образование 5-6 класс 2 РАЗДЕЛ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У обучающихся будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования – ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; – готовности к самообразованию и – осознанный выбор дальнейшей самовоспитанию; индивидуальной траектории образования на – компетенции к обновлению знаний в базе ориентировки в мире профессий и различных видах деятельности; профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а – адекватной позитивной самооценки и Ятакже основы уважительного отношения к концепции. труду, опыт участия в социально значимом труде; – целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные результаты Обучающиеся научатся Обучающиеся научиться получат возможность – целеполаганию, включая постановку – самостоятельно ставить новые учебные новых целей, преобразование практической цели и задачи; задачи в познавательную; – адекватно оценивать объективную – планированию путей достижения целей; трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на – устанавливать целевые приоритеты; решение задачи; – самостоятельно контролировать свое – при планировании достижения целей время и управлять им; самостоятельно, полно и адекватно – основам самоконтроля, самооценки, учитывать условия и средства их принятия решений и осуществления достижения; осознанного выбора в учебной и – выделять альтернативные способы познавательной деятельности; достижения цели и выбирать наиболее – учитывать разные мнения и стремиться к эффективный способ; координации различных позиций в – осуществлять познавательную сотрудничестве; рефлексию в отношении действий по – формулировать собственное мнение и решению учебных и познавательных задач; позицию, аргументировать и 3 координировать ее с позициями партнеров в – выдвигать гипотезы о связях и сотрудничестве при выработке общего закономерностях событий, процессов, решения в совместной деятельности; объектов; – осуществлять взаимный контроль и – организовывать исследование с целью оказывать в сотрудничестве необходимую проверки гипотез; взаимопомощь; – делать умозаключения (индуктивное и по – адекватно использовать речевые средства аналогии) и выводы на основе для решения различных коммуникативных аргументации. задач; – владеть устной и письменной речью; – работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; – интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; – отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – давать определение понятиям; – устанавливать связи; причинно-следственные – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять 4 контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 5 РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс Раздел 1. Занимательные логические задачи (7 ч) Предмет и задачи логики. Табличный метод решения задач. Игры на логику. Палочки и фигуры. Линии и числа. Числа и слова. Числовые ребусы. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Решение олимпиадных задач по теме «Занимательные логические задачи». Раздел 2. Логические высказывания (4 ч) Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. Равносильные преобразования формул. Раздел 3. Числа и операции над ними (4 ч) Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Лабиринты, кроссворды. Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Раздел 4. Повторение (2 ч) Решение олимпиадных задач. 6 класс Раздел 1. Четность (4 ч) Четные и нечетные числа. Четность как инвариант. Четность суммы и произведения чисел. Решение олимпиадных задач по теме «Четность». Раздел 2. Принцип Дирихле (4 ч) Принцип Дирихле в арифметике и алгебре. Принцип Дирихле в геометрии. Решение олимпиадных задач по теме «Принцип Дирихле». Раздел 3. Логические задачи (2 ч) Задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи на проценты. Решение олимпиадных задач по теме «Занимательные логические задачи». Раздел 4. Комбинаторика (3 ч) Правило умножения. Перестановки. Размещения и сочетания. Решение олимпиадных задач по теме «Комбинаторика». Раздел 5. Теория графов (2 ч) Основные понятия теории графов. Степень вершины. Применение графов к решению логических задач. Раздел 6. Повторение (2 ч) Решение олимпиадных задач. Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, самостоятельная работа, игры. 6 Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность. 7 РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (17 часов) № заня тия Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1. Занимательные логические задачи (7 ч) 1.1 Предмет и задачи логики. Табличный метод решения задач. Игры на логику 1 1.2 1.3 1.4 Палочки и фигуры. Линии и числа Числа и слова. Числовые ребусы Задачи на переливания 1 1 1.5 1.6 Задачи на взвешивания Решение олимпиадных задач по теме «Занимательные логические задачи» Раздел 2. Логические высказывания (4 ч) 1 2.1 Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция 1 2 1 2.2 2.3 Равносильные преобразования формул Решение олимпиадных задач по теме «Логические высказывания» Раздел 3. Числа и операции над ними (4 ч) 3.1 Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Лабиринты, кроссворды. Из истории чисел. Арифметика каменного века 1 Бесконечность натуральных чисел. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности) 1 3.2 3.3 3.4 4.1 Решение олимпиадных задач по теме «Числа и операции над ними» Защита проекта по теме «Интересная математическая задача» Раздел 4. Повторение (2 ч) Решение олимпиадных задач ВСЕГО за учебный год: 1 2 1 1 2 17 6 класс (17 часов) № заня тия Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1. Четность (4 ч) 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 Четные и нечетные числа Четность как инвариант Четность суммы и произведения чисел Решение олимпиадных задач по теме «Четность» Раздел 2. Принцип Дирихле (4 ч) Принцип Дирихле в арифметике и алгебре Принцип Дирихле в геометрии 1 1 1 1 1 1 8 2.3 3.1 3.2 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 6.1 Решение олимпиадных задач по теме «Принцип Дирихле» Раздел 3. Логические задачи (2 ч) Задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи на проценты. Раздел 4. Комбинаторика (3 ч) Правило умножения Перестановки. Размещения и сочетания Решение олимпиадных задач по теме «Комбинаторика» Раздел 5. Теория графов (2 ч) Основные понятия теории графов. Степень вершины Применение графов к решению логических задач Раздел 6. Повторение (2 ч) Решение олимпиадных задач ВСЕГО за учебный год: 2 1 1 1 1 1 1 1 2 17