Приложение № 18_Рабочая программа учебного предмета _Экономика _базовый уровень_10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

Приложение № 18
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОНОМИКА»
(базовый уровень)
(предметная область «Общественно-научные предметы»)
10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

Требования к результатам освоения
ООП СОО

Планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса (уточнение и конкретизация)

1. сформированность системы знаний
об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором
осуществляется
экономическая
деятельность
индивидов,
семей,
отдельных
предприятий
и
государства;
2.
понимание
сущности
экономических институтов, их роли в
социальноэкономическом
развитии
общества;
понимание
значения
этических норм и нравственных
ценностей
в
экономической
деятельности отдельных людей и
общества;
сформированность
уважительного отношения к чужой
собственности;
3. сформированность экономического
мышления:
умения
принимать
рациональные решения в условиях
относительной
ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их
возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
4.
владение
навыками
поиска
актуальной
экономической
информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать
факты, аргументы и оценочные
суждения;
анализировать,
преобразовывать
и
использовать
экономическую информацию для
решения практических задач в
учебной деятельности и реальной
жизни;
5.
сформированность
навыков
проектной
деятельности:
умение
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной направленности
на основе базовых экономических

Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять
ограниченность
ресурсов
по
отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую
производственных возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать
и
планировать
структуру
семейного бюджета собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и
предложения;
– различать организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;
– приводить примеры российских предприятий
разных организационно-правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и
переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и
факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на
производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и
функции предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по
микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на
экономику;
– выявлять
общественно-полезные
блага
в
собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на
производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать
результаты
и
действия
монетарной и фискальной политики государства;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

знаний и ценностных ориентиров;
6. умение применять полученные
знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных
социально-экономических
ролей
(потребителя,
производителя,
покупателя,
продавца, заемщика,
акционера,
наемного
работника,
работодателя, налогоплательщика);
7.
способность
к
личностному
самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том
числе в области предпринимательства;
знание особенностей современного
рынка
труда,
владение
этикой
трудовых отношений;
8. понимание места и роли России в
современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих
экономических событиях в России и в
мире.

– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей)
государственного бюджета России;
– приводить
примеры
макроэкономических
последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический
рост;
– приводить примеры экономической функции
денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм
денег;
– определять практическое назначение основных
элементов банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их
использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной
ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по
снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий
безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в
современных
международных
экономических
отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют
в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой
экономики;
– анализировать информацию об экономической
жизни общества из адаптированных источников
различного
типа;
анализировать
несложные
статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих
экономических
институтов
на
социальноэкономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков
типов экономических систем;
– анализировать события общественной и

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

политической жизни с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике
для практической деятельности и повседневной жизни;
– использовать
приобретенные
знания
для
выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– использовать
приобретенные
ключевые
компетенции при выполнении учебно-исследовательских
проектов,
нацеленных
на
решение
основных
экономических проблем;
– находить
информацию
по
предмету
экономической теории из источников различного типа;
– отделять
основную
информацию
от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных источников по экономической
теории.
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и
практические знания для определения экономически
рационального поведения;
– использовать
приобретенные
знания
для
экономически грамотного поведения в современном
мире;
– сопоставлять
свои
потребности
и
возможности,
оптимально
распределять
свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для
оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно
оценивать
эффективность
деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых
форм крупного и малого бизнеса;
– объяснять
практическое
назначение
франчайзинга и сферы его применения;
– выявлять и сопоставлять различия между
менеджментом и предпринимательством;
– определять практическое назначение основных
функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности
организации;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

– определять эффективность рекламы на основе
ключевых принципов ее создания;
– сравнивать
рынки
с
интенсивной
и
несовершенной конкуренцией;
– понимать
необходимость
соблюдения
предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам,
ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать
приобретенные
знания
для
выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– использовать
знания
о
формах
предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по
микроэкономике из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться
к недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
– применять полученные экономические знания для
эффективного
исполнения
основных
социальноэкономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– Преобразовывать и использовать экономическую
информацию по макроэкономике для решения
практических вопросов в учебной деятельности;
– применять
полученные
теоретические
и
практические знания для эффективного использования
основных социально-экономических ролей наемного
работника и налогоплательщика в конкретных
ситуациях;
– объективно
оценивать
экономическую
информацию, критически относиться к псевдонаучной
информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и
политической мировой жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров
возможные уровни оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между
основными
формами
заработной
платы
и
стимулирования труда;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

– применять
теоретические
знания
по
макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на
экономическое развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по
заданной теме из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной
жизни;
– решать с опорой на полученные знания
познавательные и практические задачи, отражающие
типичные экономические задачи по макроэкономике;
– отделять
основную
информацию
от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных источников по макроэкономике;
– использовать
экономические
понятия
по
макроэкономике в проектной деятельности;
– разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности
на основе полученных экономических знаний и
ценностных ориентиров.
Международная экономика
– Объективно
оценивать
экономическую
информацию, критически относиться к псевдонаучной
информации по международной торговле;
– применять
теоретические
знания
по
международной
экономике
для
практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать
приобретенные
знания
для
выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять
основную
информацию
от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников
по
глобальным
экономическим проблемам;
– использовать
экономические
понятия
в
проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на
валютный курс;
– приводить примеры использования различных
форм международных расчетов;
– разрабатывать и реализовывать проекты

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

экономической и междисциплинарной направленности
на основе полученных экономических знаний и
ценностных ориентиров, связанных с описанием
состояния российской экономики в современном мире;
– анализировать
текст
экономического
содержания по международной экономике.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10-11 классы
10 класс
Основные концепции экономики. Свободные и экономические блага. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы
производства. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность.
Микроэкономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет.
Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов
семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование. Рыночный спрос. Рыночное
предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен. Равновесная
цена. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Фирма и ее цели. Экономические цели
фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования
бизнеса.
Факторы
производства.
Издержки,
выручка,
прибыль.
Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Основные
принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план. Реклама. Конкуренция.
Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. Рынок капитала. Рынок
земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум.
Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Профсоюзы.
11 класс
Макроэкономика. Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость
регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет. Государственный
долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика государства. Основные макроэкономические
проблемы. Валовой внутренний продукт. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост.
Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады. Денежные
агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Международная экономика. Международная торговля. Внешнеторговая политика.
Международное разделение руда. Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные.
расчеты. Государственная политика в области международной торговли. Международные
экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной
экономики России.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы)
10 класс (34 часа)
№ п\п

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

1: Экономика и экономическая наука (5ч)
1

Что изучает
экономическая наука.

1

Экономика как наука и сфера деятельности
человека. Микро и макроэкономика.
Потребности
и
блага.
Свободные
экономические блага. Товары и услуги

и

2

Потребности и блага

1

3

Факторы производства.

1

Факторы производства и факторные доходы.
Ограниченность ресурсов.

1

Проблема выбора. Рациональное поведение
людей в экономике. Альтернативная стоимость.

4

5

6

Выбор и альтернативная
стоимость.

Производственные
возможности.

Главные вопросы
экономики. Типы
экономических систем

7
Рыночная и смешанная
экономика.

8

Кривая производственных возможностей
как пример экономической модели. Закон
1
возрастающих
альтернативных
затрат.
Производственные возможности.
2: Экономические системы (2ч)

1

Рыночная экономика. Экономическая
система как способ согласования экономической
деятельности людей в условиях разделения труда.
1
Случаи несостоятельности рынка. Смешанная
экономика. Общественные блага и внешние
эффекты.
Собственность.
Конкуренция.
Экономическая свобода.
3: Рынок (9 ч)

1
Спрос.

Главные
вопросы
экономики.
Типы
экономических систем. Традиционная экономика.
Централизованная экономика.

Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса.
Кривая спроса. Закон спроса. Принцип
убывающей предельной полезности, эффект
замещения и эффект дохода.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

9

10

11

Неценовые факторы
спроса

Предложение.

Неценовые факторы
предложения

14

1

1

1
Рыночное равновесие.
Анализ рыночной
ситуации

1

Нарушение рыночного равновесия. Анализ
рыночной ситуации с помощью кривых спроса и
предложения.

Конкуренция и ее виды.
Совершенная и
монополистическая
конкуренция.

15

1

1

Олигополия и монополия
16

Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.
Графическое отображение изменений спроса и
изменений величины спроса.
Предложение. Величина предложения. Закон
предложения.
Факторы,
влияющие
на
предложение. Кривая предложения.
Факторы предложения и сдвиги кривых
предложения.
Графическое
отображение
изменений предложения и изменений величины
предложения.
Рыночное
равновесие.
Равновесная
цена.
Равновесное количество. Равновесная выручка.
Рыночное равновесие. Равновесие на рынке и его
графическое отображение.

12

13

1

Рынок и конкуренция

1

Конкуренция и ее виды. Основные рыночные
структуры. Факторы, влияющие на степень
конкуренции
(количество
продавцов,
возможность
проникновения
на
рынок,
однородность товара, доступность информации о
спросе и предложении товаров на рынке)
Совершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Методы ценовой и неценовой
конкуренции. Патенты и торговые марки.
Олигополия. Особенности формирования цены на
олигопольном рынке. Механизмы согласования
цен фирмами-олигополистами: «лидерство в
ценах» «издержки+прибыль», прямой сговор.
Монополия. Преимущества монополии для
продавца.
Недостатки
монополии
для
потребителей и общества в целом. Естественная
монополия. Экономически и неэкономические
барьеры для входа конкурирующих фирм на
рынок. Монопсония. Антимонопольная политика.
КР

4: Фирма (10 ч)

17

Бизнес и
предпринимательство.
Фирма.

1

Понятие предпринимательства. Фирма. Роль и
цель фирм в экономике. Мелкие и крупные
фирмы, их преимущества и недостатки.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

*Декада науки, культуры и мира

18

Основные
организационные формы
бизнеса в России.

1

Основные организационные формы бизнеса в
России.
Индивидуальная
деятельность,
хозяйственные товарищества и общества,
кооператив.

19

Акционерное общество.

1

Акционерное общество.

20

Формы организации
бизнеса (практикум)

1

Сравнительные преимущества
отдельных форм бизнеса.

21

недостатки

Виды ценных бумаг.

Экономика
фирмы.
Финансовые
показатели фирмы. Виды издержек: постоянные,
переменные, средние. Выручка. Прибыль.
Максимизация прибыли. Предельные издержки.
Предельная выручка.
Основные источники финансирования
бизнеса.
Капитал.
Физический
капитал.
Финансовый капитал. Инвестиции. Основные
способы
финансирования
инвестиций
(использование собственных либо заемных
средств). Внутренние и внешние источники
финансирования
Виды ценных бумаг. Акция. Номинал акций.
Контрольный пакет акций. Облигация. Различие
между акцией и облигацией. Надежность и
доходность ценных бумаг. Дивиденд. Различие
между дивидендом и процентом.

Фондовый рынок.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг).
Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие
на курс акции. Ликвидность ценных бумаг.
Фондовая биржа.

Экономика фирмы:
выручка, издержки и
прибыль

1

22

1
Основные источники
финансирования фирмы

23

1

24

1

25

1

Менеджмент и маркетинг
26

и

Экономика фирмы

Основные
принципы
менеджмента.
Экономические цели предприятия. Функции
управления.
Организационная
структура
управления предприятием. Маркетинг. Основные
элементы маркетинга. Реклама: достоинства и
недостатки. Виды рекламных стратегий.
*Круглый стол «Профессии родителей»

1

КР

5: Рынок труда и его особенности (4 ч)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

27

1
Рынок труда и его
особенности.

28

29

30

Заработная плата.
Прожиточный минимум.

Производительность
труда и факторы его
повышения
Экономика и человек.
Экономика фирмы

Особенности рынка труда. Спрос на труд и его
факторы.
Предложение
труда.
Факторы,
влияющие на ситуацию на рынке труда
(демографические и социальные). Экономически
активное население.
* Конкурс проектов «Нижний Тагил – город
будущего»

1

1

Заработная плата. Ставка заработной платы,
повременная и сдельная оплата труда.
Условия труда. Производительность труда.
Факторы производительности труда. Роль
профсоюзов и государства на рынках труда.
Человеческий капитал.
ПА

1
6: Семейная экономика (4 ч)

31

1
Семейный бюджет. Рынок
труда и семейная
экономика.

32

Рациональный
потребитель.
Потребительский выбор.

1

33

Бизнес-план предприятия
(практикум)

1

34

Защита бизнес-плана
(деловая игра)

1

Семейный
бюджет.
Источники
доходов
(заработная плата, доходы от сбережений, доходы
от собственности, трансферты). Расходы семьи.
Основные статьи расходов семьи. Неравенство
доходов и его причины. Реальные и номинальные
доходы. Черта бедности. Закон Энгеля. Кривая
Лоренца. Индекс Джини.
Меры социальной поддержки. Сбережения.
Формы сбережений (накопление, банковские
вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность
и надежность сбережений. Страхование.
Элементы бизнес-плана: сфера деятельности
предприятия,
рынки
сбыта
продукции,
конкуренция,
план
маркетинга,
план
производства, финансовый план.
Элементы бизнес-плана: сфера деятельности
предприятия,
рынки
сбыта
продукции,
конкуренция,
план
маркетинга,
план
производства, финансовый план.

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

11 класс (34 часа)
№
п\п

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

1: Предмет макроэкономики (1 ч)

1

Макроэкономические
агенты и рынки

1

Макроэкономические
Макроэкономические
кругооборот

рынки.

агенты.
Экономический

2: Основные макроэкономические показатели (5 ч)
2

Валовой внутренний
продукт

1

3

Номинальный и реальный
ВВП

1

4

Экономический рост.
Факторы экономического
роста

5

Макроэкономические
показатели

ВВП номинальный и ВВП реальный.

1

Экономический рост. Факторы и темпы
экономического
роста.
Экстенсивный
и
интенсивный экономический рост

1

Экономический
цикл.
Изменение
макроэкономических показателей в отдельных
фазах экономического цикла. Виды и причины
экономических циклов

Экономические циклы
6

Валовой внутренний продукт. Что включается в
состав ВВП. Измерение ВВП.

1

СР

3: Деньги, банки, инфляция (9 ч)

7

1

Возникновение и виды денег. Функции денег.
Качества
современных
денег.
Денежные
агрегаты.

Деньги. Функции денег
8

Инфляция. Сущность
инфляции.

1

Уравнение
обмена.
Количество
необходимых для обращения в стране.

9

Виды и причины
инфляции.

1

Темпы, виды и причины инфляции. Стагфляция.
Дефляция

10

Социально-экономические
последствия инфляции

1

Социально-экономические
инфляции.

1

Роль банков в экономике. Банковская система в
России.

11

Банковская система

денег,

последствия

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

12

Коммерческие банки

1

Функции коммерческого банка.

13

Банк России. Монетарная
политика Банка России.

1

Функции Банка России.
политика Банка России.

Страховые организации. Паевые инвестиционные
фонды. Негосударственные пенсионные фонды
СР

14

Финансовые институты

1

15

Денежное обращение

1

Денежно-кредитная

4: Роль государства в экономике (8 ч)
16

17

Функции государства в
экономике
Государственный бюджет

1

Экономические цели государства. Экономические
функции государства. Общественные блага

1

Государственный бюджет. Структура доходов и
расходов госбюджета.

18

Бюджетно-налоговая
политика

1

Цели и инструменты
политики государства

бюджетно-налоговой

19

Налоги. Функции налогов

1

Налоги и их функции.

20

Налоги. Виды налогов

1

Налоги прямые и косвенные.

21

Системы
налогообложения

1

Системы налогообложения: пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная. Кривая Лаффера.

22

Роль государства в
экономике (практикум)

1

23

Роль государства в
экономике

1

Роль государства в экономике
СР

5: Занятость и безработица (5 ч)
Занятые и безработные.
24

Занятые и безработные

25

Безработица и ее типы

26

Уровень безработицы.
Экономические
последствия безработицы

1
1

* Лекторий «Диалоги с родителями»
Типы безработицы.
Уровень и последствия безработицы

1
Государственная политика РФ в сфере занятости

27

Государственная политика
в сфере занятости

1

*Конкурс проектов «Нижний Тагил – город
будущего»

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Экономика (базовый уровень)10-11классы»
____________________________________________________________________________________________________

28

Занятость и безработица
(практикум)

1

Занятость и безработица

6: Международная экономика (4 ч)

1
Международная торговля

Международная
торговля.
Абсолютное
и
сравнительное
преимущество
в
мировой
торговле.

Современные тенденции
развития мирового
хозяйства

1

Глобализация в экономической сфере. Формы
экономической интеграции. Международные
экономические организации. Участие России в
международном разделении труда

1

Валютный курс. Международные расчеты.

1

Государственная политика в области внешней
торговли: свободная торговля и протекционизм.
Виды торговых барьеров

29

30

31

Валютный рынок

32

Государственная политика
в области международной
торговли

Обобщение (2 ч)

33

Макроэкономика.
Промежуточная
аттестация

34

Тенденции
экономического развития
России.

ПА
1
Тенденции экономического развития России.
1

* Лекторий «Диалоги с родителями»

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».