Приложение № 24_ Рабочая программа элективного курса_ Мировая художественная культура_10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

Приложение № 24
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)
Выпускник научится:
- понимать основные виды и жанры искусства;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

- узнавать изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- узнавать шедевры мировой художественной культуры;
- понимать особенности языка различных видов искусства;
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для выбора путей своего культурного развития;
- выражать собственные суждения о произведениях классики и современного искусства;
устанавливать
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий
и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Художественная культура Древнего и средневекового Востока.
Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления
о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в
канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение
буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху
средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ
национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Живопись, шелкография.
Китайский театр. Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Японский
народный и профессиональный театр. Художественные традиции мусульманского Востока: логика
абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк
Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен».
Художественная культура Европы: становление христианской традиции.
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной
художественной культуры. Основные этапы развития античной художественной культуры.
Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное
искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима.
Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета. От мудрости
Востока к европейской художественной культуре: Библия. Христианская художественная
культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет.
Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Христианские основы средневекового европейского искусства.
Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности,
жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль
в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Эпоха
Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и
идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в.
Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху
Возрождения. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и
Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании. Художественная культура Европы XVII в.:
многоголосие школ и стилей. «переходная эпоха» в художественной культуре европейской
традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как
общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра.
Изобразительное искусство и выдающиеся мастера. Гуманистические идеалы просветителей.
Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах
европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного
ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной
традиции.
Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.
Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор,
народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и
эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой
образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София,
Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество
Феофана Грека. Возрождение Москвы. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка XV-XVI
веков. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура ВладимироСуздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Новые направления иконописи.
Творчество Симона Ушакова. Эпоха Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Рождение русской
комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и
московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки. От высокого барокко к
классицизму. Логика нового зодчества. Рождение композиторской школы. Художественное
наследие России.

11 класс.
Основные течения в художественной европейской культуре XIX - начала XX века.
Романтизм в художественной культуре Европы XIX века; открытие внутреннего мира человека.
Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в
художественной культуре Франции XX века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в
работе яркого романтика Т.Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э.
Делакруа. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Вена и Париж — крупнейшие
европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Жизнь и творчество Ф.
Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный
импрессионизм. Экспрессионизм, его исторические истоки. Экспрессионизм в литературе,
музыке. Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве XIX-XX веков. Группа фовистов.
Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В.
Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Художественная культура России XIX-XX века.
Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века. Сохранение
рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с
новыми романтическими общественными взглядами. Крупнейшие зодчие начала XIX в.
Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве.
Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С.
Даргомыжского. М.П. Мусоргского. Русская художественная культура пореформенной эпохи:
вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. «Товарищество
передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Символизм - художественное и
философское течения «серебряного века». Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
«Русский футуризм». Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм. Абстрактная
живопись. Футуризм в поэзии. Акмеизм в поэзии. Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль
модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток
искусства.
Европа и Америка: Художественная культура XIX века.
Художественная литература XX века. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман».
Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и
Жорж Сименон. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.
Неоклассицизм в музыке. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Театр и
киноискусство XX века. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Рождение
звукового кино и национального кинематографа.
Сплетение традиций европейского,
мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в.
Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла.
Русская художественная культура XX века от эпохи тоталитаризма до возвращения к
истокам.
Русская художественная культура 20-30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины
социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства.
Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова.
Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О.
Дунаевского.Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве
второй половины XX века. Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство
второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя.
Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки.
Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова. Развитие
живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова, Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия
Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники
Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В.
Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова. Противоречия
в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века. Храм Христа
Спасителя в Москве. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре.
Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
10 класс (34 часа)
№
п\п

1

2

3

4

5

6

7
8

9

Темы уроков

Кол-во
Содержание урока
часов
1: Художественная культура Древнего и средневекового Востока (9 часов)
Художественная
Художественная картина мира, воссозданная египетским
культура Древнего
искусством, отражающая представления о жизни,
Египта: олицетворение
1
смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного
вечности
мира, его воплощение в канонических традициях
архитектуры.
Изобразительное
Статичность и символичность изобразительного
искусство и музыка
1
искусства.
Египта
Художественная
Художественная культура Древней Индии, ее
культура Древней и
ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение
1
Средневековой Индии:
буддизма.
верность традиции.
Храмовое зодчество
Буддистский храм.
1
Индии.
Художественная
Сохранение художественных традиций древности в
культура Древнего и
эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный
1
Средневекового Китая.
мир народного танца. Великая китайская стена как
символ национальной самобытности.
Изобразительное
Песенное богатство. Своеобразие художественных
искусство и
традиций китайского народа. Древние китайские поэзия
1
музыкальный театр
и музыка. Живопись, шелкография. Китайский театр.
Китая.
Художественная
Художественные традиции Японии. Храмы Древней
1
культура Японии.
Японии.
Японская поэзия и
Японский народный и профессиональный театр.
нетрадиционные виды
1
искусства.
Художественная
Художественные традиции мусульманского Востока:
культура
логика абстрактной красоты. Нравственные законы
мусульманского
ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк
1
Востока.
Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и
минарета. «Книга песен».
*Посещение театров, музеев, библиотек

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

10

11

12

13

2: Художественная культура Европы: становление христианской традиции (14 часов)
Античность: колыбель
Мифологическая картина мира и древнегреческое
европейской
язычество
как
основа
развития
античной
художественной
художественной культуры. Основные этапы развития
культуры
1
античной художественной культуры. Древнегреческая
архитектура. Памятники древнегреческого зодчества.
Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра.
Древнегреческая трагедия.
Художественная
Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники
1
культура Рима
«вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
От мудрости Востока к
От мудрости Востока к европейской художественной
европейской
культуре: Библия. Христианская художественная
1
христианской культуре:
культура, ее истоки. Библия как священная религиозная
Библия
книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь.
Новый Завет
Новый Завет, Евангелия. Христианские основы
средневекового европейского искусства. Рождение
новой художественной картины мира и средств
художественной выразительности, жанров и форм
1
искусства.
*«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

14
15
16

17

18

19

20

Художественная
культура европейского
Средневековья
"Пламенеющая готика"
европейских соборов.
Художественная
культура итальянского
Возрождения
Венецианская школа
живописи

Художественная
культура Итальянского
Возрождения
Северное Возрождение:
в поисках правды о
человеке
Художественная
культура ХVII в.

1
1
1

1

Разделение церкви, два типа христианской культуры.
Романский стиль в искусстве.
Храмовое
зодчество.
«Пламенеющая
готика»
европейских соборов.
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии
европейской художественной культуры. Гуманизм и
идеалы Возрождения. Развитие светского искусства.
Расцвет живописи во второй половине XV в.
Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор
св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху
Возрождения.
Возрождение в Италии.

1

1

1

Северное Возрождение, поиски правды о человеке.
Мастера искусств Германии и Нидерландов.
Художественная
культура
Европы
XVII
в.:
многоголосие школ и стилей. «Переходная эпоха» в
художественной культуре европейской традиции. Стиль
барокко. Расцвет светского музыкального искусства.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Художественная
культура Италии и
Испании ХVII в.
Художественная
культура европейского
Просвещения.

1

1

Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного
жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся
мастера.
Гуманистические идеалы просветителей. Наследие
энциклопедистов.

*Подготовка творческих работ в рамках ежегодной
выставки декоративно-прикладного технического
творчества
Классицизм
как
общеевропейский
стиль.
Распространение классицизма в художественных
«Венская классическая
культурах
европейских
стран.
Изобразительное
1
школа»
искусство и архитектура эпохи классицизма, роль
античного ордера. Расцвет литературы. Венский
музыкальный классицизм.
3: Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков
национальной традиции (11 часов)
Художественная
Художественная Культура Киевской Руси: опыт,
культура Киевской
озаренный духовным светом христианства. Древнейшие
Руси
памятники художественной культуры языческой Руси.
1
Восхождение русской художественной культуры от
языческой образности к христианской картине
мироздания.
Музыкальное
Обрядовый фольклор, народные песни, героический
искусство и литература
эпос и былины. Дохристианские нравственные
Киевской Руси
установки и эстетические представления. Православный
1
храм и синтез храмовых искусств. «Памятники киевской
литературы. Летописание. Памятники архитектуры.
Знаменное пение.
Новгородская Русь:
Художественный облик древнего Новгорода. Памятники
утверждение
1
архитектуры. Новгородская София.
самобытной красоты
Новгородская
Народное музыкальное творчество и храмовое пение.
живопись и
1
Искусство колокольного звона. Творчество Феофана
музыкальное искусство
Грека.
От раздробленных
Возрождение Москвы. Творчество Андрея Рублева и
княжеств к Московской
Дионисия. Музыка XV-XVI веков.
Руси: утверждение
1
общерусского
художественного стиля
Храмовое искусство
Храмовое искусство Московской Руси в
XVI в.:
Московской Руси в ХVI
Художественная культура Владимиро-Суздальского
1
в.
княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники
зодчества и иконописи Пскова

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

30

Художественная
культура ХVII в.: смена
духовных ориентиров

1

Художественная Культура XVII в.: смена духовных
ориентиров. Новые направления иконописи. Творчество
Симона Ушакова. Петербургское барокко и московское
зодчество.
Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники
русских народных песен.

Музыка и
31 изобразительное
1
искусство ХVII в.
Русская
Эпоха Просвещения: формирование гуманистических
художественная
идеалов. Петровские преобразования и их значение для
32
1
культура в эпоху
художественной культуры.
*День славянской письменности и культуры
Просвещения.
Русская
От высокого барокко к классицизму. Логика нового
33 художественная
1
зодчества. Рождение композиторской школы.
культура ХVIII в.
Итоги ХVIII в. На
Художественное наследие России.
34
1
Олимпе мастерства
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне среднего
общего образования (Рабочая программа воспитания)
11 класс (34 часа)
№
Темы уроков
Кол-во
Содержание урока
п\п
часов
1: Основные течения в художественной европейской культуре XIX - начала XX века (12
часов)
Романтизм в
Романтизм в художественной культуре Европы XIX
художественной
века; открытие внутреннего мира человека. Д.Байрон —
1
1
культуре Европы XIX
властитель дум современников. Фантастический мир
века
сказок Гофмана.
Романтизм в
Романтизм в художественной культуре Франции XIX
художественной
века. Борения человека со стихией в работе яркого
2
1
культуре Франции XIX
романтика Т.Жерико. Революционное вдохновение
века
восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Образный мир
Творчество Ф. Гойи.
3 испанского художника
1
Ф. Гойи.
Шедевры
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
музыкального
Вена и Париж — крупнейшие европейские центры
4
1
искусства эпохи
развития музыкального искусства романтизма. Жизнь и
романтизма.
творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Великие композиторы
Великие композиторы XIX века восточных земель
5 XIX века восточных
1
Европы.
*Международный день музыки
земель Европы.
6 Импрессионизм: поиск
1
Импрессионизм:
поиск
ускользающей
красоты.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

ускользающей красоты.

7
8

9

10
11

12

13

14

15

16

Импрессионизм в
музыкальном
искусстве.
Экспрессионизм
Мир реальности и «мир
новой реальности»:
Традиционные и
нетрадиционные
течения в искусстве
XIX-XX веков.
Эстетика символизма.
Эстетика
постимпрессионизма.
Новые направления в
живописи и
скульптуре.

Французский
импрессионизм.
материала и формы в скульптуре.
Музыкальный импрессионизм.

Новая

трактовка

1
1

1

1
1

Экспрессионизм,
его
исторические
истоки.
Экспрессионизм в литературе, музыке.
Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве
XIX-XX веков. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо.
*Посещение театров, музеев, библиотек

Эстетика символизма. Символизм в литературе, музыке,
живописи
Эстетика постимпрессионизма.

Новые направления в живописи и скульптуре.
Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в
1
живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и
Ле Корбюзье. Сюрреализм.
2: Художественная культура России XIX-XX века (10 часов)
Фундамент
Шедевры русской художественной культуры первой
национальной
половины XIX века. Сохранение рационализма в
классики: шедевры
литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение
русской
1
идеалов классицизма с новыми романтическими
художественной
общественными взглядами.
*Международный день художника
культуры первой
половины XIX века.
Изобразительное
Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные
искусство и
ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И.
архитектура первой
Росси, В.П. Стасова). Переплетение романтических и
половины XIX века
1
реалистических тенденций в русском изобразительном
искусстве. Венецианов — родоначальник бытового
жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С.
Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Русская
Русская художественная культура пореформенной
художественная
эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
культура
Литература пореформенной эпохи.
пореформенной эпохи:
1
вера в высокую
миссию русского
народа.
Развитие
1
«Товарищество передвижных выставок».

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

17

18
19

20

отечественной
живописи в
пореформенный
период.
Переоценка ценностей
в художественной
культуре «серебряного
века»: открытие
символизма.
Символизм в русской
живописи.
Эстетика эксперимента
и ранний русский
авангард.
«Русский футуризм»

Переоценка ценностей в художественной культуре
«серебряного века»: открытие символизма.
1

1

Символизм - художественное и философское течения
«серебряного века».
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

1
«Русский футуризм». Союз московских живописцев
«Бубновый валет». Кубизм. Абстрактная живопись.
Футуризм в поэзии. Акмеизм в поэзии.
1
*Подготовка творческих работ в рамках ежегодной
выставки декоративно-прикладного технического
творчества
Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн.

21

22

23

24

25

26

27

В поисках утраченных
идеалов:
1
неоклассицизм и
поздний романтизм.
Художественное
Творческое объединение «Мир искусства». С.П.
объединение «Мир
1
Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства.
искусств»
3: Европа и Америка: Художественная культура XIX века (6 часов)
Художественная
Художественная литература XX века. Экзистенциализм.
литература XX века.
Жанр «интеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса,
Полюсы добра и зла.
Э.Ремарка,
Р.Рильке,
Г.Лорки
Постмодернизм.
Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Музыкальное
Музыкальное искусство в нотах и без нот.
искусство в нотах и без
1
нот
«Музыкальный
«Музыкальный авангард» XX века. Неоклассицизм в
авангард» XX века.
1
музыке.
Музыкальный
авангард.
Массовые
музыкальные жанры.
Театр и киноискусство
Театр и киноискусство XX века. Рождение и первые
20 века; культурная
1
шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Рождение
дополняемость.
звукового кино и национального кинематографа.
Художественная
Сплетение традиций европейского, мексиканского,
культура Америки:
1
африканского и других народов. Расцвет американской
обаяние молодости.
литературы в XX в. Музыкальное искусство США.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________

Жанр мюзикла.
Искусство Латинской Америки.

Искусство Латинской
1
Америки.
4: Русская художественная культура XX века от эпохи тоталитаризма
до возвращения к истокам (6 часов)
Социалистический
Русская художественная культура 20-30-х гг. Рождение
реализм: глобальная
советского искусства и доктрины социалистического
политизация
реализма. Насаждение атеизма и политизация
художественной
изобразительного искусства. Творчество К.С. Петровакультуры 20-30 гг.
Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова,
29
1
М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в
творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ.
Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура.
Оптимизм
массовых
песен.
Творчество
И.О.
Дунаевского.
Смысл высокой
Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет
трагедии, образы
и образы войны в искусстве второй половины XX века.
искусства военных лет
Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской
30
1
и образы войны в
темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы
искусстве второй
писателей, композиторов, художников в эпоху застоя.
*Цикл мероприятий, посвященных Дню Победы
половины XX века.
Общечеловеческие
Диссидентское
движение
и
искусство.
ценности и « русская
Многонациональный характер советской музыки.
31 тема» в советском
1
Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова,
искусстве периода
И.Грабаря, Н.Крымова.
«оттепели».
Развитие живописи и
Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество
музыки в 60-е годы.
В.Попкова, Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия
Е.А.Евтушенко,
А.А.Вознесенского,
Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники
32
1
Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение
лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов.
Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество
И.С.Глазунова.
Противоречия в
Противоречия
в
отечественной
художественной
отечественной
культуре последних десятилетий XX века. Храм Христа
33 художественной
1
Спасителя в Москве. Многообразие новых творческих
культуре последних
решений в живописи и скульптуре.
*День славянской письменности и культуры
десятилетий 20 века.
Развитие живописи и
Развитие искусства на пороге нового тысячелетия.
34 архитектуры на пороге
1
Молодежная субкультура.
нового тысячелетия.
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне среднего
общего образования (Рабочая программа воспитания)
28

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10-11 классы»
______________________________________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».