© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
Приложение № 28
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
(предметная область «Математика и информатика»)
10-11 классы
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения ООП
ООО (ФГОС ООО)
Планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)
1. сформированность представлений о роли
информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2. владение навыками алгоритмического
Выпускник научится:
- понимать и использовать основные
понятия,
связанные
со
сложностью
вычислений (время работы и размер
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
3. владение умением понимать программы,
написанные на выбранном для изучения
универсальном
алгоритмическом
языке
высокого
уровня;
знанием
основных
конструкций программирования; умением
анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;
4. владение
стандартными
приемами
написания
на
алгоритмическом
языке
программы для решения стандартной задачи с
использованием
основных
конструкций
программирования и отладки таких программ;
использование
готовых
прикладных
компьютерных программ по выбранной
специализации;
5. сформированность
представлений
о
компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели
и моделируемого объекта (процесса); о
способах хранения и простейшей обработке
данных; понятия о базах данных и средствах
доступа к ним, умений работать с ними;
6. владение компьютерными средствами
представления и анализа данных;
7. сформированность базовых навыков и
умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при работе со средствами информатизации;
понимания
основ
правовых
аспектов
использования компьютерных программ и
работы в Интернете.
8. владение системой базовых знаний,
отражающих
вклад
информатики
в
формирование современной научной картины
мира;
9. овладение понятием сложности алгоритма,
знание основных алгоритмов обработки
числовой
и
текстовой
информации,
алгоритмов поиска и сортировки;
10. владение
универсальным
языком
программирования высокого уровня (по
выбору), представлениями о базовых типах
данных и структурах данных; умением
используемой памяти при заданных исходных
данных;
асимптотическая
сложность
алгоритма в зависимости от размера исходных
данных); определять сложность изучаемых в
курсе базовых алгоритмов;
- анализировать предложенный алгоритм,
например, определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных
значений и при каких исходных значениях
возможно получение указанных результатов;
- создавать, анализировать и реализовывать
в виде программ базовые алгоритмы,
связанные с анализом элементарных функций
(в том числе приближенных вычислений),
записью чисел в позиционной системе
счисления,
делимостью
целых
чисел;
линейной обработкой последовательностей и
массивов чисел (в том числе алгоритмы
сортировки), анализом строк, а также
рекурсивные алгоритмы;
- применять
метод
сохранения
промежуточных
результатов
(метод
динамического
программирования)
для
создания полиномиальных (не переборных)
алгоритмов решения различных задач;
примеры: поиск минимального пути в
ориентированном
ациклическом
графе,
подсчет количества путей;
- создавать собственные алгоритмы для
решения прикладных задач на основе
изученных алгоритмов и методов;
- применять при решении задач структуры
данных: списки, словари, деревья, очереди;
применять при составлении алгоритмов
базовые операции со структурами данных;
- использовать
основные
понятия,
конструкции
и
структуры
данных
последовательного
программирования,
а
также правила записи этих конструкций и
структур в выбранном для изучения языке
программирования;
- использовать в программах данные
различных типов; применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки
символьных строк; выполнять обработку
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
использовать
основные
управляющие
конструкции;
11. владение навыками и опытом разработки
программ
в
выбранной
среде
программирования, включая тестирование и
отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и
документирования программ;
12. сформированность
представлений
о
важнейших видах дискретных объектов и об
их простейших свойствах, алгоритмах анализа
этих
объектов,
о
кодировании
и
декодировании данных и причинах искажения
данных при передаче; систематизацию
знаний, относящихся к математическим
объектам информатики; умение строить
математические объекты информатики, в том
числе логические формулы;
13. сформированность
представлений
об
устройстве современных компьютеров, о
тенденциях
развития
компьютерных
технологий; о понятии "операционная
система" и основных функциях операционных
систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
14. сформированность
представлений
о
компьютерных сетях и их роли в современном
мире; знаний базовых принципов организации
и функционирования компьютерных сетей,
норм информационной этики и права,
принципов обеспечения информационной
безопасности,
способов
и
средств
обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ;
15. владение основными сведениями о базах
данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними;
16. владение
опытом
построения
и
использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и
статистической обработки данных с помощью
компьютера, интерпретации результатов,
получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые
параметры
моделируемых
объектов
и
данных, хранящихся в виде массивов
различной размерности; выбирать тип цикла в
зависимости
от
решаемой
подзадачи;
составлять циклы с использованием заранее
определенного инварианта цикла; выполнять
базовые операции с текстовыми и двоичными
файлами; выделять подзадачи, решение
которых
необходимо
для
решения
поставленной задачи в полном объеме;
реализовывать решения подзадач в виде
подпрограмм, связывать подпрограммы в
единую программу; использовать модульный
принцип построения программ; использовать
библиотеки стандартных подпрограмм;
- применять
алгоритмы
поиска
и
сортировки при решении типовых задач;
- выполнять
объектно-ориентированный
анализ задачи: выделять объекты, описывать
на формальном языке их свойства и методы;
реализовывать
объектно-ориентированный
подход для решения задач средней сложности
на выбранном языке программирования;
- выполнять отладку и тестирование
программ
в
выбранной
среде
программирования;
использовать
при
разработке программ стандартные библиотеки
языка
программирования
и
внешние
библиотеки
программ;
создавать
многокомпонентные программные продукты в
среде программирования;
- инсталлировать
и
деинсталлировать
программные средства, необходимые для
решения учебных задач по выбранной
специализации;
пользоваться навыками формализации
задачи; создавать описания программ,
инструкции по их использованию и отчеты по
выполненным проектным работам;
разрабатывать
и
использовать
компьютерно-математические
модели;
анализировать
соответствие
модели
реальному объекту или процессу; проводить
эксперименты и статистическую обработку
данных
с
помощью
компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
процессов, пользоваться базами данных и
справочными системами;
17. сформированность умения работать с
библиотеками программ; наличие опыта
использования
компьютерных
средств
представления и анализа данных.
ходе моделирования реальных процессов;
оценивать
числовые
параметры
моделируемых объектов и процессов;
- использовать на практике общие правила
проведения
исследовательского
проекта
(постановка
задачи,
выбор
методов
исследования, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка
выводов, подготовка отчета); планировать и
выполнять небольшие исследовательские
проекты;
- проектировать
собственное
автоматизированное место; следовать основам
безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами
действующих СанПиН.
Выпускник
получит
возможность
научиться:
- приводить
примеры
различных
алгоритмов решения одной задачи, которые
имеют различную сложность; использовать
понятие переборного алгоритма;
- использовать понятие универсального
алгоритма
и
приводить
примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
- использовать
второй
язык
программирования;
сравнивать
преимущества и недостатки двух языков
программирования;
- создавать программы для учебных или
проектных задач средней сложности;
- использовать
информационнокоммуникационные
технологии
при
моделировании и анализе процессов и явлений
в соответствии с выбранным профилем;
- осознанно подходить к выбору ИКТсредств и программного обеспечения для
решения задач, возникающих в ходе учебы и
вне ее, для своих учебных и иных целей.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 -11 классы
10 класс
Введение. Линейное программирование
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи факультативного курса.
Организация занятий и самостоятельной работы.
Компьютерное математическое моделирование, его этапы. Информационные структуры (модели)
для описания объектов и систем. Перевод проблем из реальной действительности в адекватную
оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперирование этой
моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к
которой относится построенная модель. Факторы, влияющие на поведение изучаемой системы.
Ранжирование этих факторов. Линейное программирование – введение. Общая формулировка и
существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая
реализация симплекс метода. Программная реализация симплекс-метода в PascalABC.
Оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный,
графический, с помощью формальных языков). Результат выполнения заданного алгоритма или
его фрагмента. Анализ предложенного алгоритма, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений. Логические значения, операции и
выражения с ними. Вычисление значения логического выражения.
Структурное программирование
Линейные, ветвящиеся и циклические конструкции языка программирования. Вспомогательные
алгоритмы. Технологии построения простых и сложных алгоритмов. Выделение подзадач.
Использование вспомогательных алгоритмов. Компиляция и редактирование программ.
Использование справки в среде программирования, библиотечных модулей.
Строки как вид массивов. Максимальная и текущая длины строки. Основные алгоритмы над
строками (копирование, сравнение, поиск буквы и подстроки, подсчет слов, удаление подстроки,
удаление пробелов, поиск и замена подстроки). Алгоритмы быстрого поиска (Рабина-Карпа,
Бойера-Мура).
Матрицы (многомерные массивы) и массивы строк. Основные навыки работы с многомерными
массивами. Сортировка в массивах. Основные виды сортировки. Разбор задач, связанных с
сортировкой. Эффективность алгоритма сортировки. Алгоритм сортировки выбором (через анализ
человеческих действий).
Технология объектно-ориентрованного программирования
Структура программы на VBA. Объекты VBA. Классы объектов. Определение класса. Данные и
методы класса. Наследование. Свойства, методы, события. Разработка пользовательского
интерфейса: диалоговые окна, событийные процедуры. Форма и размещение на ней управляющих
элементов. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические
выражения. Присваивание. Функции в VBA (преобразования типов, математические, строковые).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
Модульный принцип построения проекта и программного кода. Метод последовательной
детализации и метод обратного сбора блоков.
Постановка задачи. Разработка программы моделирования реакций. Пример моделирования
системы массового обслуживания с помощью VBA.
Динамическое программирование. Алгоритмическая реализация метода динамического
программирования. Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Понятие о
моделях многокритериальной оптимизации.
Поиск информации, необходимой для решения задачи. Выбор программных средств для
исследования построенных моделей. Интерпретация полученных результатов. Анализ полученных
результатов и исследование математической модели при различных наборах параметров, в том
числе граничных или критических. Реализация математические модели на ЭВМ, создавая
алгоритмы и программы на различных языках программирования, в том числе объектноориентированного программирования.
11 класс
Вводное занятие. Синтаксис языка программирования Python
Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи факультативного курса.
Организация занятий и самостоятельной работы.
Понятие о языке Python. Где применяется. Место языка Python среди языков программирования
высокого уровня. Технология разработки программного обеспечения. Стиль программирования.
Структура простейшей программы. Стандартные приѐмы написания программы для решения
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких
программ на языке Python. Особенности структуры программы, представленной на языке Python.
Модули, входящие в состав среды Python. Возможности и ограничения использования готовых
модулей. Понятие «величина», ее характеристики. Принципиальные отличия величин
структурированных и не структурированных. Понятия «операция», «операнд» и их
характеристики. Основные операторы языка Python, их синтаксис. Процесс исполнения каждого
из операторов. Переменные и константы. Решение задач. Ввод-вывод. Концепция присваивания.
Арифметические и логические выражения. Математические функции, входящие в Python. Запись
арифметических и логических выражений, всех атрибутов, которые могут в них входить.
Программы с линейной структурой. Логический тип. Условная инструкция. Решение задач на
циклы и условия. Разработка программ обработки числовой и символьной информации,
содержащей линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Знакомство с исполнителем PyRobot. Цикл for. Цикл while. Вложенные циклы.
Элементы структуризации программы
Исполнитель PyRobot. Функции в программировании. Функции с аргументами. Функции с
результатами. Задачи с исполнителем.
Графический модуль turtle. Структуры данных, такие как: число, текст, кортеж, список, словарь.
Списки. Решение задач со списками. Срезы в списках. Генераторы списков. Решение задач со
списками и срезами. Кортежи, множества и диапазоны.
Обработка массивов. Операции со списками. Сортировка массива. Двоичный поиск. Двумерные
массивы. Словари (ассоциативные массивы) Разработка мини-игры.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
Значение полноценных процедур и функций для структурно-ориентированного языка высокого
уровня. Правила описания функций в Python и построение вызова. Принципиальные отличия
между формальными, локальными и глобальными переменными. Область действия описаний в
функциях. Рекурсия, ее реализация на Python. Основные приемы формирования процедуры и
функции. Свойства данных типа «массив», «матрица». Воспроизведение алгоритмов сортировки
массивов и двумерных массивов, поиска в упорядоченном массиве, в нечисловых массивах.
Чтение и запись текстовых файлов в заданном формате.
Объектно-ориентированное программирование в Python
Объектно-ориентированное-программирование. Классы в РуШоп. Особенности ООП в Python.
Классы в Python. Разработка задач имитационного моделирования. Поиск максимального и
минимального в потоке, проверка простоты. Основы разработки web-приложений в Python.
Разработка простейшего web-приложения в Python.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
10 класс (34 часа)
№
п\п
Колво
часов
Темы уроков
Содержание урока
Введение. Линейное программирование
Вводное занятие.
Правила ТБ (инстр. №
12)
1
1
Техника безопасности и правила работы на
компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места.
Инструкция № 12. Основные цели и задачи
факультативного курса. Организация занятий и
самостоятельной работы.
*Неделя безопасности
Компьютерное
математическое
моделирование, его
этапы
2
3
1
Линейное
программирование –
введение
1
Симплекс-метод
4
1
Компьютерное математическое моделирование, его
этапы. Информационные структуры (модели) для
описания объектов и систем. Перевод проблем из
реальной действительности в адекватную
оптимальную модель (информационную, физическую,
математическую), оперирование этой моделью в
процессе решения задачи при помощи понятийного
аппарата и средствами той науки, к которой относится
построенная модель. Факторы, влияющие на
поведение изучаемой системы. Ранжирование этих
факторов.
Линейное программирование – введение. Общая
формулировка и существование решения задач
линейного программирования.
Оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический,
с помощью формальных языков). Результат
выполнения заданного алгоритма или его фрагмента.
Симплекс-метод.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
*Всемирный день математики
5
6
Алгоритмическая
реализация симплекс
метода
Программная
реализация симплексметода в PascalABC
1
Алгоритмическая реализация симплекс метода.
Анализ предложенного алгоритма, например,
определять какие результаты возможны при заданном
множестве исходных значений.
1
Программная реализация симплекс-метода в
PascalABC. Логические значения, операции и
выражения с ними. Вычисление значения логического
выражения. Линейные, ветвящиеся и циклические
конструкции языка программирования.
Структурное программирование
7
Строки как вид
массивов
8
Максимальная и
текущая длины строки
9
Основные алгоритмы
над строками
(копирование,
сравнение, поиск)
10
Основные алгоритмы
над строками (подсчет,
удаление, замена)
11
Алгоритмы быстрого
поиска (Рабина-Карпа,
Бойера-Мура)
1
Компиляция
и
редактирование
программ.
Использование справки в среде программирования,
библиотечных модулей. Строки как вид массивов.
1
Максимальная и текущая длины строки.
Вспомогательные алгоритмы. Технологии построения
простых и сложных алгоритмов. Выделение подзадач.
1
Использование вспомогательных алгоритмов.
Основные алгоритмы над строками (копирование,
сравнение, поиск буквы и подстроки, подсчет слов,
удаление подстроки, удаление пробелов, поиск и
замена подстроки).
1
Использование вспомогательных алгоритмов.
Основные алгоритмы над строками (копирование,
сравнение, поиск буквы и подстроки, подсчет слов,
удаление подстроки, удаление пробелов, поиск и
замена подстроки).
Алгоритмы быстрого поиска (Рабина-Карпа, БойераМура).
1
*Тематические классные часы, посвященные году
науки и технологий
12
Многомерные массивы
и массивы строк
1
13
Основные навыки
работы с многомерными
1
Матрицы (многомерные массивы) и массивы строк.
Основные навыки работы с многомерными массивами.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
массивами
14
Сортировка в массивах
1
15
Основные виды
сортировки
1
16
Разбор задач, связанных
с сортировкой
1
17
Эффективность
алгоритма сортировки
1
18
Алгоритм сортировки
выбором
1
Сортировка в массивах.
Основные виды сортировки.
Разбор задач, связанных с сортировкой.
Эффективность алгоритма сортировки.
Алгоритм сортировки выбором (через анализ
человеческих действий).
Технология объектно-ориентрованного программирования
19
Структура программы
на VBA
1
20
Объекты VBA
1
21
Классы объектов.
Данные и методы
класса. Наследование
Структура программы на VBA.
Объекты VBA.
Классы объектов. Определение класса. Данные и
методы класса. Наследование.
1
*Декада науки, культуры и мира, посвященная Дню
российской науки
22
Свойства, методы,
события.
23
Разработка
пользовательского
интерфейса
24
Форма и размещение на
ней управляющих
элементов
1
25
Тип, имя и значение
переменной
1
26
Арифметические,
строковые и логические
выражения.
1
Арифметические, строковые и логические выражения.
Присваивание.
27
Функции в VBA
1
Функции
1
1
Свойства, методы, события.
Разработка
пользовательского
интерфейса:
диалоговые окна, событийные процедуры.
Форма и размещение на ней управляющих элементов.
Тип, имя и значение переменной.
в
VBA
(преобразования
типов,
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
28
29
30
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
(преобразования типов,
математические,
строковые)
математические, строковые).
Модульный принцип
построения проекта и
программного кода
1
Модульный принцип построения проекта и
программного кода. Метод последовательной
детализации и метод обратного сбора блоков.
1
Постановка задачи моделирования. Поиск
информации, необходимой для решения задачи.
Выбор программных средств для исследования
построенных моделей.
Постановка задачи
моделирования
Разработка программы
моделирования реакций
Разработка программы моделирования реакций.
1
*День пожарной охраны
31
32
33
34
Пример моделирования
системы массового
обслуживания с
помощью VBA
Динамическое
программирование, его
алгоритмическая
реализация
Реализация алгоритма
динамического
программирования в
VBA
Понятие о моделях
многокритериальной
оптимизации
1
1
1
Пример
моделирования
системы
массового
обслуживания с помощью VBA.
Интерпретация полученных результатов. Анализ
полученных результатов и исследование
математической модели при различных наборах
параметров, в том числе граничных или критических.
Динамическое программирование. Алгоритмическая
реализация метода динамического программирования.
Реализация алгоритма динамического
программирования в VBA. Реализация
математические модели на ЭВМ, создавая алгоритмы
и программы на различных языках программирования,
в том числе объектно-ориентированного
программирования.
Понятие о моделях многокритериальной оптимизации.
1
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
11 класс (34 часа)
№
п\п
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
Вводное занятие. Синтаксис языка программирования Python
1
Вводное занятие.
Правила ТБ (инстр. №
12)
1
Техника безопасности и правила работы на
компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места.
Инструкция № 12. Основные цели и задачи
факультативного курса. Организация занятий и
самостоятельной работы.
*Неделя безопасности
2
Понятие о языке Python
1
Понятие о языке Python. Где применяется. Место
языка Python среди языков программирования
высокого уровня.
3
Технология разработки
программного
обеспечения
1
Технология разработки программного обеспечения.
4
Стиль
программирования
1
Стиль программирования.
5
Структура простейшей
программы
1
Особенности структуры программы, представленной
на языке Python. Структура простейшей программы.
6
Переменные и
константы
1
Понятие
«величина»,
ее
характеристики.
Принципиальные
отличия
величин
структурированных
и
не
структурированных.
Переменные и константы. Понятия «операция»,
«операнд» и их характеристики.
7
Решение задач
1
Процесс исполнения каждого из операторов. Решение
задач. Стандартные приѐмы написания программы для
решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки
таких программ на языке Python.
8
Ввод-вывод
1
Ввод-вывод. Основные операторы языка Python, их
синтаксис.
9
Концепция
присваивания
1
Концепция присваивания.
*День Интернета. Всероссийский урок безопасности
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
Колво
часов
Темы уроков
Содержание урока
школьников в сети Интернет
10
Арифметические и
логические выражения
1
Арифметические
и
логические
выражения.
Математические функции, входящие в Python. Запись
арифметических и логических выражений, всех
атрибутов, которые могут в них входить.
11
Программы с линейной
структурой
1
Программы с линейной структурой. Решение задач.
12
Решение задач с
линейной структурой
1
Программы с линейной структурой. Решение задач.
13
Логический тип
1
Логический тип.
14
Условная инструкция
1
Условная инструкция.
15
Решение задач на циклы
и условия
1
Разработка программ обработки числовой и
символьной информации, содержащей линейные,
разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Решение
задач на циклы и условия.
16
Знакомство с
исполнителем PyRobot.
Цикл for
1
Знакомство с исполнителем PyRobot. Цикл for.
Решение задач. Задачи с исполнителем.
17
Цикл while
1
Цикл while. Решение задач. Задачи с исполнителем.
18
Вложенные циклы
1
Вложенные циклы.
исполнителем.
Решение
задач.
Задачи
с
19
Решение задач с
использованием циклов
1
Вложенные циклы.
исполнителем.
Решение
задач.
Задачи
с
Элементы структуризации программы
20
Функции с аргументами
и результатами
1
Модули, входящие в состав среды Python.
Возможности и ограничения использования готовых
модулей. Графический модуль turtle. Исполнитель
PyRobot. Функции в программировании. Функции с
аргументами. Функции с результатами.
Значение полноценных процедур и функций для
структурно-ориентированного языка высокого уровня.
Правила описания функций в Python и построение
вызова. Принципиальные отличия между
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
формальными, локальными и глобальными
переменными. Область действия описаний в
функциях.
21
Списки. Решение задач
со списками
1
Структуры данных, такие как: число, текст, кортеж,
список, словарь. Списки. Решение задач со списками.
22
Срезы в списках.
Генераторы списков
1
Срезы в списках. Генераторы списков. Чтение и
запись текстовых файлов в заданном формате.
23
Решение задач со
списками и срезами
1
Рекурсия, ее реализация на Python. Основные приемы
формирования процедуры и функции. Решение задач
со списками и срезами.
24
Кортежи, множества и
диапазоны
1
Структуры данных, такие как: число, текст, кортеж,
список, словарь. Кортежи, множества и диапазоны.
25
Обработка массивов.
Операции со списками
1
Обработка массивов. Операции со списками.
Свойства данных типа «массив», «матрица».
Воспроизведение алгоритмов сортировки массивов и
двумерных массивов, поиска в упорядоченном
массиве, в нечисловых массивах.
26
Сортировка массива.
Двоичный поиск
1
Сортировка массива. Двоичный поиск.
Воспроизведение алгоритмов сортировки массивов и
двумерных массивов, поиска в упорядоченном
массиве, в нечисловых массивах.
27
Двумерные массивы.
Словари
(ассоциативные
массивы)
1
Двумерные массивы. Словари (ассоциативные
массивы). Воспроизведение алгоритмов сортировки
массивов и двумерных массивов, поиска в
упорядоченном массиве, в нечисловых массивах.
28
Разработка мини-игры
1
Разработка мини-игры
* Подготовка творческих работ в рамках ежегодной
выставки декоративно-прикладного и технического
творчества
Объектно-ориентированное программирование в Python
29
Объектноориентированноепрограммирование в
Python
1
Объектно-ориентированное-программирование.
Классы в РуШоп. Особенности ООП в Python.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Программирование. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
№
п\п
Темы уроков
Колво
часов
Содержание урока
30
Классы в Python
1
Классы в Python
31
Разработка задач
имитационного
моделирования
1
Разработка задач имитационного моделирования
32
Поиск максимального и
минимального в потоке,
проверка простоты
1
Поиск максимального и минимального в потоке,
проверка простоты
33
Основы разработки
web-приложений в
Python
1
Основы разработки web-приложений в Python
34
Разработка простейшего
web-приложения в
Python
1
Разработка простейшего web-приложения в Python
* День детских общественных организаций России.
100-летие Всесоюзной пионерской организации
* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)