Приложение № 31_Рабочая программа элективного курса _ Практикум по биологии_10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Приложение № 31
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
(предметная область «Естественно-научные предметы»)
10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения ООП
ООС (ФГОС ООО)
–

сформированность системы знаний об

Планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса (уточнение и конкретизация)
–

оценивать роль биологических открытий

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

общих биологических закономерностях,
законах, теориях;
–
сформированность
умений
исследовать и анализировать биологические
объекты
и
системы,
объяснять
закономерности биологических процессов и
явлений;
прогнозировать
последствия
значимых биологических исследований;
–
владение
умениями
выдвигать
гипотезы
на
основе
знаний
об
основополагающих
биологических
закономерностях
и
законах,
о
происхождении
и
сущности
жизни,
глобальных
изменениях
в
биосфере;
проверять
выдвинутые
гипотезы
экспериментальными
средствами,
формулируя цель исследования;
–
владение методами самостоятельной
постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
–
сформированность убежденности в
необходимости соблюдения этических норм
и экологических требований при проведении
биологических исследований.

и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;
– оценивать
роль
биологии
в
формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития
биологии;
– устанавливать и характеризовать связь
основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими
понятиями
других
естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на
живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения,
законы, закономерности, понимать границы их
применимости;
– проводить
учебно-исследовательскую
деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать
работу,
отбирать
и
преобразовывать необходимую информацию,
проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе
полученных результатов;
– выявлять и обосновывать существенные
особенности разных уровней организации
жизни;
– устанавливать связь строения и функций
основных биологических макромолекул, их роль
в процессах клеточного метаболизма;
– решать
задачи
на
определение
последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК
(мРНК),
антикодонов
тРНК,
последовательности аминокислот в молекуле
белка, применяя знания о реакциях матричного
синтеза,
генетическом
коде,
принципе
комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые
произойдут в процессах матричного синтеза в
случае
изменения
последовательности
нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать
задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в
клетках многоклеточных организмов в разных
фазах клеточного цикла;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

– выявлять
существенные
признаки
строения клеток организмов разных царств
живой природы, устанавливать взаимосвязь
строения и функций частей и органоидов
клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического
и
энергетического
обменов;
сравнивать
процессы пластического и энергетического
обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
– определять количество хромосом в
клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
– решать
генетические
задачи
на
дигибридное скрещивание, сцепленное (в том
числе сцепленное с полом) наследование,
анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности
и
закономерности
сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных
заболеваний, аргументировать необходимость
мер предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения
организмов;
– характеризовать
основные
этапы
онтогенеза организмов;
– выявлять причины и существенные
признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости
в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов
селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и
многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу
эволюции, вид как систематическую категорию
и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств
экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и
энергии
в
экосистеме
(сети
питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от
изменения факторов среды;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

– аргументировать собственную позицию
по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
– обосновывать
необходимость
устойчивого развития как условия сохранения
биосферы;
– оценивать практическое и этическое
значение
современных
исследований
в
биологии, медицине, экологии, биотехнологии;
обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического
содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
– представлять
биологическую
информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на
основании
представленных
данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму,
схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную
исследовательскую деятельность по биологии
(или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую
информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать
выводы на основе полученных результатов,
представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать
последствия
собственных исследований с учетом этических
норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности
жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных;
изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении
учебных
и
исследовательских
задач
информацию о современных исследованиях в
биологии, медицине и экологии;
– аргументировать
необходимость
синтеза
естественно-научного
и
социогуманитарного
знания
в
эпоху
информационной цивилизации;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

– выявлять в процессе исследовательской
деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
– использовать
приобретенные
компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта
деятельности,
предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит
биология как учебный предмет.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс
Введение. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной
научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Молекулярная биология. Белки – полимеры, массы и размеры молекул. Аминокислоты –
мономеры белковых молекул. Способы определения последовательности аминокислотных
звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Качественные
реакции на белки. Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Пептидная связь и
первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белковых молекул.
Денатурация белковых молекул. Белки – ферменты. Особенности структуры их молекул,
активный центр фермента. Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Расплетание
молекул ДНК, последовательный и дисперсный синтез цепей ДНК. Роль ферментов в синтезе
ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке: хранение и передача
наследственной информации от родителей потомству, доказательства роли ДНК в клетке.
Синтез РНК. Типы РНК. Информационная РНК. Физико-химические особенности молекул и их
роль в клетке; и-РНК – материальная основа генов. Транспортная РНК, масса, размеры
молекул. Антикодон и его функции. Роль т-РНК в транспорте аминокислот. Участие ферментов
в этом процессе. Рибосомная РНК (р-РНК), особенности строения молекул, их роль в
образовании рибосом. Функции белков в клетке. Специфичность белковых молекул.
Каталитическая функция. Особенности взаимодействия фермента и субстрата. Образование
фермент-субстратного комплекса, динамичность комплексов, специфичность действия.
Транспортная роль белков. Участие гемоглобина в обеспечении тканей кислородом.
Структурная функция белков; роль белка в образовании органоидов клетки (мембран, рибосом).
Защитная функция: антитела, антигены, образование их комплектов и роль в защитной реакции.
Энергетическая функция. Роль белков в возникновении и эволюции жизни.
Общие закономерности онтогенеза. Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки
(интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез
растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный
организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в
организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у
животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование
гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых
клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.
Основные закономерности наследственности. Наследственность — свойство живых
организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения
наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки.
Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерози-готы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.
Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

природа генетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты
хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом.
Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.
Основные закономерности изменчивости. Типы наследственной изменчивости:
комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его
работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямы и
обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические
мутагены. Роль отечественных учѐных в изучении искусственного мутагенеза. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для
развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и
селекционер. Модификационная изменчивость. Норма реакции.
11 класс
Основы учения об эволюции. Доказательства эволюции живой природы.
Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Вид, его
критерии. Популяция – структурная единица вида. Движущие силы эволюции. Формы
естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции.
Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного
типа. Закон Харди - Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к
среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы
эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции
(А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического
регресса.
Основы экологии. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы.
Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия
«биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы.
Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых
цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии
развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Решение задач по разделам курса общая биология. Г. Мендель – основоположник генетики.
Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила
записи схем скрещивания. Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и
рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого
поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.
Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический
характер расщепления. Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и
гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании. Наследование при
дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий
закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное
доминирование. Кодомнирование. Множественный аллелизм.
Явление сцепленного

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его
школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое
значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории
наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории
наследственности. Генетика пола. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и
вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать. Синтез белка
– путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС.
Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и
АТФ. Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем
ферментов, генов-промоторов, структурных и терминирующих кодов. Рибосома – органоид
синтеза белковых молекул, ее химический состав. Трансляция, ее этап. Активация аминокислот,
участие в ней ферментных систем. Перенос аминокислот к месту сборки белковых молекул.
Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи,
окончание синтеза белка.
Клеточное питание гетеротрофных организмов. Клеточное дыхание и его виды.
Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в аэробных условиях. Механизм клеточного дыхания
в анаэробных условиях (брожение).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
10 класс (34 ч.)
№
урока

Кол-во
часов
1: Введение – 1ч

Тема урока

1.

Методы исследования в
биологии

1

Элементы содержания

Биология как комплексная наука, методы
научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в
биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира,
практическое значение биологических
знаний. Инструктаж по технике
безопасности. Правила оформления
лабораторных работ.
*ЕКЧ «Год науки и технологий»

2: Молекулярная биология – 6ч

1

Органические соединения. Углеводы,
входящие в состав клеток (моно-, ди- и
полисахариды. Липиды (жиры и
жироподобные вещества). Строение
молекулы белка. Витамины.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1.
Органические вещества
клетки. Углеводы. Липиды.
Белки. Витамины.
2.

3.

4.
5.

6.

Обнаружение биополимеров
(белков) в биологических
объектах.
Обнаружение биополимеров
(углеводов, липидов) в
биологических объектах.
Обнаружение витаминов в
биологических объектах.
Выделение
дезоксинуклеопротеида из
ткани селезенки (печени).
Качественная реакция на
ДНК.
Каталитическая активность
ферментов в живых тканях

3: Основы цитологии – 10ч

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.

9.
10.

Устройство световых
микроскопов и техника
микроскопирования.
Особенности строения клеток
прокариот.
Особенности строения клеток
эукариот. Клетки растений.
Особенности строения клеток
эукариот. Клетки животных.
Строение клетки. Размеры
клеток и внутриклеточных
структур.
Физиологические свойства
клеточной мембраны.
Физиологические свойства
клеточной мембраны.
Плазмолиз и деплазмолиз в
растительной клетке.
Изучение морфологии и
подсчет хромосом на
временных препаратах из
корешков кормовых бобов
Хромосомы млекопитающих.
Кариотип.
Гигантские хромосомы в
слюнных железах личинок
комара хирономуса (мотыля).

1

Устройство увеличительных приборов (лупа,
микроскоп).

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

4: Общие закономерности онтогенеза – 4ч
1.

Митоз в клетках корешка лука

2.

Изучение мейоза в пыльниках
цветковых растений
Мейоз и развитие мужских
половых клеток
Сперматогенез и овогенез.
Строение половых клеток.
Начальные стадии дробления
яйцеклетки.

3.
4.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

5: Основные закономерности наследственности - 9 ч

1.

Дрозофила как объект
генетических исследований.
Постановка моногибридного и
дигибридного скрещиваний

1

Лабораторная работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Анализ наследования в первом
поколении моногибридного и
дигибридного крещиваний.
Постановка опыта на
наследование, сцепленное с
полом. Постановка опытов на
сцепленное наследование.
Анализ наследования в первом
поколении признаков,
сцепленных с полом.
Анализ наследования во
втором поколении признаков,
сцепленных с полом. Анализ
сцепленного наследования в
первом поколении.
Постановка опыта на
кроссинговер
Геномные и хромосомные
мутации.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа
Лабораторная работа

8.

Кариотип человека.
Хромосомные болезни
человека.

1

*КТД «Международный день
толерантности»

9.

Составление родословных и
их анализ

1

Практическая работа

6: Основные закономерности изменчивости – 3ч
1.

2.

3.

Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой.
Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой.
Анализ генетической
изменчивости в популяциях
домашних кошек

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

7: Повторение – 1ч
1.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

Контрольная работа

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

11 класс (34 ч)
№
урока

1.

Кол-во
Элементы содержания
часов
1: Основы учения об эволюции – 4ч
Моделирование естественного
1
Лабораторная работа
отбора

2.

Моделирование дрейфа генов

3.

4.

Тема урока

Наблюдение и описание
особей вида по
морфологическому критерию
(гербарии, коллекции
насекомых).
Выявление изменчивости у
особей одного вида
(гербарные образцы, наборы
семян, коллекции насекомых и
т. п.)

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

2: Основы экологии – 10ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Изучение разнообразия
мелких почвенных
членистоногих в разных
экосистемах
Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Исследование связи между
положением рта у рыб и
способом питания на примере
обитателей аквариума
Описание экосистем своей
местности (видовая и
пространственная структура,

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

Лабораторная работа
1
*Природоохранные операции «Кормушка»,

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений).

7.

8.

9.

10.

Описание агроэкосистем
своей местности (видовая и
пространственная структура,
сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений)
Описание агроэкосистем
своей местности (видовая и
пространственная структура,
сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений)
Исследование изменений в
экосистемах на биологических
моделях (аквариум)
Природные и нарушенные
экосистемы: сравнительный
анализ

«Елочка»

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

3: Решение задач по разделам курса общая биология – 20ч

1.

Основные генетические
понятия

1

2.

Моногибридное скрещивание
и его цитологические основы.
I и II законы Менделя.
Анализирующее скрещивание

1

3.

4.

Решение задач на моногибридное и анализирующее
скрещивание
Неполное доминирование. Решение задач на неполное
доминирование

Г.Мендель – основоположник генетики. Метод
генетического анализа, разработанный
Г.Менделем. Генетическая символика.
Правила записи схем скрещивания. Понятие о
генах и аллелях. Фенотип и генотип.
Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при
возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при моногибридном
скрещивании. Доминантные и рецессивные
признаки. Первый закон Менделя - закон
единообразия гибридов первого поколения.
Второй закон Менделя - закон расщепления.
Правило чистоты гамет. Цитологические
основы расщепления при моногибридном
скрещивании. Статистический характер
расщепления.

1

Практическая работа

1

Практическая работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

5.

6.
7.

Дигибридное скрещивание и
его цитологические основы.
III закон Менделя.
Решение задач на дигибридное
скрещивание»
Решение задач на дигибридное
скрещивание»

1

Наследование при дигибридном скрещивании.
Независимое комбинирование независимых
пар признаков - третий закон Менделя.
Цитологические основы независимого
комбинирования пар признаков.

1

Практическая работа

1

Практическая работа

8.

Хромосомная теория
наследственности.

1

Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в
изучении явления сцепленного наследования.
Кроссинговер, его биологическое значение.
Генетические карты хромосом. Основные
положения хромосомной теории
наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в
разработку хромосомной теории
наследственности. Явление сцепленного
наследования и ограниченность третьего
закона Менделя.

9.

Решение задач на сцепленное
наследование

1

Практическая работа

10.

Наследование признаков,
сцепленных с полом.

1

Генетика пола. Хромосомная теория
определения пола. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Типы определения пола.
Механизм поддержания соотношения полов
1:1. Наследование признаков, сцепленных с
полом.

11.

Решение задач на сцепленное
с полом наследование

1

Практическая работа

1

Наследование при взаимодействии аллельных
генов. Доминирование. Неполное
доминирование. Кодомнирование.
Множественный аллелизм.

1

Практическая работа

1

Контрольная работа

1

Практическая работа

1

Код ДНК, его триплетность, специфичность,
универсальность, непрерывность и
вырожденность, однонаправленность и
коллинеарность, способность мутировать.
Синтез белка – путь реализации
наследственной информации, его протекание в

12.

13.
14.
15.

16.

Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов.
Решение задач на
взаимодействие генов
Решение различных типов
генетических задач
Решение задач с применением
правила Чаргаффа
Генетическая информация и еѐ
реализация в клетке.
Генетический код

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость
синтеза белков, участие информационных
молекул, ферментных систем и АТФ. Роль
ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков.
Процесс транскрипции, участие в нем
ферментов, генов-промоторов, структурных и
терминирующих кодов. Рибосома – органоид
синтеза белковых молекул, ее химический
состав. Трансляция, ее этап. Активация
аминокислот, участие в ней ферментных
систем. Перенос аминокислот к месту сборки
белковых молекул. Сборка молекулы белка,
роль в ней кодона и антикодона. Удлинение
полипептидной цепи, окончание синтеза белка.
17.

Решение задач по теме
«Биосинтез белка»

1

Практическая работа

18.

Энергетический обмен

1

Клеточное питание гетеротрофных
организмов. Клеточное дыхание и его виды.
Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в
аэробных условиях. Механизм клеточного
дыхания в анаэробных условиях (брожение).

19.

Решение задач по теме
«Энергетический обмен»
Механизмы наследования
различных признаков у
человека. Решение задач

1

Практическая работа

20.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

Контрольная работа

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне
среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».