Приложение 47_План внеурочной деятельности_ 5-9 классы

© МАОУ Гимназия № 86_ ООП ООО_План внеурочной деятельности

Приложение № 47
Утвержден
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы основного общего образования и определяет состав
и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения (кадровых, финансовых, материальнотехнических).
Внеурочная деятельность в гимназии реализуется в различных формах на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1750 часов за
5 лет обучения.
Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования реализуется в
рамках оптимизационной модели, предполагающей оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательной организации и участие в реализации внеурочной деятельности
педагогических работников, обеспечивающих образовательную деятельность при получении обучающимися основного общего образования.
В рамках оптимизационной модели внеурочной деятельности используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность и др.
Внеурочная деятельность формируется с учетом пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность реализуется в различных
формах, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, соревнования, кружки и
секции, социальные и культурные практики, студии, олимпиады, конкурсы, походы и экспедиции, научные исследования, программы курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией и др.
2. Цель и задачи организации внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой
основного общего образования гимназии.
Задачи:
- обеспечение учета индивидуальных особенностей и потребностей гимназистов;
- реализация пяти направлений развития личности обучающихся гимназии (спортивнооздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного).
Система внеурочной деятельности МАОУ Гимназии № 86 включает:
- организацию и проведение внеурочных мероприятий по предметам (олимпиады, конкурсы, соревнования различного уровня, проектная деятельность)
- систему воспитательной работы в гимназии и классах (программы классных часов, традиционные мероприятия в гимназии)
- систему дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и др.)
3. Внеурочная деятельность строится по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное. Это направление представлено курсами внеурочной деятельности: «Баскетбол», «Спортик», «Легкая атлетика». Занятия в спортивных секциях
способствуют формированию основ здорового образа жизни, усилению оздоровительного
эффекта, достигаемого в ходе активного использования приобретенных на уроке физической культуры знаний, умений. В ходе организованных занятий по спортивнооздоровительному направлению внеурочной деятельности не только совершенствуются

2

физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность;
Общекультурное направление реализуется через воспитательную систему гимназии: тематические классные часы; выставки поделок и детского творчества; встречи с
представителями разных профессий; социальные пробы (инициативное участие детей в
социальных проектах, акциях); КТД (коллективное творческое дело).
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной
и проектной деятельности обучающихся и представлено работой курсов «Детская академия. Математика», «Детская академия. Русский язык», «Детская академия. История»,
«Малый гимназический университет. Русский язык», «Малый гимназический университет. Математика», «Малый гимназический университет. История».
Курсы внеурочной деятельности носят практико-ориентированный характер и в
большей степени включают решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, что позволяет не только углублять и расширять знания по предметам, но и развивать
метапредметные умения: самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний,
разрешения проблемных ситуаций, навыка сотрудничества, коммуникации, рефлексии;
Духовно-нравственное направление. Мероприятия, проводимые в рамках данного
направления, нацелены на духовное развитие личности, воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости, понимание человека и его места в мире;
Социальное направление реализуется через воспитательную систему гимназии: тематические классные часы; выставки поделок и детского творчества; встречи с
представителями разных профессий; социальные пробы (инициативное участие детей в
социальных проектах, акциях); КТД (коллективное творческое дело).
Таким образом, воспитательная составляющая ФГОС в основной школе гимназии
реализуется за счет интеграции общего и дополнительного образования, через организацию внеурочной деятельности, проектной деятельности обучающихся. В качестве содержательного механизма такой интеграции является реализация рабочей программы воспитания гимназии. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет выстроить индивидуальную программу развития каждого ребенка, гарантирующую его право на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, приоритет личных
интересов. Возможности организации внеурочной деятельности позволяют выстроить индивидуальную траекторию для каждого ученика, а также индивидуальный график пребывания ребенка в гимназии.
4. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, не проводится.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения
норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной
работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в гимназии и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
5. Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
экскурсии,
деятельность ученических сообществ,
клубы по интересам,
встречи,
профессиональные пробы, ролевые игры,
реализация проектов,
кружки,
сетевые мероприятия.

3

6. Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования.
7. Планирование внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы до 1750 часов, до 10 часов в неделю в каждом классе.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП количество часов на внеурочную деятельность может изменяться. При формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Билет в будущее», курс «Россия – мои
горизонты») (в четверг, по окончании учебных часов).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся;
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально- ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности.
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено
в таблице:
Направление внеурочной деяКоличество
Основное содержание занятий
тельности
часов в
неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного отнопросветительские занятия патшения обучающихся к своей Родине - России,
риотической, нравственной и
населяющим ее людям, ее уникальной истоэкологической направленности
рии, богатой природе и великой культуре.
«Разговоры о важном»
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: Знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира,

4

Занятия по формированию
функциональной грамотности

техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретѐнные функциональной знания, умения и навыки для решения задач грамотности в различных сферах
жизнедеятельности, обучающихся (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и Развитие
функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы.
Основная цель: развитие ценностного направленные на отношения обучающихся к труду
как удовлетворение основному способу достижения профориентационных
ощущения
уверенности в интересов и жизни.
Основная задача: формирование готовности
обучающихся школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии.
Основные организационные профориентационные игры, квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых профессиональные моделирующие профессиональную
деятельность, экскурсии, посещение ярмарок
профессий профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий и способами получения профессионального создание условий для надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведенияв конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания самого себя,
своих мотивов, устремлений, склонностей как
формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

1

Занятия, направленные на удо- 1
влетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся. «Россия – мои
горизонты»

Вариативная часть

5

Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей
и интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре
в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов; занятия в
рамках исследовательской и проектной деятельности; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей
и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих творческом и способностей школьников, формирование у физическом развитии, них чувства
вкуса и умения ценить помощь в прекрасное, формирование ценностного самореализации, отношения к культуре; физическое развитие раскрытии и развитии обучающихся,
привитие им любви к спорту и способностей и побуждение к здоровому образу жизни, талантов воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие
их самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских
клубах и т.п.); занятия школьников в
спортивных объединениях (секциях и клубах,

3

Занятия, направленные на удо- 2
влетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.

6

организация спортивных турниров соревнований); занятия школьников объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и ответственность, отстаивать свою точку и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за формирование ученических макро и микрокоммуникаций, складывающихся в общественных
образовательной организации, понимания зон
объединений, органов личного влияния на
уклад школьной жизни.

Занятия, направленные на удо- 2
влетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной направленности.

8. План внеурочной деятельности МАОУ Гимназии № 86 на 2023-2024 учебный год

№
п/
п

1

2

3

План организации внеурочной деятельности является неотъемлемым условием выполнения образовательной программы основного общего образования МАОУ Гимназии
№86.
Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности ежегодно классными руководителями изучается социальный запрос родителей (законных представителей) на основе анкетирования, согласуется с запросом обучающихся. На основании
полученных результатов анкетирования разрабатывается план внеурочной деятельности.
Уровень основного общего образования гимназии укомплектован кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, определенных ООП ООО. Внеурочная
деятельность реализуется учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в Гимназии реализуется за счет регулярных (проводимых на
постоянной основе и включенных в расписание) и нерегулярных (не регламентируемых
расписанием) занятий.
Раздел плана внеурочОбщее количество часов по годам
Направления вненой деятельноурочной деятельности/средства обеспечести
ния реализации раздела 5кл 6 кл 7 кл 8кл 9кл Всего С О О Д С
О И К Н
Проведение регулярных занятий внеурочной деятельностью*
Курсы внеурочной дея68
68
68
68
68
340
тельности (при условии
выбора 2х курсов)
Организация деятельности ученических сообществ
Годовые
коллективные 57
57
57
57
57
285
общегимназические дела
(нерегулярные занятия)**
Воспитательные мероприятия в классе

7

4

5

Тематические
классные 17
17
часы
Викторины,
конкурсы, 17
17
экскурсии
Система работы детских объединений
Работа кружков, студий, 68
68
секций***
Профилактическая работа
Лекции, общешкольные и 17
17
городские акции, дни безопасности
Итого учебных часов на 244 244
одного обучающегося

17

17

17

85

17

17

17

85

68

68

68

340

17

17

17

85

244

244

244

1220

*Регулярные занятия внеурочной деятельностью.
Регулярные занятия по внеурочной деятельности в гимназии ведутся в рамках
курсов, организованных в соответствии с 5 направлениям развития личности:
**Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью.
Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью не регламентируются единым
расписанием внеурочной деятельности на уровне основного общего образования, могут
проводиться в соответствии с планом жизнедеятельности класса, планом воспитательной
работы гимназии. Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью носят характер:
- добровольного посещения обучающимися мероприятий в соответствии с планом жизнедеятельности класса;
- добровольного посещения обучающимися мероприятий в соответствии со своими интересами.
Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью в 5-9 классах
2023-2024 учебный год представлены следующими мероприятиями:
Раздел
Название мероприятия
Календарные
мероприятия

Месячники
Акции

Конкурсы

День знаний
День мудрости
День учителя
День музыки
День матери
День народного единства
День космонавтики
Международный Женский день
Безопасные каникулы
Безопасности
Защитников Отечества
Ярмарка увлечений
Сбор ТБО
Сбор макулатуры
Дети - детям
Помоги бездомным животным
Милосердие
Самый классный класс
Ученик года
Мы живем на Урале
Выставка детского технического
прикладного творчества

8

и

Гимназии на
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

декоративно2

Праздники

Посвящение в гимназисты
Посвящение в читатели
За честь гимназии!
Новогодняя кампания
Музейные
Соревнования
День бегуна
Безопасное колесо
Мероприятия интел- Погружения
лектуальной направ- Центр универсального образования
ленности
Олимпиады/конкурсы очные
Олимпиады/конкурсы дистанционные
Конференция
Декада науки, культуры и мира
Итого
(нерегулярные занятия):

1
1
2
2
4
1
1
1
4
4
5
2
1
57

Также нерегулярные занятия внеурочной деятельностью в 5-9 классах гимназии
представлены в следующих формах:
- занятия в системе профориентационного образования гимназии;
- мероприятия в рамках проекта РДДМ;
- тематические экскурсии и встречи с интересными людьми (классные встречи);
- посещение музеев и театров города Н. Тагил;
- работа с интеллектуальными и творческими проектами;
- работа волонтерского отряда;
***Система работы детских объединений включает в себя кружки, студии, секции,
театр, отряды и др. Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единому образовательному плану в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации
деятельности детей практически в любом из видов детских объединений, в которых могут
заниматься дети от 7 до 18 лет. Каждый обучающийся может заниматься в одной или нескольких группах.
ФИО педагога
Кахорова Ж.С.
Константинова Е.В.
Носарев К.Б.
Сухорукова Г.И.
Филатова Л.Б.
Шарая О.В.
Пиценко Н.В.
Верниковский Ф.И.
Носарев К.Б.
Янышева Е.Н.

Название кружка/секции
Мы живем на Урале
Клуб ЮНЕСКО
Музей С.П. Королева
Музей истории гимназии
Профориентация
Проектная деятельность
Основы школьной медиации
ЮИД «Сирена»
«Стиль-класс»
Театр

Классы
5-8
5-9
5-9
5-9
5-9
7-9
7-9
5-9
7-9
5-9

Количество занятий внеурочной деятельности на уровне ООО определяется за пределами количества часов учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ( лагерь с дневным пребыванием на базе МАОУ Гимназии №86 или на базе загородных детских центров, в походах, в поездках и другие). Допустимо использовать каникулярное
время для проведения затратных по времени форм проведения занятий внеурочной дея-

9

тельности таких как экскурсии, литературные гостиные, профессиональные пробы, проведение исследований, участие в конкурсах и другое. Часы, отводимые на проведение занятий в каникулярное время, фиксируются в рабочей программе курсов внеурочной деятельности с отметкой «Мероприятие, реализуемые в каникулярное время».
Внеурочная деятельность, реализуемая в каникулярное время.
Осенние каникулы

1

Участие и помощь в проведении городского конкурса
«Кто лучше знает английский лучше всех?» (для учащихся 3-4-5-х классов)

2

Помощь в проведении городского конкурса «Решаем проектные задачи» (для учащихся 3-4-х классов)

3

Участие и помощь в проведении городского конкурса
«Юные дарования» (для учащихся 5-х классов)
Осенняя сессия. Направление МАТЕМАТИКА (для учащихся ДА и МаГУ)
Посещение Драматического театра г. Нижний Тагил

4
5
6
7

5
класс

6
7
8
класс класс класс

9
класс

5
класс

6
класс

9
класс

Экскурсия в музей (Музей изобразительных искусств,
музей истории Уралвагонзавода, краеведческий музей)
Подготовка Литературной гостиной
Зимние каникулы

1

Новогодний спектакль (театральный кружок)

2

Лагерь с дневным пребыванием

3

Посещение новогоднего спектакля

4

Зимняя сессия. Направление РУССКИЙ ЯЗЫК (для

учащихся ДА и МаГУ)
Весенние каникулы
1 Участие и помощь в проведении городского конкурса
«Турнир юных лингвистов» (для учащихся 5-х-6-х классов)
2 Посещение Муниципального театра г. Нижний Тагил
3 Посещение Центральной городской библиотеки
4 Подготовка Дня космонавтики в школьном музее
5 Практические занятия в ЦУО (подготовка к конкурсам или
работа над проектами)
6

Участие и помощь в проведении городского конкурса
«Многоликое естествознание» (для учащихся 7-8 классов)

10

7
класс

8
класс

7 Весенняя сессия. Направление ИСТОРИЯ (для уча-

щихся ДА и МаГУ)

Таким образом, включение обучающихся в систему общегимназических мероприятий,
организация системы дополнительного образования, освоение обучающимися программ
внеурочной деятельности позволяют реализовать учебный план в общем объеме.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».