© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» Утверждена в составе ДООП Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 28.08.2023 № 3/О ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ» (9 класс) (платные образовательные услуги) © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Практикум по решению задач по математике» направлена на углубленное изучение некоторых разделов математики учащимися 9 класса. В результате освоения содержания этой образовательной программы, учащиеся получат возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются существенными элементами культуры, необходимыми условиями развития и социализации учащихся. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА усвоение, углубление и расширение математических знаний; интеллектуальное, творческое развитие обучающихся; закрепление устойчивого интереса к предмету; приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры; развитие информационной культуры. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся. Курс обладает значительным воспитательным потенциалом, который реализуется как через учебный материал, способствующий формированию научного мировоззрения, так и через специфику учебной деятельности, требующей самостоятельности, аккуратности, продолжительной концентрации внимания и ответственности за полученный результат. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА Программа ориентирована на учащихся 9 классов. Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 25 часов (1 час в неделю в течение учебного года). © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Уравнения и неравенства Методы решений дробно – рациональных, иррациональных уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование свойств входящих функций (ограниченность, монотонность, экстремальные свойства, использование числовых неравенств). Доказательство неравенств. Неопределенное уравнение и его график. Системы уравнений и неравенств Системы и совокупности уравнений. Методы исключения, алгебраического сложения, замены переменных. Использование графиков. Системы иррациональных уравнений и неравенств. Решение неравенств с двумя переменными. Текстовые задачи Задачи, связанные с понятиями «концентрация» и «процентное содержание». Задачи на «движение» и «работу». Решение в целых числах. Задачи с альтернативными условиями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Практикум по решению задач по математике» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты: Оперировать понятиями: уравнение, неравенство; иррациональное уравнение, неравенство. Выполнять преобразования иррациональных выражений и решать основные типы целых, рациональных и иррациональных уравнений и неравенств. Применять уравнения и неравенства для решения математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения, неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Уравнения и неравенства 8 2 Системы уравнений и неравенств 10 3 Текстовые задачи 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 25 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов 1 Методы решений дробно – рациональных, уравнений и неравенств 1 2 Методы решений иррациональных уравнений и неравенств 1 3 Уравнения, содержащие знак модуля 1 4 Неравенства, содержащие знак модуля 1 5 Доказательство неравенств 1 6 Доказательство неравенств 1 7 Неопределенное уравнение и его график 1 8 Тренировочная работа 1 9 Системы уравнений 1 10 Совокупности уравнений 1 11 Методы исключения, алгебраического сложения, замены переменных 1 12 Графический метод 1 13 Системы иррациональных уравнений 1 14 Системы иррациональных неравенств 1 15 Системы иррациональных уравнений и неравенств 1 16 Решение неравенств с двумя переменными 1 17 Решение неравенств 1 18 Тренировочная работа 1 19 Задачи, связанные с понятиями «концентрация» 1 20 Задачи, связанные с понятиями «процентное содержание» 1 21 Задачи на «движение» и «работу» 1 22 Решение в целых числах 1 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» 23 Задачи с альтернативными условиями 1 24 Тренировочная работа 1 25 Итоговое занятие 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 25 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике 9 класс» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского.М.: Просвещение Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - 21 изд.-М.: Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ https://myschool.edu.ru/