ДООП_Группы адаптации детей к школьной жизни

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа
«Группы адаптации детей к школьной жизни»

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
№ 86
Дата: 2024.02.05 09:14:06
+05'00'

Утверждена
в составе ДООП
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 № 3/О

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГРУППЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
(платные образовательные услуги)

1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
4.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание учебных курсов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Календарный учебный график
ПРИЛОЖЕНИЯ

3
3
8
10
10
18
18
19
20

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих результатов.
Название
учебного курса
«АБВГДейка»

«Секреты
письма»

Планируемые результаты
В результате изучения курса дошкольники
научатся:
- различать и произносить звуки русского языка;
- проводить классификацию звуков по их
произношению, выделять их в словах, определять
место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы русского языка;
- составлять предложения по опорным словам, по
заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по
серии картин;
пересказывать сказку, рассказ по опорным
иллюстрациям;
- правильно называть буквы русского алфавита и
обозначаемые ими звуки;
- характеризовать звуки речи, составлять схемы
слов;
- повторять начертание печатных букв, слогов и
слов по образцу.
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради.
В результате изучения курса дошкольники
научатся:
- владеть универсальными предпосылками учебной
деятельности – уметь работать по правилу и
образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
- уверенно использовать ученическую ручку,
карандаш для письма, рисования, обведения
образца;
- штриховать в заданном направлении,
раскрашивать рисунки;
- уметь ориентироваться на странице тетради;
- соблюдать одинаковое расстояние между
линиями;
- следить за правильным положением тела во время
3

работы;
- следить за положением и продвижением руки и
ручки во время письма;
- следить за положением тетради при письме;
- «видеть строку» и писать в ней;
- обводить упражнения карандашом и ручкой;
- писать упражнения и росчерки по образцу;
«Раз - ступенька,
В результате изучения курса дошкольники
два - ступенька»
научатся:
- соотносить предмет, число, цифру;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном
порядке, правильно пользоваться порядковыми и
количественными числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом
стоящие числа в пределах 10;
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету,
форме, размеру, общему названию;
- распознавать известные геометрические фигуры
среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- объединять группы предметов (части) в целое,
выделять часть из целого; объяснять свои действия и
называть число элементов в каждой части или
целом;
- составлять с помощью педагога математические
рассказы и отвечать на поставленный педагогами
вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько
осталось?;
- обводить заданные геометрические фигуры на
листе бумаги в клетку «от руки»;
- в простейших случаях разбивать фигуры на
несколько частей и составлять целые фигуры из их
частей;
- выражать словами местонахождение предмета,
ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху,
внизу, справа, слева, посередине);
- называть части суток, последовательность дней в
неделе, последовательность месяцев в году;
- ориентироваться на плоскости тетрадного листа.
«Волшебный
пластилин»

В результате изучения курса дошкольники научатся:
- основным
навыкам и умениям лепить из
4

пластилина предметы разной формы, выпуклые и
объемные объекты;
- следовать устным инструкциям, создавая изделия;
- пользоваться
материалом
и
инструментом
(пластилин, стека, бумага, картон);
- основным средствам композиции: размеры,
формы, пропорции, силуэты;
- создавать идею несложной композиции;
- разовьют
внимание,
память,
мышление,
пространственное воображение, мелкую моторику
рук и глазомер;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- добиваться художественной привлекательности и
законченности в работе;
- использовать полученные знания, умения, навыки
для выполнения самостоятельной творческой
работы;
- представлять продукт творческой деятельности на
выставке;
- оценивать достоинства и недостатки собственной
работы.
«Интеллектика»

В результате изучения курса дошкольники
научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- выявлять закономерности и проводить аналогии
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- находить закономерность в значении признаков, в
расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы с новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.

«Английский
язык»

В результате изучения курса дошкольники:
- научатся считать по-английски до двадцати;
5

- научатся здороваться и прощаться на английском
языке: “Good evening!”, “Good-bye!” (“Bye!”);
- научатся понимать на слух вопрос “How are you?”
и отвечать на него;
- научатся отвечать на вопрос “What's your name?”,
употребляя предложение :“I'm (Dima)”;
- научатся понимать на слух выражения “Yes”,
“No”, “Stand up!”, “Sit down!”, “Hands on hips!”,
“Hands up!”, “Hands down!”, “Hands to the sides!”,
“Bend left!”, “Bend right!”, “Hop!”;
- научатся понимать «classroom English» (“Good!”,
“Good for you!”, “Come out to the board!”, “Thank
you!”, “Give it to me, please”)
- научатся называть предметы своей одежды и их
цвет;
- выучат названия членов семьи;
- выучат названия некоторых фруктов и овощей;
- научатся использовать структуру “I like” в речи;
- научатся декламировать короткие стихотворения
на английском языке.
Дошкольники получат возможность научиться:

«Бумажный мир»

участвовать в традиционных играх детей
англоязычных стран;
- исполнять песни на английском языке;
- инсценировать короткие стихотворения на
английском языке;
- участвовать в традиционных праздниках
англоязычных стран;
- узнавать героев известных детских сказок на
английском языке;
- обращаться ко взрослым, носителям иноязычной
культуры, соответственно правилам обращения в
той или иной стране (мисс, миссис, сэр, мистер);
- узнавать по видеофрагментам основные
достопримечательности Лондона.
В результате изучения курса дошкольники научатся:
– различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и
базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,
создавать изделия;
– разовьют внимание, память, мышление,
пространственное воображение, мелкую моторику
6

рук и глазомер;
- научатся соблюдать элементарные гигиенические
правила;
- грамотно компоновать предметы на листе бумаги;
- пользоваться материалом и инструментом (клей,
бумага, ножницы, нож, картон);
- основным средствам композиции: размеры, формы,
пропорции, силуэты, движение, покой;
- создавать идею несложной композиции;
- добиваться художественной привлекательности и
законченности в работе;
- анализировать результат своей творческой работы.
«Шахматы»

В результате изучения курса дошкольники
научатся:
- владеть шахматными терминами: белые и черные
поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная
и короткая рокировка, шах, мат, ничья;
- владеть названиями шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правилам хода и взятия каждой фигуры.
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и всеми
фигурами без нарушения правил шахматного
кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между
партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах; ставить мат;
- решать задачи на мат в один ход;

7

1.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Программой «Группы адаптации детей к школьной жизни»
предусмотрена оценка достижения планируемых результатов, включающая
систему мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных
достижений,
проводимая
с
использованием
педагогического наблюдения и
диагностики. Результаты мониторинга
направлены на оценку эффективности педагогических действий с целью их
дальнейшей оптимизации, выявление особенностей поведения и областей
развития ребѐнка, которые требуют дополнительного развития или
коррекции.
Наблюдение и диагностика осуществляются педагогами гимназии,
ведущими учебные курсы. Наблюдение предполагает последовательное и
целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребѐнка на
учебных занятиях, при взаимодействии со сверстниками в группе и
взрослыми. Кроме того, диагностика предполагает словесную оценку
выполнения письменных работ, устных ответов дошкольников.
В ходе реализации ДООП наблюдение и диагностика проводится по
следующим направлениям:
- Психофизиологическое и интеллектуальное развитие дошкольников;
- Сформированность предпосылок учебной деятельности;
- Индивидуально-личностные особенности дошкольников;
- Семья как ресурс школьной успешности дошкольников;
1. Психофизиологическое и интеллектуальное развитие дошкольников
включает:
- сформированность познавательных процессов (восприятия, памяти,
внимания, мышления, речи);
- концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности
поведения;
- развития зрительно-моторной координации, состояния мелкой
моторики;
- развития речи дошкольника;
- умения выделять учебную задачу, воспринимать и чѐтко выполнять
указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную
систему условий.
2. Сформированность предпосылок учебной деятельности:
- в овладении математическими представлениями (умение проводить
классификации и выделять признаки, по которым она проведена; развитие
интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями,
лежащими в основе счѐта; умении сравнивать два множества по числу
элементов);
- в овладении грамотой (развитие фонематического слуха и восприятия;
сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом
и синтезом).
8

3. Индивидуально-личностные особенности дошкольников:
- личностная зрелость (наличие школьной мотивации и желание занять
позицию школьника);
- социальная зрелость (коммуникативность при взаимодействии со
сверстниками и взрослыми, усвоение норм поведения в школе);
- эмоциональная зрелость (умение управлять своими эмоциональными
реакциями).
4. Семья как ресурс школьной успешности дошкольников:
- интегральная оценка стратегий родительского поведения (готовность
родителей помогать ребѐнку на первом этапе школьной жизни, готовность
сотрудничать со школой, социальные установки).
Анализ
результатов наблюдения и педагогической диагностики
проводится на педагогических консилиумах, которые проводятся по
окончании II четверти и всего курса обучения. По результатам консилиумов
проводится коррекционная работа, даются рекомендации родителям
дошкольников.
Итоговое психолого-педагогическое собеседование с
родителями о готовности детей к началу школьного обучения проводится в
апреле-мае педагогами и психологом.

9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебных курсов
Учебный курс «АБВГДейка»
Тема 1. Подготовка к обучению чтению (33 ч)
Орфоэпические нормы литературного языка. Звуковая культура речи.
Дифференциации звуков на слух. Совершенствование фонематического
слуха: обучение детей называть слова с определенным звуком, находить
слова с этим звуком в предложении, выделение звуков в начале, в конце и в
середине слова. Звуковая структура слова.
Закрепление правильного произношения звуков. Упражнения в
дифференциации звуков на слух. Укрепление и развитие артикуляции:
обучение детей четкому произношению слов и фраз; формирование умения
менять силу, высоту голоса, обучение правильному использованию
интонационных средств. Различение гласных и согласных звуков,
обозначение их с помощью цветных карандашей и печатных букв. Различение
мягких и твѐрдых согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков. Буквы
и обозначаемые ими звуки.
Тема 2. Слог. Слово. Предложение. Текст (15 ч)
Слогообразующая роль гласных. Ударение в слове (выделение голосом,
длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове).
Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Деление слов
на слоги. Использование графических опор – схем для слогового анализа
слова типа мама, роза, аист, утка и т.п.
Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники
мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью
вопросов типа: о чем, о ком сообщается, спрашивается? Использование
графических опор – схем для анализа и восстановления предложений.
Учебный курс «Секреты письма»
Тема 1. Введение (1ч)
Как устроена тетрадь? Строка для письма. Строка-помощница.
Правила штриховки, рисования, письма, обведения. Правильное положение
ручки и карандаша при рисовании и письме.
Тема 2. Письмо упражнений (23 ч)
Основные правила красивого письма. Штриховка в заданном направлении,
рисование, раскрашивание. Письмо росчерков и упражнений: короткой
наклонной палочки, наклонных линий с закруглением внизу, короткой
наклонной палочки с закруглением вверху, коротких и длинных линий,
короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу, длинной
наклонной палочки с петлей вверху, длинной наклонной палочки с петлей
внизу, полуовалов (овалов с разрывом).
10

Учебный курс «Раз ступенька, два – ступенька»
Тема 1. Общие понятия (16 ч)
Характеристика и сравнение элементов заданного множества по форме,
цвету, размеру; Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим
общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку.
Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп)
предметов. Объединение групп предметов (частей) в целое, выделение из
групп предметов (целого) некоторой части, разбиение данного множества на
классы. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о
величинах: длина, время, масса
Тема 2. Числа и операции над ними (16 ч)
Пересчитывание предметов. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем
прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от
1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Формирование представлений
о составе чисел от 2 до 10 из двух меньших чисел. Сравнение чисел (больше
на…, меньше на…) на наглядной основе.
Тема 3. Пространственно-временные представления (8 ч)
Формирование пространственных представлений: слева-справа, вверхувнизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже. Ориентировка на листе
бумаги в клетку.
Тема 4. Геометрические фигуры и величины (8 ч)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар. Формирование
представлений о точке, прямой, ломаной линии, многоугольнике, о равных
фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Учебный курс «Волшебный пластилин»
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Вводное занятие. Знакомство с историей создания пластилина, его
свойствами. Техника безопасности при работе с пластилином и стекой,
санитарно-гигиенические требования, материалы и инструменты для
работы.
Тема 2. Предметная лепка (5 ч)
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса,
цилиндра. Формирование умения скатывать из пластилина колбаску
прямыми движениями, делить еѐ на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнения в скатывании маленьких шариков круговыми движениями,
11

преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и
сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развитие творчества,
фантазии.
Тема 3. Сюжетная лепка (4 ч)
Использование в работе дополнительных предметов для передачи
характерных признаков объектов. Умение видеть связь между реальной
формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные
природные особенности и цвет. Развитие креативного мышления детей
(путем решения проблемных ситуаций), любознательности, творческого
воображения, фантазии, мелкой моторики кистей рук.
Тема 4. Декоративная лепка (2 ч)
Приѐмы налепливания: маленькими частями по контуру; размазывание по
всей форме. Развитие творческого мышления, мелкой моторики кистей рук,
фантазии, художественного видения природы.
Учебный курс «Интеллектика»
Тема 1. Игры на развитие умения действовать по заданному правилу (2
ч)
Простые интеллектуальные игры. Игра «Фабрика». Игры с геометрическими
фигурами: цвет, форма, размер, величина. Объединение по группам. Игра
«Поиск заданной закономерности».
Тема 2. Игры на развитие внимания (1 ч)
Игра «В сказочном городе». Объединение предметов по признакам.
Тема 3. Игры на развитие пространственного мышления (2 ч)
Практическое задание: изобрази животное. Игра «Бусы». Братцы - кролики.
Живые группы. Объединение предметов по признакам. Практическое
задание: игра на умение группироваться по признаку.
Тема 4. Игры на развитие аналитических навыков (3 ч)
Игра «Заполни таблицу».
Объединение предметов по тематическому
признаку. Практическое задание: игра на умение группироваться но
признаку.
Тема 4. Упражнения на развитие памяти (1 ч)
Структурирование. Кодировка. Ассоциации. Упражнения на развитие
памяти.
Тема 5. Упражнения на развитие наглядно - действенного мышления (3
ч)
Игра «Змейка. Треугольник». Словограммы. Игры со словами. Практическое
задание: догадайся и дорисуй. Что лишнее и почему?
Учебный курс «Английский язык»
Тема 1. «Это я!» (5 ч)
Вводный урок. Видео-экскурсия по Лондону. Названия домашних питомцев,
любимцев британцев. Игра «Делай как я!» Счѐт 1-10. Стихотворение «Я –
12

маленький». Стихотворение «Я иду в зоопарк». Песня-приветствие и песняпрощание.
Тема 2. «Хочу быть большим и сильным!» (6 ч)
Хобби в семье. Названия настольных и спортивных игр. Игра-песня «HockeyPockey». Стихотворение «Моя сестра». Игра «Позови маму». Игровая
эстафета «Кто сильнее?» Составление коллажа из предложенных
иллюстраций «Мои любимые».
Тема 3. «В гостях у Алисы» (4 ч)
Прослушивание рассказа «Моѐ любимое блюдо». Счѐт 10-20. Полезная и
вредная еда. Игра «Сьешь меня, выпей меня». Игра «Угадай еду». Игровая
эстафета «Лучший повар». Игра «Съедобное-несъедобное». Прослушивание
текста «Сюрприз для мамы»
Тема 4. «Четыре цвета времени» (4 ч)
Песня «Раскрась мир!». Стихотворение «Времена года». Видеофильм
«Времена года». Игра «Тепло-холодно». Песня «Я люблю зиму». Просмотр
мультфильма «Модный Гого».
Тема 5. «Маленькие дизайнеры» (6 ч)
Игра «Растеряша». Игра «В магазине». Проектные задания по теме «Как ты
выглядишь?» Игра «Возьми с собой (в поход, в гости, на вечеринку)»
Игровая эстафета «Кто знает английский лучше всех?»
Учебный курс «Бумажный мир»
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Вводный урок. Сказка о том, как родилась бумага. Знакомство с работой
курса, с бумагой как художественным материалом, демонстрация моделей,
игрушек, настенных панно (работ учащихся). Знакомство с вопросами
безопасности труда, санитарно-гигиеническими требованиями, материалами
и инструментами для работы.
Тема 2. Cкручивание (2 ч)
Знакомство с основами конструирования, обучение скручиванию бумаги
в цилиндр для создания игрушки, пользуясь чертежами, путем скручивания
бумаги делать сложные конфигурации, создавать простое декорирование,
развивать творчество, фантазию.
Тема 3. Свертывание (2 ч)
Знакомство
с
простейшими
формами
свертывания
бумаги,
совершенствование художественной и эстетической грамотности.
Тема 4. Скатывание (2 ч)
Скатывание из полосы бумаги трубочки. Выполнение творческой
работы, используя элементы бумажной плоскости
Тема 5. Складывание (2 ч)
Знакомство с основами конструирования, обучение складыванию бумаги в
несколько раз для создания игрушки без клея, пользуясь чертежами, путем
складывания бумаги делать сложные конфигурации, создавать простое
декорирование, развивать творчество, фантазию
13

Тема 6. Сминание (2 ч)
Умение сминать бумагу для получения шарика, который можно бросать,
чувствовать плотность бумаги. Развитие творческого мышления.
Тема 7. Рваная бумага (3 ч)
Знакомство с понятием рваная бумага, выполнение творческой работы из
кусочков бумаги. Развитие творческого мышления, пальцев рук, фантазии,
художественного видения природы.
Тема 8. Мятая бумага (3 ч)
Знакомство с понятием мятая бумага, пластичность бумаги, выполнение
творческой работы из мятой бумаги. Развитие творческого мышления,
пальцев рук, фантазии, художественного видения природы.
Тема 9. Вырезание из бумаги (3 ч)
Умение вырезать из бумаги изображения животных, цветов, различных
символов, фигурок, знакомство с разными приемами вырезания из бумаги,
конструирование игрушки, развитие проектного мышления, умение
обогатить скучную форму за счет дополнительных приемов: врезок,
подвесок, вырезок.
Тема 10. Идеи для праздника (5 ч)
Умение изготавливать к празднику замечательные подарки, конструировать
сувенирные подвесные конструкции с разными фигурками. Обучение
конструированию по заданной теме, развитию навыков ритмичного
чередования, творческого мышления, художественного вкуса.
Учебный курс « Шахматы»
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Шахматы - культурный досуг, интеллектуальная игра, развлечение, спорт,
искусство, наука.
История возникновения шахмат. Легенда о радже и мудреце.
Тема 2. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,
вертикаль, центр (2 ч)
Дидактические игры и задания.
«Горизонталь». Двое по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
(фишками, пешками, кубиками).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
«Центр». Обозначить центральные поля шахматной доски.
Тема 3. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король (6 ч)
Дидактические игры и задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый ученик наощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
14

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны угадать, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, а дети по
очереди называют все фигуры, кроме «секретной», которую выбирают
заранее, вместо ее названия говорят: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает, чем они
похожи, чем отличаются.
«Большая и маленькая». На столе 6 разных фигур. Дети называют самую
высокую и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема 4. Начальная расстановка фигур (1 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальной позиции.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
Тема 5. Ходы и взятие фигур (1 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур
(фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
15

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры;
избирается такой маршрут передвижения, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожить, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить
незащищенную фигуру.
«Зашита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но
с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
Примечание.
Все дидактические игры и задания моделируют в доступном для детей 6-7
лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания
являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют
тренингу образного и логического мышления.
Тема 6. Цель шахматной партии (1 ч)
Шах, мат, пат. Ничья. Мат в 1 ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Дидактические игры и задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить, стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чефному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить, дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто первый объявит шах.
16

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения (13 ч)
Дидактические игры и задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.

17

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный
план
Дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Группы адаптации детей к школьной жизни»
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных курсов, реализуемых в качестве платной
образовательной услуги.
Занятия с дошкольниками проводятся в течение 24 недель, 2 раза в
неделю, начало занятий – 17:00, окончание – 18:40. Продолжительность
одного занятия – 30 минут.
В структуре Учебного плана выделяются
Инвариантная
и
Вариативная
части.
Инвариантная
часть
представлена
курсами
«АБВГДейка», «Секреты письма», «Раз - ступенька, два - ступенька»,
«Волшебный пластилин», «Интеллектика», Вариативная – «Английский
язык», «Бумажный мир», «Шахматы».
Учебный план (недельный)
Название программы

Количество часов
в неделю

1. Инвариантная часть
АБВГДейка
Секреты письма
Раз - ступенька, два - ступенька
Волшебный пластилин
Интеллектика
ИТОГО

2
1
2
0,5
0,5
6

ИТОГО

1
1
1
3

2. Вариативная часть
Английский язык
Бумажный мир
Шахматы

Учебный план (годовой)
Название программы
1. Инвариантная часть
АБВГД ейка
Секреты письма
Раз - ступенька, два ступенька
Волшебный пластилин
Интеллектика
ИТОГО
2. Вариативная часть
Английский язык
Бумажный мир
Шахматы
ИТОГО

1
четверть
(4 нед.)

2
четверть
(7 нед.)

3
четверть
(10 нед.)

4
четверть
(3 нед.)

ИТОГО

8
4

14
7

20
10

6
3

8

14

20

6

48
24
48

2
2
24

3
3
41

5
5
60

2
2
19

12
12
144

4
4
4
12

7
7
7
21

10
10
10
30

4
4
4
12

25
25
25
75
18

3.2. Календарный учебный график
- начало занятий – последняя неделя сентября текущего учебного года;
- окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на
текущий учебный год;
- наименование учебных периодов – «четверть»;
- количество учебных периодов (четвертей) – 4;
- продолжительность учебного года – 7 месяцев (24 учебные недели);
- во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся;
Учебный период
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Учебный год

Продолжительность учебного
периода
Не менее 4 недель
Не менее 7 недель
Не менее 10 недель
Не менее 3 недель
Не менее 24 недель

19

ПРИЛОЖЕНИЯ
к ДООП «Группы адаптации детей к школьной жизни»
Приложение № 1 Рабочая программа учебного курса «АБВГДейка»
Приложение № 2 Рабочая программа учебного курса «Секреты письма»
Приложение № 3 Рабочая программа учебного курса «Раз - ступенька, два ступенька»
Приложение № 4 Рабочая программа учебного курса «Волшебный пластилин»
Приложение № 5 Рабочая программа учебного курса «Интеллектика»
Приложение № 6 Рабочая программа учебного курса «Английский язык»
Приложение № 7 Рабочая программа учебного курса «Бумажный мир»
Приложение № 8 Рабочая программа учебного курса «Шахматы»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».