Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Поющее детство_2023-2024

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
МУНИЦИПАЛЬН Подписано
Гимназия № 86
цифровой подписью:
ОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2023.06.27
ГИМНАЗИЯ № 86 15:25:18 +05'00'

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Хор «ПОЮЩЕЕ ДЕТСТВО»
Начальное общее образование
1-4 классы

Автор-составитель:
Мерзлякова Елена Владимировна,
учитель музыки

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Хор «ПОЮЩЕЕ ДЕТСТВО»
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана
1.8. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Пояснительная записка
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы хор «Поющее детство» заключается в том, что она направлена
на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка,
дает возможность
каждому
проявить
себя,
почувствовать
успешным;
предусматривает развитие музыкальных способностей детей, певческих данных,
общей
музыкальной
культуры,
культуры
поведения
в
обществе. Хоровое
пение – это многочисленная группа певцов, владеющих необходимыми техническими и
художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и
чувств, идейного содержания, которое заложено в исполняемом произведении. Хоровое
пение – занятие коллективное. Выступление – результат творческих усилий коллектива.
Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как
коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и
товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться
самодисциплине.
1.2. Адресат программы
Адресат программы - дети младшего школьного возраста 7 – 11 лет. Программа
детского хорового коллектива составлена для работы с детьми в условиях
общеобразовательной школы, предназначена для занятий во внеурочное время на базе
групп, сформированных по интересам, разного возраста, основана на определенной
материально-технической базе учреждения дополнительного образования. Программа
детского хорового коллектива составлена для занятий в классном коллективе или на
параллели классов в условиях общеобразовательного учреждения.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на четыре года обучения. Общая продолжительность обучения
составляет 408 часов. На каждому году обучения по одному часу три раза в неделю. В
учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к проведению занятий
с обучающимися. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в
ней задач.
Режим занятий
Модуль 1. 1 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу
За год – 102 часов
Модуль 2. 2 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу
За год – 102 часов
Модуль 3. 3 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу
За год – 102 часов
Модуль 4. 4 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу
За год – 102 часов

1.4. Форма обучения
Формы реализации – очная с элементами дистанционного образования.
•
веб-страницы и сайты;
•
электронная почта (в том числе и списки рассылки).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большее
количество времени занимает практическая часть.
1.Хоровая репетиция. Хоровую репетицию можно условно разделить на следующие
этапы: распевание; слуховые и ритмические упражнения; вокальные упражнения;
разучивание новых произведений; повторение выученных произведений; «впевание»
усвоенного материала. Руководитель хора определяет содержание каждой хоровой
репетиции, последовательность различных видов работы. Форму занятия - хоровая
репетиция - можно определить как творческую деятельность детей.
2. Концертные выступления. Большое значение для хора имеют концертные выступления,
являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Они активизируют,
стимулируют хоровую работу, позволяют более полно проявлять полученные знания,
умения, навыки, способствуют творческому росту хористов, формированию личностных
качеств.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – до 25 человек.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития певческо-хоровой культуры
гимназистов.
Задачи:
Обучающие:
 Формировать начальные певческие навыки учащихся (певческое дыхание, ровное
звучание голоса на протяжении всего диапазона, точное интонирование,
напевность голоса, четкую и ясную дикцию).
 Формировать навыки понимания учащимися дирижерского жеста.
 Формировать знания учащихся в области основ музыкальной грамоты.
 Формировать навыки вокально-хорового исполнительства.
Воспитательные:
 Привить детям любовь к хоровому пению академического направления.
 Воспитать интерес к классической и народной музыке, музыке современных
композиторов.
 Выработать у учащихся потребность в коллективном музицировании.
 Воспитать у учащихся художественно-эстетический вкус и формировать высокие
духовные качества юного поколения средствами хорового искусства.
 Воспитать у учащихся основы сценической культуры.
 Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство
коллективизма.
Развивающие:
 Развить способность активного восприятия музыки.
 Развить творческие способности учащихся.
 Развить навыки коллективного творчества.
 Расширить кругозор учащихся.
 Обеспечить эмоциональное развитие детей.
1.7. Содержание программы
Учебный план к программе

№

1
2
3
4
5
6
7

Разделы

Вводное
занятие
Хоровое
сольфеджио
Вокальнохоровая работа
Работа над
репертуаром
Концертная
деятельность
Итоговое
занятие
итого

1 год

2 год

3 год

4 год

Количество часов
1
1
1

Формы
аттестации и контроля

20

20

20

20

32

24

40

50

38

43

33

23

Наблюдение; фронтальный и
индивидуальный
опрос; индивидуальные
и групповые зачетыпрослушивания по выявлению
теоретических и практических
навыков.

10

13

7

7

Оценка зрителей, оценка жюри

1

1

1

1

102

102

102

102

1

1 год обучения
№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Хоровое сольфеджио
Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
Итоговое занятие
Итого часов

Всего
1
20
32
38
10
1
102

Количество часов
Теория
1
4
8
10
2
1
26

Практика
0
16
24
28
8
0
76

Учебно-тематический план
1 год обучение
№

Тема

1

Организационное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
Гимназия № 86 в учебном кабинете»
Мажор и минор
Ручные знаки и звуковысотный слух
Вокальные упражнения для чистоты интонирования
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над многоголосием
Унисон
Ансамблевое пение
Ритм и ритмический слух
Интонационный строй
Певческое вибрато
Различные способы звуковедения
Интонационный строй
Чтение нот с листа
Мажор и минор
Музыкальная игра и движение под музыку
Разучивание партий
Работа над многоголосием

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Ансамблевое пение
Работа над драматургией
Ручные знаки и звуковысотный слух
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Элементы двухголосного пения
Тренировка дыхательной системы
Работа над унисоном
Работа над унисоном
Вокальные упражнения для чистота интонирования
Вокальный ансамбль
Певческое вибрато
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Элементы двухголосного пения
Цепное дыхание
Техники исполнения и произношения текста произведения
Гармонический строй
Жанры музыкального народного творчества
Произведения современных авторов
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Ритм и ритмический слух
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Работа над штрихами
Работа над штрихами
Работа над штрихами
Пение a cappella
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой

и согласных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

и согласных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

и согласных

1

и согласных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Ритм и ритмический слух
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над формой сочинения
Работа над звуковедением
Работа над штрихами
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Итоговое занятие.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102

Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство учащихся с
режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной
деятельности. Обсуждение планов на учебный год: участие в конкурсах и фестивалях,
районных мероприятиях, тематических концертах.
2. Хоровое сольфеджио
Формирование основ элементарной музыкальной грамоты. Представление о
тональности. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с
осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков.
Практические занятия: звуковысотный, ритмический, ладовый, гармонический и
тембровый слух. Различие высоких, низких звуков, восходящих, нисходящих
движений мелодии; повторность звуков, их долготу, громкость.
Пение с ручными знаками. Формирование навыков пения с ручными знаками, пения «по
руке». Вокальные упражнения.
Музыкальная игра и движение под музыку.
Работа над многоголосием. На младшей ступени обучения формируется навык
исполнения элементов двухголосия в произведениях с сопровождением.
Чтение нот с листа.

3. Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у каждого
участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной
ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и
других личностных качеств. Понимание и исполнение требований руководителядирижёра. Потребность в
музыкально-эстетической
деятельности.
Формирование
певческой культуры.
Пение произведений. Репертуар включает в себя
народные
песни, современные
музыкальные произведения, классические произведения. Народная песня.
Воспитание на материале народных песен уважения к прошлому народа, к его
характерным чертам; формирование у учащихся патриотизма и интернационализма.
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки
и
текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи, в
которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практические занятия. Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие
сущности художественного
образа
(музыкального
и
поэтического).
Разучивание сочинения с сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная
работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды
импровизаций.
Практические занятия. Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за
качеством их исполнения (индивидуальная и групповая проверки учащихся),
формирование навыков самоконтроля.
Пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа
«вопрос – ответ», пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда
участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль);
импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим
рисунком.
4. Работа над репертуаром
Слушание музыки. Использование руководителем вокально-хорового материала,
осваиваемого учащимися на занятиях хора. Частичное привлечение нового
музыкального материала (хоровой и инструментальной музыки), осуществление
связей с другими искусствами.
Практические занятия. Небольшие вводные
беседы
к
прослушиваемым
произведениям,
иногда с использованием иллюстраций к ним из области
изобразительного искусства или литературы.
Работа с текстом музыкальных произведений. Формирование навыков правильного
формирования гласных и согласных звуков, техники исполнения и произношения
текста произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов.
Осознание влияния текста произведения на характер звуковедения, штриховую
основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста и его содержания в целом.
Работа над драматургией музыкальных произведений. Работа с текстом музыкального
произведения тесно связана с работой над его драматургией. Работа над
драматургией произведения направлена на общее восприятие сочинения. И здесь
важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение, прочувствовали его
содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям, которые
представлены в музыкальном произведении.

Работа над формой музыкальных произведений.
5. Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей
в концертах на разном уровне (концерты ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов года.
2 год обучения
№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Хоровое сольфеджио
Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
Итоговое занятие
Итого часов

Всего
1
20
24
43
13
1
102

Количество часов
Теория
1
4
4
6
3
1
19

Практика
0
16
20
37
10
0
83

Учебно-тематический план
2 год обучение
№

Тема

1

Организационное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
Гимназия № 86 в учебном кабинете»
Мажор и минор
Ручные знаки и звуковысотный слух
Вокальные упражнения для чистоты интонирования
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над многоголосием
Унисон
Ансамблевое пение
Ритм и ритмический слух
Интонационный строй
Певческое вибрато
Различные способы звуковедения
Интонационный строй
Чтение нот с листа
Мажор и минор
Музыкальная игра и движение под музыку
Разучивание партий
Работа над многоголосием
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Ансамблевое пение
Работа над драматургией
Ручные знаки и звуковысотный слух
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

согласных звуков
Элементы двухголосного пения
Работа над унисоном
Работа над унисоном
Вокальные упражнения для чистота интонирования
Вокальный ансамбль
Певческое вибрато
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Элементы двухголосного пения
Цепное дыхание
Техники исполнения и произношения текста произведения
Гармонический строй
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Ритм и ритмический слух
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Работа над штрихами
Работа над штрихами
Работа над штрихами
Пение a cappella
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Ритм и ритмический слух
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Работа над формой сочинения
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных
звуков
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией

и согласных

1
1
1
1
1
1
1
1
1

и согласных

1

и согласных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

и согласных

1

и согласных

1

и согласных

1
1
1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над драматургией
Работа над формой сочинения
Работа над звуковедением
Работа над штрихами
Работа над динамикой
Работа над динамикой
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Итоговое занятие.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102

Содержание учебного плана
2 год обучения
1.
Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство учащихся с
режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной
деятельности.
2.
Хоровое сольфеджио
Формирование основ элементарной музыкальной грамоты. Расширение слухового опыта
одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование
музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков.
Практические занятия. Учащиеся отрабатывают различие высоких, низких звуков,
восходящих, нисходящих движений мелодии; повторность звуков, их долготу, громкость.
Пение с ручными знаками. Формирование навыков пения с ручными знаками, пения «по
руке». Вокальные упражнения (певческая установка, певческое дыхание, чистота
интонирования, унисон, различные способы звуковедения, ансамблевое пение, четкая и
ясная дикция, цепное дыхание, элементы двухголосного пения и пения a cappella).
Музыкальная игра и движение под музыку. Работа над многоголосием. На младшей
ступени обучения формируется навык исполнения элементов двухголосия в
произведениях с сопровождением.
Чтение нот с листа. Это продолжение работы по хоровому сольфеджио, когда учащиеся
переходят от пения «по руке» к пению нот с листа.
3.
Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у каждого
участника хора. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование
певческой
культуры. Пение произведений. Народная песня. Данный раздел включает рассказы о
фольклоре, жанрах музыкального народного творчества; специфических особенностях
народных песен и танцев. Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие
содержания музыки
и
текста, актуальности
песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.

Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи, в
которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Показ-исполнение
или
показа произведения
в
записи. Раскрытие сущности художественного
образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с сопровождением по
слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным
образом.
Пение учебно-тренировочного материала. Для развития творческих способностей
учащихся на занятиях вводятся различные виды импровизаций.
Практические занятия. Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за
качеством их исполнения (индивидуальная и групповая проверки учащихся),
формирование навыков самоконтроля.
Пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа
«вопрос – ответ», пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда
участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль);
импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим
рисунком.
4.
Работа над репертуаром
Слушание музыки. Использование руководителем вокально-хорового материала,
осваиваемого учащимися на занятиях хора. Частичное привлечение нового музыкального
материала (хоровой и инструментальной музыки), осуществление связей с другими
искусствами. Опора на знания, умения, навыки, которые учащиеся хора приобретают на
других занятиях.
Работа с текстом музыкальных произведений. Формирование навыков правильного
формирования гласных и согласных звуков, техники исполнения и произношения текста
произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов. Осознание
влияния текста произведения на характер звуковедения, штриховую основу, динамику,
форму сочинения. Анализ словесного текста и его содержания в целом.
Работа над драматургией музыкальных произведений.
5.
Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей
в концертах на разном уровне (концерты ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
6.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года.
Учебный план 3 год обучения
№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Хоровое сольфеджио
Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
Итоговое занятие
Итого часов

Всего
1
20
40
33
7
1
102

Количество часов
Теория
1
2
6
3
1
1
14

Практика
0
18
34
30
6
0
88

Учебно-тематический план
3 год обучение
№
1
2
3
4
5

Тема
Организационное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
Гимназия № 86 в учебном кабинете»
Интонационный строй
Интонационный строй
Мажор и минор
Унисон

Колво
часов
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Певческое вибрато
Певческое вибрато
Певческое вибрато
Вокальные упражнения для чистоты интонирования
Ручные знаки и звуковысотный слух
Работа над многоголосием
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Ансамблевое пение
Ансамблевое пение
Работа над штрихами
Народная песня
Народная песня
Народная песня
Произведения современных авторов
Произведения современных авторов
Классические произведения
Классические произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над динамикой
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Интонационный строй
Интонационный строй
Элементы двухголосного пения
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Гармонический строй
Гармонический строй
Работа над штрихами
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Гармонический строй
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Цепное дыхание
Цепное дыхание
Цепное дыхание
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Техники исполнения и произношения текста произведения
Работа над динамикой, работа над формой сочинения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Мужские и женские голоса
Мужские и женские голоса
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Ритм и ритмический слух
Ритм и ритмический слух
Ритм и ритмический слух
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Работа над драматургией
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над звуковедением
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над драматургией
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над четырехголосием
Работа над четырехголосием
Работа над четырехголосием
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Итоговое занятие.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102

Содержание программы
1. Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство
учащихся с режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и
концертной деятельности.
2. Хоровое сольфеджио. Музыкальная грамота. Расширение слухового опыта
одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование

музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков. Формирование знаний,
умений,
навыков
учащихся по основным средствам музыкальной выразительности (мелодия, лад,
гармония, темп, метр, ритм, динамика, регистр, тембр).
Практические занятия. Систематически развиваются звуковысотный, ритмический,
ладовый, гармонический и тембровый слух как основа всех знаний о музыке и
пения по нотам. Пение с ручными знаками. Формирование навыков пения с ручными
знаками, пения «по руке».
Вокальные упражнения.
Музыкальная игра и движение под музыку.
Работа над многоголосием. Чтение нот с листа.
Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у
каждого участника хора. Пение произведений. Репертуар включает в себя
народные
песни, современные музыкальные произведения,
классические
произведения.
Народная песня.
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи,
в которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Разбор интерпретации
исполнения произведения.
Практические занятия. Показ-исполнение или показ произведения
в
записи.
Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического).
Разучивание сочинения с сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная
работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала.
Пение импровизаций.
Практические занятия. Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль
за качеством их исполнения (индивидуальная и групповая проверки учащихся),
формирование навыков самоконтроля.
3. Работа над репертуаром
Слушание музыки.
Практические занятия. Небольшие вводные
беседы
к прослушиваемым
произведениям,
иногда с использованием иллюстраций к ним из области
изобразительного искусства или литературы.
Работа с текстом музыкальных произведений.
Работа над драматургией музыкальных произведений.
Работа над формой музыкальных произведений. Забота о стройности целого,
нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть,
воссоздание
формы
произведения
–
центральный
вопрос музыкального
исполнительства.
5. Концертная деятельность. Концертная деятельность включает в себя
репетиции, непосредственное участие детей в концертах на разном уровне (концерты
ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
6. Итоговые занятия. На итоговых занятиях подводятся итоги проделанной
работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения.

Учебный план 4 год обучения
№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Хоровое сольфеджио
Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
Итоговое занятие
Итого часов

Всего
1
20
50
23
7
1
102

Количество часов
Теория
1
2
10
3
1
1
18

Практика
0
18
40
20
6
0
84

Учебно-тематический план
4 год обучение
№

Тема

1

Организационное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
Гимназия № 86 в учебном кабинете»
Интонационный строй
Интонационный строй
Мажор и минор
Унисон
Певческое вибрато
Певческое вибрато
Певческое вибрато
Вокальные упражнения для чистоты интонирования
Ручные знаки и звуковысотный слух
Работа над многоголосием
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Ансамблевое пение
Ансамблевое пение
Работа над штрихами
Народная песня
Народная песня
Народная песня
Произведения современных авторов
Произведения современных авторов
Классические произведения
Классические произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над динамикой
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Интонационный строй

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Интонационный строй
Элементы двухголосного пения
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Гармонический строй
Гармонический строй
Работа над штрихами
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Гармонический строй
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Цепное дыхание
Цепное дыхание
Цепное дыхание
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Техники исполнения и произношения текста произведения
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Мужские и женские голоса
Мужские и женские голоса
Пение a cappella
Пение a cappella
Пение a cappella
Техники исполнения и произношения текста произведения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Формирование навыков правильного формирования гласных и
согласных звуков
Ритм и ритмический слух
Ритм и ритмический слух
Ритм и ритмический слух
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Работа над драматургией
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над звуковедением
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных
звуков
Работа над драматургией
Работа над динамикой, работа над формой сочинения
Техники исполнения и произношения текста произведения
Разучивание партий
Разучивание партий
Разучивание партий
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над двухголосием
Работа над четырехголосием
Работа над четырехголосием

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Работа над четырехголосием
Исполнительская культура
Исполнительская культура
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Итоговое занятие.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102

Содержание программы
1. Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство
учащихся с режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и
концертной деятельности.
2. Хоровое сольфеджио. Музыкальная грамота. Расширение слухового опыта
одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование
музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков. Формирование знаний,
умений,
навыков
учащихся по основным средствам музыкальной выразительности (мелодия, лад,
гармония, темп, метр, ритм, динамика, регистр, тембр).
Практические занятия. Систематически развиваются звуковысотный, ритмический,
ладовый, гармонический и тембровый слух как основа всех знаний о музыке и
пения по нотам. Пение с ручными знаками. Формирование навыков пения с ручными
знаками, пения «по руке».
Вокальные упражнения.
Музыкальная игра и движение под музыку.
Работа над многоголосием. Чтение нот с листа.
2. Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у
каждого участника хора. Пение произведений. Репертуар включает в себя
народные
песни, современные музыкальные произведения,
классические
произведения.
Народная песня.
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи,
в которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Разбор интерпретации
исполнения произведения.
Практические занятия. Показ-исполнение или показ произведения
в
записи.
Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического).
Разучивание сочинения с сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная
работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала.
Пение импровизаций.
Практические занятия. Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль

за качеством их исполнения (индивидуальная и групповая проверки учащихся),
формирование навыков самоконтроля.
3. Работа над репертуаром
Слушание музыки.
Практические занятия. Небольшие вводные
беседы
к прослушиваемым
произведениям,
иногда с использованием иллюстраций к ним из области
изобразительного искусства или литературы.
Работа с текстом музыкальных произведений.
Работа над драматургией музыкальных произведений.
Работа над формой музыкальных произведений. Забота о стройности целого,
нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть,
воссоздание
формы
произведения
–
центральный
вопрос музыкального
исполнительства.
5. Концертная деятельность. Концертная деятельность включает в себя
репетиции, непосредственное участие детей в концертах на разном уровне (концерты
ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
6. Итоговые занятия. На итоговых занятиях подводятся итоги проделанной
работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения.
1.8 Планируемые результаты
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь школьникам
осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд
творческий, требующий
настойчивости, готовности постоянно расширять свои
знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев
стремление к творческой отдаче полученных
знаний,
общественную
активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение
певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах
данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже
время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного
процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках,
выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке,
поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время
занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.
Результат достигается при помощи использования высокохудожественного
репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных
занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться
учащимся.
Личностные результаты:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;

наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в
его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицировали;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,

понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Метапредметные результаты:

ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;

готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неспешности, умение корректировать свои действия;

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных
переживаний человека;

представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;

использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
творческой деятельности;

готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей,
ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 сеть Интернет;
 мультимедиа-проектор;
 микрофоны, 4 шт;
 колонки;
 микшерный пульт.
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические двухместные, 15 шт.;
 стулья ученические, 30 шт.;
 актовый зал.
2.3. Формы аттестации
- Открытое занятие;
- Учебный концерт;
- Отчетный концерт
2.4. Оценочные материалы
Эффективность программы предполагается «безотметочную» форму определения
результатов образовательной деятельности при помощи мониторинга, который будет
проводиться два раза в год: по окончании первого и второго полугодий. Для мониторинга
будут использоваться такие данные, как теоретическая и практическая подготовка
учащихся хорового коллектива.
Теоретическая подготовка - это теоретические знания учащихся, необходимые
музыкальные термины.

Практическая подготовка: практические умения и навыки вокально-хорового
музицирования, участие в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях, шефских
мероприятиях. Концертные выступления в жизни коллектива имеют большое значение.
Они активизируют коллектив, повышают ответственность за выполнение выученных
произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на
эстраде перед слушателями.
2.5. Методические материалы
Изучение учебного предмета «Хор» осуществляется в форме групповых занятий.
Основано на следующих педагогических принципах:
-соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню
психофизиологического развития учащихся;
-комплексность решения задач обучения и воспитания;
-постоянство требований и систематическое повторение действий;
-гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
-единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной
индивидуальности каждого ребенка;
-художественная ценность исполняемых произведений;
-создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла;
-доступность используемого музыкального материала:
а) по содержанию,
б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
-разнообразие:
а) по стилю,
б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
г) по сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические,
физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время
начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое
развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так
как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться.
Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной,
защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно
обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является
чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном
звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются
необходимые профессиональные навыки пения -точное интонирование, элементы
вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее,
ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного
регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной
группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных
динамических оттенков, три mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей
позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются
преимущественно одно-двухголосные произведения.У учащихся старшей возрастной
группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У
некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются

насыщенностью звучания.11-12 лет -предмутационный период, протекающий без острых
изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных
признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению
голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

2.6. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:Владос, 2000.
Блейз О.С. Все о музыке. – М., 2001.
Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе.– М., 2000.
Емельянов В.В. Развитие голоса. –СПб.:Издательство «Лань», 2003.
Далецкий О.В. Обучение пению. – М, 2003.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
Никитина Л.Д. История русской музыки. – М., 2000.
Струве Г.В. Хоровое сольфеджио. – М., 1981.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».