Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Технология обработки одежды_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.06.27 14:18:02 +05'00'

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
ОДЕЖДЫ»
Возраст обучающихся: 14 - 18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Шарая Оксана Викторовна,
Учитель технологии

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Технология обработки одежды»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Школьная программа не раскрывает всех
особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и
конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах,
стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты.
Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки
моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды,
полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а
некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое
практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну
данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки
моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов
одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль
и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении
детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам,
опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения
самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с
особенностью своей фигуры.
Содержание данной программы построено таким образом, что
обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать одежду,
посредством готовых выкроек, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям в
журналах, но и, создавать одежду по индивидуальным эскизам, Полученное
знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности)
выдвинутых юными модельерами тех или иных теоретических предположений,
поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются
практикой.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-освоению практических навыков в технологии изготовлении швейных
изделий;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой
деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы.
Основными задачами программы являются:
 ознакомление с основными принципами моделирования;
 ознакомление с основами конструирования;
 развитие умения работать по предложенным инструкциям;
 развитие умения творчески подходить к решению задачи;
 развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
 развитие
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
1.2.Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 7-11 классов. Особое
значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации, им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие.
В целом, программа курса носит практико-ориентированный характер и
направлена на овладение учащимися основным приёмам в технологии
изготовления одежды. Обучение по данной программе создаёт благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа
строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических
особенностей детей подросткового возраста.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 306 часа, количество часов в учебной неделе - 9. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 3раза в неделю по 3
часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной
темы и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная. Занятия строятся на основе
практической работы с технологическим оборудованием бытового назначения.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого
часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и
проветривания помещений.
1.6. Цель и задачи программы
Цель:
развитие
инженерного
мышления
учащихся,
навыков
моделирования, конструирования и использования швейного оборудования.
Задачи:
Образовательные

изучить современные разработки в области изготовления одежды из
текстиля;

освоить основы работы с швейным оборудованием;

овладеть комплексом базовых технологий, применяемых при
создании одежды;

научить строить выкройки поясной и плечевой одежды;

уметь использовать декор;
Развивающие

развитие индивидуальных способностей учащихся, творческого,
алгоритмического, системного мышления, пространственного воображения,
навыков
конструирования
и
моделирования;
мелкой
моторики,
внимательности, аккуратности; умения выразить свой замысел;

развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в
группе, эффективно распределять обязанности, развитие навыков
межличностного общения и коллективного творчества, умения отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений);

участие в играх, конкурсах и состязаниях в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения;
Воспитательные

повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию
собственных швейных изделий;

формирование у учащихся стремления к получению качественного
законченного результата.
1.7. Содержание программы
Учебный план к программе «Технология обработки одежды»
№ Название модуля
n/
n
1 1 год обучения

Всег
о

Теория

102

15

Практик Формы аттестации/
а
контроля
87

Защита проекта

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Композиция костюма.
Оборудование, инструменты и
материалы.
Измерение фигуры человека.
Конструирование изделия.
Моделирование изделия.
Обработка деталей и узлов
изделия.
Разработка проекта и
изготовление изделия.
Просмотр творческих проектов.
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
3
2

Практика
1

6
3

3
1

3
2

6
6
6
15

3
3
3
3

3
3
3
12

54

9

45

3
102 ч.

0
27 ч.

3
75 ч.

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1: Вводное занятие. Техника безопасности (3 ч.)
Теория: Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и
задачи занятий кружка. Организация занятий и самостоятельной работы.
Практика: Работа с оборудованием: швейные машины, утюг.
РАЗДЕЛ 2: Композиция костюма (6 ч.)
Теория: Понятие «композиция», «фасон», «модель». Классификация одежды.
Функции одежды. Особенности кроя одежды. Пропорции фигуры человека.
Цветовые сочетания в одежде. Профессии индустрии создания одежды.
Практика: Выполнение эскизов одежды из текстиля.
РАЗДЕЛ 3: Оборудование, инструменты и материалы (3 ч.)
Теория: Сведения о свойствах швейных материалов. Изучение свойств
текстиля. Изучение способов расчёта количества ткани в зависимости от
модели. Характеристика инструментов и приспособлений, используемых в
швейном производстве. Виды фурнитуры и варианты её использования.
Характеристика оборудования для ВТР.

Практика: Выполнение машинных работ.
РАЗДЕЛ 4: Измерение фигуры человека (6 ч.)
Теория: Классификация размерных признаков. Условное обозначение и
краткая запись. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности
строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения.
Знакомство с прибавками на свободное облегание. Значение моды на
прибавки. Методы и способы измерения фигуры.
Практика: Измерение фигуры человека.
РАЗДЕЛ 5: Конструирование изделия (6 ч.)
Теория: Краткая характеристика расчётно-графической системы
конструирования одежды. Преимущества и недостатки индивидуального
пошива одежды. Общие правила построения и оформления чертежей изделий.
Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение
чертежей. Требования к изготовлению выкроек.
Практика: Конструирование выкроек.
РАЗДЕЛ 6: Моделирование изделия (6 ч.)
Теория: Сведения и способы о моделировании одежды. Понятие о композиции
в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных
изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету и др.).
Практика: Выполнение моделирования базовой основы поясных и плечевых
изделий.
РАЗДЕЛ 7: Обработка деталей и узлов изделия (15 ч.)
Теория: Обработка прорезных карманов. Обработка накладных карманов.
Обработка воротника на стойке. Обработка застежки планками. Обработка
шлицы. Обработка застежки на «молнии». Обработка воланов, рюш.
Обработка манжета на рукавах. Окантовка деталей бейкой и тесьмой.
Обработка складок. Поузловая обработка узлов швейных изделий. Чтение
технологических карт. Составление технологической последовательности
работы. Разработка технических условий на выполнение ручных, машинных и
ВТР.
Практика: Выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий.
РАЗДЕЛ 8: Разработка проекта и изготовление изделия (54 ч.)
Теория: Выбор модели. Определение размера. Построение выкройки.
Составление технологической карты. Подготовка ткани к раскрою.
Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия. Сметывание деталей кроя.
Подготовка изделия к первой примерке. Проведение примерки. Устранение
дефектов. Использование клеевых материалов. Машинные строчки. Обработка
срезов изделия. Влажно-тепловая обработка. Обработка мелких деталей.
Соединение деталей изделия. Обработка нижних срезов. Обработка застежки.

Окончательная отделка изделия. Виды отделки швейных изделий. Работа с
аппликацией. Использование декоративных элементов в одежде. Выбор
модели вязаного изделия и пряжи. Изготовление образца вязки. Расход пряжи.
Вязание деталей изделия. Увеличение и уменьшение ширины вязания.
Вязание изделия. Ручное вязание. Соединение деталей изделия. Отпаривание
изделия. Работа с фурнитурой. Выбор модели и его обоснование. Составление
плана работы, её выполнение и контроль. Определение своего размера.
Изготовление выкройки. Подготовка выкройки и ткани к раскрою.
Смётывание и проведение первой примерки. Устранение дефектов.
Стачивание и ВТР. Проведение второй примерки. Осноровка изделия и
подкрой мелких деталей. Использование клеевых материалов. Обработка
мелких деталей. Соединение узлов изделия. Пришивание фурнитуры.
Окончательная обработка изделия и ВТО изделия.
Практика: Выполнение моделей одежды из текстильных материалов и
отделка.
РАЗДЕЛ 9: Просмотр творческих проектов (3ч.)
Теория: Подготовка к защите проекта. Подведение итогов работы. Отчёт о
выполнении проекта.
Практика: Демонстрация изделия. Защита творческого проекта. Подготовка к
дефиле. Демонстрация на школьном мероприятии.
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты
У
обучающихся
будут Обучающийся
получит
сформированы
возможность для формирования
• навыки освоения
• своих творческих возможностей в
общекультурного наследия
развитии
интеллектуальных
и
России и общемирового
моральных
качеств
личности,
культурного наследия;
имеющих огромное значение в
• основы социальнопроцессе
формирование
критического мышления,
практических
изобразительных
ориентация в особенностях
навыков и умений.
социальных отношений и
• познавательных мотивов с широким
взаимодействий,
привлечением жизненного опыта
• знание основных принципов и
детей,
живых
примеров
из
правил отношения к природе;
окружающей действительности на
знание основ здорового образа основе наблюдений и изучения
жизни и здоровьесберегающих окружающей реальности, стремление
технологий;
к
отражению
действительности,
• устойчивый познавательный
своего отношения к ней.
интерес и становление
•
чувства
прекрасного
и
смыслообразующей функции
эстетического чувства на основе
познавательного мотива;
знакомства
с
мировой
и
• готовность к выбору
художественной
культурой,

профильного образования.

позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества
Среднего
Урала
и
взаимосвязь с культурой России,
других
стран
мира,
изучать
традиционные и нетрадиционные
техники художественного творчества,
представление о прекрасном и
безобразном,
возвышенном
и
низменном в реальной жизни и
искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к чужому
труду
и
результатам
труда,
культурному наследию.

Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Регулятивные учебные действия:
• самостоятельно
контролировать своѐ время и
управлять им;
• принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе переговоров;
• осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль
по результату и по способу
действия; актуальный контроль
на
уровне
произвольного
внимания;
• адекватно и самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение, как в конце
действия, так и по ходу его
реализации;

Обучающиеся
получат
возможность научиться
Регулятивные учебные действия:










планировать
совместно
с
педагогом свои действия в
соответствии
с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную
задачу;
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
по
результату;
различать способ и результат
действия;
адекватно
воспринимать
словесную оценку педагога;
вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения
на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
в сотрудничестве с педагогом

ставить новые учебные задачи.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия:



•
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
•
осуществлять
расширенный 
поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;

•
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;

•
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинноследственные связи;

Коммуникативные
учебные действия:

осуществлять поиск и выделять
конкретную
информацию
с
помощью педагога;
строить речевые высказывания в
устной форме;
оформлять свою мысль в устной
форме по типу рассуждения;
включаться
в
творческую
деятельность под руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять
практические
навыки
и
умения
в
художественном
творчестве,
развивать художественный вкус
как способность чувствовать и
воспринимать
многообразие
видов и жанров искусства,
развивать художественный вкус
как способность чувствовать и
воспринимать
многообразие
видов и жанров искусства.

Коммуникативные
учебные
универсальные учебные действия:

универсальные

 формулировать
собственное
•
учитывать и координировать
мнение и позицию;
отличные от собственной позиции  задавать вопросы;
других людей, в сотрудничестве;
 допускать
возможность
•
учитывать разные мнения и
существования
у
людей
интересы
и
обосновывать
различных точек зрения, в том
собственную позицию;
числе не совпадающих с его
•
понимать
относительность
собственной;
мнений и подходов к решению
 договариваться и приходить к
проблемы;
общему решению в совместной
•
продуктивно
разрешать
трудовой,
творческой
конфликты на основе учѐта интересов
деятельности.
и позиций всех участников, поиска и
 сотрудничать и оказывать
оценки альтернативных способов
взаимопомощь,
разрешения
конфликтов;
доброжелательно и
договариваться и приходить к
уважительно строить свое
общему решению в совместной
общение со сверстниками и
деятельности, в том числе в ситуации

столкновения интересов;







взрослыми формулировать
собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой
деятельности.
сотрудничать и оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и
уважительно строить свое
общение со сверстниками и
взрослым.

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245
календарных дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела
/урока
РАЗДЕЛ 1
Урок 1

Содержание

Количество
часов
Вводное занятие. Техника безопасности.
3
Основные цели и задачи занятий кружка. Организация занятий и
3
самостоятельной работы. Инструктаж по правилам техники
безопасности
РАЗДЕЛ 2 Композиция костюма.
6
Урок 1
Понятие «композиция», «фасон», «модель».
1
Урок 2
Классификация одежды.
1
Урок 3
Функции одежды.
1
Урок 4
Особенности кроя одежды. Пропорции фигуры человека.
1
Урок 5
Цветовые сочетания в одежде
1
Урок 6
Профессии индустрии создания одежды.
1
РАЗДЕЛ 3 Оборудование, инструменты и материалы.
3
Урок 1
Оборудование, инструменты и приспособления для создания
1
изделий из текстиля.
Урок 2
Материалы для швейных изделий.
1
Урок 3
Материалы для декора одежды.
1
РАЗДЕЛ 4
Измерение фигуры человека.
6
Урок 1
Снятие мерок.
3
Урок 2
Расчеты для построения чертежа поясных и плечевых изделий.
3
РАЗДЕЛ 5
Конструирование изделия.
6
Урок 1
Построение чертежа спинки плечевого изделия.
1
Урок 2
Построение чертежа основы лифа.
1
Урок 3
Построение чертежа основы втачного рукава.
1
Урок 4
Построение чертежа конической юбки.
1
Урок 5
Построение чертежа клиньевой юбки.
1
Урок 6
Конструирование воротников.
1
РАЗДЕЛ 6 Моделирование изделия.
6
Урок 1
Перенос нагрудной вытачки.
1
Урок 2
Образование вытачек рельефов.
1
Урок 3
Образование кокеток.
1
Урок 4
Драпировки.
1
Урок 5
Моделирование рукавов.
1
Урок 6
Моделирование воротников.
1
РАЗДЕЛ 7
Обработка деталей и узлов изделия.
15
Урок 1
Обработка прорезных карманов.
3
Урок 2
Обработка накладных карманов.
1
Урок 3
Обработка воротника на стойке.
1
Урок 4
Обработка застежки планками.
3
Урок 5
Обработка шлицы.
1
Урок 6
Обработка застежки на «молнии».
1
Урок 7
Обработка воланов, рюш.
1
Урок 8
Обработка манжета на рукавах.
3
Урок 9
Окантовка деталей бейкой и тесьмой.
1
РАЗДЕЛ 8
Разработка проекта и изготовление изделия.
54
Урок 1
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
3
эскиз. Создание коллекции одежды.
Урок 2
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
3

Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15
Урок 16
Урок 17
Урок 18
РАЗДЕЛ 9
Урок 1

эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Изготовление плечевой и поясной одежды по индивидуальному
эскиз. Создание коллекции одежды.
Просмотр творческих проектов.
Демонстрация изделия.
ВСЕГО

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
102

14

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 сеть Интернет;
Лекала:
 базовый набор лекал плечевого изделия 5шт.
 базовый набор лекал поясного изделия 2 шт.
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические двухместные, 8 шт.
 стулья ученические, 16 шт.
 раскройный стол, 1 шт.
 швейные машины бытовые универсальные, 8 шт.
 оверлок бытовой, 1 шт.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: демонстрации готового
изделия и защиты проекта. Она предусматривает теоретическую и практическую
подготовку обучающихся в соответствии с требованиями дополнительной
общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году)
обучения.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде защиты проекта по заданной теме (в
рамках каждой группы обучающихся). Минимальное количество баллов
для получения зачета – 6 баллов.
Критерии оценки:
- конструкция изделия из текстиля и перспективы его массового
применения;
- характеристика фасона изделия из текстиля;
- демонстрация изделия,
- креативность в выполнении творческих заданий, презентация.
Каждый критерий оценивается в 3 балла.
1-5 балла (минимальный уровень) - частая помощь учителя, некачественное
изготовление изделия, не подготовлена презентация.
6-9 баллов (средний уровень) - редкая помощь учителя, конструкция
изделия с незначительными недочетами.
10-12 баллов (максимальный уровень) – качественная модель изделия из
текстиля, демонстрация и презентация.

15

Текущий контроль
Освоение
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем
успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это
систематическая проверка образовательных достижений обучающихся,
проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой. В рамках текущего
контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено
представление собственного проекта, оцениваемого по следующим
критериям:
- конструкция изделия из текстиля и перспективы его массового
применения;
- характеристика фасона изделия из текстиля;
- демонстрация изделия,
- креативность в выполнении творческих заданий, презентация.
Также уровень освоения программы контролируется с помощью
демонстрации изделий, которые проводятся в группах, оценка
соревнований проходит по следующим критериям:
 сложность модели изделия из текстиля
 уровень выполнения задания (полностью или частично)
 время выполнения задания
Соревнования на городском, районном и областном уровнях
оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и
регламентах соревнований.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Технология изготовления одежды» используются
методы обучения, которые обеспечивают продуктивное практикоориентированное образование. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:
 познавать окружающий мир (когнитивные);
 создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
 организовывать образовательный процесс (деятельностные).
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.

16

Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать
и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие
особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые
знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для художника - модельера.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из
правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися
личного образовательного продукта – одежды из текстиля, путем проб, ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.

17

Метод контроля в художественном обучении образовательный продукт
юного конструктора и модельера оценивается по степени отличия от заданного,
т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают обучающиеся,
тем выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный
и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. «Дом – семь «Я»: Программа экспериментального курса предметной области
«Технология». 5-11(12) классы/ Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации; Под редакцией Е.Д.Волоховой. – С.-Пб.:
«Русский издательский дом», 1997.
10.
Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А.
Андреева. - М.: Паритет, 2014.
4.
Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018.
11. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020.
12. Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов /
Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017.

18

1.

2.
3.
4.
5.

Материалы сайтов
https://obuchalka.org/2017072495523/metodi-obrabotkishveinih-izdelii-praktikum-tretyakova-l-i-turchinskaya-e-p1988.html
https://zhannet.jimdofree.com
https://moluch.ru/archive/113/28985/
http://multilang.pravo.by/ru/Term/Index/33596?langName=r
u&ch=%D0%90&size=25&page=4&type=3
https://welltex.ru/shveynie-tehnologii-texnika-shitia


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».