Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа городской краеведческой игры_Мы живем на Урале_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.06.27 14:16:00 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_01_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
городской краеведческой игры «Мы живём на Урале»
Возраст обучающихся: 11 - 14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кахорова Жанна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
краеведческой игры «Мы живём на Урале»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы - краеведческая.
Актуальность программы. Школьная программа не даёт полного
представления об истории родного края, города, где родился и живёшь. Каждый
ребенок стремится узнать культуру, историю, особенности своего края, а участие
в игре позволяет это сделать в полной мере. Это имеет большое практическое
значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной
программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, получив
теоретические знания по истории родного края, сможет самостоятельно ответить
на любой вопрос по изученной теме, выполнить практическое задание по истории
Урала любой сложности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении
детей истории родного края, но и дает навыки, умения выполнять задания на
изучение Урала.
Содержание данной программы построено таким образом, что
обучающиеся под руководством педагога смогут не только узнать историю
Урала, но и применить полученные знания на практике.
Основными задачами программы являются:
 воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности,
многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом
этнокультурной составляющей образования;
 формирование
духовно-нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),
родному краю, культурному наследию своего народа;
 воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
толерантного отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и другим людям;
 формирование бережного отношения к родной природе, окружающему
миру;
 формирование начал культуры здорового образа жизни на основе
национально-культурных традиций;
 развитие
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.

1.2.Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 5-8 классов. Особое
значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации, им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие.
В целом, программа курса носит практико-ориентированный характер и
направлена на овладение учащимися основным приёмам в технологии
изготовления одежды. Обучение по данной программе создаёт благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа
строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических
особенностей детей подросткового возраста.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 136 часа, количество часов в учебной неделе - 4. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной
темы и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная. Занятия строятся на основе
практической работы с технологическим оборудованием бытового назначения.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 17 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого
часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и
проветривания помещений.

1.6. Цель и задачи программы
1. Цель: развитие воспитание любви к малой Родине, осознание ее
многонациональности, многоаспектности, формирование общей культуры
личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
2. Формирование
духовно-нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),
родному краю, культурному наследию своего народа.
3. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
толерантного отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
4. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему
миру.
5.Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе
национально-культурных традиций
Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей
своего города
Задачи:
Образовательные
1.Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, районам,
достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров,
памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к
символике (герб, флаг, гимн), традициям.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей
малой родины и эмоционально откликаться на нее.
Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города,
горожан, культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.
Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город)
красивым.
Развивающие

развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в
группе, эффективно распределять обязанности, развитие навыков
межличностного общения и коллективного творчества, умения отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений);

участие в играх, конкурсах и состязаниях в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения;
Воспитательные
Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре,
истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в
истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном
крае.

Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного
края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности
социальной направленности.
Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство
восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания
принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное
отношение к историческим личностям, памятникам истории.
Развивать представления детей об особенностях (внешний облик,
национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных
традициях представителей разных национальностей жителей родного края Среднего Урала.
Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю,
уважение к культурным традициям своего и других народов.
Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление
сохранять их.
1.7. Содержание программы
Учебный план краеведческой игры «Мы живем на Урале»
№ Название модуля
n/
n
1 1 год обучения

Всег
о

Теория

136

36

Практик Формы аттестации/
а
контроля
Защита проекта

100

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Темы

1.
2.

Вводное занятие
Мамин-Сибиряк–певец Урала

3.

История Урала. Горнозаводской
Урал
Виды минералов Урала (камни).
Природно-климатические зоны
Урала. Путешествие по карте.
Климатические особенности
Среднего Урала.
Человек пришел на Урал
Мой край. Путешествие по
«реке времени»
Мой город
Сказы П.П. Бажова
Итого:

4.

5.
6.
7.
8.
9.

Количество часов
Всего
Теория
2
1
15
6

Практика
1
9

22

6

16

15

4

11

20

4

16

15
15

4
4

11
11

20
12
136 ч.

4
3
36ч.

16
9
100 ч.

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1:Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Основные цели и задачи занятий кружка. Организация занятий и
самостоятельной работы.
РАЗДЕЛ 2:Мамин-Сибиряк –певец Урала (15 ч.)
Теория: Биография писателя. Произведения, написанные про Урал.
Практика: Интеллектуально-познавательная игра
РАЗДЕЛ 3: История Урала. Горнозаводской Урал. (10ч.)
Теория: Географическое расположение своего края, города (поселка). Уральские
горы.
Древний Урал. Гиперборейские горы, древние племена Урала.
«Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал».
Археологические находки.
История возникновения горнозаводской промышленности на Урале. В.И.
Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства «железоделательного»
завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные ископаемые (нефть, газ,
уголь).
Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места
проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население
и хозяйство родного края, Свердловской области.
Климатические особенности Среднего Урала.
Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр.
Природа родного края. Отличительные и сходные признаки городского и
сельского пейзажа, природной зоны Урала и других природных зон. Красота в
сочетании природного ландшафта и архитектурных форм (зданий, сооружений)
вписанных в него.
Практика: Городской историко-краеведческий КВЕСТ ,конкурс детских
художественных работ
РАЗДЕЛ 4: Виды минералов Урала (камни). Природно-климатические
зоны Урала. Путешествие по карте. Географическое расположение Урала
(15)
Теория: Три группы: строительные, поделочные и полудрагоценные (камни
самоцветы). Металлы (рудные полезные ископаемые и свойства магнита).
Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала
Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места
проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население
и хозяйство родного края, Свердловской области.
Какие они, Уральские горы (природно-климатические зоны Урала). Карта
Урала и ее контурное изображение на листе ватмана. Северный Урал – тундра,
тайга. Подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание
маленьких картинок (символов) на карту; животные, растения, одежда людей,
виды транспорта.

Подбор иллюстраций, фотографий, картинок
хвойного и лиственного леса
Среднего Урала и для Южного Урала (степи)
«Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных
ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале.
Практика: конкурс исследовательских проектов
РАЗДЕЛ 5 Климатические особенности Среднего Урала(20 ч.)
Теория: Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды,
минералы и пр. (с учетом местных условий).
Природа родного края. Отличительные и сходные признаки городского и
сельского пейзажа, природной зоны Урала и других природных зон. Красота в
сочетании природного ландшафта и архитектурных форм (зданий, сооружений)
вписанных в него.
Практика:видеоролик
РАЗДЕЛ 6: Человек пришел на Урал (15 ч.)
Теория: Обсуждение с детьми, как человек жил ранее и живет сейчас, в каких
домах, как одет, какая посуда, инструменты, оружие. Рассматривание
иллюстраций и подбор маленьких карточек-меток, наклеивание их в конце «реки
времени». Соответственно, заполняется промежуточная остановка – наклеивание
карточек-меток деревянных домов, городов-крепостей, старинного оружия,
одежды и т.п. Опираясь на прочитанные рассказы из книги «Сказания о Древнем
Урале», знакомство детей с племенами исседонов и аримаспов, живших в
древности. Наклеивание меток-символов (где жили, одежда, оружие) в начале
«реки времени».
Практика: Выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камнисамоцветы; «Наш родной город (село)» - фотографии, книги о городе (селе),
иллюстрации картин. Рассматривание уральских камней из имеющейся в детском
саду коллекции, определение схожести и различия. Оформление коллекций.
Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров,
использовавших для своих работ камни самоцветы. Оформление выставки
поделок и ювелирных изделий из различных уральских камней (мини-музей),
конкурс видеороликов.
РАЗДЕЛ 7: Мой край. Путешествие по «реке времени» (ч. (6 ч.)
Теория: Человек пришел на Урал. «Река времени» - это длинный бумажный лист.
На нем во всю длину полосой синего цвета обозначена «река времени», вдоль
которой делается несколько остановок: древность, старина, наше время.
Воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое.
Практика: Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров,
использовавших для своих работ камни самоцветы.
Оформление выставки поделок и ювелирных изделий из различных уральских
камней (мини-музей).
Практика: Издательский проект – скрапбукинг (создание фотоальбома формата
А-4)

РАЗДЕЛ 8: Мой город ( 20ч.)
Теория: Путешествие по «реке времени» по этой теме имеет соответственно
две остановки: настоящее города (села) и его прошлое. Метод проектов,
тематически ориентированных на обогащение краеведческого содержания:
«Достопримечательности моего города (села)», «Современные профессии
моих родителей», «Растения и животные Урала, занесенные в Красную
книгу», «Заповедники Урала».
Практика: Создание видеопоздравлений с Днем Победы.
РАЗДЕЛ 9: Сказы П.П. Бажова( 24ч.)
Теория: Биография ,анализ произведений , посвящённых Уралу П.П.Бажову
Практика: Чтение сказов П.П. Бажова, лепка ювелирных изделий из
пластилина, рисование по мотивам сказов писателя
Конкурс путешествий и экскурсий (Приложение – маршрутная книжка
коллективного участника игры «Мы живем на Урале»)
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты
У
обучающихся
будут Обучающийся
получит
сформированы
возможность для формирования
• навыки освоения
• своих творческих возможностей в
общекультурного наследия
развитии
интеллектуальных
и
России и общемирового
моральных
качеств
личности,
культурного наследия;
имеющих огромное значение в
• основы социальнопроцессе
формирование
критического мышления,
практических
изобразительных
ориентация в особенностях
навыков и умений.
социальных отношений и
• познавательных мотивов с широким
взаимодействий,
привлечением жизненного опыта
• знание основных принципов и
детей,
живых
примеров
из
правил отношения к природе;
окружающей действительности на
знание основ здорового образа основе наблюдений и изучения
жизни и здоровьесберегающих окружающей реальности, стремление
технологий;
к
отражению
действительности,
• устойчивый познавательный
своего отношения к ней.
интерес и становление
•
чувства
прекрасного
и
смыслообразующей функции
эстетического чувства на основе
познавательного мотива;
знакомства
с
мировой
и
• готовность к выбору
художественной
культурой,
профильного образования.
позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества
Среднего
Урала
и

взаимосвязь с культурой России,
других
стран
мира,
изучать
традиционные и нетрадиционные
техники художественного творчества,
представление о прекрасном и
безобразном,
возвышенном
и
низменном в реальной жизни и
искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к чужому
труду
и
результатам
труда,
культурному наследию.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Регулятивные учебные действия:
• самостоятельно
контролировать своѐ время и
управлять им;
• принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе переговоров;
• осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль
по результату и по способу
действия; актуальный контроль
на
уровне
произвольного
внимания;
• адекватно и самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение, как в конце
действия, так и по ходу его
реализации;

Обучающиеся
получат
возможность научиться
Регулятивные учебные действия:










планировать
совместно
с
педагогом свои действия в
соответствии
с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную
задачу;
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
по
результату;
различать способ и результат
действия;
адекватно
воспринимать
словесную оценку педагога;
вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения
на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
в сотрудничестве с педагогом
ставить новые учебные задачи.

Познавательные учебные действия: Познавательные учебные действия:
•
основам реализации проектно
исследовательской деятельности;
•
осуществлять
расширенный

осуществлять поиск и выделять
конкретную
информацию
с
помощью педагога;

поиск информации с использованием 
ресурсов библиотек и Интернета;
•
создавать и преобразовывать 
модели и схемы для решения задач;
•
осуществлять выбор наиболее 
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинноследственные связи;

Коммуникативные
учебные действия:

строить речевые высказывания в
устной форме;
оформлять свою мысль в устной
форме по типу рассуждения;
включаться
в
творческую
деятельность под руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять
практические
навыки
и
умения
в
художественном
творчестве,
развивать художественный вкус
как способность чувствовать и
воспринимать
многообразие
видов и жанров искусства,
развивать художественный вкус
как способность чувствовать и
воспринимать
многообразие
видов и жанров искусства.

Коммуникативные
универсальные учебные
учебные действия:

•
учитывать и координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
•
учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
•
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
•
продуктивно
разрешать
конфликты на основе учѐта интересов
и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;



универсальные

формулировать
собственное
мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной;
 договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой,
творческой
деятельности.
 сотрудничать и оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и
уважительно строить свое
общение со сверстниками и
взрослыми формулировать
собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его

собственной;
 договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой
деятельности.
 сотрудничать и оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и
уважительно строить свое
общение со сверстниками и
взрослыми

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024

Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53 календарных
дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
итого
дней)

Количество учебных
дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела
/урока

Содержан
ие

Количест
во
часов
РАЗДЕЛ 1 Вводное занятие
2
Урок 1
Основные цели и задачи занятий по игре. Организация
2
занятий и самостоятельной работы
РАЗДЕЛ 2 Д.Н.Мамин-Сибиряк–певец Урала
15

Урок 1

Биография писателя

Урок 2

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка, написанные про
Урал.
Урок 3
Составление презентации по творчеству Мамина Сибиряка
Урок 4
Подготовка макетов и рисунков по творчеству писателя.
Урок 5
Конкурс видеороликов.
РАЗДЕЛ 3 История Урала. Горнозаводской Урал
Урок 1
Урок 2

3

3
3
3
3
22

Географическое расположение
Древний Урал. Гиперборейские горы.Древние племена
Урала
«Уральская мифология» или «Как первый человек
пришел на Урал». Археологические находки.
Красота в сочетании природного ландшафта и
архитектурных форм (зданий, сооружений) вписанных в
него.

2
2

История
возникновения
горнозаводской
промышленности на Урале
Природные богатства Урала: полезные ископаемые
(нефть, газ, уголь).

2

Карта Свердловской области, карта города . География
места проживания.
Отличительные и сходные признаки городского и
сельского пейзажа, природной зоны Урала и других
природных зон.
Климатические особенности Среднего Урала.

2

Природные богатства недр Уральской земли: уголь,
нефть, руды, минералы и пр. Природа родного края.
Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд.

2

Природа, население и хозяйство родного края,
Свердловской области.
РАЗДЕЛ 4 Виды минералов Урала (камни). Природноклиматические зоны Урала. Путешествие по карте
Урок 1
Три
группы:
строительные,
поделочные
и
полудрагоценные (камни самоцветы). Металлы (рудные
полезные ископаемые и свойства магнита).

2

Урок 3

Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11

Урок 2

Природно-климатические зоны Урала. Географическое
расположение Урала

2

2

2

2

2

15
2

2

Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8

Урок 9
РАЗДЕЛ 5
Урок 1

Какие они, Уральские горы (природно-климатические
зоны Урала).
Карта Урала и ее контурное изображение на листе
ватмана.
Карта Свердловской области, карта города
Северный Урал – тундра, тайга.
Природа, население и хозяйство родного края,
Свердловской области
«Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте
Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких
национальностей живут на Урале.
Конкурс исследовательских проектов

1
1
1
2
2
2

2

Климатические особенности Среднего Урала.
Природные богатства недр Уральской земли: уголь,
нефть, руды, минералы и пр. (с учетом местных
условий).

20
5

Природа родного края.
Отличительные и сходные признаки городского и
сельского пейзажа, природной зоны Урала и других
природных зон.
Красота в сочетании природного ландшафта и
архитектурных форм (зданий, сооружений) вписанных в
него.

5
5

РАЗДЕЛ 6 Человек пришел на Урал
Урок 1
Жизнь человека в древности : дома, одежда, посуда,
инструменты, оружие.

15
5

Урок 2
Урок 3
Урок 4

Урок 2

5

Книга «Сказания о Древнем Урале», знакомство детей с
племенами исседонов и аримаспов, живших в
древности.

5

Оформление выставки поделок и ювелирных изделий из
различных уральских камней (мини-музей),
РАЗДЕЛ 7 Мой край. Путешествие по «реке времени»
Урок 1
Человек пришел на Урал. «Река времени» - это
длинный бумажный лист. Воображаемое путешествие
по «реке времени» от настоящего в прошлое.

5

Урок 3

Урок 2
Урок 3

Рассматривание книг с изображениями изделий
уральских мастеров, использовавших для своих работ
камни самоцветы.
Оформление выставки поделок и ювелирных

15
3

3

3

изделий из различных уральских камней (мини-музей).
Урок 4

Издательский проект – скрапбукинг (создание
фотоальбома формата А-4)
РАЗДЕЛ 8 Мой город Нижний Тагил : сегодня, завтра,
послезавтра
Урок 1
Настоящее и его прошлое города
Урок 2
Известные люди нашего города
Урок 3
Достопримечательности Нижнего Тагила
Урок 4
Памятные места нашего города
Урок 5
Тагильские заводы
Урок 6
Проекты, тематически ориентированных на обогащение
краеведческого содержания: «Достопримечательности
моего город», «Современные профессии моих
родителей», «Растения и животные Урала, занесенные в
Красную книгу», «Заповедники Урала
Урок 7
Создание видео поздравлений с Днем Победы
РАЗДЕЛ 9 Сказы П.П. Бажова
Урок 1
Уральский сказитель: час знакомства с уральским
писателем
Урок 2
Театральная капель: конкурс по творчеству писателя
Урок 3
Драгоценные россыпи: литературная игра по сказам
Бажова
ВСЕГО

6
20
3
3
3
3
3
3

2
12
4
4
4
136

16

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 сеть Интернет;
Лекала:
 базовый набор лекал плечевого изделия 5шт.
 базовый набор лекал поясного изделия 2 шт.
Оборудование учебного кабинета:
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: демонстрации готового
изделия и защиты проекта. Она предусматривает теоретическую и практическую
подготовку обучающихся в соответствии с требованиями дополнительной
общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году)
обучения.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде защиты проекта по заданной теме (в
рамках каждой группы обучающихся). Минимальное количество баллов
для получения зачета – 6 баллов.
Соревнования на городском, районном и областном уровнях
оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и
регламентах соревнований.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Технология изготовления одежды» используются
методы обучения, которые обеспечивают продуктивное практикоориентированное образование. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:
 познавать окружающий мир (когнитивные);
 создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
 организовывать образовательный процесс (деятельностные).
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения,

анализа, синтеза, классификации.

17

Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать
и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие
особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые
знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для художника - модельера.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из
правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися
личного образовательного продукта – одежды из текстиля, путем проб, ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции

18

мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод контроля в художественном обучении образовательный продукт
юного конструктора и модельера оценивается по степени отличия от заданного,
т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают обучающиеся,
тем выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный
и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. Оленев А.М.Урал и Новая Земля
10. Архипова Н.П.,Ястребов Е.В.Как были открыты Уральские горы.
11.Рундквист Н.100 дней на Урале.

19

Материалы сайтов
1. https://uraloved.ru/obzor-istorii-urala
2. https://uraloved.ru/istoriya-zaseleniya-i-osvoeniya-urala
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB
4. https://riaural.ru/geografiya/istoriya-urala.html
5. http://mandara.narod.ru/ural.htm
6.
https://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%A3%D1%80%
D0%B0%D0%BB
7. https://uralsky.info/khronografiya/istoriya-osvoeniya-urala.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».