Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности_Музей истории гимназии_2023-2024

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписано
подписью:
АВТОНОМНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
№ 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2023.06.27 14:16:40
ГИМНАЗИЯ № 86 +05'00'

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГИМНАЗИИ»
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сухорукова Г.И.,
Руководитель музея

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музей истории гимназии»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: историко– краеведческая.
Актуальность программы. Изучение краеведения в школе является одним
из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно
делать выводы и принимать решения, сплачивает учеников, помогает укреплению
дисциплины. Изучение постоянных экспозиций и фондов музея актуально для
формирования у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства
сопричастности к истории Отечества.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
определяет широкий круг изучения краеведческих тем, освоение методики
исследовательской работы, использование воспитательного потенциала музея в
образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование
исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из
поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь расширить знания
детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с
прошлым и настоящим страны, приобщиться к исследованию родного края в
разных формах - от простейших описаний до исследовательских работ.
Содержание данной программы построено таким образом, что
обучающиеся под руководством педагога смогут не только заниматься
исследовательской деятельностью, но и, разрабатывать сценарий и проводить
экскурсии. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности
(или ложности) выдвинутых юными экскурсоводами тех или иных теоретических
предположений, поскольку именно в ходе поиска они подтверждаются или
опровергаются практикой.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-созданию комфортной атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы.
Основными задачами программы являются:
 систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края;
 познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по
краеведению;
 обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории
гимназии и использования их в просветительской работе;

 развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
1.2.Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 6-10 классов. Особое
значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации, им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие.
В целом, программа курса носит исследовательский характер и направлена
на овладение учащимися основным приёмам сбора и обработки информации.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной
активности и творческой самореализации учащихся. Программа строится на
основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей
детей подросткового возраста.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 102 часа, количество часов в учебной неделе - 3. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 1раз в неделю по 3
часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной
темы и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная. Занятия строятся на основе
практической работы с фондами музея.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого
часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и
проветривания помещений.

1.6. Цель и задачи программы
Цель: Музейная образовательная программа «Музей истории гимназии»
ориентирована на целенаправленное приобщение детей и учащейся молодежи к
изучению истории родного края и своего образовательного учреждения и через
экспозиции музея, создание среды для нравственного, патриотического
воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой
деятельности, и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
Образовательные




систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края;
познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по
краеведению;
обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории
гимназии и использования их в просветительской работе.
Развивающие








создать благоприятные условия для достижения результатов в
познавательно-поисковой деятельности;
развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;
развивать умение контактировать со сверстниками в совместной
творческой деятельности;
учить навыкам экскурсионной работы;
применять мультимедийную технику в экскурсии и краеведческой работе;
уметь выступать перед аудиторией.
Воспитательные






содействовать гармоничному развитию личности,
совершенствовать нравственные потребности обучающихся;
прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего
края;
формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное
отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское
самосознание, чувство гордости за родной край и свое образовательное
учреждение – гимназию.
1.7. Содержание программы
Учебный план к программе «Музей истории гимназии»

№ Название модуля Всего
n/
n
1 1 год обучения
102

Теория

42

Практика

60

Формы
аттестации/
контроля
Проведение
экскурсии

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Темы
История музейного дела
гимназии
Из истории музеев
Фондовая деятельность в музее
Поисково-исследовательская
деятельность
Экспозиционная деятельность
Экскурсионная деятельность
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
6
6

Практика

12
9
18

9
3
9

3
6
9

21
36
102 ч.

6
9
42 ч.

15
27
60 ч.

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1: История музейного дела гимназии (6ч.)
Теория: История школы №86. Директора школы №86. История создания музея
гимназии. Знакомство с актами музея. Знакомство с фондами музея.
Руководители музея. Активисты музея гимназии.
РАЗДЕЛ 2: Из истории музеев (12ч.)
Теория: Школьный музей как общественное учебно-исследовательское
объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации,
ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея.
Учредительные документы школьного музея. Музеи Свердловской области
(просмотр видеофильмов, слайдов, открыток). Музей истории
Уралвагонзавода г. Нижний Тагил, его история. Архив – учреждение для
хранения документов.
Практика: Практические занятия. Выборы исполнительных органов
школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея,
формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение
функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.

РАЗДЕЛ 3: Фондовая деятельность в музее (9ч.)
Теория: Что такое фонды музея? Летопись школы №86 – гимназии №86. Работа
по созданию фондовых каталогов, путеводителей. Компьютеризация музейных
фондов. Хранение музейных фондов - направление фондовой работы по
обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально
выбранных режима и системы хранения. Основные положения по организации
хранения,
характеристика
музейного
помещения.
Режим
хранения,
(температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и
др.) Система хранения фондов: раздельная (размещение в одном помещении
предметов из разных материалов) или комплексная (совмещенное хранение
предметов из разных материалов).
Практика: Встречи с музейными работниками.
РАЗДЕЛ 4: Поисково-исследовательская деятельность (18ч.)
Теория: Организация поисково-исследовательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях и предметах музейного значения.
Назначение документации. Обеспечение научной и физической сохранности
находок.
Практика: Составление планов поисково-исследовательской деятельности.
Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной
работы.
РАЗДЕЛ 5: Экспозиционная деятельность (21ч.)
Теория: Виды экспозиций. Понятие «музейная экспозиция». Как правильно
построить экспозицию. Критерии отбора музейных предметов для экспозиции из
музейного
фонда.
Многообразие
музейных
экспозиций:
ансамблевые,
систематические, тематические и сюжетно-образные экспозиции.
Практика: Составление этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов
в экспозиции. Разработка экспозиций школьного музея. Построение экспозиций
школьного музея. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.
Приёмы размещения текстов в экспозиции.
РАЗДЕЛ 6: Экскурсионная деятельность (36ч)
Теория: Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Методика
построения и проведения экскурсии. Экскурсия как форма популяризации
историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство
экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практика: Разработка над сценарием для проведения экскурсий. Построение
экспозиций школьного музея. Текст в экспозиции. Игра-практикум по разработке
текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Практическая

работа экскурсоводов. Экскурсии в музее гимназии. Виртуальная экскурсия в музее
гимназии. Создание (защита) собственных проектов, экспозиций.
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты
У
обучающихся
будут Обучающийся
получит
сформированы
возможность для формирования
• навыки освоения
• своих творческих возможностей в
общекультурного наследия
развитии
интеллектуальных
и
России и общемирового
моральных
качеств
личности,
культурного наследия;
имеющих огромное значение в
• основы социальнопроцессе
формирование
критического мышления,
практических
изобразительных
ориентация в особенностях
навыков и умений.
социальных отношений и
• познавательных мотивов с широким
взаимодействий,
привлечением жизненного опыта
• знание основных принципов и
детей,
живых
примеров
из
правил отношения к природе;
окружающей действительности на
знание основ здорового образа основе наблюдений и изучения
жизни и здоровьесберегающих окружающей реальности, стремление
технологий;
к
отражению
действительности,
• устойчивый познавательный
своего отношения к ней.
интерес и становление
•
чувства
прекрасного
и
смыслообразующей функции
эстетического чувства на основе
познавательного мотива;
знакомства
с
мировой
и
• готовность к выбору
художественной
культурой,
профильного образования.
позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества
Среднего
Урала
и
взаимосвязь с культурой России,
других
стран
мира,
изучать
традиционные и нетрадиционные
техники художественного творчества,
представление о прекрасном и
безобразном,
возвышенном
и
низменном в реальной жизни и
искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к чужому
труду
и
результатам
труда,
культурному наследию.

Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Обучающиеся
получат
возможность научиться
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия:
• самостоятельно
контролировать своѐ время и
управлять им;
• принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе переговоров;
• осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль
по результату и по способу
действия; актуальный контроль
на
уровне
произвольного
внимания;
• адекватно и самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение, как в конце
действия, так и по ходу его
реализации;











планировать
совместно
с
педагогом свои действия в
соответствии
с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную
задачу;
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
по
результату;
различать способ и результат
действия;
адекватно
воспринимать
словесную оценку педагога;
вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения
на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
в сотрудничестве с педагогом
ставить новые учебные задачи.

Познавательные учебные действия: Познавательные учебные действия:
•
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
•
осуществлять
расширенный
поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
•
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
•
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинноследственные связи;






осуществлять поиск и выделять
конкретную
информацию
с
помощью педагога;
строить речевые высказывания в
устной форме;
оформлять свою мысль в устной
форме по типу рассуждения;
включаться в исследовательскую
деятельность под руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять
практические
навыки и умения в работе над
экспозициями,
развивать
художественный
вкус
как
способность
чувствовать
и
воспринимать
многообразие
видов и жанров искусства.

Коммуникативные
учебные действия:

универсальные Коммуникативные универсальные
учебные
учебные действия:
•
учитывать и координировать
отличные от собственной позиции  формулировать
собственное
других людей, в сотрудничестве;
мнение и позицию;
•
учитывать разные мнения и  задавать вопросы;
интересы
и
обосновывать  допускать
возможность
собственную позицию;
существования
у
людей
•
понимать
относительность
различных точек зрения, в том
мнений и подходов к решению
числе не совпадающих с его
проблемы;
собственной;
•
продуктивно
разрешать  договариваться и приходить к
конфликты на основе учѐта интересов
общему решению в совместной
и позиций всех участников, поиска и
трудовой,
творческой
оценки альтернативных способов
деятельности.
разрешения
конфликтов;
 сотрудничать и оказывать
договариваться и приходить к
взаимопомощь,
общему решению в совместной
доброжелательно и
деятельности, в том числе в ситуации
уважительно строить свое
столкновения интересов;
общение со сверстниками и
взрослыми формулировать
собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной;
 договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой
деятельности.
 сотрудничать
и
оказывать
взаимопомощь, доброжелательно
и уважительно строить свое
общение со сверстниками и
взрослыми.

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53 календарных
дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
итого
дней)

Количество учебных
дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела
/урока
РАЗДЕЛ 1
Урок 1
Урок 2
РАЗДЕЛ 2
Урок 1

Содержание

Количество
часов
История музейного дела гимназии
6
Хронология создания музея гимназии
3
Руководители музея гимназии
3
Из истории музеев
12
Музеи Свердловской области (просмотр видеофильмов, слайдов,
3
открыток)
Урок 2
Музей истории Уралвагонзавода г. Нижний Тагил, его история
3
Урок 3
Архив – учреждение для хранения документов
3
Урок 4
Экскурсия в музей Бронетанковой техники
3
РАЗДЕЛ 3 Фондовая деятельность в музее
9
Урок 1
Что такое фонды музея?
3
Урок 2
Встречи с музейными работниками
3
Урок 3
Летопись школы №86 – гимназии №86
3
РАЗДЕЛ 4 Поисково-исследовательская деятельность
18
Ознакомление с уставом школы и ее традициями
Урок 1
3
Урок 2
Книга учета – главный музейный документ
3
Урок 3
Атрибуция и экспертиза в музее.
3
Урок 4
Акт приемки–сдачи. Заполнение акта
3
Урок 6
Виды карточек научного описания
3
Заполнение карточек научного описания
РАЗДЕЛ 4 Экспозиционная деятельность
21
Урок 1
Виды экспозиций
3
Урок 2
Понятие «музейная экспозиция»
3
Урок 3
Как правильно построить экспозицию
3
Урок 4
Разработка экспозиций школьного музея
3

Урок 5
Урок 6
Урок 7
РАЗДЕЛ 5
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12

Построение экспозиций школьного музея
Текст в экспозиции
Составление аннотаций
Экскурсионная деятельность
Виды экскурсий
Методика построения и проведения экскурсии
Практическая работа экскурсоводов
Практическая работа экскурсоводов
Практическая работа экскурсоводов
Экскурсии в музее гимназии
Экскурсии в музее гимназии
Виртуальная экскурсия в музее гимназии
Создание (защита) собственных проектов, экспозиций в
школьном музее
Создание (защита) собственных проектов, экспозиций в
школьном музее
Создание (защита) собственных проектов, экспозиций в
школьном музее
Участие в ученической научно- практической конференции
ВСЕГО

3
3
3
36
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
102

13

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 сеть Интернет;
 ксерокс - принтер – сканер, 1 шт
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические двухместные, 8 шт.
 стулья ученические, 16 шт.
 стол учителя, 1 шт.
 витрины, 20 шт.
 шкафы 10 шт.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: проведение экскурсии
или защиты проекта. Она предусматривает теоретическую и практическую
подготовку обучающихся в соответствии с требованиями дополнительной
общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году)
обучения.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде экскурсии по заданной теме (в рамках
каждой группы обучающихся). Минимальное количество баллов для
получения зачета – 6 баллов.
Критерии оценки:
- разработка сценария экскурсии;
- дикция;
- демонстрация экспонатов;
- презентация;
- внешний вид;
- ответы на вопросы.
Каждый критерий оценивается в 3 балла.
1-5 балла (минимальный уровень) - частая помощь учителя, сценарий
разработан с нарушением, не подготовлена презентация.
6-9 баллов (средний уровень) - редкая помощь учителя, сценарий экскурсии
с незначительными недочетами.
10-12 баллов (максимальный уровень) – сценарий экскурсии не имеет
замечаний, демонстрация и презентация.
Текущий контроль

14

Освоение
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем
успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это
систематическая проверка образовательных достижений обучающихся,
проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой. В рамках текущего
контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено
представление собственного проекта, оцениваемого по следующим
критериям:
- разработка сценария экскурсии и перспективы его массового
применения;
- разработка презентации;
- демонстрация экспонатов;
- креативность проведения экскурсии, презентация.
Также уровень освоения программы контролируется с помощью
создания экспозиций, которые проводятся в группах, оценка соревнований
проходит по следующим критериям:
 актуальность тематических экспозиций;
 уровень выполнения задания (полностью или частично);
 время выполнения задания
Смотры - конкурсы на городском, районном и областном уровнях
оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и
регламентах соревнований.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Музей истории гимназии» используются методы
обучения, которые обеспечивают продуктивное практико-ориентированное
образование. Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности,
которые позволяют обучающимся:
 познавать окружающий мир (когнитивные);
 создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
 организовывать образовательный процесс (деятельностные).
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.

15

Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать
и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие
особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые
знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для начинающего экскурсовода.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
экспозиция.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из
правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися
личного образовательного продукта – сценария экскурсии, путем проб, ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод контроля в исследовательском обучении образовательный продукт
юного экскурсовода оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем
больше оптимальных идей выдумывают обучающиеся, тем выше оценка
продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный
и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.

16

2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.//
Краеведческие
записки. Вып. 3.- Барнаул, 2009.С 204 – 215.
10. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное
образование.
2010. №5.
11. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере
досуга.//
Сборник материалов региональной научно-практической конференции,
посвященной 70летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2009.С 101103.
12. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи
экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/
Труды

1.
2.
3.
4.
5.

Материалы сайтов
https://sosh5.ucoz.ru/DO/muzejnoe_delo.pdf
https://r1.nubex.ru/s14202-a78/f1699_
https://zapschool.siteedu.ru/media/sub/1113
http://hist.isu.ru/ru/science/docs/shaherov_anufriev.pdf
https://rgub.ru/searchopac/rubrics/rubric.php?bbk=79.1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».