Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности_ДЮП Фитилек_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНО
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.09.20
15:21:16 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «ФИТИЛЕК»
Возраст обучающихся: 6 - 8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Бушуева Ксения Максимовна,
Учитель начальных классов

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Дружина юных пожарных «Фитилек»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Процент пожаров, возникающих по причине
детской шалости с огнем, стабильно высок, зачастую последствия таких пожаров
трагичны. Играя со спичками, ребенок не всегда понимает, к чему это может
привести. И эта проблема возникает постоянно. Бывает и такое, что у детей
появляется желание подражать взрослым, поэтому они пытаются развести костер,
зажечь факелы и многое другое. Для таких занятий они выбирают самые
неподходящие места: квартиры, чердаки, лестничные площадки. А чтобы
избежать трагедии стоит лишь соблюдать элементарные правила пожарной
безопасности. Задача школы – разъяснить, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при возникновении этого явления, ведь оно
имеет место быть и в кинотеатре, и в школе и т.д. Важно, чтобы сами
обучающиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных
знаний среди школьников. Для этого и создан кружок юных пожарных
«Фитилек».
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении
детей навыкам правильного поведения при пожаре, умении передавать
собственный опыт другим ученикам школы.
Содержание данной программы построено таким образом, что
обучающиеся под руководством педагога смогут не только узнать многое о
пожарной безопасности, но и научатся передавать свои знания другим людям.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-освоению практических навыков в проведении различных мероприятий;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы.
Основными задачами программы являются:
 обучать учащихся правилам пожарной безопасности;
 воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
 развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение
выступать с учебным материалом);
 воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.

1.2.Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся возраста 6-8 лет.
Особое значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации. Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать
свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. А это
необходимо и для публичных выступлений.
В целом, программа курса носит практико-ориентированный характер.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной
активности и творческой самореализации учащихся. Программа строится на
основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических
особенностей детей.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 34 часа, количество часов в учебной неделе - 2. При
определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования
к проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной
темы и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная. Занятия строятся на основе
практической работы при составлении сценариев к будущим мероприятиям.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 26 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого
часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и
проветривания помещений.

1.6. Цель и задачи программы
Цель: обучение учащихся мерам пожарной безопасности, правилам
поведения в экстремальных ситуациях путем организации деятельности дружины
юных пожарных.
Задачи:
Образовательные

освоить навыки применения средств пожаротушения;

сформировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности;
Развивающие

развитие индивидуальных способностей учащихся, творческого,
мышления, пространственного воображения;

развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в
группе, эффективно распределять обязанности, развитие навыков
межличностного общения и коллективного творчества, умения отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений);

развитие умений ориентироваться в опасных ситуациях;
Воспитательные

повышение мотивации учащихся к организации и участию в
школьных конкурсах;

формирование у учащихся стремления к получению качественного
законченного результата.
1.7. Содержание программы
Учебный план к программе «Дружина юных пожарных «Фитилек»
№ Название модуля
n/
n
1 1 год обучения

Всег
о

Теория

68

19

Практика Формы
аттестации/
контроля
49
Проведение
школьного
мероприятия

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.

2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.
12.

13.

Темы
Положение об отрядах ДЮП.
Цели и задачи юных пожарных.
Структура: дружина, отряд,
звено. Обязанности и права члена
кружка.
Цели и задачи пожарной охраны.
Историческая справка о развитии
пожарной охраны и
добровольных пожарных
организаций.
Экскурсия в музей пожарной
охраны
Главное – самообладание.
Практические занятия по
эвакуации
Беседа «Единая служба
спасения»
Выпуск стенгазеты «Скажем
пожарам «Нет!»
Минутки безопасности для
учащихся 1-2 классов
 Спички – детям не
игрушка. Действия при
возникновении пожара
 Пожароопасные предметы
 Правила поведения во
время пожара
 Правила эвакуации
Оформление уголка пожарной
безопасности «Две стороны огня»
Викторина «Знаешь ли ты?».
Игра на противопожарную тему.
Профилактическая беседа
«Правила пожарной
безопасности» (приглашение
специалистов)
Оформление стендов и уголков
безопасности
Творческий конкурс
декоративно-прикладного
искусства «Неопалимая купина»
Порядок действий при пожаре.

Количество часов
Всего
Теория
2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

Практика
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14.

15.
16.

17.
18.

19.

20.

21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.
28.

29.
30.

«Мозговой штурм» для
начальной школы.
Районный конкурс театральных
представлений «Дети против
огня!»
Брейн – ринг «Знатоки
пожарного дела»
Интеллектуальная игра «Мы
против пожаров» для учащихся 34 классов
Игра «Как это просто!» для
учащихся 1-2 классов
Подготовка к эстафете
«Огнеборец», приглашение
специалистов по пожарной
безопасности
Игра – путешествие «Юные
пожарные спешат на помощь»
для учащихся 1 классов
Разработка и проведение минуток
безопасности «Безопасный
Новый год»
День безопасности и отработка
навыков эвакуации учащихся
Посещение депо 30-ой пожарной
части
Городской слет ДЮП
Встреча с работниками пожарной
части
Разработка и проведение серии
классных часов для 1-4 классов
«Первая помощь при пожаре»
Участие в городских, районных
конкурсах, профилактических
мероприятиях
Конкурс рисунков «Огонь
ошибок не прощает!»
Участие в городских, районных
конкурсах, профилактических
мероприятиях
Приглашение работников
пожарной части на классный час.
Участие в конкурсе «Лучший
агитационный видеоролик на
тему пожарной безопасности»,
распространение видеоролика
для использования на классных

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

часах (1-11 класс)
31. Классный час с сотрудниками ПБ
«Пожароопасный режим»
32. Классный час «Катастрофические
пожары на территории России»
33. Изготовление памяток на тему
«Меры пожарной безопасности»
34. Распространение памяток на тему
«Меры пожарной безопасности»
среди учащихся МАОУ Гимназии
№86
35. Практическая работа «Берегите
жилище от пожара»
36. Практические занятия по
эвакуации
37. Конкурс декоративноприкладного творчества «Мы
против огня!»
38. Игры «Знаки пожарной
безопасности». Значение
сигнальных цветов и знаков
безопасности. Группа знаков
безопасности. Геометрическая
форма знаком, смысловое
значение.
39. Подготовка к проведению
минуток безопасности на тему
«Правила пожарной безопасности
в школе и быту.
40. Проведение минуток
безопасности на тему «Правила
пожарной безопасности в школе
и быту.
41. Подготовка к эстафете
«Огнеборец», приглашение
специалистов по пожарной
безопасности
42. Участие в эстафете «Огнеборец»
43. Распространение памяток по
пожарной безопасности для
родителей (на родительских
собраниях)
44. Подготовка к представлению
агитбригады
45. Представление агитбригады
46. Подготовка к турниру по

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1
1

1
1

2
1
1

1

1
1

1

47.

48.
49.

50.
51.

52.

53.
54.

55.

56.

57.

пожарной безопасности среди
учащихся 5-11 классов
Участие в турнире по пожарной
безопасности среди учащихся 511 классов
Противопожарный режим. Что
это такое и как себя вести?
Составление кластера
«Пожарный – важная
профессия». Размещение в
классном уголке
Посещение Пожарной станции.
Экскурсия
Участие в городских, районных
конкурсах, профилактических
мероприятиях
Просмотр фильмов «Азбука
безопасности», «Тушение
электроприборов», «Пожар в
лесу», «Пожар в квартире»
Составление инсерта по
просмотренным видеороликам
Разработка сценария и
проведение театрализованного
представления «Мы - юные
пожарные»
Проведение тестирования «Что я
знаю о пожарной безопасности?»
среди учащихся гимназии
Итоговая викторина по пожарной
безопасности «Знаем правила
пожарной безопасности!»
Итоговое родительское собрание.
Подведение итогов.
Распространение памяток по
пожарной безопасности
Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

1
1

1

1

1

1

1

1

1

68

19

49

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура:
дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.
Тема 2. Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии
пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Теоретическая и практическая часть отработки навыков эвакуации при пожаре.
Тема 3. Экскурсии в музей пожарной охраны
Практическое занятие: экскурсия в музей.
Тема 4. Главное – самообладание. Практические занятия по эвакуации
Практическое занятие: отработка навыков эвакуации.
Тема 5. Беседа «Единая служба спасения»
Теоретическое занятие: беседа.
Тема 6. Выпуск стенгазеты «Скажем пожарам «Нет!»
Практическое занятие: создание продукта деятельности. Пропаганда пожарной
безопасности среди школьников.
Тема 7. Минутки безопасности для учащихся 1-2 классов.
Проведение учащимися серии классных часов, посвященных мерам пожарной
безопасности.
Тема 8. Оформление уголка пожарной безопасности «Две стороны огня».
Практическое занятие: создание продукта деятельности. Пропаганда пожарной
безопасности среди школьников.
Тема 9. Викторина «Знаешь ли ты?». Игра на противопожарную тему.
Практическое занятие: проведение викторины для учащихся.
Тема 10. Профилактическая беседа «Правила пожарной безопасности»
(приглашение специалистов)
Теоретическое занятие: вспоминаем правила пожарной безопасности под
руководством работника пожарной части.
Тема 11. Оформление стендов и уголков безопасности
Практическое занятие: оформление.
Тема 12. Творческий конкурс декоративно-прикладного искусства «Неопалимая
купина».
Практическое занятие: участие в конкурсе.
Тема 13. Порядок действий при пожаре. «Мозговой штурм» для начальной
школы.
Практическое занятие: «Мозговое штурм» для обучающихся начальной школы.
Тема 14. Районный конкурс театральных представлений «Дети против огня!»
Практическое занятие: Участие в районном конкурсе.
Тема 15. Брейн – ринг «Знатоки пожарного дела» для учащихся 8-11 классов
Проведение мероприятия для 8-11 классов.
Тема 16. Интеллектуальная игра «Мы против пожаров» для учащихся 3-4 классов
Проведение игры для младших школьников.
Тема 17. Игра «Как это просто!» для учащихся 1-2 классов
Проведение игры для младших школьников.
Тема 18. Подготовка к эстафете «Огнеборец», приглашение специалистов по
пожарной безопасности
Практическое занятие. Подготовка к соревнованиям.

Тема 19. Игра – путешествие «Юные пожарные спешат на помощь» для учащихся
1 классов
Проведение игры для младших школьников.
Тема 20. Разработка и проведение минуток безопасности «Безопасный Новый
год»
Теоретическое занятие: разработка, практическое занятие: проведение.
Тема 21. День безопасности и отработка навыков эвакуации учащихся
Практическая часть отработки навыков эвакуации при пожаре.
Тема 22. Посещение депо 30-ой пожарной части
Практическое занятие: экскурсия в пожарную часть.
Тема 23. Городской слет ДЮП
Тема 24. Встреча с работниками пожарной части. Поздравление специалистов
(изготовление пожарной машины)
Теоретическое занятие: вспоминаем правила пожарной безопасности под
руководством работника пожарной части.
Тема 25. Разработка серии классных часов для 1-4 классов «Первая помощь при
пожаре»
Практическое занятие: создание продукта деятельности. Пропаганда пожарной
безопасности среди школьников.
Тема 26. Участие в городских, районных конкурсах, профилактических
мероприятиях.
Практическое занятие: участие в конкурсах.
Тема 27. Конкурс рисунков «Огонь ошибок не прощает!»
Практическое занятие: участие в конкурсе.
Тема 28. Участие в городских, районных конкурсах, профилактических
мероприятиях.
Практическое занятие: участие в конкурсах.
Тема 29. Приглашение работников пожарной части на классный час.
Тема 30. Участие в конкурсе «Лучший агитационный видеоролик на тему
пожарной безопасности», распространение видеоролика для использования на
классных часах (1-11 класс)
Теоретическое занятие: подготовка к съемке. Практическое занятие: участие в
съемке.
Тема 31. Классный час с сотрудниками ПБ «Пожароопасный режим»
Теоретическое занятие: классный час с гостями - работниками пожарной части.
Тема 32. Классный час «Катастрофические пожары на территории России»
Теоретическое занятие: проведение беседы.
Тема 33. Изготовление памяток на тему «Меры пожарной безопасности»
Практическое занятие: изготовление памяток.
Тема 34. Распространение памяток на тему «Меры пожарной безопасности» среди
учащихся МАОУ Гимназии №86
Практическая часть: распространение памяток на тему пожарной безопасности.
Тема 35. Практическая работа «Берегите жилище от пожара»
Практическое занятие: работа по теме «Берегите жилище от пожара».
Тема 36. Практические занятия по эвакуации
Практическое занятие: отработка навыков эвакуации.
Тема 37. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Мы против огня!»

Теоретическое занятие: просмотр Положения, разработка плана будущей работы.
Практическое занятие: разработка проекта, участие.
Тема 38. Игра «Знаки пожарной безопасности». Значение сигнальных цветов и
знаков безопасности. Группа знаков безопасности. Геометрическая форма знаком,
смысловое значение.
Теоретическое занятие: беседа, практическое занятие: игра на основе теории.
Тема 39. Подготовка к проведению минуток безопасности на тему «Правила
пожарной безопасности в школе и быту.
Теоретическое занятие: составление сценария.
Тема 40. Проведение минуток безопасности на тему «Правила пожарной
безопасности в школе и быту.
Практическая часть: проведение занятий в разных классах.
Тема 41. Подготовка к эстафете «Огнеборец», приглашение специалистов по
пожарной безопасности
Подготовка к соревнованиям.
Тема 42. Участие в эстафете «Огнеборец»
Тема 43. Распространение памяток по пожарной безопасности для родителей (на
родительских собраниях)
Практическая часть: распространение памяток на тему пожарной безопасности
среди родителей.
Тема 44. Подготовка к представлению агитбригады
Теоретическое занятие: составление сценария. Практическое занятие: репетиция.
Тема 45. Представление агитбригады
Практическая часть: представление агитбригады на конкурсе.
Тема 46. Подготовка к турниру по пожарной безопасности среди учащихся 5-11
классов
Теоретическое занятие: вспомнить основную информацию по пожарной
безопасности к турниру.
Тема 47. Участие в турнире по пожарной безопасности среди учащихся 5-11
классов
Практическая часть: участие в турнире.
Тема 48. Противопожарный режим. Что это такое и как себя вести?
Практическое занятие: беседа.
Тема 49. Составление кластера «Пожарный – важная профессия». Размещение в
классном уголке
Практическое занятие: составление кластера.
Тема 50. Посещение Пожарной станции. Экскурсия
Практическое занятие: экскурсия.
Тема 51. Участие в городских, районных конкурсах, профилактических
мероприятиях
Практическое занятие: участие в конкурсах.
Тема
52.
Просмотр
фильмов
«Азбука
безопасности»,
«Тушение
электроприборов», «Пожар в лесу», «Пожар в квартире»
Теоретическое занятие: просмотр фильмов, обсуждение.
Тема 53. Составление инсерта по просмотренным видеороликам
Практическое занятие: составление инсерта.
Тема 54. Разработка сценария и проведение театрализованного представления

«Мы - юные пожарные»
Теоретическое занятие: написание сценария. Практическое занятие: репетиция,
представление.
Тема 55. Проведение тестирования «Что я знаю о пожарной безопасности?» среди
учащихся гимназии
Практическое занятие: проведение тестирования.
Тема 56. Итоговая викторина по пожарной безопасности «Знаем правила
пожарной безопасности!»
Практическая часть: Проведение итоговой викторины. Пропаганда пожарной
безопасности среди школьников.
Тема 57. Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Распространение
памяток по пожарной безопасности
Теоретическая часть: Подведение итогов. Пропаганда пожарной безопасности
среди родителей гимназистов.

1.8. Планируемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
 характеризовать явления, действия и поступки окружающих, давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении практических заданий, отбирать способы их
исправления;
 обеспечивать защиту и сохранность имущества от огня личного и
общественного, природных объектов;
 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
 планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать
её результаты, находить возможности и способы их улучшения;
 управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
сдержанность, рассудительность.
Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2022
Окончание учебного года - 31.08.2023
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2022 по
31.10.2022
с 08.11.2022 по
30.12.2022
с 10.01.2023 по
20.03.2023
с 28.03.2023 по
27.05.2023
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245
календарных дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№
раздела /
урока

Мероприятия

Сроки

Раздел 1.
Урок 1
Урок 2.

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура:
дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.
Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной
охраны и добровольных пожарных организаций.
Экскурсия в музей пожарной охраны
Главное – самообладание. Практические занятия по эвакуации

Сентябрь

Беседа «Единая служба спасения»
Выпуск стенгазеты «Скажем пожарам «Нет!»
Минутки безопасности для учащихся 1-2 классов
 Спички – детям не игрушка. Действия при возникновении пожара
 Пожароопасные предметы
 Правила поведения во время пожара
 Правила эвакуации
Оформление уголка пожарной безопасности «Две стороны огня»
Викторина «Знаешь ли ты?». Игра на противопожарную тему.
Профилактическая беседа «Правила пожарной безопасности» (приглашение
специалистов)
Оформление стендов и уголков безопасности
Творческий конкурс декоративно-прикладного искусства «Неопалимая
купина»
Порядок действий при пожаре. «Мозговой штурм» для начальной школы.
Районный конкурс театральных представлений «Дети против огня!»
Брейн – ринг «Знатоки пожарного дела»
Интеллектуальная игра «Мы против пожаров» для учащихся 3- 4 классов
Игра «Как это просто!» для учащихся 1-2 классов
Подготовка к эстафете «Огнеборец», приглашение специалистов по пожарной
безопасности
Игра – путешествие «Юные пожарные спешат на помощь» для учащихся 1
классов
Разработка и проведение минуток безопасности «Безопасный Новый год»
День безопасности и отработка навыков эвакуации учащихся

Сентябрь
Октябрь
Октябрь

Посещение депо 30-ой пожарной части
Городской слет ДЮП
Встреча с работниками пожарной части
Разработка и проведение серии классных часов для 1-4 классов «Первая
помощь при пожаре»
Участие в городских, районных конкурсах, профилактических мероприятиях
Конкурс рисунков «Огонь ошибок не прощает!»
Участие в городских, районных конкурсах, профилактических мероприятиях
Приглашение работников пожарной части на классный час.
Участие в конкурсе «Лучший агитационный видеоролик на тему пожарной
безопасности», распространение видеоролика для использования на классных
часах (1-11 класс)

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь

Классный час с сотрудниками ПБ «Пожароопасный режим»

Январь

Классный час «Катастрофические пожары на территории России»
Изготовление памяток на тему «Меры пожарной безопасности»
Распространение памяток на тему «Меры пожарной безопасности» среди
учащихся МАОУ Гимназии №86

Январь
Февраль
Февраль

Урок 3.
Раздел 2.
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4

Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15
Урок 16
Урок 17
Раздел. 2
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10

Раздел 4.
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь

Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь

№
раздела /
урока
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Раздел 5.
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15

Мероприятия

Сроки

Практическая работа «Берегите жилище от пожара»
Практические занятия по эвакуации
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Мы против огня!»
Игры «Знаки пожарной безопасности». Значение сигнальных цветов и знаков
безопасности. Группа знаков безопасности. Геометрическая форма знаком,
смысловое значение.
Подготовка к проведению минуток безопасности на тему «Правила пожарной
безопасности в школе и быту.
Проведение минуток безопасности на тему «Правила пожарной безопасности
в школе и быту.
Подготовка к эстафете «Огнеборец», приглашение специалистов по пожарной
безопасности
Участие в эстафете «Огнеборец»
Распространение памяток по пожарной безопасности для родителей (на
родительских собраниях)
Подготовка к представлению агитбригады
Представление агитбригады
Подготовка к турниру по пожарной безопасности среди учащихся 5-11
классов
Участие в турнире по пожарной безопасности среди учащихся 5-11 классов
Противопожарный режим. Что это такое и как себя вести?
Составление кластера «Пожарный – важная профессия». Размещение в
классном уголке
Посещение Пожарной станции. Экскурсия
Участие в городских, районных конкурсах, профилактических мероприятиях
Просмотр фильмов «Азбука безопасности», «Тушение электроприборов»,
«Пожар в лесу», «Пожар в квартире»
Составление инсерта по просмотренным видеороликам
Разработка сценария и проведение театрализованного представления «Мы юные пожарные»
Проведение тестирования «Что я знаю о пожарной безопасности?» среди
учащихся гимназии
Итоговая викторина по пожарной безопасности «Знаем правила пожарной
безопасности!»
Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Распространение
памяток по пожарной безопасности

Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май
Май
Май

17

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 1 шт.;
 интерактивная панель, 1 шт.;
 сеть Интернет;
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические, 30 шт.
 стулья ученические, 30 шт.
 материалы для творчества (фломастеры, ватман, картон).
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде проведения итогового
школьного мероприятия. Она предусматривает теоретическую и практическую
подготовку обучающихся в соответствии с требованиями дополнительной
общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога
дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году)
обучения.
Текущий контроль
Освоение
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем
успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это
систематическая проверка образовательных достижений обучающихся,
проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой. В рамках текущего
контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено
представление собственного проекта, оцениваемого по следующим
критериям:
- креативность в выполнении творческих заданий, презентация.
- предложенные творческие идеи в течение года.
- активное принятие участия в организации и проведении
мероприятия.
Соревнования на городском, районном и областном уровнях
оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и
регламентах соревнований.

18

2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Дружина юных пожарных «Фитилек»
используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное практикоориентированное образование. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:
 познавать окружающий мир (когнитивные);
 создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
 организовывать образовательный процесс (деятельностные).
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать
и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие
особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые
знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.

Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

19

Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из
правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный
и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
9. Е.Ю. Сушкина Актуальные проблемы пожарной безопасности: материалы 31
Международной научно-практической конференции – М. 2019 г. 707 с.

20

10. Л.К. Макаров Пожарная безопасность. Энциклопедия – М., 2007 г.
11. В.В. Теребнев, Н.С. Артемьев, К.В. Шадрин Основы пожарного дела – М.
2006 г.
12. М.Н. Степанова, Д.И. Васюткина, С.А. Кеменов Правовое регулирование в
области пожарной безопасности – М., 2019 г.
13. В.В. Теребнев, Н.С. Артемьев, В.А. Грачев Справочник спасателя-пожарного
– М., 2006 г.

1.

2.
3.
4.
5.

Материалы сайтов
https://mchs.gov.ru/dokumenty/metodicheskie-materialy/okazaniekonsultativnoy-metodicheskoy-i-informacionnoy-pomoshchi-organam-mestnogosamoupravleniya/znaki-pozharnoy-bezopasnosti
https://66.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya-dlyanaseleniya/pravila-bezopasnogo-povedeniya-vesnoy
https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_center/mchs-informiruet/rasskazhitedetyam-o-pozharnoj-bezopasnosti/
https://umnazia.ru/blog/all-articles/pozharnaja-bezopasnost-dlja-detej
https://35.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/pravila-pozharnoy-bezopasnosti-dlya-detey


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».