Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности_Основы школьной медиации_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНО
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
№ 86
Дата: 2023.06.27 14:14:47
+05'00'

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Пиценко Наталья Валерьевна
педагог-психолог

г. Нижний Тагил
2023 г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы
2.6. Интернет сайт

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«основы школьной медиации» имеет социально-педагогическую направленность, носит
практико-ориентированный
характер,
направлена
на
овладение
учащимися
коммуникативными навыками и эффективными способами разрешения конфликтных
ситуаций. Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению
спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.
Конфликты неизбежны в нашей жизни, в том числе и в школьной среде. Многие
конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - дети не всегда охотно пускают
их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в
обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к
тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах
участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт
вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в
неформальных объединениях подростков. Иметь свой круг общения и быть частью
группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание человека. В
школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет
группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько
высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы
лишь потому, что у них не остается выбора. Медиация является механизмом мягкого и
грамотного разрешения школьных конфликтов. Кроме того, внедрение школьной
медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе. Школа является
мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и
представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это
делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль
в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся в дальнейшей жизни. Если же
конфликтное
взаимодействие
в
школьные
годы
научит
его
относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень понимания
своего оппонента, то такой позитивный опыт может быть плодотворно
использован в дальнейшем. Коммуникация не будет для такого человека
барьером, что значительно расширит его возможности и в профессиональной
деятельности, и в личной жизни.
Актуальность данной образовательной программы
Актуальность программы обусловлена значимостью деятельности по развитию школьных
служб примирения в образовательной деятельности ОО. Создание команды ШСП на базе
школ, идеи школьной медиации – прекрасная возможность для молодого поколения
сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят «занять» подростков делом,
обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой.
Безопасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что
подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Эта
работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность
заниматься интересной для себя деятельностью, не связанной с учебой. Мотивация к

подобным занятиям очень высока, так как она связана с признанием школьника
человеком, который наделяется ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении
спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает
возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только
обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного
медиатора осуществляется в тесном контакте с взрослыми, и в ее основе лежит общность
интересов взрослого и ребенка.

Отличительные особенности программы
Программа «Основы школьной медиации» предполагает практикоориентирорванный
характер обучения. Обучающиеся не только знакомятся с методом Школьной медиации,
восстановительными примирительными программами, но и могут сразу пробовать себя в
проведении программ восстановительной медиации между конфликтующими сторонами,
а также между обидчиком и потерпевшим. Новизной образовательной программы
является то, что каждый из учащихся может получить сертификат «Школьный медиатор»,
получая как результат обучения по программе владение определёнными навыками.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенок может как закончить,
так и начать обучение с любой ступени.
1.2 Адресат программы
Программа предлагается для учащихся 14-18 лет. Подростковый возраст — это
период становления личности, здесь складываются основы нравственности, формируются
социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты
характера и основные формы межличностного поведения. Именно в эти годы подростку
необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность,
которая на основании своих внутренних критериев, способна совершать свободный и
ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного
времяпрепровождения, интересов и пристрастий. Подросток самостоятельно определяет
свое место в жизни, определяет круг своих идеалов. Метод школьной медиации,
разработанный АНО «Научно-методический центр медиации и права», способствует
решению этих задач, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на
гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное
развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
1.3. Объем и срок освоения программы
Курс рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2 часов
1.4.Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесный, практический, создание эмоционально-нравственных
ситуаций, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: занятие-беседа, праздник, творческой деятельности.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной творческой
деятельности.
1.5.Особенности организации образовательного процесса
Состав группы обучающихся 14-18 лет – 20-25 человек
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" После каждого часа занятий
устанавливается перерыв 10-15 минут для отдыха учащихся и проветривания помещений.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы: практико-ориентированная подготовка подростков для работы в
Школьной службе примирения (медиации) в качестве посредников (медиаторов) по
разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательной деятельности.
Развитие социально – психологической компетенции обучающихся, значимой для
эффективности в межличностном взаимодействии в рамках образовательного процесса и
за его пределами, успешности реализации обучающимися социально-значимой
деятельности, в качестве которой и выступает процесс целенаправленного освоения
знаний, и продуктивность его жизнедеятельности в системе общественных отношений.

Основные задачи программы заключаются в следующем:
Образовательные задачи:





познакомить
учащихся
с
понятием
«конфликт»
и
особенностями
восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций;
сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе
разрешения конфликтов;
познакомить учащихся с методом Школьной медиации;
обучить обучающихся основам проведения восстановительных примирительных
программ.

Воспитательные задачи:




способствовать формированию общей культуры учащихся, ориентации на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;





способствовать формированию осознанного выбора будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к
самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному
самоопределению;

Развивающие задачи:





развивать умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
способствовать развитию умения продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.

1.7.Содержание общеразвивающей программы
Содержание учебного плана
Данный курс содержит учебный материал 5 основных разделов.
В процессе изучения раздела № 1 «Понятие об общении» учащиеся получат знания об
особенностях процесса общения, его формах и видах, функциях и типах. Учащиеся
знакомятся со способами общения (вербальным и невербальным), «помощниками и
врагами»
коммуникации,
мотивами
межличностных
отношений,
теориями
взаимодействия, сложностями социальной перцепции.
Учащиеся осознают важность общения как формы взаимодействия и взаимосвязи
партнеров, роль конструктивного общения с другими людьми, понимают этикопсихологические особенности полоролевого общения, развивают навыки толерантного
взаимодействия друг с другом.
При изучении раздела № 2 «Конфликты и способы их разрешения» учащиеся
знакомятся с психологическими особенностями развития конфликта, стратегиями
поведения в конфликтных ситуациях, осознают позитивные возможности эффективного
разрешения конфликта и приобретают навыки конструктивного решения конфликтных
ситуаций.
Осознавая особенности собственного поведения в конфликте, учащиеся учатся
анализировать свои поступки и поступки других людей.
Изучение теоретического и практического материала этих двух разделов поможет
учащимся самостоятельно разработать конспект занятия для своих сверстников или ребят
младшего школьного возраста с тем, чтобы помочь им научиться более конструктивно
взаимодействовать, успешно самостоятельно разрешать возникающие конфликтные
ситуации
Раздел № № 3 «Медиация как одна из самых перспективных технологий разрешения
конфликтов» позволит учащимся понять, что такое медиация, каковы ее исторические и

культурные корни, каковы основные идеи медиации. А также ответить для себя на
вопросы: Когда целесообразна медиация? Где можно применять медиацию? В чем состоит
роль медиатора?
Обучающиеся узнают важнейшие шаги техники медиации: подготовительный этап,
встреча со стороной, медиативная беседа (встреча сторон, аналитическая беседа (фаза
реализации), а также смогут самостоятельно разрешить учебную (но основанную на
реальных событиях) конфликтную ситуацию с помощью данной техники. Еженедельное
выполнение домашнего задания по закреплению необходимого теоретического материала
позволит им более успешно осуществить поставленные перед ними задачи.
Изучая раздел № 4 «Стратегии и техники школьного медиатора», они познакомятся с
техниками рефлексивного взаимодействия, техники психологической поддержки, техники
приминения эмпатии в общении, языки «волка» и «жирафа»: «Я – высказывание»,
овладение техникой активного слушания. Проведение программы восстановительной
медиации (профессиональные пробы) дает учащимся возможность попробовать свои силы
в разрешении возможной конфликтной ситуации
Раздел № 5 «Дополнительные формы работы службы школьной медиации» дает
учащимся представление о более массовых программах примирения. Они необходимы
тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они
испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами данных
программ выступают группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для
проведения, например, школьных конференций является решение вопросов, связанных с
систематическим срывом занятий или прогулами, нарушением учащимися Устава
образовательной организации. Такие конференции помогают также при разрешении
затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, педагогом и
классом. Важную роль школьные восстановительные конференции могут сыграть в работе
с ситуациями отвержения ребенка классом или систематического насилия над ним группы
(буллинга, травли).
Такая восстановительная программа как «Круг сообщества» может проводиться с
разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не
требуется решение).
Программа «Семейная конференция» проводится, когда в проблемную ситуацию
включена семья ребенка. Это может быть совершенное ребенком правонарушение, кражи
внутри семьи, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на
ребенке, угроза лишения родительских прав и др.
Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку
плана по ее выходу из проблемной ситуации. Программа устроена таким образом, чтобы
создать условия для выработки семьей такого плана. На семейную конференцию
приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди,
тети, братья, сестры и другие родственники. Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП) в составлении
плана не участвуют.
Учебно-тематический план
№
п/п

1.
2.
3.

Наименование темы
Вводное занятие
Что такое школьная медиация?
Понятие об общении
Формы и виды, функции и типы общения
Общение как обмен информацией

Количество часов
всего
2
2
10
2
2

теория
1
1
5
1
1

практика
1
1
5
1
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.

Общение как взаимодействие
Общение как восприятие людьми друг друга
Невербальное общение
Конфликты и способы их разрешения
Конфликт – нераскрытая возможность
Стратегии поведения в конфликтных
ситуациях
Выиграть может каждый
Разрешение конфликтов и ведение
переговоров
Разработка проведение волонтерского
занятия для учащихся (практикум)
Проведение волонтерского занятия для
медиаторов
Медиация как одна из самых
перспективных технологий разрешения
конфликтов
Основные идеи медиации
Понятие восстановительной медиации
Функции и качества медиатора
Важнейшие шаги техники школьной
медиации
(теоретический аспект)
Подготовительный этап
Встреча со стороной: основные фазы
Медиативная беседа (встреча сторон)
Аналитическая беседа (фаза реализации)
Решение конфликтной ситуации с помощью
техники школьной медиации
(профессиональные пробы)
Стратегии и техники школьного
медиатора
Техники рефлексивного взаимодействия
Техники психологической поддержки
Техники приминения эмпатии в общении
Языки «волка» и «жирафа»: «Я –
высказывание»
Овладение техникой активного слушания
Проведение программы восстановительной
медиации (профессиональные пробы)
Дополнительные формы работы службы
школьной медиации
Программа «школьная восстановительная
конференция» (теоретический аспект)
Программа «школьная восстановительная
конференция» (профессиональные пробы)
Программа «круг сообщества» («круг
примирения») (теоретический аспект)
Программа «круг сообщества» («круг
примирения») (профессиональные пробы)

2
2
2
12
2
2

1
1
1
5
1
1

1
1
1
7
1
1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

0

2

18 часов

8

10

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
0

1
1
1
1
2

12 часов

5

7

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2

1
1

1
2

14 часов

6

8

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

32.
33.
34.

Программа «семейная конференция»
(теоретический аспект)
Программа «семейная конференция»
(профессиональные пробы)
Посвящение в медиаторы
ИТОГО:

2

1

1

2

1

1

2
68 часов

0

2

1.8.Планируемые результаты
Коллективные результаты, которые ожидаются по итогам реализации дополнительной
образовательной программы:
 Популяризация метода Школьной медиации в образовательной деятельности
гимназии, воспитание общей коммуникативной культуры и культуры
конструктивного поведения в конфликте.
 Участие в городских и областных, всероссийских и международных проектах и
конкурсах.
Индивидуальные результаты, которые ожидаются от реализации дополнительной
образовательной программы:
Личностные результаты выпускника основного общего образования:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное

состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
все вокруг.
Личностные результаты выпускника среднего общего образования:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
• гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебные промежутки

Месяц

1 четверть

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Учебных недель

2 четверть
3 четверть

4 четверть
ИТОГО:

Количество
недель
4 недели
4 недели
3 недели
4 недели
3 недели
4 недели
4 недели
4 недели
4 недели

34

Календарно-тематический план
№
п/п

Наименование темы

Кол - во
часов

Тема 1. Вводное занятие
1.
Что такое школьная медиация?
2
Тема 2. Понятие об общении
2.
Формы и виды, функции и типы общения
2
3.
Общение как обмен информацией
2
4.
Общение как взаимодействие
2
5.
Общение как восприятие людьми друг друга
2
6.
Невербальное общение
2
Тема 3. Конфликты и способы их разрешения
7.
Конфликт – нераскрытая возможность
2
8.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
2
9.
Выиграть может каждый
2
10.
Разрешение конфликтов и ведение переговоров
2
11.
Разработка проведение волонтерского занятия для учащихся
2
(практикум)
12.
Проведение волонтерского занятия для медиаторов
2
Тема 4. Медиация как одна из самых перспективных технологий разрешения конфликтов
13.
Основные идеи медиации
2
14.
Понятие восстановительной медиации
2
15.
Функции и качества медиатора
2
16.
Важнейшие шаги техники школьной медиации
2
(теоретический аспект)
17.
Подготовительный этап
2
18.
Встреча со стороной: основные фазы
2
19.
Медиативная беседа (встреча сторон)
2
20.
Аналитическая беседа (фаза реализации)
2
21.
Решение конфликтной ситуации с помощью техники школьной
2
медиации (профессиональные пробы)
Тема 5. Стратегии и техники школьного медиатора
22.
Техники рефлексивного взаимодействия
2

23.
24.
25.
26.
27.

Техники психологической поддержки
Техники приминения эмпатии в общении
Языки «волка» и «жирафа»: «Я – высказывание»
Овладение техникой активного слушания
Проведение программы восстановительной медиации
(профессиональные пробы)

Тема 6. Дополнительные формы работы службы школьной медиации
28.
Программа «школьная восстановительная конференция»
(теоретический аспект)
29.
Программа «школьная восстановительная конференция»
(профессиональные пробы)
30.
Программа «круг сообщества» («круг примирения») (теоретический
аспект)
31.
Программа «круг сообщества» («круг примирения»)
(профессиональные пробы)
32.
Программа «семейная конференция» (теоретический аспект)
33.
Программа «семейная конференция» (профессиональные пробы)
34.
Посвящение в медиаторы
ВСЕГО за учебный год

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
68

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические;
 компьютер, принтер.
Дидактическое обеспечение:
 Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для
каждого учащегося);
 Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft
Power Point).
2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы
Дополнительной общеразвивающая программа в соответствии с требованиями
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Комплекс
педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы по программе
социально-педагогической направленности «Основы школьной медиацииа». С целью
определения уровня личностных, метапредметных и предметных результатов в начале
каждого года осуществляется входная диагностика, а в конце года – итоговая. Формы
диагностического контроля имеют набор индивидуальных критериев оценки по каждому
заданию с учётом цели проведения данной формы контроля. Оценка усвоения материала
представлена 4 уровнями: знает, понимает, применяет, проектирует.
В течение года проводится индивидуальный, групповой и фронтальный контроль
методом наблюдения — при выполнении практических приемов обучающимися,
тестирования — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала, формой фиксации результатов реализации дополнительной
образовательной программы. В конце каждого учебного года проводятся итоговые
занятия, защита творческих проектов, отчетные выставки, конкурсы работ детского
творческого коллектива, презентации работ в рамках выставок. По итогам аттестации
определяется уровень освоения программы.

2.4. Методические материалы
Содержание программы построено на принципах системности, наглядности, целостности
и
межпредметных
связей.
А
также
на
принципах
медиации
и
медиативно-восстановительных технологий: добровольность – активное слушание для
прояснения конфликтной ситуации; конфиденциальность – пояснить участникам
разговора уровень конфиденциальности, какая информация будет закрыта, а какая нет;
сотрудничество – доверие к вам будет формироваться на основе вашего уважительного
отношения к ситуации и к участникам; равноправие – справедливость: техника отделения
проблемы от человека; беспристрастность - быть способным замечать и принимать
чувства участников ситуации, не вставая ни на чью сторону; независимость/нейтральность
– без осуждения, без оценки, запуск процесса заглаживания вреда – техника мозгового
штурма.
2.5. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
4.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата
обращения 09.10.2018)
5.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
6.
СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
7.
Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 26.04.2016 г.).
8.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении
методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с
«Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных
организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн)
9.
Методические рекомендации "Межведомственное взаимодействие по развитию
медиативных технологий и восстановительного подхода в системе профилактики
правонарушений несовершеннолетних" (авт.-сост. М. В. Ожиганова, И. В. Пестова, М. В.
Ширяева; ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Ладо», ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2018)
10.
Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том
числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо
Минобрнауки РФ от 26.12.2017 № 07-7657)
11.
Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в
образовательных организациях, разработанные ФГБУ «Федеральный институт медиации»,
методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения
(письмо Минобрнауки РФ от 18.12.2015 № 07-4317)

12.
Методические рекомендации по организации служб школьной медиации (письмо
Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 г. N ВК-844/07)
Дополнительная литература для учителя:
Литература
1.
Асмолова
А.Г.
Формирование
универсальных
учебных
навыков
в
основной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение,2011
2. Бродкин
Ф.М.,
Коряк
Н.М.
Внимание:
конфликт!
Новосибирск:
Наука, 1984. – 139 с.
3. Ильгамова С. Что такое конфликт? – Школьный психолог. - No13.
– 2007 – с. 8-9
4. Павлова.
М.А,
Психогимнастические
упражнения
для
школьников. Волгоград: Учитель., 2013
5. Пахомова
Г.А.
Психология
самоуправления
школьников.
Дипл.
работа. Научн. руков. В.В. Шабалина. Санкт-Петербург, УПМ, каф.
психологии, 1997.
6. Практикум
по
социально-психологическому
тренингу.
2-е
изд.,
испр. и доп. / Под ред. Б.Д. Барыгина. СПб.: СПГУПМ, 1997. – 308 с.
7. Психология
общения.
Учебник
для
вузов.
–
М.:
Просвещение.
–
2003 г. – 346 с.
8. Рудестам
К.
Групповая
психотерапия.
Психокоррекционные
группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст.
Л.П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
9. Фишер
Р.,
Юри
У.
Путь
к
согласию,
или
Переговоры
без
поражения / Пер. с англ. А.Гореловой. М.: Наука, 1990. – 158 с
2.6. Интернет сайт:
1.http://correct.pupils.ru/upload/mou_correct/information_system_1595/1/4/8/4/0/item_148400/i
nformation_items_property_72744.pdf
2. http://www.8-926-145-87-01.ru/
3. https://vk.com/mediation63
4. https://vk.com/primirenieonlain


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».