МУНИЦИПАЛЬНО Е АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Дата: 2023.09.20 15:20:31 +05'00' Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № ___10____ от «_1_» _____06______ 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ Гимназии № 86 ________________Банникова Т.В. от «_____» ____________ 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ХОРЕОГРАФИЯ» Возраст обучающихся: 7 - 18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Журавлева Александра Владимировна, педагог дополнительного образования г. Нижний Тагил 2023 год Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ХОРЕОГРАФИЯ» Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Адресат программы 1.3. Объем и срок освоения программы 1.4. Форма обучения 1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий 1.6. Цель и задачи программы 1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана 1.8. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценочные материалы 2.4. Методические материалы 2.5. Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Также в настоящее время в развитии детей стоит остро проблема гиподинамии (недостаток движения), что способствует возникновению заболеваний в сфере скелетно-мышечного аппарата. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для младших школьников. Отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность Программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии» составлена на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. 2. Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018. N196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020. №533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196"). 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N61573). 4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении информации «Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». 5. Устава Муниципального автономного учреждения МАОУ Гимназия №86. общеобразовательного Основными задачами программы являются: Разучить простые комбинации классического экзерсиса. Развивать хореографические данные учащихся. Изучить основные точки ориентиров в хореографическом классе Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия. Содействовать формированию нравственно - коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения. 1.2.Адресат программы Данная программа предназначена для занятий с детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности. В группы принимаются все желающие заниматься дети в возрасте от 6-18 лет. Наполняемость групп составляет от 12 до 15 человек. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного и физического воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. 1.3. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 102 часа, количество часов в учебной неделе - 3. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора. Наюирается 3 учебные группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. 1.4. Форма обучения Ведущей формой работы является очная. 1.5. Особенности организации образовательного процесса Состав группы учащихся – 12-15 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и проветривания помещений. 1.6. Цель и задачи программы Цель программы: Вовлечение детей в мир танца и получение ими первичных хореографического искусства. знаний Задачи: Обучающие: Ознакомление с особенностями изучаемых танцев, приемами актерского мастерства и точного и выразительного исполнения движений. Формирование у учащихся танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения программного материала. Изучение движений различных видов сложности, этюдов, комбинаций, танцев. Организация постановочной и концертной деятельности. Развивающие: Развитие мотивации на творческую деятельность. Приобщение обучаемых к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса и интересов. Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики, гибкости, координации, музыкальности. Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе. Воспитательные: Формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни в обществе. Формирование художественного вкуса. Создания условий для общения. Создание дружного и крепкого коллектива. 1.7. Содержание программы Учебный план к программе «Хореография» № n/n 1 Название модуля 1 год обучения Всего Теория 102 15 Практика 87 Формы аттестации/ контроля Отчетный концерт Учебно-тематический план 1 год обучения № темы 1 2 3 4 5 Наименование темы Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов Музыкально-ритмические композиции. Этюд на заданную тему ВСЕГО: Количество часов 3 21 24 24 30 102 Содержание учебного плана 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ТЕМА № 1. Вводное занятие Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами (3 час) ТЕМА № 2. Азбука музыкального движения (21 часа) Элементы музыкальной грамоты: темп, ритм, жанр, характер, динамика, структура музыкального произведения. Динамические оттенки, характер музыки. Темп и его значение. Ритм как организующее начало в музыке. Музыкальные формы. Жанр музыки в танцевальных движениях. ТЕМА № 3. Упражнение на пластику и подвижность суставов (24 часов) Основные исходные положения рук. Позиции рук. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». ТЕМА № 4. Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов. (24 часа) Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции. ТЕМА № 5. Музыкально-ритмические композиции (30 час) Этюд на заданную тему. Вальс. Танцевальная программа. Подготовка к концертам. Репетиция перед отчетным концертом 1.8. Планируемые результаты Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Выпускник научится: -активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Выпускник получит возможность научиться: - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Регулятивные УУД: -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Познавательные УУД: -обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; -организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; -планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; -расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Коммуникативные УУД: -общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; -технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны знать: - особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); - ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; - знать понятие «музыкальный метр»; - комбинации общеразвивающих упражнений; - ритмические комбинации; К концу учебного года учащиеся должны уметь: - понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный; - эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности; - исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса, школы. Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года - 01.09.2022 Окончание учебного года - 31.08.2023 Учебные периоды 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Сроки Продолжительность с 01.09.2022 по 30.10.2022 с 07.11.2022 по 25.12.2022 с 09.01.2023 по 19.03.2023 с 27.03.2023 по 31.05.2023 8 недель 4 дня (60 календарных дней) 7 недель (49 календарных дня) 10 недель (70 календарных дней) 9 недель 3 дня (66 календарных дней) 35 недель 5 дней (250 календарных дней) итого Количество учебных дней 49 учебных дней 42 учебных дней 57 учебных дня 54 учебных дня 33 недели и 4 дня (202 учебных дней) Календарно-тематический план 1 год обучения № Раздела Содержание /урока РАЗДЕЛ 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. Урок 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. РАЗДЕЛ 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 1 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 3 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 4 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Количество часов 3 3 21 3 3 3 3 Урок 5 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 6 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 7 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях РАЗДЕЛ 3 Упражнение на пластику и подвижность суставов Урок 1 Упражнение на пластику и подвижность суставов, Т.Б. на занятиях Урок 2 Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. «Устойчивость на полупальцах». Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях РАЗДЕЛ 4 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов Урок 1 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 РАЗДЕЛ 5 Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 подвижность суставов. Т.Б. на занятиях Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. Т.Б. на занятиях «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции. Т.Б. на занятиях Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». 3 позиция. Т.Б. на занятиях Танцевальные композиции. Т.Б. на занятиях Музыкально-ритмические композиции. Этюд на заданную тему Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях Репетиция перед отчетным концертом Итоговое занятие. Отчетный концерт группы ВСЕГО 3 3 3 24 3 3 3 3 3 3 3 3 24 3 3 3 3 3 3 3 3 30 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 102 11 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации образовательной программы необходимо: музыкальная аппаратура, аудио записи; видео материалы; DVD диски (с аудио и видео материалами); DVD диски с обучающими материалами; компьютер; проектор; экран; сменная обувь; костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы). 2.4. Оценочные материалы Основной формой отчета о работе творческого объединения является участие в выставке детского технического творчества, конкурсе «Адрес детства – мой Нижний Тагил», «Волшебный каблучок», «Тинейджерлидер» районных и городских праздниках, юбилейных концертах, школьных праздниках, празднике «За честь гимназии». По результатам всех выступлений, конкурсов, учащиеся вместе с педагогами делают выводы о личном творческом росте, мастерстве каждого члена объединения, намечают пути устранения замеченных недостатков, а также отмечают удачные моменты, хорошие выступления. Во время подведения итогов за год педагоги делают оценку деятельности объединения в целом, а также обсуждают перспективы дальнейшей деятельности. Текущий контроль Текущий контроль знаний направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярного выполнения домашних занятий и иных видов самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня освоения текущего учебного материала, преследование воспитательных целей с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется регулярно (каждый урок) преподавателем, ведущим предмет, согласно расписанию занятий в течение учебных четвертей и полугодий. Результаты текущей успеваемости (оценки) фиксируются в журналах успеваемости и дневниках обучающихся. Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 12 2.4. Методические материалы Учебные и методические пособия: Специальная, методическая литература (литература по хореографии) (См. список литературы). Материалы из опыта работы педагога: Дидактические материалы (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, раздаточный материал по темам программы, памятки, инструкции и др.) Методические разработки Компьютерные презентации Конспекты открытых занятий, сценарные разработки праздников, игровых программ и т.д.; Информационно-техническое и материально-техническое обеспечение: Репетиционное помещение Звуковое оборудование: аудиотехника, видеотехника, сценическое оборудование Костюмерная Компьютерные системы Фонотека, видеотека Тематические папки («История хореографии», «Классический танец», «Хореографические профессиональные коллективы», картотека игр) 2.5. Список литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.). 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р). 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008) 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41. 13 9. Сборник программ общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением./Научный руководитель Н.М. Лаврухина./Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования, 2005. 10. Богданов Г. Урок Русского народного танца. - М., 1995. 11. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. - М., 1959. 12. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. - М., 1984. 13. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - СПб, 1996. 14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004. 15. Гусев Г.П. Этюды. - М., 2004. 16. Звездочкин В.А. Классический танец. - М., 2003. 17. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004. 18. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - М., 1989. Никитин В.Ю. Модерн-джаз. - М., 2005.