Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Хореография_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНО
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.09.20
15:20:31 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХОРЕОГРАФИЯ»

Возраст обучающихся: 7 - 18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Журавлева Александра Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ХОРЕОГРАФИЯ»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Обусловлена тем, что в настоящее время,
особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому
образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Получение общего эстетического,
морального и физического развития. Среди множества форм художественного
воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Также в настоящее время в развитии детей стоит остро проблема гиподинамии
(недостаток движения), что способствует возникновению заболеваний в сфере
скелетно-мышечного
аппарата. Синкретичность танцевального искусства
подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия
хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта, формируют правильную осанку, прививают основы
этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об
актерском мастерстве.
Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение
и даются детям в игровой форме и адаптированы для младших школьников.
Отличительной особенностью является активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса – значительная часть
практических занятий.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи
обучения и развития; принцип
взаимосвязи эстетического воспитания с
хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию
творческой активности детей, дает
детям возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает
становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности,
трудолюбия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы хореографии» составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ.

2. Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018. N196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от
30.09.2020. №533 "О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№196").
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России
18 декабря 2020 г. N61573).
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О
направлении
информации
«Методические
рекомендаций
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)».
5. Устава
Муниципального
автономного
учреждения МАОУ Гимназия №86.

общеобразовательного

Основными задачами программы являются:
 Разучить простые комбинации классического экзерсиса.
 Развивать хореографические данные учащихся.
 Изучить основные точки ориентиров в хореографическом классе
 Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию
опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия.
 Содействовать формированию нравственно - коммуникативных качеств
личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного
поведения.
1.2.Адресат программы
Данная программа предназначена для занятий с детьми, имеющими
склонность к танцевальной деятельности. В группы принимаются все желающие
заниматься дети в возрасте от 6-18 лет. Наполняемость групп составляет от 12 до
15 человек. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного и физического воспитания личности ребёнка,

социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа
строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических
особенностей детей подросткового возраста.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 102 часа, количество часов в учебной неделе - 3. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. Наюирается 3
учебные группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, с перерывом 10-15
мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней
задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 12-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей». После каждого
часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и
проветривания помещений.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы:
Вовлечение детей в мир танца и получение ими первичных
хореографического искусства.

знаний

Задачи:
Обучающие:
 Ознакомление с особенностями изучаемых танцев, приемами актерского
мастерства и точного и выразительного исполнения движений.
 Формирование у учащихся танцевальных знаний, умений, навыков на
основе овладения программного материала.
 Изучение движений различных видов сложности, этюдов, комбинаций,
танцев.

 Организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
 Развитие мотивации на творческую деятельность.
 Приобщение обучаемых к искусству хореографии, развитие их
художественного вкуса и интересов.
 Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики,
гибкости, координации, музыкальности.
 Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные:





Формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни в обществе.
Формирование художественного вкуса.
Создания условий для общения.
Создание дружного и крепкого коллектива.
1.7. Содержание программы
Учебный план к программе «Хореография»

№
n/n
1

Название модуля
1 год обучения

Всего Теория
102

15

Практика
87

Формы аттестации/
контроля
Отчетный концерт

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ темы

1
2
3
4
5

Наименование темы
Вводное занятие. Перспективы и требования к
обучению. Техника безопасности на занятиях
танцами.
Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов
Танцевальные рисунки, элементы танцев.
Упражнение на пластику и подвижность суставов
Музыкально-ритмические композиции. Этюд на
заданную тему
ВСЕГО:

Количество
часов
3
21
24
24
30
102

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА № 1. Вводное занятие Перспективы и требования к обучению.
Техника безопасности на занятиях танцами (3 час)
ТЕМА № 2. Азбука музыкального движения (21 часа)
Элементы музыкальной грамоты: темп, ритм, жанр, характер, динамика,
структура музыкального произведения. Динамические оттенки, характер музыки.
Темп и его значение. Ритм как организующее начало в музыке. Музыкальные
формы. Жанр музыки в танцевальных движениях.
ТЕМА № 3. Упражнение на пластику и подвижность суставов (24 часов)
Основные исходные положения рук. Позиции рук. Упражнения «Змейка»,
«Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга.
Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и
шаг с подскоком. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения
«Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки».
ТЕМА № 4. Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на
пластику и подвижность суставов. (24 часа)
Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения.
Перестроения из одного круга на два и наоборот. Круг внутри круга. Подскоки
вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с
подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному.
«Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка»,
«Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции.
ТЕМА № 5. Музыкально-ритмические композиции (30 час)
Этюд на заданную тему. Вальс. Танцевальная программа. Подготовка к
концертам. Репетиция перед отчетным концертом
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Выпускник научится:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
Выпускник получит возможность научиться:
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Регулятивные УУД:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
Познавательные УУД:
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
-расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на
развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
Коммуникативные УУД:
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- ассоциативные связи между художественными образами в танце и других
видов искусства;
- знать понятие «музыкальный метр»;
- комбинации общеразвивающих упражнений;
- ритмические комбинации;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические,
эпические, драматические образы в танце; определять по характерным

признакам
хореографических
композиций
к
соответствующему
танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный,
эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых
танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о
средствах танцевальной выразительности;
- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных
выступлениях класса, школы.
Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2022
Окончание учебного года - 31.08.2023
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки

Продолжительность

с 01.09.2022 по
30.10.2022
с 07.11.2022 по
25.12.2022
с 09.01.2023 по
19.03.2023
с 27.03.2023 по
31.05.2023

8 недель 4 дня (60
календарных дней)
7 недель (49 календарных
дня)
10 недель (70 календарных
дней)
9 недель 3 дня (66
календарных дней)
35 недель 5 дней (250
календарных дней)

итого

Количество
учебных дней
49 учебных дней
42 учебных дней
57 учебных дня
54 учебных дня
33 недели и 4 дня
(202 учебных дней)

Календарно-тематический план
1 год обучения

№ Раздела
Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению.
Техника безопасности на занятиях танцами.
Урок 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника
безопасности на занятиях танцами.
РАЗДЕЛ 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 1 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 3 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 4 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях

Количество
часов
3
3
21
3
3
3
3

Урок 5 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 6 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
Урок 7 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях
РАЗДЕЛ 3 Упражнение на пластику и подвижность суставов
Урок 1 Упражнение на пластику и подвижность суставов, Т.Б. на занятиях
Урок 2 Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные
Урок 3
Урок 4

Урок 5

Урок 6
Урок 7
Урок 8

положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные
положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка»,
«Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри
круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с
проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка»,
«Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри
круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с
проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. «Устойчивость на
полупальцах». Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты.
Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница»,
«Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях
Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты.
Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница»,
«Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях

РАЗДЕЛ 4 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на
пластику и подвижность суставов
Урок 1 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8

РАЗДЕЛ 5
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10

подвижность суставов. Т.Б. на занятиях
Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения.
Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях
Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на
одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп
прямой в паре и по одному. Т.Б. на занятиях
«Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка»,
«Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции. Т.Б. на занятиях
Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения.
Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях
Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на
одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп
прямой в паре и по одному.
«Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка»,
«Гармошечка», «Елочка». 3 позиция. Т.Б. на занятиях
Танцевальные композиции. Т.Б. на занятиях

Музыкально-ритмические композиции. Этюд на заданную тему
Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях
Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях
Репетиция перед отчетным концертом
Итоговое занятие. Отчетный концерт группы

ВСЕГО

3
3
3
24
3
3
3
3

3

3
3
3
24
3
3
3
3
3
3
3
3
30
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
102

11

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательной программы необходимо:
 музыкальная аппаратура, аудио записи;
 видео материалы;
 DVD диски (с аудио и видео материалами);
 DVD диски с обучающими материалами;
 компьютер;
 проектор;
 экран;
 сменная обувь;
 костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).
2.4. Оценочные материалы
Основной формой отчета о работе творческого объединения является
участие в выставке детского технического творчества, конкурсе «Адрес
детства – мой Нижний Тагил», «Волшебный каблучок», «Тинейджерлидер» районных и городских праздниках, юбилейных концертах,
школьных праздниках, празднике «За честь гимназии». По результатам всех
выступлений, конкурсов, учащиеся вместе с педагогами делают выводы о
личном творческом росте, мастерстве каждого члена объединения,
намечают пути устранения замеченных недостатков, а также отмечают
удачные моменты, хорошие выступления. Во время подведения итогов за
год педагоги делают оценку деятельности объединения в целом, а также
обсуждают перспективы дальнейшей деятельности.
Текущий контроль
Текущий контроль знаний направлен на поддержание учебной
дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,
организацию регулярного выполнения домашних занятий и иных видов
самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня освоения
текущего учебного материала, преследование воспитательных целей с
учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль знаний
обучающихся осуществляется регулярно (каждый урок) преподавателем,
ведущим предмет, согласно расписанию занятий в течение учебных
четвертей и полугодий. Результаты текущей успеваемости (оценки)
фиксируются в журналах успеваемости и дневниках обучающихся. Формы
текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом
контингента обучающихся, содержания учебного материала и
используемых им образовательных технологий.

12

2.4. Методические материалы
Учебные и методические пособия:
Специальная, методическая литература (литература по хореографии) (См. список
литературы).
Материалы из опыта работы педагога:
 Дидактические материалы (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии,
рисунки, раздаточный материал по темам программы, памятки, инструкции
и др.)
 Методические разработки
 Компьютерные презентации
 Конспекты открытых занятий, сценарные разработки праздников, игровых
программ и т.д.;
Информационно-техническое и материально-техническое обеспечение:
 Репетиционное помещение
 Звуковое оборудование: аудиотехника, видеотехника, сценическое
оборудование Костюмерная
 Компьютерные системы
 Фонотека, видеотека
 Тематические папки («История хореографии», «Классический танец»,
 «Хореографические профессиональные коллективы», картотека игр)
2.5. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.

13

9. Сборник программ общеобразовательных школ (классов) с хореографическим
направлением./Научный руководитель Н.М. Лаврухина./Под ред. О.А.
Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования, 2005.
10. Богданов Г. Урок Русского народного танца. - М., 1995.
11. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. - М., 1959.
12. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. - М., 1984.
13. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - СПб, 1996.
14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения
и комбинации на середине зала. - М., 2004.
15. Гусев Г.П. Этюды. - М., 2004.
16. Звездочкин В.А. Классический танец. - М., 2003.
17. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.
18. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - М., 1989.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз. - М., 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».