Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности_Журналистика_2023-2024

МУНИЦИПАЛЬН Подписано
цифровой подписью:
ОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2023.06.27
ГИМНАЗИЯ № 86 14:12:18 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_01_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Журналистика»
Возраст обучающихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кононов Леонид Валерьевич

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Журналистика»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание
учебного плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка

Направленность программы – культурологическая
Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика»
связана с решением таких задач общеобразовательного учреждения, как
социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация и
социализация, личностное становление учащихся. Телепрограмма, газета
выпускаемые учащимися, дают им возможность реализоваться в интересном
деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в
систему новых отношений, помогающую выявить свои способности,
профессиональные качества, определиться в мире профессий. Программа
дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то,
чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов, редакторов,
интервьюеров и других профессий мира масс-медиа. Занятия направлены на
развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и
свободное самовыражение, способствуют экспериментальному поиску,
развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и
чётко, реализации потребности в коллективном творчестве.
Программа
«Журналистика в школе» рассчитана на учащихся 8-11 классов,
заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими
навыками работы. Она поможет выпускникам стать конкурентоспособными на
рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность,
имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро
адаптироваться в изменяющемся социуме.
Основными задачами программы являются:
 Ознакомление с газетными и телевизионными жанрами;
 ознакомление с техникой видео- и фотосъемки;
 развитие умения писать телевизионные и газетные тексты;
 развитие
умения излагать
мысли
в
четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что ребенок может
начать обучение с любой ступени.
1.2. Адресат программы

.
Программа «Журналистика» рассчитана на учащихся 6-9 классов,
заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими
навыками работы. Она поможет выпускникам стать конкурентоспособными на
рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность,
имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро
адаптироваться в изменяющемся социуме.
1.3. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 272 часа. В учебные группы принимаются все желающие,
без специального отбора. При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к проведению занятий с обучающимися.
Занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 занятия по 3 часа, одно занятие 2 часа с
перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы
и решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Формы обучения: беседа, практическая работа.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы школьников – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" После каждого часа занятий устанавливается перерыв 10-15 минут
для отдыха учащихся и проветривания помещений.
1.6. Цель и задачи программы

Цель: Развитие умения учащихся искать информацию, интересно писать,
логически излагать свои мысли.
Задачи:
Образовательные
 научить основным приемам создания телевизионных и газетных
материалов;
 изучить основы репортажной фотосъемки и создания визуального
ряда телевизионной программы
 овладеть
практическими навыками работы с источниками
информации;
 по практический опыт проведения интервью и работы в качестве
ведущего телепрограммы.
Развивающие
 развитие творческих способностей, индивидуального мышления,
интересов, склонностей обучающегося и на этой основе формирование
профессиональной направленности;
 расширение общего кругозора;
Воспитательные
 пробуждение интереса к СМИ и формирование осознанного
отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
 формирование
потребности
в
постоянном
повышении
информированности.
1.7. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ разделы
1.
2.

Телевидение
газета
Итого:

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
232
40
272 ч.

75
18
24 ч.

157
22
78 ч.

Содержание учебного плана
Тема 1. Телевидение
Теория: Введение в тележурналистику. Работа съемочной группы. Интервью.
Представление о работе в кадре. Работа с видеорядом. Этические нормы
репортажной съемки. Информационная программа. Подготовка репортажа.
Роль СМИ в обществе. Закон о СМИ. Репутация журналиста. Похожие
профессии: PR, СММ, копирайт, блог. Информационные войны, черный PR.
Пропаганда. Репортаж без закадрового текста. Драматургия сюжета. Репортаж
без навязывания точки зрения автора. Сценарный план. Биографии известных
журналистов. Посты в соцсетях. Репортаж и блог. Свобода слова. Настройки
камеры. Композиция кадра. Монтаж телесюжета.
Практика: Интервью для репортажа. Репортер в кадре. Организация съемок в
студии. Редактура репортажей. Подготовка репортажей. Интервью в студии.

Анализ информационных текстов на достоверность. Скрытая съемка.
Подготовка репортажа нейтрального, пропагандистского. Убеждение человека
дать интервью, выуживание информации. Видеосъемка. Звук. Свет. Правило
восьмерки. Написание постов для соцсетей. Пробы ведущих. Теледебаты.
Модерирование дискуссии.
Тема 2. Газета
Теория: Введение в газетную журналистику. История печатной прессы.
Жесткая новость. Мягкая новость. Репортаж. Заметка. Отличия телевизионного
и газетного текста. Лид. Заголовок.
Практика: Подготовка газетных материалов. Фотосъемка. Работа со вспышкой.
Опрос. Организация информагентства.
1.8. Планируемые результаты
В процессе реализации программы «Журналистика»
планируется достижение результатов.
Обучающиеся будут знать:
 виды СМИ, основные жанры
 представление о поиске информации, ее подаче
 этические нормы
Обучающиеся будут уметь:
 брать интервью
 искать информацию
 писать информационные тексты
 озвучивать телерепортажи
 Говорить в кадре
Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024

Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 01.09.2023 по
31.10.2023
с 08.11.2023 по
30.12.2023
с 10.01.2024 по
20.03.2024
с 28.03.2024 по
27.05.2024
итого

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
№
заня Наименование раздела, темы
тия
Раздел 1. Телевидение.
1.
Введение в тележурналистику
2.
Профессия – репортер. Работа съемочной группы.
3.
Интервью для репортажа. Практика.
4.
Репортер в кадре. Стендап.
5.
Интервью для репортажа. Практика.
6.
Учимся не бояться камеры.
7.
Визуальный ряд репортажа. Правила монтажа
8.
Учимся не бояться камеры. Практика.
9.
Этические нормы репортажной съемки.
10.
Организация съемок в студии. Практика.
11.
Телевизионное интервью. Практика.
13.
Информационная программа.
14.
Телевизионное интервью практика
15.
Работа редакции
16.
Телевизионное интервью. Практика
17.
Редактура репортерских материалов
18.
Подготовка репортажа. Теория
19.
Организация съемок в студии практика
20.
Подготовка репортажа. Практика.
21.
Роль СМИ в обществе.
22.
Закон о СМИ
23.
Подготовка репортажа практика.
24.
Телевизионное интервью. Практика
25.
Имидж. Репутация журналиста.
26.
Интернет и телевидение
27.
Ютьюб.
28.
Похожие профессии. PR, СММ, копирайт, блог.
29.
Информационные войны, пропаганда, манипулирование,
черный PR.
30.
Анализ информационных материалов на достоверность.
31.
Учимся не бояться камеры. Практика.
32.
Подготовка информационного репортажа. Практика.
33.
Съемка интервью случайных людей.
34.
Профессия – репортер. Знаменитые журналисты.
35.
Подготовка телерепортажа. Практика.
36.
Нестандартные ситуации на съемке.
37.
Съемка интервью случайных людей.
38.
Особенности телевизионного текста. Пиши, сокращай.
39.
Пропагандистский репортаж. Практика.
40.
Репортаж без закадрового текста.

Количеств
о часов
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Подготовка репортажа. Практика.
Манипулирование фактами в репортаже.
Анализ
новостного
выпуска
на
пропаганду и
манипулирование.
Подготовка телерепортажа. Практика.
Телевизионное интервью. Практика.
Скрытая реклама.
Посты в соцсетях. Теория и практика.
Убеждаем человека дать интервью. Выуживаем
информацию.
Приемы работы известных журналистов.
Прямое включение.
Подготовка телерепортажа. Практика.
Рассказчик новостей
Особенности телевизионного текста. Пиши, сокращай.
Прямое включение.
Убеждаем
человека
дать
интервью.
Выуживаем
информацию.
Этические вопросы журналистики.
Пробы ведущих. Практика.
Герой и его история.
Подготовка репортажа. Практика.
Съемка в студии. Практика.
Скрытая съемка.
Репортаж и блог. Сходства и различия.
Подготовка репортажа. Практика.
Подводка ведущего к репортажу
Пробы ведущих. Практика.
Драматургия сюжета.
Сценарный план.
Теледебаты. Роль модератора в дискуссии.
Репортаж, формирующий негативное отношение к герою.
Организация съемок в студии. Практика.
Как сделать репортаж более динамичным.
Рассказчик новостей. Практика ведущего.
Самые распространенные ошибки интервьюеров.
Подготовка телевизионного репортажа. Практика.
Телевизионное интервью. Практика.
Биографии известных журналистов.
Репортаж без навязывания зрителю позиции редакции,
автора.
Стендапы в стиле разных журналистов.
Как не бояться камеры. Практика.
Редактируем закадровые тексты.
Сторис в Инстаграм.
Редактура телевизионного текста. Пиши, сокращай.

3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2

83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

Подготовка телерепортажа практика.
Подготовка телевизионного интервью. Практика.
Свобода слова. Достоинства и недостатки.
Настройки камеры. Композиция кадра.
Планы, кадры, монтажные фразы.
Съемка интервью. Правило восьмерки.
Практика видеосъемки. Звук. Свет.
Оператор на съемке. Постановка задачи, видеоряд, съемка
стендапа.
Распространенные ошибки начинающих операторов.
Раздел 2. Газета

Введение в газетную журналистику. История печатной
прессы.
2.
Новости. Классическая пирамида. Работа с источником
информации.
3.
Жесткая новость.
4.
Мягкая новость.
5.
Репортаж.
6.
Заметка.
7.
Отличия газетного и телевизионного текста.
8.
Лид.
9.
Заголовок.
10.
Настройки фотоаппарата. Композиция кадра.
11.
Репортажная фотосъемка.
12.
Работа со вспышкой.
13.
Газетное интервью.
14.
Опрос.
15.
Информационное агентство.
ВСЕГО за учебный год:
1.

3
3
2
3
3
2
3
3
2

3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
272

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
 компьютер, 5 шт.;
 сеть Интернет;
 видео-, фотокамера.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме практической работы по созданию
телевизионных и газетных маериалов, постов для соцсетей.
Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в
соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы.

По итогам аттестации определяется уровень освоения программы.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде защиты проекта по заданной теме.
Минимальное количество баллов для получения зачета – 2 балла.
Критерии оценки:
– подготовка телерепортажа, размещение на видеохостинге,
– подготовка газетной заметки,
– проба ведущего информационной программы,
- креативность в выполнении творческих заданий.
Каждый критерий оценивается в 1 балл.
Текущий контроль
Освоение
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
сопровождается
текущим
контролем
успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это
систематическая проверка образовательных достижений обучающихся,
проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в
соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой. В рамках текущего контроля после освоения каждого
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Журналистика в школе»
используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное
культурологическое образование. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:
 познавать окружающий мир (когнитивные);
 создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
 организовывать образовательный процесс (оргдеятельностные).
Использование
совокупности
методов,
представленных
в
данной
классификации,
позволяет
наиболее
точно
охарактеризовать
(проанализировать) образовательный процесс и, при необходимости,
корректировать его в соответствии с поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира
- это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы
сравнения, анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью
использования данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о

каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых
вопросов: Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей
добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с
получением заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и
другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и
конструируют новые знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для инженера-робототехника.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений
из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание
обучающимися личного образовательного продукта – совершенного робота,
путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения
проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы
своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят

количественный и качественный характер, отражают полноту достижения
обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
5.
СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
6.
Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 26.04.2016 г.).
7. Ильяхов М.О. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст. / Сарычева Л.
– М. : Альпина Паблишер, 2018 – 440 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».