Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Театр_2023-2024

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
МУНИЦИПАЛЬН Подписано
цифровой подписью:
ОЕ
Гимназия № 86
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2023.06.30
12:45:22 +05'00'

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_1_» _____06______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТР»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Янышева Елена Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2023 год

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театр»

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Актуальность программы. Современное общество требует от человека
основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности –
эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в
условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к
(само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из
востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной
деятельностью.
Программа курса «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение
индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом
развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. Важно
понимать, что именно творческое развитие личности школьника поможет ребенку
справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном
театре помогут ребенку как младших классов, так и учащимся средних и старших
классов сформировать основы, необходимые для комфортного существования:
усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат, Театральное
искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности
нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе,
отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и
слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать
оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром
художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и
искусство общения. Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми
начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений
под возрастную категорию школьников, контролю над правильным выполнением
упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. Создание творческой
рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя
комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения
обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:
■ не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам
пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим
приходом остальных школьников и педагога;
■ с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную
тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все
основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
■ налаживание творческой дисциплины.

Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу
междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по
принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном
общей системы обучения. Порядок прохождения элементов актерской техники
следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету,
месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят
быть неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с
другом. В этом актерская игра схожа с поведением детей. Занятия театральной
деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к
состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный
интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия
для успешной социализации личности. Важно получать удовольствие от
творческого процесса, чтобы на занятиях было интересно, тогда придет и
личностное развитие, и творческий рост ребёнка.
1.2.Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 3-10 классов. Особое
значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации, им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной
активности и творческой самореализации учащихся. Программа строится на
основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей
детей разного школьного возраста.
1.3. Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения
составляет 102 часа, количество часов в учебной неделе - 3. Для каждой из трех
групп. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические
требования к проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 3раза в
неделю по 1 часу. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и
решаемых в ней задач.
1.4. Форма обучения
Ведущей формой работы является очная. Занятия строятся на основе практической
работы.
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами
СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации дополнительного образования детей». После каждого часа занятий
устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и проветривания
помещений.
1.6. Цель и задачи программы
Цель: Развитие мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности,
инициативности и творческой активности младших школьников и подростков
посредством соединения процесса обучения учащихся с их творческой практикой.
Задачи:
Образовательные задачи:

Познакомить учащихся с основами драматургии и режиссуры.

Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности
и научить применять их на сцене.

Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.
Развивающие задачи:

Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические
качества личности школьника.

Развивать творческое воображение.

Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.

Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости
художественный вымысел


на

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу
своих товарищей;

Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной
земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;

Воспитывать
дисциплинированность,
собранность,
настойчивость,
работоспособность, смелость, волю;
1.7. Содержание программы
Программа состоит из 6 блоков:
- Вводное занятие
- Сценическая речь
- Основы актерского мастерства
- Сценическое движение
- Работа над ролью
- Выступления
Учебный план к программе «Театр»
№ Название модуля
n/
n
1 1 год обучения

Всег
о

Теория

Практик Формы аттестации/
а
контроля

102

15

87

Премьера спектакля

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.

Темы
Вводное занятие.
Сценическая речь
Основы актерского мастерства
Сценическое движение
Работа над ролью

Количество часов
Всего
Теория
3
1
11
4
11
4
11
2
63
3

Практика
2
7
7
9
60

6.

Премьера спектакля
Итого:

3
102 ч.

0
13 ч.

3
87 ч.

Содержание учебного плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (3ч.)
Теория: Знакомство с планами на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Творческие игры на сплочение, развитие доверия.

2. Сценическая речь(11 ч.)
Теория: Орфоэпия. Дыхание. Дикция, скороговорки. Логическое ударение.
Логические паузы, знаки препинания. Словесное действие. Диапазон, гибкость и
звучность голоса. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче,
раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая передача
мыслей автора путем расстановки логических пауз (чтение текста на речевые
звенья) и ударений. Интонирование знаков препинания. Представление (видение)
изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение
подстрочных пауз.
Практика: Воплощение произведения в звучащем слове. Поговорки, пословицы.
Считалки, загадки. Потешки, прибаутки. Стихи. Проза.

3. Основы актерского мастерства(11ч.)
Теория: Сценическое внимание. Развитие воображения, фантазии. Органичность.
Актерская смелость. Сценическое взаимодействие.
Практика: Игры. Этюды. Действия без предметов.

4. Сценическое движение(11ч.)
Теория: Ритмика. Основы хореографии.
Практика: Упражнения на внимание, память, контроль за движениями.
Целенаправленные физические действия на сцене (конкретность, экономичность,
точность и освобождение мышц). Поклоны и реверанс XVIII века. Пластические
этюды. Игры.

5. Работа над ролью(63ч.)
Теория: Основные принципы работы над ролью по работам К.С. Станиславского.
Практика: Работа над литературой, инсценировки. Работа над воплощением
ролей в создаваемых спектаклях творческого коллектива.

6. Премьера спектакля (3ч.)
Практика: Показ спектакля зрителям
педагогом(работа над ошибками).
1.8. Планируемые результаты
Личностные результаты

и

последующее

обсуждение

с

У
обучающихся
будут
сформированы
•
навыки
освоения
общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия;
•
основы
социальнокритического мышления, ориентация
в
особенностях
социальных
отношений и взаимодействий,
•
знание основных принципов и
правил отношения к природе; знание
основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий;
•
устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного мотива;
•
готовность
к
выбору
профильного образования.

Обучающийся
получит
возможность для формирования
• своих творческих возможностей в
развитии
интеллектуальных
и
моральных
качеств
личности,
имеющих огромное значение в
процессе
формирование
практических
изобразительных
навыков и умений.
• познавательных мотивов с широким
привлечением жизненного опыта
детей,
живых
примеров
из
окружающей действительности на
основе наблюдений и изучения
окружающей реальности, стремление
к
отражению
действительности,
своего отношения к ней.
•
чувства
прекрасного
и
эстетического чувства на основе
знакомства
с
мировой
и
художественной
культурой,
позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества
Среднего
Урала
и
взаимосвязь с культурой России,
других стран мира, представление о
прекрасном
и
безобразном,
возвышенном
и
низменном
в
реальной жизни и искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к чужому
труду
и
результатам
труда,
культурному наследию.

Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся

Обучающиеся
возможность научиться

получат

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:

•
самостоятельно
контролировать
своѐ
время
и
управлять им;
•
принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
•
осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
•
адекватно и самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;


планировать
совместно
с
педагогом
свои
действия
в
соответствии
с поставленной задачей;

принимать
и
сохранять
учебную задачу;

осуществлять
итоговый
и
пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат
действия;

адекватно
воспринимать
словесную оценку педагога;

вносить
необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.

в сотрудничестве с педагогом
ставить новые учебные задачи.

Познавательные учебные действия: Познавательные учебные действия:
•
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
•
осуществлять
расширенный
поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
•
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
•
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинноследственные связи;


осуществлять поиск и выделять
конкретную информацию с помощью
педагога;

строить речевые высказывания
в устной форме;

оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения;

включаться
в
творческую
деятельность
под
руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять практические навыки и
умения в театральном творчестве,
развивать художественный вкус как
способность
чувствовать
и
воспринимать многообразие видов и
жанров
искусства,
развивать
художественный
вкус
как
способность
чувствовать
и

воспринимать многообразие видов и
жанров искусства.

Коммуникативные
учебные действия:

Коммуникативные
учебные
универсальные учебные действия:

•
учитывать и координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
•
учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
•
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
•
продуктивно
разрешать
конфликты на основе учѐта интересов
и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;

универсальные


формулировать
собственное
мнение и позицию;

задавать вопросы;

допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой деятельности.

сотрудничать
и
оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
формулировать собственное мнение и
позицию;

задавать вопросы;

допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
трудовой, творческой деятельности.

сотрудничать
и
оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослым.

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2023
Окончание учебного года - 31.08.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого

Сроки
с 01.09.2023
31.10.2023
с 08.11.2023
30.12.2023
с 10.01.2024
20.03.2024
с 28.03.2024
27.05.2024

по
по
по
по

Продолжительность
8 недель5 дней (61
календарный день)
7 недель 4 дня (53
календарных дня)
10 недель (70
календарных дней)
8 недель5 дней (61
календарный день)
35 недель (245 календарных
дней)

Количество
учебных дней
50 учебных дней
46 учебных дней
58 учебных дней
50 учебных дней
34 недели (204
учебных дня)

Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Тема
п/п
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История
театра. Творческие игры на сплочение.
2
О сценической речи и актерском мастерстве.
3
Игры на внимание и воображение.
4
Сценическое движение. Творческие игры.
5
Основы актерского мастерства. Круги внимания, наблюдения.
Творческие игры.
6
Сценическая речь. Внутренняя и внешняя техника актера
(психотехника). Творческие игры.
7
Сценическая речь. Внутренняя и внешняя техника актера
(психотехника). Творческие игры.
8
Сценическая речь. Тренинг творческой психотехники.
9
Тренинг. Этюды на наблюдение и воображение. Творческие игры.
10 Тренинг (Развитие артистической смелости и элементов
характерности). Этюды.
11 Сценическая речь. Основы художественного чтения. Упражнения
на дыхание. Творческие игры.
12 Тренинг. Импровизация. Творческие игры. Упражнения на
достижение мышечной свободы.
13 Сценическая речь. Передача мыслей автора. Упражнения на
дыхание.
14 Сценическая речь. Упражнения на внимание. Этюды.
15 Тренинг. Упражнения на развитие эмоциональной памяти. Этюды.
16 Тренинг. Упражнения на память физических действий. Этюды
17 Сценическая речь. Этюды на ПФД.
18 Сценическая речь. Этюды на ПФД. Показ работ.
19 Сценическая речь (дыхание). Сценическое движение пространственные упражнения.
20 Актерское мастерство.
Характер музыки - характер движения – образ.
21 Сценическое движение: контрастная музыка, танцевальные шаги в
образах. Творческие игры.
22 Актерское мастерство. Взаимодействие с партнером. Разыгрывание
народных сказок (Репка, Колобок…). Импровизация.
23 Актерское мастерство. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Игры

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

на взаимодействие с партнером. Сцен. речь.- скороговорки.
Творческие игры.
Сцен. речь. Основы художественного чтения, дикция, акценты,
передача мыслей автора.
Сцен.речь. Стихи. Творческие игры.
Тренинг. Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Этюды.
Актерское мастерство. Клоунада. Работа над ролью.
Актерское мастерство. Клоунада. Работа над ролью.
Актерское мастерство. Работа над ролью.
Актерское мастерство. Игры
Многообразие выразительных средств в театре.
Кукольный театр. Работа над ролью.
Кукольный театр. Работа над ролью.
Актерское мастерство. Атмосфера, обстоятельства. Показ работ.
Тренинг. Артикуляционная гимнастика. Игры.
Актерское мастерство. Животные. Сцен. речь. Дыхание. Движение пластические этюды.
Основы пантомимы. Игры.
Тренинг. Упражнения на внимание, на воображение. Животные.
Сцен. речь. Орфоэпия. Артикуляция. Гимнастика. Дыхание.
Животные. Показ работ.
Сценич. движение: пространственные, музыкальные упражнения,
темп, музыкальные размеры, контрастная музыка. Творческие
игры.
Тренинг. Темпо-ритм. Движение - слово, движение - песня.
Сцен.речь - скороговорки.
Сцен.речь. Выразительность, эмоциональность. Работа над ролью.
Тренинг. Работа над ролью. Репетиции спектакля.
Тренинг. Работа над ролью. Репетиции спектакля.
Тренинг. Работа над ролью. Репетиции спектакля.
Тренинг. Сцен. движение: упр. на координацию, на раскрепощение.
Исторические поклоны.
Тренинг. Работа над ролью. Характерность.
Тренинг. Работа над ролью. Этюды на ПФД.
Сюжетные этюды. Работа над ролью. Генеральные репетиции
Тренинг. Работа над ролью. Генеральные репетиции.
Премьера спектакля и обсуждение проделанной работы.
ИТОГО

2.2. Условия реализации программы

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
102

Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:

компьютер, 1 шт.;

сеть Интернет;

прожектора локального света (2шт.)
Костюмы, реквизит

необходимые для постановки отчетного спектакля
Оборудование зала для занятий:

стулья ученические, 16 шт.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10 по
30 мая. Аттестация проводится в форме показа отчетного спектакля. Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в
соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По
итогам аттестации определяется уровень освоения программы (зачет/незачет) и в
журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся
результаты по каждому этапу (году) обучения.
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Периодичность выявления, фиксации и предъявления результатов обучения:
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения
способностей.
Формы контроля:
 педагогическое наблюдение;
 выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально. Данные педагог
заносит в информационную карту.
Критерии оценки:
1 балл - нестабильное, неубедительное воплощение художественного образа.
Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность
сценического движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при
исполнении роли.
2 балла - достаточно убедительное воплощение художественного образа.
Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой

речи. Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие
авторского замысла при исполнении роли.
3 балла - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения
техникой речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное
раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного
года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и
развития личностных качеств учащихся.
Формы контроля:
 педагогическое наблюдение;
 опрос;
 беседа;
 практическое занятие;
 просмотр работ;
 репетиции
 выступление.
Формы фиксации: данные педагог заносит в информационную карту.
Промежуточная аттестация предусмотрена два раза в год (декабрь, май) с
целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки
процесса обучения.
Формы контроля:
 опрос;
 беседа;
 практическое задание (работа над литературным произведением)
 просмотр индивидуальных творческих работ (басня, стихотворение, проза,
этюд)
 выступление.
Критерии, по которым оценивается выступления выделяются:
1.
2.
3.
4.

память;
артистичность, выразительность, эмоциональность;
музыкальность;
техника исполнения номера.

 анализ участия коллектива и каждого обучающегося в концертах, праздниках,
фестивалях. Диагностика
уровня
личностного
развития
учащихся

проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать,
умение выделить главное, умение планировать, умение ставить задачи,
самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация.
Итоги промежуточной аттестации педагог заносит в «Карту учета
творческих достижений» и в информационную карту, используя следующую
шкалу:
Критерии оценки:
1 балл - нестабильное, неубедительное воплощение художественного образа.
Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность
сценического движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при
исполнении роли.
2 балла - достаточно убедительное воплощение художественного образа.
Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой
речи. Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие
авторского замысла при исполнении роли.
3 балла - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения
техникой речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное
раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формы
контроля:
 анализ участия каждого учащегося в творческих мероприятиях школы и
конкурсах;
 итоговый спектакль (является завершением курса обучения, призван
показать достижения детей за год).
В течение учебного года между воспитанниками проводятся различные
конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и
умения по пройденным темам. В рамках школы проходят тематические концерты.
Критерии оценки результативности обучения:
Низкий уровень – воспитанник умеет правильно повторить материал. Но
недостаточно овладел техникой речи, сценическим мастерством.
Средний уровень – воспитанник знает и понимает правила техники речи, получил
и освоил навыки актёрского и сценического мастерства, понимает задачи
литературно-музыкальной композиции, может применить знания их на
практике, но иногда путается и обращается за помощью.

Высокий уровень - ребенок знает и понимает поставленные творческие задачи
педагога, все задания способен выполнит, помогает другим и активно выступает в
школьных мероприятиях.
Формы фиксации результатов
заносит в диагностическую карту.

итоговой

диагностики:

данные

педагог

Методические материалы
Практики, технологии и методы проведения занятий
 Информационно-коммуникационные технологии;
 Технологии дистанционного и электронного обучения;
 Групповые и индивидуальные методы обучения с описанием применения
в процессе реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач
программы;
 Словесные методы: объяснения, рассказ, замечание, указания;
 Наглядные методы: показ упражнений, пособий;
 Информационно-развивающие (рассказы, беседы, мастер-классы);
 Практические (освоение умений и навыков по принципу «делай как я»);
 Проблемно-поисковые
(учащиеся
самостоятельно
ищут
решение
поставленных перед ними задач);
 Творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых
программах);
 Методы контроля и самоконтроля (самоанализ).
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Беседы, лекции, игры, практические занятия, создание творческих работ,
участие в районных, городских и Всероссийских конкурсах.
Дидактические материалы
 Литература по темам занятий;
 Наглядные пособия по темам (видеоролик «Культура зрителя» для раздела
«Театральные игры», видеоролики «Я-театрал» для раздела «Музыкальное
развитие»);
 Подборка

дидактических и диагностических материалов (Картотека со
скороговорками для раздела «Культура и техника речи», Таблица с
символами-подсказками для проведения самостоятельной разминки в разделе
«Культура и техника речи», игры «идём в театр», «о чём рассказала театральная
программа» для раздела «Театральные игры», игры «Муравьи», «кактус и
ива», «пальма» для раздела «Ритмопластика»).

2.6. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года».
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р).
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008)
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41.
Список литературы для педагога:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок:
5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.
– СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной
формой
хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста
5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176
с.
6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс.

– М.: Баласс, 2004. – 48 с.
8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб.
Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.
– 256 с.
10. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
11. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,
Речь, 2006. – 208 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. –
168 с.
14. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с
англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
16. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
17. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ
( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.
Ладыженская. -М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. –
160 с.
19. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. –
576 с.
20. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое
пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар
для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ
( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
23. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских
и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая
программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. – 144 с.
26. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС.- 2000. – 144с.
28. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

29. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003.
30. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
32. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (
обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008. – 176 с.
34. Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
35. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
36. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство
АСТ».
–2002.
–
445с.

21

Литература для учащихся:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа
для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. –
576 с.
7. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
9. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
10. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с
англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
Интернет-источники:
1. Театральная онлайн-библиотека Сергея Ефимова https://theatre-library.ru/
(Дата обращения к сайту 30.08.2022)
2. Курс
лекций
современный
театр. Как его понимать?
https://www.youtube.com/watch?v=cf_uSibZOQ0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».