© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ Приложение № 26 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 класс © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3. готовность к служению Отечеству, его защите; 4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ семейной жизни. Метапредметные результаты: 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: − самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; − оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; − ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; − оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; − выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; − организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; − сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ Выпускник научится: − искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; − критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; − использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; − находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; − выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; − выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; − менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: − осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; − при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); − координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; − развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; − распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Требования к предметным результатам в соответствии с ФГОС СОО 1. сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления; 2. способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; Планируемые предметные результаты освоения элективного курса (конкретизированные) − планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; − выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; − распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ 3. сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; 4. способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; − использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; − использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; − использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; − ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; − отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; − видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. − Учащийся получит возможность научиться: − самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ проект; − использовать догадку, озарение, интуицию; − использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; − использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; − использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; − использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; − целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ 10 класс 10 класс Модуль 1. Культура исследования и проектирования Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Модуль 3. Замысел проекта Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Условия реализации проекта Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. 11 класс Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. Анализ/ самоанализ проделанной работы. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы) 10 класс (34 часа) № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во Темы уроков часов Содержание урока Модуль 1. Культура исследования и проектирования Что такое проект и Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели почему реализация проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь проекта — это сложно, но 1 большей части человечества. Отечественные и интересно зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов Учимся анализировать Замысел проекта. Реализация проекта. Основные проекты 1 видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей Выдвижение проектКонечный результат проекта. Логика работы ной идеи как формирование проектировщика. Отличие проектирования от образа 1 занятий искусством, математикой и других професбудущего сиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании Техническое проектирование Понятие «техносфера». Искусственная среда. и конструирование как Конструирование и конструкции. Анализ и синтез типы деятельности вариантов конструкции. Функция конструкции. 1 Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём Волонтёрские проекты и сообщества Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» Исследование как элемент проекта и как тип деятельности 1 1 1 1 *День работника дошкольного образования Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта Личная ответственность за происходящее вокруг нас. Организация «Добровольцы России» Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ *Международный день школьных библиотек Модуль 2. Самоопределение 9 10 11 12 13 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Знакомимся с проектными движениями Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования 1 1 1 1 1 Приоритетные направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города» Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни. Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы. Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее» Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. Модуль 3. Замысел проекта 14 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования Формулирование цели проекта 15 16 17 18 19 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта Роль акции в реализации проекта Ресурсы и бюджет проекта Поиск недостающей информации, её обработка и анализ 1 Проблемная ситуация. Позиции учёного, управленца, финансиста конструктора, 1 Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта 1 * День добровольца (волонтера) Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов 1 1 1 Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ * Тематические встречи различных профессий с представителями Модуль 4. Условия реализации проекта 20 21 22 23 Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта Источники финансирования проекта Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника Модели управления проектами 1 1 Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные фонды. Кредитование Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта. 1 1 Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта Модуль 5. Трудности реализации проекта 24 25 26 27 28 29 30 Переход от замысла к реализации проекта Риски проекта 1 1 Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектного замысла 1 «Завод по переработке пластика» Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». 1 Сравнение проектных замыслов Практическое занятие. Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Анализ проектов Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план. 1 сверстников: туризм Маркетинговые и краеведение риски Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ Позиция эксперта Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике 1 проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту Предварительная защита Предварительная защита проектных и 1 проектных и исследовательских работ © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект. 10-11 классы» _________________________________________________________________________________________________ исследовательских работ 31 32 Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя» Оценка начального этапа исследования 1 1 Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектно-конструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта 33 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 1 Выстраивание структуры Основные пункты и Наглядность, ёмкость, выступления Выстраивание структуры Основные пункты и Наглядность, ёмкость, выступления текста для защиты. тезисы выступления. информативность текста для защиты. тезисы выступления. информативность Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта Презентация проекта 34 1 Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов. * Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне среднего общего образования (Рабочая программа воспитания)