Приложение № 27_Рабочая программа элективного курса_ Практикум по написанию сочинений_10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Приложение № 27
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»
для обучающихся 10-11 классов

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений» на
уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
российской

федерации

(утверждённой

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО
НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»
Изучение элективного курса «Практикум написания сочинений» способствует
усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира;
развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других
людей.
Программа по курсу реализуется на уровне среднего общего образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и
речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого
общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по элективному курсу
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Важнейшей составляющей курса на уровне среднего общего образования являются
элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки
чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и
использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение курса на уровне среднего
общего

образования

основывается

на

тех

знаниях

и

компетенциях,

которые

сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и
уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура
речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ
СОЧИНЕНИЙ»
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
•

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации и языку межнационального общения на основе расширения
представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому
языку;

•

овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка
в

развитии

ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной

самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________
• совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе

овладения

основными

понятиями

культуры

речи

и

функциональной

стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых
единиц

и

расширение

круга

используемых

языковых

средств;

совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения,
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
•

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов
разных

форматов

(гипертексты,

графика,

инфографика

и

др.);

совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
•

обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

•

обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных
слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в
русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.

МЕСТО

ЭЛЕКТИВНОГО

КУРСА

«ПРАКТИКУМ

ПО

НАПИСАНИЮ

СОЧИНЕНИЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса в 10–11 классах основного среднего образования в
учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34
часа (1 час в неделю).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»
10 КЛАСС
Сочинение на ЕГЭ. Знакомство с заданием и критериями. Формулировка проблем
исходного текста. Особенности работы с проблемой текста. Комментарий к проблеме
исходного текста. Особенности работы с комментарием к проблеме исходного текста.
Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте. Учимся формулировать
позицию автора. Соотношение комментария и позиция автора. Отношение к позиции
автора по проблеме исходного текста. Сочинение на основе исходного текста (1 часть.
Определение и формулирование проблемы, комментарий, позиция автора, отношение к
ПА). Тематические направления итогового сочинения Особенности работы по
формированию умения аргументировать собственное мнение. Особенности работы по
формированию умения создания целостного текста сочинения. Сочинение-рассуждение
на морально-этическую тему по исходному тексту. Итоговое сочинение. Общая
характеристика итогового сочинения. Анализ направлений, по которым предстоит писать
сочинение выпускникам. Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы.
Особенности итогового сочинения. Структура сочинения. Жанр итогового сочинения.
Система аргументов в итоговом сочинении. Правила написания итогового сочинения.
Сочинение-рассуждение на заданную тему.

11 КЛАСС
Итоговое сочинение. Общая характеристика итогового сочинения. Логические основы
создания

текста-рассуждения.

Алгоритм

деятельности

при

написании

итогового

сочинения. Работа над композиционной целостностью сочинения. Анализ направлений,
по которым предстоит писать сочинения выпускникам. Структура тем итогового
сочинения. Разделы и подразделы (Раздел 1). Практикум: написание итогового сочинения
(Раздел тем 1). Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 3).
Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 2). Структура тем итогового
сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 2).Структура тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы (Раздел тем 4). Практикум: написание итогового сочинения (Раздел

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

тем 4). Сочинение-рассуждение на заданную тему. Сочинение на ЕГЭ. Особенности
работы с проблемой текста. Особенности работы с комментарием к проблеме исходного
текста. Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте. Особенности работы
по формированию умения создания целостного текста сочинения. Особенности работы по
формированию умения аргументировать собственное мнение. Отношение к позиции
автора по проблеме исходного текста. Сочинение на основе исходного текста Анализ
сочинений. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту.
Богатство речи. Орфографические, пунктуационные и грамматические нормы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
•

сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
•

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;

•

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;

•

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным

признакам;
•

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

•

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;

•

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2) патриотического воспитания:

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма,

уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
•

ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и

природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
•

идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.

3) духовно-нравственного воспитания:
•

осознание духовных ценностей российского народа;

•

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

•

способность

оценивать

ситуацию

и

принимать

осознанные

решения,

ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
•

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

•

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.

4) эстетического воспитания:
•

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

•

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

•

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;

•

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.

5) физического воспитания:
•

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

потребность

в

физическом

совершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
•

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.

6) трудового воспитания:
•

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

•

готовность

к

активной

деятельности

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
•

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

•

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.

7) экологического воспитания:
•

сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;

•

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;

•

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;

•

расширение опыта деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:
•

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

•

совершенствование

языковой

и

читательской

взаимодействия между людьми и познания мира;

культуры

как

средства

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
•

самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное

состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
•

саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
•

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

•

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;

•

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;

•

устанавливать

существенный

признак

или

основание

для

сравнения,

классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

•

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;

•

разрабатывать

план

решения

проблемы

с

учётом

анализа

имеющихся

материальных и нематериальных ресурсов;
•

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;

•

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;

•

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;

•

владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;

•

формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;

•

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;

•

выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии

её

решения,

находить

аргументы

для

доказательства

своих

утверждений;
•

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

•

давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

•

уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;

•

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно

осуществлять поиск, анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
•

создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);

•

оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;

•

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении

когнитивных,

соблюдением

коммуникативных

требований

эргономики,

и

организационных

техники

безопасности,

задач

с

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
•

владеть

навыками

защиты

личной

информации,

соблюдать

требования

информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
•

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

•

пользоваться

невербальными

средствами

общения,

понимать

значение

социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
•

владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;

•

развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
•

самостоятельно

осуществлять

познавательную

деятельность,

выявлять

проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
•

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

•

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

•

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;

•

оценивать приобретённый опыт;

•

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
•

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;

•

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

•

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;

•

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

•

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;

•

признавать своё право и право других на ошибку;

•

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

совместной

деятельности:
•

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

•

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

•

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

•

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;

•

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы курса:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую

традиционные

российские

духовно-нравственные

ценности

в

художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с

помощью

лингвистических

словарей

(толковых,

этимологических

и

других);

комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного
из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О
государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской
Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные

говоры,

профессиональные

разновидности,

жаргон,

арго),

знать

и

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать

речевые

высказывания

с

точки

зрения

коммуникативной

целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные)
с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Характеризовать

и

оценивать

высказывания

с

точки

зрения

уместности

использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные)
с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём
устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического
высказывания — не менее 7—8 реплик).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект

на

лингвистическую

и

другие

темы;

использовать

образовательные

информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Использовать

различные

виды

аудирования

и

чтения

в

соответствии

с

коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального

общения,

статусу

адресанта/адресата

и

другим;

использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Использовать

различные

виды

аудирования

и

чтения

в

соответствии

с

коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать

текст:

устранять

логические,

фактические,

этические,

грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам курса:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в
речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять

синтаксический

анализ

словосочетания,

простого

и

сложного

предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
250 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Сочинение на ЕГЭ. Знакомство с заданием и
критериями

1

2

Формулировка проблем исходного текста

1

3

Особенности работы с проблемой текста

1

4

Особенности работы с проблемой текста.
Практикум

1

5

Комментарий к проблеме исходного текста

1

6

Особенности работы с комментарием к проблеме
исходного текста

1

7

Комментарий к проблеме исходного текста.
Практикум

1

8

Позиция автора. Как предъявляется позиция
автора в тексте

1

9

Учимся формулировать позицию автора.
Практикум

1

10

Соотношение комментария и позиция автора

1

11

Отношение к позиции автора по проблеме
исходного текста. Практикум

1

12

Практикум. Сочинение на основе исходного
текста (1 часть. Определение и формулирование

1

Контрольные
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

проблемы, комментарий, позиция автора,
отношение к ПА)

13

Практикум. Сочинение на основе исходного
текста (1 часть. Определение и формулирование
проблемы, комментарий, позиция автора,
отношение к ПА)

1

14

Особенности работы по формированию умения
аргументировать собственное мнение

1

15

Особенности работы по формированию умения
аргументировать собственное мнение. Практикум

1

16

Особенности работы по формированию умения
создания целостного текста сочинения

1

17

Особенности работы по формированию умения
создания целостного текста сочинения.
Практикум

1

18

Сочинение-рассуждение на морально-этическую
тему по исходному тексту

1

19

Сочинение-рассуждение на морально-этическую
тему по исходному тексту

1

20

Итоговое сочинение. Общая характеристика
итогового сочинения

1

21

Тематические направления итогового сочинения

1

22

Анализ направлений, по которым предстоит
писать сочинения выпускникам

1

23

Структура тем итогового сочинения. Разделы и
подразделы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad220

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad464

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad6a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad57c

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

24
25

Особенности итогового сочинения. Структура
сочинения
Жанр итогового сочинения

1

Система аргументов в итоговом сочинении

1

27

Система аргументов в итоговом сочинении.
Практикум

1

Правила написания итогового сочинения

Библиотека ЦОК

1

26

28

1

https://m.edsoo.ru/fbaad34c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fbaad856

29

Правила написания итогового сочинения

1

30

Практикум: написание фрагментов итогового
сочинения

1

31

Практикум: написание фрагментов итогового
сочинения

1

32

Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему

1

33

Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему

1

34

Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему

1

1

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad96e

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2

Тема урока

Итоговое сочинение. Общая характеристика
итогового сочинения
Логические основы создания текста-рассуждения

Всего

1
1

3

Алгоритм деятельности при написании итогового
сочинения

1

4

Работа над композиционной целостностью
сочинения

1

5

Анализ направлений, по которым предстоит писать
сочинения выпускникам

1

6

Структура тем итогового сочинения. Разделы и
подразделы (Раздел 1)

Контрольные
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

7

Практикум: написание итогового сочинения (Раздел
тем 1)

1

8

Структура тем итогового сочинения. Разделы и
подразделы (Раздел тем 2)

1

9

Практикум: написание итогового сочинения (Раздел
тем 2)

1

10

Структура тем итогового сочинения. Разделы и
подразделы (Раздел тем 3)

1

11

Практикум: написание итогового сочинения (Раздел

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

тем 3)
12

Структура тем итогового сочинения. Разделы и
подразделы (Раздел тем 4)

1

13

Практикум: написание итогового сочинения (Раздел
тем 4)

1

14

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на
заданную тему

1

1

15

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на
заданную тему

1

1

16

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на
заданную тему

1

1

17

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на
заданную тему

1

1

18

Сочинение на ЕГЭ

1

19

Особенности работы с проблемой текста

1

20

Особенности работы с комментарием к проблеме
исходного текста

1

21

Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в
тексте

1

22

Отношение к позиции автора по проблеме
исходного текста. Практикум

1

23
24

Особенности работы по формированию умения
аргументировать собственное мнение
Особенности работы по формированию умения
создания целостного текста сочинения

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
____________________________________________________________________________________________

25

Практикум. Сочинение на основе исходного текста

1

26

Практикум. Сочинение на основе исходного текста

1

27

Анализ сочинений

1

28

Практикум. Сочинение на основе исходного текста

1

29

Практикум. Сочинение на основе исходного текста

1

30

Анализ сочинений

1

31

Сочинение-рассуждение на морально-этическую
тему по исходному тексту

1

1

32

Сочинение-рассуждение на морально-этическую
тему по исходному тексту

1

1

33

Анализ сочинений

1

34

Богатство речи. Орфографические, пунктуационные
и грамматические нормы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы»
__________________________________________________________________________________________
__

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык и литература. Русский
язык: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных организаций. Базовый
уровень: в 2 ч. – М: ООО «Русское слово
– учебник», 2017
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык и литература. Русский
язык: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных организаций. Базовый
уровень: в 2 ч. – М: ООО «Русское слово
– учебник», 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578
2. tps://shop.prosv.ru/ya-sdam-ege-russkij-yazyk21471
3. http://www.wikiznanie.ru - ВикиЗнание: гипертекстовая электронная
энциклопедия
4. http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
5. http://online.multilex.ru - МультиЛекс Online: электронные словари онлайн
6. http://dictionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь
7. http://www.rubricon.com - Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники
8. http://www.slovari.ru - Русские словари. Служба русского языка
9. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру
10. http://slovari.gramota.ru - Словари русского языка на портале «Грамота.ру»
11. http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей
«Глоссарий.ру»
12. http://vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.
Даля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».