© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Приложение № 27 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ» для обучающихся 10-11 классов © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ» Изучение элективного курса «Практикум написания сочинений» способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей. Программа по курсу реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка. Системообразующей доминантой содержания программы по элективному курсу является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Важнейшей составляющей курса на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. В соответствии с принципом преемственности изучение курса на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.). В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ» Изучение курса направлено на достижение следующих целей: • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; • овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; • развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; • обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; • обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение элективного курса в 10–11 классах основного среднего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ» 10 КЛАСС Сочинение на ЕГЭ. Знакомство с заданием и критериями. Формулировка проблем исходного текста. Особенности работы с проблемой текста. Комментарий к проблеме исходного текста. Особенности работы с комментарием к проблеме исходного текста. Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте. Учимся формулировать позицию автора. Соотношение комментария и позиция автора. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Сочинение на основе исходного текста (1 часть. Определение и формулирование проблемы, комментарий, позиция автора, отношение к ПА). Тематические направления итогового сочинения Особенности работы по формированию умения аргументировать собственное мнение. Особенности работы по формированию умения создания целостного текста сочинения. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту. Итоговое сочинение. Общая характеристика итогового сочинения. Анализ направлений, по которым предстоит писать сочинение выпускникам. Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы. Особенности итогового сочинения. Структура сочинения. Жанр итогового сочинения. Система аргументов в итоговом сочинении. Правила написания итогового сочинения. Сочинение-рассуждение на заданную тему. 11 КЛАСС Итоговое сочинение. Общая характеристика итогового сочинения. Логические основы создания текста-рассуждения. Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения. Работа над композиционной целостностью сочинения. Анализ направлений, по которым предстоит писать сочинения выпускникам. Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел 1). Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 1). Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 3). Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 2). Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 2).Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 4). Практикум: написание итогового сочинения (Раздел © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ тем 4). Сочинение-рассуждение на заданную тему. Сочинение на ЕГЭ. Особенности работы с проблемой текста. Особенности работы с комментарием к проблеме исходного текста. Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте. Особенности работы по формированию умения создания целостного текста сочинения. Особенности работы по формированию умения аргументировать собственное мнение. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Сочинение на основе исходного текста Анализ сочинений. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту. Богатство речи. Орфографические, пунктуационные и грамматические нормы © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей российского народа; • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью; • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской взаимодействия между людьми и познания мира; культуры как средства © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, соблюдением коммуникативных требований эргономики, и организационных техники безопасности, задач с гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; • оценивать приобретённый опыт; • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; • признавать своё право и право других на ошибку; • развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы курса: Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Использовать словообразовательный словарь. Морфология. Морфологические нормы Выполнять морфологический анализ слова. Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам курса: Общие сведения о языке Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ предложения. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официальноделовой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 250 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Сочинение на ЕГЭ. Знакомство с заданием и критериями 1 2 Формулировка проблем исходного текста 1 3 Особенности работы с проблемой текста 1 4 Особенности работы с проблемой текста. Практикум 1 5 Комментарий к проблеме исходного текста 1 6 Особенности работы с комментарием к проблеме исходного текста 1 7 Комментарий к проблеме исходного текста. Практикум 1 8 Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте 1 9 Учимся формулировать позицию автора. Практикум 1 10 Соотношение комментария и позиция автора 1 11 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Практикум 1 12 Практикум. Сочинение на основе исходного текста (1 часть. Определение и формулирование 1 Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/fbaacd7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ проблемы, комментарий, позиция автора, отношение к ПА) 13 Практикум. Сочинение на основе исходного текста (1 часть. Определение и формулирование проблемы, комментарий, позиция автора, отношение к ПА) 1 14 Особенности работы по формированию умения аргументировать собственное мнение 1 15 Особенности работы по формированию умения аргументировать собственное мнение. Практикум 1 16 Особенности работы по формированию умения создания целостного текста сочинения 1 17 Особенности работы по формированию умения создания целостного текста сочинения. Практикум 1 18 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту 1 19 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту 1 20 Итоговое сочинение. Общая характеристика итогового сочинения 1 21 Тематические направления итогового сочинения 1 22 Анализ направлений, по которым предстоит писать сочинения выпускникам 1 23 Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad112 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad220 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad464 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad6a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 24 25 Особенности итогового сочинения. Структура сочинения Жанр итогового сочинения 1 Система аргументов в итоговом сочинении 1 27 Система аргументов в итоговом сочинении. Практикум 1 Правила написания итогового сочинения Библиотека ЦОК 1 26 28 1 https://m.edsoo.ru/fbaad34c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fbaad856 29 Правила написания итогового сочинения 1 30 Практикум: написание фрагментов итогового сочинения 1 31 Практикум: написание фрагментов итогового сочинения 1 32 Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему 1 33 Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему 1 34 Самостоятельная работа: сочинениерассуждение на заданную тему 1 1 34 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad96e © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 11 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 Тема урока Итоговое сочинение. Общая характеристика итогового сочинения Логические основы создания текста-рассуждения Всего 1 1 3 Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения 1 4 Работа над композиционной целостностью сочинения 1 5 Анализ направлений, по которым предстоит писать сочинения выпускникам 1 6 Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел 1) Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 7 Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 1) 1 8 Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 2) 1 9 Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 2) 1 10 Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 3) 1 11 Практикум: написание итогового сочинения (Раздел 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaddb0 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ тем 3) 12 Структура тем итогового сочинения. Разделы и подразделы (Раздел тем 4) 1 13 Практикум: написание итогового сочинения (Раздел тем 4) 1 14 Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на заданную тему 1 1 15 Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на заданную тему 1 1 16 Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на заданную тему 1 1 17 Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на заданную тему 1 1 18 Сочинение на ЕГЭ 1 19 Особенности работы с проблемой текста 1 20 Особенности работы с комментарием к проблеме исходного текста 1 21 Позиция автора. Как предъявляется позиция автора в тексте 1 22 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Практикум 1 23 24 Особенности работы по формированию умения аргументировать собственное мнение Особенности работы по формированию умения создания целостного текста сочинения 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaafd18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab04e8 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» ____________________________________________________________________________________________ 25 Практикум. Сочинение на основе исходного текста 1 26 Практикум. Сочинение на основе исходного текста 1 27 Анализ сочинений 1 28 Практикум. Сочинение на основе исходного текста 1 29 Практикум. Сочинение на основе исходного текста 1 30 Анализ сочинений 1 31 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту 1 1 32 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по исходному тексту 1 1 33 Анализ сочинений 1 34 Богатство речи. Орфографические, пунктуационные и грамматические нормы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинений. 10-11 классы» __________________________________________________________________________________________ __ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2017 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2017 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578 2. tps://shop.prosv.ru/ya-sdam-ege-russkij-yazyk21471 3. http://www.wikiznanie.ru - ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия 4. http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» 5. http://online.multilex.ru - МультиЛекс Online: электронные словари онлайн 6. http://dictionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь 7. http://www.rubricon.com - Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники 8. http://www.slovari.ru - Русские словари. Служба русского языка 9. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру 10. http://slovari.gramota.ru - Словари русского языка на портале «Грамота.ру» 11. http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» 12. http://vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля