© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» Приложение № 11 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» 1-3 классы © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОМ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» – 101 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–3 классах – по 34 ч. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Текст, тема текста, главная мысль текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Устный пересказ текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. План текста. Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений Составление небольших рассказов на основе наблюдений. Источники информации: справочники, словари. Подготовка и презентация устных сообщений по предложенной теме. 2 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» виде. Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию). Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Приѐмы изучающего чтения. Приѐмы поискового и изучающего чтения.Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, рисунка, схемы в текстовую задачу.Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Определение значения слов с помощью толкового словаря. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных сообщений Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по предложенной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы. 3 класс Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов). Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию). Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий. Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Нормы речевого этикета. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» текста, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Приѐмы изучающего чтения: определение понятия, кластер, чтение с пометками, «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Краткий и развѐрнутый ответ на поставленный вопрос. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных сообщений Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентации). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Сомнение в достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится: находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; составлять предложение из набора форм слов; устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. 3 КЛАСС К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 8 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 17 3 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 33 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Библиотека ЦОК 10 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 2 3 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ Библиотека ЦОК 16 2 8 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 34 3 КЛАСС № п/п Количеств о часов Контрольные работы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 8 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 18 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений 8 Наименование разделов и тем программы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 34 4 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 Тема урока Количество часов Что значит уметь читать? 1 https://urok.1sept.ru/articles/682098 Что люди читают? Что такое текст? 1 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487 Что такое текст? Тема текста. 1 Тема текста. Основная мысль текста. * Город нашего детства» Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок. 1 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chasti-tekstarazbienie-teksta-na-abzatcy-16104 Выясняем значения слов. Словари. *День словаря. 1 2 3 4 1 5 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/1-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6070574/tolkovyi-slovar-6367048 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6001688/orfograficheskii-slovar- © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» 6025908 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6001688/orfoepicheskii-slovar6025909 7 Комплексная работа 1 8 Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. 1 9 Способы представления информации. Таблица. 1 10 Способы преобразования информации из текста в таблицу и наоборот. 1 11 Способы представления информации. Схема. 1 12 Способы преобразования информации из текста в схему и наоборот. 1 13 Способы представления информации. Рисунок. 1 14 Способы преобразования информации из текста в рисунок и наоборот. 1 15 Комплексная работа 1 16 Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. 1 17 План текста. 1 План текста. 1 18 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» 19 Пересказ текста по плану. 1 20 Приѐмы подготовки к пересказу текста. 1 21 Устный пересказ текста. 1 22 Устный пересказ текста. 1 23 Устный пересказ текста. 1 24 Комплексная работа 1 25 Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. 1 26 Как и где искать информацию? Энциклопедии и справочники. 1 27 Как подготовить устное сообщение? 1 Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) 1 Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) Итоговая комплексная работа "Мои достижения" 1 32 Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. 1 33 Обобщающее занятие. Умею ли я читать и понимать? 1 28 29 30 31 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 33 2 КЛАСС № п/п 1 Тема урока Стартовая комплексная работа Количество часов 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» 2 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 3 Виды чтения. Приѐмы поискового чтения. 1 4 Приѐмы поискового чтения: выделение ключевых слов. 1 5 Приѐмы поискового чтения: упорядочивание информации. 1 6 Приѐмы поискового чтения: вычѐркивание лишней информации. 1 7 Контрольная работа. Комплексная работа 1 8 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 9 Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий. 1 10 Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий. 1 11 Приѐмы изучающего чтения. 1 12 Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста. 1 Приѐмы изучающего чтения. Определение темы, основной мысли текста. Подбор заголовка. 1 14 Приѐмы изучающего чтения. Выясняем значения слов. Работа со словарѐм. 1 15 Контрольная работа. Комплексная работа 1 16 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 17 Приѐмы изучающего чтения: структура, формальные элементы текста. 1 18 Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в таблицу и наоборот. 1 19 Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в схему и наоборот. 1 13 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chasti-tekstarazbienie-teksta-na-abzatcy-16104 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в рисунок и наоборот. 1 Приѐмы изучающего чтения: план текста. 1 22 Подготовка к пересказу с использованием изученных приѐмов. 1 23 Пересказ текста. 1 24 Краткий и подробный пересказ текста. 1 25 Контрольная работа. Комплексная работа 1 26 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 27 Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари. 1 28 Правила подготовки устных сообщений по предложенной теме. 1 29 Презентация устных сообщений. 1 30 Презентация устных сообщений. 1 31 Презентация устных сообщений. 1 32 Контрольная работа. Итоговая комплексная работа "Мои достижения" 1 33 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 34 Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом? 1 20 21 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС 34 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» № п/п Тема урока Количество часов 1 Стартовая комплексная работа 1 2 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 3 Виды чтения. Приѐмы поискового чтения. 1 4 Приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий. 1 5 Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по инструкции. 1 6 Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по инструкции. 1 7 Контрольная работа. Комплексная работа 1 8 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста. 1 10 Приѐмы изучающего чтения: определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. 1 11 Приѐмы изучающего чтения: способы преобразования текстовой информации (таблица, схема, рисунок) 1 12 Приѐмы изучающего чтения: определение понятия. 1 13 Приѐмы изучающего чтения: учимся задавать вопросы. 1 9 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chastiteksta-razbienie-teksta-naabzatcy-16104 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» 14 Приѐмы изучающего чтения: кластер. 1 15 Контрольная работа. Комплексная работа 1 16 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 17 Приѐмы изучающего чтения: чтение с пометками, "Знаю-Хочу узнатьУзнал" 1 Приѐмы изучающего чтения: план текста. 1 19 Приѐмы изучающего чтения: план текста. 1 20 Пересказ текста. 1 21 Краткий пересказ текста. 1 22 Подробный пересказ текста. 1 23 Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрный ответ. 1 24 Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту. 1 25 Контрольная работа. Комплексная работа 1 26 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 27 Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари. 1 28 Подготовка устных сообщений по выбранной теме. 1 29 Презентация устных сообщений. 1 30 Презентация устных сообщений. 1 31 Презентация устных сообщений. 1 32 Контрольная работа. Итоговая комплексная работа "Мои достижения" 1 18 https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» 33 Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 34 Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом? 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013. 2) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/. Образовательная онлайн-платформа https://education.yandex.ru/main/ Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/. Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/