Приложение 11_РП_Учимся работать с текстом

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

Приложение № 11
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»
1-3 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»
На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным
потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными
результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕКСТОМ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«УЧИМСЯ

РАБОТАТЬ

С

Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Учимся работать с
текстом» – 101 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–3 классах – по 34
ч.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление). Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Текст, тема текста, главная мысль текста. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации
устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Устный пересказ текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Разные
способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.
Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем
с опорой на прочитанный текст. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. План текста.
Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
Источники информации: справочники, словари. Подготовка и презентация устных
сообщений по предложенной теме.
2 КЛАСС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера,
художественные и информационные тексты).
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по
возрастанию-убыванию).
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения.
Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при
выполнении различных заданий.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте.
Приѐмы изучающего чтения.
Приѐмы поискового и изучающего чтения.Использование приѐмов поискового и
изучающего чтения при выполнении различных заданий.
Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части
текста, план текста.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы,
схемы.
Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из таблицы, рисунка, схемы в текстовую
задачу.Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Определение значения слов с помощью толкового словаря.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных
сообщений
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных
заданий.
Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.
Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями
по предложенной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
3 класс
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера,
художественные и информационные тексты).
Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде.
Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по
возрастанию-убыванию).
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения.
Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при
выполнении различных заданий.
Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности
выполнения действий.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Нормы речевого этикета. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать
и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

текста, план текста.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы,
схемы.
Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Приѐмы изучающего чтения: определение понятия, кластер, чтение с пометками,
«Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных
заданий.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста.
Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не
показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания,
отвечая на поставленный вопрос. Краткий и развѐрнутый ответ на поставленный вопрос.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных
сообщений
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных
заданий.
Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.
Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями
по выбранной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентации).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Сомнение в достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»



проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования,
проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
 находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
 составлять предложение из набора форм слов;
 устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе
наблюдений;
 использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»









строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
 формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1-2 предложения);
 строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие
устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого
этикета;
 определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
 определять ключевые слова в тексте;
 определять тему текста и основную мысль текста;
 выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
 составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
 объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач;
 уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Количество
часов

Наименование разделов и тем программы

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

8

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

17

3

Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

33

2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

Контрольные
работы

Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
1

Библиотека ЦОК
10

1

Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
2

3

Работа с текстом: подготовка и
презентация устных сообщений

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

Библиотека ЦОК
16

2

8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8,

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4

34

3 КЛАСС

№ п/п

Количеств
о часов

Контрольные
работы

Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного

8

1

Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации

18

Работа с текстом: подготовка и
презентация устных сообщений

8

Наименование разделов и тем
программы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник,
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

34

4

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№
п/п

1

Тема урока

Количество часов

Что значит уметь читать?

1

https://urok.1sept.ru/articles/682098

Что люди читают? Что такое текст?

1

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487

Что такое текст? Тема текста.

1

Тема текста. Основная мысль текста.
* Город нашего детства»
Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок.

1

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chasti-tekstarazbienie-teksta-na-abzatcy-16104

Выясняем значения слов. Словари.
*День словаря.

1

2

3
4

1

5

6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/1-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6070574/tolkovyi-slovar-6367048
https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6001688/orfograficheskii-slovar-

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

6025908
https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/dopolnitelnyimaterial-dlia-spravok6001688/orfoepicheskii-slovar6025909
7

Комплексная работа

1

8

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над
ошибками в комплексной работе.

1

9

Способы представления информации. Таблица.

1

10

Способы преобразования информации из текста в таблицу и
наоборот.

1

11

Способы представления информации. Схема.

1

12

Способы преобразования информации из текста в схему и
наоборот.

1

13

Способы представления информации. Рисунок.

1

14

Способы преобразования информации из текста в рисунок и
наоборот.

1

15

Комплексная работа

1

16

Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной
работе.

1

17

План текста.

1

План текста.

1

18

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

19

Пересказ текста по плану.

1

20

Приѐмы подготовки к пересказу текста.

1

21

Устный пересказ текста.

1

22

Устный пересказ текста.

1

23

Устный пересказ текста.

1

24

Комплексная работа

1

25

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над
ошибками в комплексной работе.

1

26

Как и где искать информацию? Энциклопедии и справочники.

1

27

Как подготовить устное сообщение?

1

Презентация устных сообщений.
* Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила)
Презентация устных сообщений.
* Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила)

1

Презентация устных сообщений.
* Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила)
Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

1

32

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над
ошибками в комплексной работе.

1

33

Обобщающее занятие. Умею ли я читать и понимать?

1

28
29
30
31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

33

2 КЛАСС
№
п/п
1

Тема урока
Стартовая комплексная работа

Количество
часов
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

2

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

3

Виды чтения. Приѐмы поискового чтения.

1

4

Приѐмы поискового чтения: выделение ключевых слов.

1

5

Приѐмы поискового чтения: упорядочивание информации.

1

6

Приѐмы поискового чтения: вычѐркивание лишней информации.

1

7

Контрольная работа. Комплексная работа

1

8

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

9

Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий.

1

10

Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий.

1

11

Приѐмы изучающего чтения.

1

12

Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста.

1

Приѐмы изучающего чтения. Определение темы, основной мысли текста.
Подбор заголовка.

1

14

Приѐмы изучающего чтения. Выясняем значения слов. Работа со
словарѐм.

1

15

Контрольная работа. Комплексная работа

1

16

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

17

Приѐмы изучающего чтения: структура, формальные элементы текста.

1

18

Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в
таблицу и наоборот.

1

19

Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в
схему и наоборот.

1

13

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chasti-tekstarazbienie-teksta-na-abzatcy-16104

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в
рисунок и наоборот.

1

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

1

22

Подготовка к пересказу с использованием изученных приѐмов.

1

23

Пересказ текста.

1

24

Краткий и подробный пересказ текста.

1

25

Контрольная работа. Комплексная работа

1

26

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

27

Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии,
словари.

1

28

Правила подготовки устных сообщений по предложенной теме.

1

29

Презентация устных сообщений.

1

30

Презентация устных сообщений.

1

31

Презентация устных сообщений.

1

32

Контрольная работа. Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

1

33

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

34

Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом?

1

20

21

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС

34

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Стартовая комплексная работа

1

2

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

3

Виды чтения. Приѐмы поискового чтения.

1

4

Приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий.

1

5

Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по
инструкции.

1

6

Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по
инструкции.

1

7

Контрольная работа. Комплексная работа

1

8

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста.

1

10

Приѐмы изучающего чтения: определение темы и основной мысли
текста, подбор заголовка.

1

11

Приѐмы изучающего чтения: способы преобразования текстовой
информации (таблица, схема, рисунок)

1

12

Приѐмы изучающего чтения: определение понятия.

1

13

Приѐмы изучающего чтения: учимся задавать вопросы.

1

9

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chastiteksta-razbienie-teksta-naabzatcy-16104

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

14

Приѐмы изучающего чтения: кластер.

1

15

Контрольная работа. Комплексная работа

1

16

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

17

Приѐмы изучающего чтения: чтение с пометками, "Знаю-Хочу узнатьУзнал"

1

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

1

19

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

1

20

Пересказ текста.

1

21

Краткий пересказ текста.

1

22

Подробный пересказ текста.

1

23

Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрный ответ.

1

24

Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту.

1

25

Контрольная работа. Комплексная работа

1

26

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

27

Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии,
словари.

1

28

Подготовка устных сообщений по выбранной теме.

1

29

Презентация устных сообщений.

1

30

Презентация устных сообщений.

1

31

Презентация устных сообщений.

1

32

Контрольная работа. Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

1

18

https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2-klass/chasti-rechi535372/tekst-struktura-teksta5510487/re-320c8f0b-50e3-4d30bdd6-0e8da145babd

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3 классы»

33

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в
комплексной работе.

1

34

Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом?

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-3
классы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий. Работа с информацией. 2 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013.
2) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий. Работа с информацией. 3 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
Образовательная онлайн-платформа https://education.yandex.ru/main/
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.
Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».