©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» Приложение №12 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» Начальное общее образование 4 класс ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОМ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение ВУД «Учимся работать с текстом» – 34 (1 час в неделю). ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 класс Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения; диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Приѐмы поискового чтения. Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий, составление простейшей инструкции из 3-4 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Вопросы по содержанию текста. Составление на основании текста письменного развѐрнутого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Приѐмы изучающего чтения: маркировка текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации. Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных сообщений Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя компьютерную презентацию. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме. Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный перечень. ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ 34 ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов 1 Стартовая комплексная работа "Александр Невский" 1 2 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе 1 3 Приѐмы поискового чтения: применение приѐмов, изученных во 2-3 классах 1 4 Инструкция. Выполнение заданий по инструкции 1 5 Выполнение заданий по самостоятельно составленной инструкции 1 6 Выполнение заданий по самостоятельно составленной инструкции 1 7 Комплексная работа "Слоны" 1 8 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе 1 Приѐмы изучающего чтения. Тема, основная мысль текста, заголовок 1 9 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/p/russ ky-yazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chastiteksta-razbienie-teksta-naabzatcy-16104 ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» Приѐмы изучающего чтения: представление информации в разных формах 1 11 Приѐмы изучающего чтения: определение понятия 1 12 Приѐмы изучающего чтения: "Инсерт" 1 13 Приѐмы изучающего чтения: "Выглядит как, звучит как…". 1 14 Приѐмы изучающего чтения: "Плюс-минус - интересно" 1 15 Комплексная работа "Занимательные опыты" 1 16 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 17 План текста. 1 18 План текста. 1 19 Краткий и подробный пересказ текста. 1 20 Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрнутый ответ. 1 10 https://www.yaklass.ru/p/russ ky-yazik/5-klass/tekst6983861/rabota-s-tekstomanaliz-pererabotkaredaktirovanie-7177013 ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» 21 Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту. 1 22 Достоверная и недостоверная информация. Рекламная информация. 1 23 Недостающая или избыточная информация. 1 1 24 Формирование собственных информационных источников. Список литературы. 25 Комплексная работа "Семья" 1 26 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 27 Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях. 1 28 Подготовка устных сообщений по выбранной теме. 1 29 Презентация подготовленных устных сообщений. 1 30 Презентация подготовленных устных сообщений. 1 31 Презентация подготовленных устных сообщений. 1 32 Итоговая комплексная работа 1 33 Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. 1 34 Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом? 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/. Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/. Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/