Приложение 12_РП_ВУД_ УРТ_ 4 класс

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

Приложение №12

Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»

Начальное общее образование
4 класс

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»
На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным
потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕКСТОМ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«УЧИМСЯ

РАБОТАТЬ

С

Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение ВУД «Учимся работать с текстом» – 34 (1
час в неделю).

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного
и письменного общения; диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в
заголовке.
Приѐмы поискового чтения.
Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности
выполнения действий, составление простейшей инструкции из 3-4 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации,
полученной из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Вопросы по содержанию текста. Составление на основании текста письменного
развѐрнутого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении
различных заданий.
Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод.
Приѐмы изучающего чтения: маркировка текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявление
достоверной (противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной
информации.
Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных
сообщений
Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Работа с источниками
информации на бумажных и электронных носителях.
Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями
по выбранной теме, используя компьютерную презентацию.
Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме.
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных
заданий.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»



выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»






признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования,
проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:















осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный
перечень.

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

1

2

3

Наименование разделов и тем программы

Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации

Работа с текстом: подготовка и презентация устных
сообщений

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

18

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8,
Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-учебник, Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru/class/4/

34

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Стартовая комплексная работа "Александр Невский"

1

2

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе

1

3

Приѐмы поискового чтения: применение приѐмов, изученных во 2-3 классах

1

4

Инструкция. Выполнение заданий по инструкции

1

5

Выполнение заданий по самостоятельно составленной инструкции

1

6

Выполнение заданий по самостоятельно составленной инструкции

1

7

Комплексная работа "Слоны"

1

8

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе

1

Приѐмы изучающего чтения. Тема, основная мысль текста, заголовок

1

9

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

https://www.yaklass.ru/p/russ
ky-yazik/2-klass/tekst-i-egokharakteristiki-18849/tema-iglavnaia-mysl-teksta-chastiteksta-razbienie-teksta-naabzatcy-16104

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

Приѐмы изучающего чтения: представление информации в разных формах

1

11

Приѐмы изучающего чтения: определение понятия

1

12

Приѐмы изучающего чтения: "Инсерт"

1

13

Приѐмы изучающего чтения: "Выглядит как, звучит как…".

1

14

Приѐмы изучающего чтения: "Плюс-минус - интересно"

1

15

Комплексная работа "Занимательные опыты"

1

16

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

17

План текста.

1

18

План текста.

1

19

Краткий и подробный пересказ текста.

1

20

Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрнутый ответ.

1

10

https://www.yaklass.ru/p/russ
ky-yazik/5-klass/tekst6983861/rabota-s-tekstomanaliz-pererabotkaredaktirovanie-7177013

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

21

Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту.

1

22

Достоверная и недостоверная информация. Рекламная информация.

1

23

Недостающая или избыточная информация.

1
1

24

Формирование собственных информационных источников. Список
литературы.

25

Комплексная работа "Семья"

1

26

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

27

Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях.

1

28

Подготовка устных сообщений по выбранной теме.

1

29

Презентация подготовленных устных сообщений.

1

30

Презентация подготовленных устных сообщений.

1

31

Презентация подготовленных устных сообщений.

1

32

Итоговая комплексная работа

1

33

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

1

34

Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом?

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

©МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 4 класс»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий. Работа с информацией. 4 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.
Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».