Приложение № 14 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИНФОРМАТИКА» Начальное общее образование 1-4 классы РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Знакомство с преподавателями, учебными кабинетами, основным понятием науки информатика – информация. Раздел 2. Правила техники безопасности (0,5 ч.) Правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Ознакомление учащихся с инструкцией по ТБ №12. Раздел 3. Работа с мышью (3,5 ч.) Органы чувств человека. Способы получения информации. Виды информации: зрительная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая. Важность зрительной информации для человека. Виды звуков: естественные, искусственные. Раздел 4. Распознавание видов информации (3 ч.) Приемы работы с мышью: щелчок левой кнопкой мыши, двойной щелчок, перетаскивание объектов. Работа с графическими объектами: раскрашивание рисунков по образцу, конструирование. 2 класс Раздел 1. Введение (2 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Работа с мышью. Раскрашивание рисунков по образцу. Раздел 2. Информация и информационные процессы. Графический редактор Раiпt (7 ч.) Источники информации. Приемники информации. Информационный обмен. Средства информационного обмена. Информация и управление. Информация и знания. Получение знаний. Вид экрана графического редактора Раint. Инструменты «Карандаш», «Распылитель», «Резинка», «Лупа», «Заливка», «Линия», «Прямоугольник», «Эллипс». Создание рисунков с помощью инструментов «Линия», «Прямоугольник», «Эллипс». Варианты использования инструментов «Прямоугольник», «Эллипс». Создание рисунков средствами графического редактора Раint. Раздел 3. Компьютер – машина для работы с информацией (6 ч.) Человек и компьютер. Устройства ввода и вывода информации. Периферийные устройства персонального компьютера. Действия с информацией. Носители информации. Раздел 4. Формы представления информации (5 ч.) Информация. Основные формы представления информации: текст, число, таблица. Свойства информации, действия с информацией: получение, передача, обмен, обработка, хранение. Раздел 5. Клавиатура (12 ч.) Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: клавиша отмены, функциональные клавиши, специальные клавиши, клавиши редактирования, клавиши управления курсором, основная клавиатура, выносная клавиатура. Знакомство с клавиатурным тренажером. Понятие редактирования. Редактирование слов. Текстовый редактор Правилка. Приемы редактирования: вставка символа, удаление символа, замена символа. Раздел 6. Работа с файлами и папками (3 ч.) Основные действия с файлами и папками. 3 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 ч.) Информация: основные понятия. Виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная). Виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая). Информационные процессы. Примеры видов человеческой деятельности, связанной с различными информационными процессами. Носители информации, примеры современных носителей информации. Различные способы получения и передачи информации. Формы представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т.п.). Источник и потребитель информации. Схема информационного обмена. Кодирование информации. Понятие «код», «кодирование», «декодирование». Способы кодирования информации. Приемы кодирования и декодирования информации с помощью кода. Единицы измерения информации. Кодирование информации в компьютере. Знать понятия «двоичный код», «бит», «байт». Информационный объем текстового сообщения. Укрупненные единицы измерения информации. Информационный объем некоторых носителей информации. Соотношение единиц измерения информации. Раздел 3. Объект и его характеристики (9 ч.) Объект – часть окружающего мира. Понятие объекта. Виды объектов. Классификация объектов. Характеристики объекта: имя (общее и собственное), параметры (название и значение параметров), действия (активные и пассивные), состав (части объекта, которые можно выделить и назвать), среда существования. Представление сведений об объекте. Информационные объекты. Виды информационных объектов. Свойства информационных объектов. База данных как информационный объект. Поиск информации в базе данных. Заполнение простейшей базы данных. Раздел 4. Информационный объект и компьютер (8 ч.) Понятие компьютера. Управление компьютером. Элементы графического интерфейса. Хранение информации в компьютере. Файл, папка, поиск файла, папки по стандартным свойствам. Основные действия с файлами и папками. Раздел 5. Работа в сети Интернет (8 ч.) Компьютерные сети. Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет. Способы поиска информации в компьютерной сети Интернет по ключевым словам и каталогам. Понятия «браузер», «поисковая система», «сайт». Поиск информации в сети Интернет по запросам к поисковой системе. Сохранение объекта, ссылок. Сервисы Интернет: электронная почта, форум, аудио- и видеоконференции. Передача коротких сообщений (чат, форум). Подключение к чату/форуму. Обмен текстовыми сообщениями в рамках чата / форума. Передача объемных сообщений (электронная почта). Алгоритм создания электронного ящика. Создание и получение электронного письма. Присоединение к письму текстового и графического файла. 4 класс Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.) Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные цели и задачи курса. Организация занятий и самостоятельной работы. Раздел 2. Графический редактор презентаций MS PowerPoint (РР; 15 ч.) Компьютерные презентации: определение, назначение, виды. Возможности и область использования приложения РР. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РР. Назначение панелей инструментов. Структура презентации, объекты. Выделение этапов создания презентации: создание фона, создание текста, вставка рисунков, создание анимации, запуск презентации. Добавление эффектов Multi Media: вставка звука в презентацию. Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания. Создание презентации по готовому сценарию. Настройка презентации тестирование презентации. Защита презентации. Раздел 3. Логические рассуждения (7 ч.) Понятие. Термин. Определение понятия. Содержание понятия. Объем понятия. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями: «род-вид», «вид-род». Использование кругов Эйлера для наглядного представления отношений между понятиями: пересечение понятий, подчиненность (вложенность) понятий, несовместимость. Высказывание. Суждение. Понятие «истина» и «ложь». Простое и сложное высказывание. Отрицание. Высказывание с логическими операциями «НЕ», «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ…ТО». Раздел 4. Алгоритмы и их исполнители (11 ч.) Алгоритм как модель действий. Последовательность действий. План действий. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Команда. СКИ (система команд исполнителя). План знакомства с исполнителем. Составление алгоритма для исполнителя. Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, самостоятельная работа, конференции. Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы) 1 класс № занятия 1.1 2.1 Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. Раздел 2: Правила техники безопасности – 0,5 ч Раздел 3: Работа с мышью – 3,5 ч Правила техники безопасности (инстр. № 12). Щелчок левой клавиши мыши 1 1 (0,5+0,5) Раздел 4: Распознавание видов информации - 3 ч 4.1 Сведения и команды. Двойной щелчок, перетаскивание объектов 4.2 Органы чувств. Выбор объекта 4.3 Человек и информация. Раскрашивание рисунков по образцу 4.4 Зрительная информация. Конструирование по образцу 4.5 Звуковая информация. Перетаскивание объектов 4.6 Тактильная, обонятельная и вкусовая информация. Работа с мышью. ВСЕГО за учебный год: 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 1 (0,5+0,5) 8 2 класс № урока Тема урока Кол-во часов Раздел 1: Введение - 1 ч 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности (инстр. № 12). Работа с мышью (повторение): Раскрашивание рисунков по образцу 1 2.1 Раздел 2: Информация и информационные процессы. Графический редактор Paint - 7 ч Источники информации. Вид экрана ГР Paint 1 2.2 Приемники информации. Инструмент "Заливка" 1 2.3 Информационный обмен. Инструмент "Карандаш" 1 2.4 Средства информационного обмена. Инструмент "Распылитель" 1 2.5 Информация и управление. Инструмент "Резинка" 1 2.6 Информация и знания. Инструмент "Лупа" 1 № урока 2.7 Тема урока Получение знаний. Инструмент "Линия" Кол-во часов 1 Раздел 3: Компьютер - машина для работы с информацией - 6 ч 3.1 Человек и компьютер. Инструмент "Прямоугольник" 1 3.2 Устройства ввода информации. Варианты использования инструмента "Прямоугольник" Устройства вывода информации. Создание рисунков с помощью инструмента "Прямоугольник" 1 Периферийные устройства персонального компьютера. Инструмент "Эллипс" Действия с информацией. Варианты использования инструмента "Эллипс" Носители информации. Создание рисунков средствами графического редактора Paint по образцу 1 3.3 3.4 3.5 3.6 1 1 1 Раздел 4: Формы представления информации - 5 ч 4.1 Представление информации в графической форме 1 4.2 Представление информации в числовой форме 1 4.3 1 4.4 Правила техники безопасности. Представление информации в текстовой форме Представление информации в табличной форме 4.5 Обобщение: формы и виды информации 1 1 Раздел 5: Клавиатура - 12 ч 5.1 Основные блоки клавиатуры. Запуск программ, выход из программ 1 5.2 Клавиша ввода, клавиша отмены. Меню простое и сложное 1 5.3 Клавиши управления курсором. Управление курсором 1 5.4 Алфавитные клавиши. Цифровые клавиши. Ввод алфавитных и цифровых клавиш с помощью клавиатурного тренажера 1 5.5 Клавиши редактирования. Ввод слов по образцу 1 5.6 Приемы редактирования слов. Редактирование слов 1 5.7 1 5.9 Правила клавиатурного письма. Ввод текста и сохранение его на машинном носителе Приемы редактирования строк. Редактирование строк и сохранение его на машинном носителе Клавиши-замки и индикаторы. Ввод текста с элементами редактирования 5.10 Клавиши специального назначения. Ввод текста с оформлением шрифта 1 5.8 1 1 № урока 5.11 5.12 Кол-во часов 1 Тема урока Выносная клавиатура. Ввод текста с полуавтоматическим орфографическим контролем Контрольная работа по теме "Клавиатура" 1 Раздел 6: Работа с файлами и папками - 2 ч 6.1 Основные действия с файлами. Работа с файлами 1 6.2 Основные действия с папками. Работа с папками 1 Раздел 7: Итоговое занятие - 1 ч 7.1 Итоговое занятие 1 ВСЕГО за учебный год: 34 3 класс № занятия 1.1 Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. 1 Раздел 2: Информация (И) и информационные процессы (ИП) - 8 ч 2.1 2.2 2.3 2.4 Информация: основные понятия Информационные процессы Формы представления информации 1 1 1 1 3.1 3.2 Источник и потребитель информации Кодирование информации Единицы измерения информации Укрупненные единицы измерения информации Соотношение единиц измерения информации Раздел 3: Объект и его характеристики - 9 ч Объект - часть окружающего мира Характеристики объекта: имя, свойства 3.3 Состав объекта, действия объекта 1 3.4 Представление сведений об объекте 1 3.5 Информационные объекты: виды 1 3.6 Информационные объекты: создание, изменение, сохранение 1 3.7 База данных - информационный объект 1 3.8 1 3.9 Инструктаж по технике безопасности (№12). Поиск информации в базе данных Заполнение простейшей базы данных 4.1 Раздел 4: Информационный объект и компьютер - 8 ч Компьютер - универсальная машина для работы с 2.5 2.6 2.7 2.8 1 1 1 1 1 1 информационными объектами Управление компьютером Элементы графического интерфейса 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 1 1 Хранение информации в компьютере Файл как информационный объект. Поиск файла по стандартным свойствам Основные действия с файлами 1 1 Папка как информационный объект. Поиск папки по стандартным свойствам Основные действия с папками 1 1 1 Раздел 5: Работа в сети Интернет - 8 ч Компьютерные сети. Интернет Формулирование запроса: ключевые слова, каталоги Поиск информации в сети Интернет. Сохранение объекта, ссылок Сервисы Интернет: электронная почта, форум, аудио- и видеоконфереции Передача коротких сообщений (чат, форум) Передача объемных сообщений (электронная почта) Размещение сообщения в информационной среде школы Участие в аудио- и видеоконференциях ВСЕГО за учебный год: 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 класс № занятия 1.1 Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1: Введение - 1 ч Первый раз в компьютерный класс. 1 Раздел 2: Графический редактор презентаций MS Power Point (PP) - 15 ч 2.1 2.2 2.3 2.4 Компьютерные презентации: определение, назначение, типы Среда и возможности MS Power Point Основные объекты MS Power Point Структура презентации. Создание серии слайдов 1 1 1 1 2.5 2.6 2.7 1 1 1 2.8 2.9 2.10 Разработка структуры интерактивной презентации Создание и обработка текстов в презентации Средства наглядности. Специфические инструменты MS Power Point : элементы Multi Media Разработка дизайна слайдов Работа с визуальными данными Проектирование структурных связей презентации 2.11 Создание управляющих кнопок 1 2.12 Обеспечение интерактивных свойств презентации 1 2.13 Настройка презентации 1 2.14 Защита презентации 1 1 1 1 2.15 Сферы использования основных возможностей MS Power Point 1 3.6 Раздел 3: Логические рассуждения - 9 ч Правила техники безопасности (инструкция № 12). Понятия: определение, термин, содержание Объем понятий. Деление и обобщение понятий Отношения между понятиями: пересечение, вложенность, несовместимость Высказывания. Суждения. Понятия "истина" и "ложь" Простое и сложное высказывание. Построение отрицания высказываний Построение высказываний со связками "и", "или" 3.7 Умозаключение. Правила вывода "если - то" 1 3.8 Графы и их табличное описание. Пути в графах 1 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 Раздел 4: Модели и моделирование - 9 ч Модель. Моделирование Виды моделей Текстовая и графическая модели Алгоритм как модель действий Формы записи алгоритмов. Составление блок-схем Исполнитель алгоритма: среда, команды исполнителя Правила записи алгоритмов. Составление линейных алгоритмов Составление алгоритмов с ветвлением Компьютер как исполнитель ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 1 1 1 1 1 1