Приложение № 17 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК» Начальное общее образование 1 -4 классы РАЗДЕЛ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год обучения Тема 1. Фонетика (4 ч) Обогащение и активизация словаря, звук и буква, звуковой состав речи. Отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов. Разгадывание «зашифрованных» слов. Тема 2. Занимательная лексикология (5 ч) Развитие образного, живого мышления через восприятие различных форм языкового творчества. Возникновение слов. Пословицы. Омонимы. Загадки. Фразеологизмы. Понятие "иностранные слова", отличие их по внешним признакам; формирование умения работать со словарями и другими источниками информации, интереса к работе с ними. Категория «имя». Развитие языкового чутья, обогащение словаря. Лексическое значение слова. Составление словарика имен-пар и словариков ласковых имен. Категория «фамилия». Классификация и оперирование категорией «имя». Тема 3. В мире слов (7 ч) Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов. Русские пословицы, поговорки и их иностранные соответствия. Синонимия. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. 2 год обучения Тема 1. Фонетика (3 ч) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». «звукоподражание». Тема 2. Занимательная лексикология (7 ч) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Тема 3. В мире слов (7 ч) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка). Знакомство с происхождением имен. 3 год обучения Тема 1. Фонетика (3 ч) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Тема 2. Занимательная лексикология (7 ч) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов. Работа с этимологическим словарем. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Беседа о рифмах. Тема 3. В мире слов (7 ч) Понятие «литературный язык» и «живая народная речь», «крылатые выражения» и «афоризмы. Знакомство с понятием «паронимы». правильное употребление паронимов в устной и письменной речи. Понятие о существительных общего рода, их разнообразие. 4 год обучения Тема 1. Фонетика (4 ч) Звукопись как средство художественной выразительности (аллитерация, ассонанс, диссонанс, звукоподражание). Понятия: полногласие и неполногласие, информация об изменении безударных гласных (явления «оканья», «аканья»). Тема 2. Занимательная лексикология (3 ч) Понятия: словообразовательные гнезда, словообразовательная пара, этимология слова для разбора по составу. Анализ словообразовательных моделей, построение словообразовательных цепочек. Тема 3. В мире слов (10 ч) Изменение рода некоторых существительных, утрата двойственного числа и его следы в современном русском языке; образование падежных форм, форм рода и числа имен существительных; Этимология слова «наречие». Правописание наречий, связанных по происхождению с именами прилагательными ( с приставками в-, на-, за- на- о-, с приставками из-, до-, с-, на- ), Ь – в конце наречий после шипящих. Этимология слов «частица, союз, предлог, междометие». Правила написания отрицательных частиц не- и ни-. Формы организации внеурочной деятельности: - практическая работа - викторина - внутригрупповая дискуссия - библиотечное занятие - познавательная игра Виды деятельности обучающихся: - Игровая деятельность - Познавательная деятельность - Проблемно-ценностное общение - Художественная деятельность - Проблемно-поисковая деятельность РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения -_1 класс (16 часов) № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Наименование раздела, темы Раздел 1. Фонетика (4ч.) Входная контрольная работа. Русские писатели о языке. Для чего надо знать русский язык. Как рождаются слова. Почему их так называют? Транскрипция. Звуковой анализ слов. Раздел 2. Занимательная лексикология (5ч.) В музее истории слов. Слова - пришельцы. О происхождении имен собственных. Чемпионы среди имен. Как появились фамилии. Раздел 3. В мире слов (7 ч.) Слово или не слово? Слово одно, а значений несколько (многозначные слова). Слова – друзья (синонимы). Чудесные превращения слов Игра «Устами младенца» Филологический квест (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии. ВСЕГО за учебный год: Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 2 год обучения -_2 класс (17 часов) № занятия Наименование раздела, темы Количество часов Раздел 1. Фонетика (3ч.) 1 2 3 Входная контрольная работа Спрятавшиеся слова. Омофоны. Различай слова по смыслу. 1 1 1 Раздел 2. Занимательная лексикология (7ч.) 4 5 6 7 8 9 10 Тарабарская грамота. Необыкновенные сочетания. Почему мы так говорим (фразеологизмы). Научная этимология. Все растет из корня. Это полезно запомнить. Занимательное словообразование Встреча с зарубежными словами. Заимствованные слова 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 3. В мире слов (7ч.) 11 12 13 Интеллектуальный марафон. Решение орфографических задач. Морфологические шарады. 1 1 1 Учимся делать логические выводы. Анаграммы. Шарады. Филологический квест (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии. ВСЕГО за учебный год: 14 15 16 17 1 1 1 1 17 3 год обучения -_3 класс (17 часов) № занятия Количество часов Наименование раздела, темы Раздел 1. Фонетика (3ч.) 2 Входная контрольная работа Что такое орфоэпия? Пигмалион учит орфоэпии 1 1 3 В королевстве ошибок. 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел 2. Занимательная лексикология (7ч.) Экскурсия в прошлое Добрые слова Слова- антонимы Слова - омонимы Прадедовские приставки В стране сочинителей Волшебный клубок орфограмм. Раздел 3. В мире слов (7ч.) Слова, придуманные писателями. Части речи. Общий род Шарады и логогрифы Рыцарский турнир. Анаграммы. Шарады. Метаграммы. КВН по русскому языку Филологический квест (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии. ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 4 год обучения -_4 класс (17 часов) № занятия 1 2 3 4 Количество часов Наименование раздела, темы Раздел 1. Фонетика (4ч.) Входная контрольная работа Какого цвета звуки. Фабрика звуков. Одежда для звуков. Таинственная незнакомка. Добрый и безголосый мягкий знак, Буква – подсказчица. Солидный твердый знак. Волшебник Ударение. Безударный гласный-стоп! опасно! Раздел 2. Занимательная лексикология (3ч.) Писать 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Деревья из слов или словообразовательные гнезда. Настоящий детективный поиск разбор слов по составу. Чудесные превращения. Образование слов при помощи суффиксов. Раздел 3. В мире слов (10 ч.) Давно живу я в мире этом, даю названия предметам (имя существительное). Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь… (прилагательное). Большие проделки маленькой части речи (наречие) Дружная семейка (служебные части речи: союз, предлог, частица, междометие) Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. Откуда пришли слова. Этимология слов. Путешествие за меткими словами. Фразеологические обороты. Крылатые выражения и афоризмы Архаизмы и неологизмы Филологический квест (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17