Приложение 23_Рабочая программа учебного предмета_ Родной язык (русский) 7-8

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

Приложение № 23
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 г. № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
(предметная область «Русский язык и литература»)
7-8 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие
цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;

расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Место курса «Родной язык (русский)» в базисном учебном (образовательном) плане
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в
год в 7 и 8 классах (всего 68 часов).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского
языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей,
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых
проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение
русскому
родному
языку
совершенствует
нравственную
и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, нои средством обучения. Он влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский язык (родной)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведѐнное ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублѐнного изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса предусматривается расширение сведений, имеющих отношение
не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы
в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и
т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,
национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК
(РОДНОЙ)» В 7 КЛАССЕ
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетенции в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Русский (родной) язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе
освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце 7 класса в основной общеобразовательной школе предметные результаты
должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:

пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;

приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;

распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы);
понимать особенности еѐ употребления в текстах;

определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);

регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц
и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
«Культура речи»:

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имѐн
существительных, имѐн прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учѐтом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;

корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учѐтом
стилистических норм современного русского языка;

анализировать и различать типичные речевые ошибки;

редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;

корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормам современного
литературного языка;

редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм,
в частности родительного и творительного падежей;

соблюдать русскую этикетную манеру общения;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;

использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его
употребления;

использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические
словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в
процессе редактирования текста;

использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;


© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;

владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)» В 8 КЛАССЕ
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетенции в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Русский (родной) язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе при реализации содержательной линии ученик научится:
«Язык и культура»
 приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
 приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор;
 выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
 характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием
словарей);
 понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
 характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с
использованием словарей); сфере функционирования;
 комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
 определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
 комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
 характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
 объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

 регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц
и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
«Культура речи»
 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных,
имѐн прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учѐтом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
 употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
 понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения
современного русского языка;
 правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности;
 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
 опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом
стилистических норм современного русского языка;
 анализировать и различать типичные речевые ошибки;
 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
 распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
 корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормам современного
литературного языка;
 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежей;
 соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
 использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета;
 соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;
 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
 использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
 использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

«Речь. Речевая деятельность. Текст»
 использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,
критическое интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функциональносмысловых типов речи;
 владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления
информации;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений и др.;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении:
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра
публицистического стиля речи;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию
на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
 анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (русский)»
7 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз
и т. п.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы
(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в
разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение,

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция
заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и
подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

8 класс
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика
бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких
согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твѐрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного
происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн
и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твѐрдого [н] перед
мягкими [ф] и [в]; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим в своѐм составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач
пришѐл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих
сестѐр – обоих братьев).

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство,
меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имѐн;
их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚
помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т. д.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
1

2
3

4

5
6
7
8
9

Тема урока
Русский язык как развивающееся явление. Связь
исторического развития языка с историей общества
Факторы, влияющие на развитие языка:
социальнополитические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники, влияние других
языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории
Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из
употребления по причине ухода из общественной
жизни обозначенных ими предметов и явлений, в
том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Лексические и лексикосемантические архаизмы. Группы архаизмов по
степени устарелости.
Контрольная работа по разделу «Язык и культура»
Перераспределение пластов лексики между
активным и пассивным запасом слов
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте.
Лексические заимствования последних десятилетий.
Причины заимствований

Количество
часов
1

1
1

1

1
1
1
1
1

Электронные цифровые образовательные ресурсы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

10
11
12
13
14
15
16

17

18

19

Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях.
Варианты норм ударения.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы
управления, функционально-стилевая окраска и
употребление паронимов в речи
Контрольная работа по разделу «Культура речи»
Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением паронимов в речи.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы
1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени (в том числе способы выражения
формы 1-го лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий
Отражение вариантов грамматической нормы в

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

20

21
22

23

24
25
26

27

словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической нормы.
Русская этикетная речевая манера общения:
умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚
ровная интонация. Запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз. Исключение категоричности
в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Традиции русского речевого общения
Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание,
похвала, самопрезентация и др.; сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.
Контрольная работа по разделу «Речь. Текст»
Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур:
индуктивные, дедуктивные, рамочные, стержневые
структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.

1

1
1

1

1
1
1

1

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

28

Спор, виды споров. Дискуссия. Правила поведения в
споре. Как управлять собой и собеседником.
Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.

1

29

Итоговая контрольная работа

1

30

Особенности жанра путевых заметок.

1

31
32
33
34

Языковые и структурные особенности текста
рекламного объявления.
Фактуальная и подтекстовая информация в текстах
художественного стиля речи
Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.
Итоговый урок. Результаты и планы на следующий
год

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
34

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

1

Исконно русская лексика и ее особенности

3

Собственно русские слова как база и основной
источник развития лексики русского литературного
языка
Старославянизмы

4

Роль старославянизмов в развитии русского

2

Количество
часов
1
1
1
1

Электронные цифровые образовательные ресурсы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

5
6
7
8
9
10
11
12
13

литературного языка
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы
Контрольная работа по темам «Исконно русская
лексика и старославянизмы»
Иноязычная лексика в разговорной речи
Иноязычная лексика в дисплейных текстах,
современной публицистике
Речевой этикет в русской культуре
Особенности речевого этикета в русской культуре.
Русский человек в обращении к другим
Типичные орфоэпические и акцентологические
ошибки в современной речи
Типичные орфоэпические и акцентологические
ошибки в современной речи
Нормы употребления терминов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

Особенности употребления терминов в
публицистике, художественной литературе,
разговорной речи
Контрольная работа по разделу «Культура речи»

16

Трудные случаи согласования в русском языке

1

17

Трудные случаи согласования в русском языке

1

18

Трудные случаи согласования в русском языке

1

19

Особенности современного речевого этикета

1

14

20
21

Этикетные речевые тактики и приѐмы в
коммуникации
Информация: способы и средства ее получения и

1
1

1
1

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык.
7-8 классы»

22

переработки
Слушание как вид речевой деятельности

1

23

Эффективные приѐмы слушания

1

24

Контрольная работа по теме «Речь. Текст»

1

25

Аргументация. Правила эффективной аргументации

1

26

Доказательство и его структура

1

27

Структура текста-доказательства

1

28

Виды доказательств

1

29

Итоговая контрольная работа

30

Разговорная речь. Самопрезентация

1

31

Научный стиль речи

1

32

Реферат. Учебно-научная дискуссия

1

33
34

Язык художественной литературы. Сочинение в
жанре письма
Итоговый урок. Результаты и планы на следующий
год

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».