© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ Приложение № 26 Утверждена в составе ООП ООО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 г. № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (предметная область «Математика и Информатика») 9 класс © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: Требования к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО) Математика: 1. формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать Планируемые результаты освоения факультативного предмета (уточнение и конкретизация) Выпускник научится: - анализировать и строить графики составных и сложных функций; - анализировать и строить графики функций, содержащих знак модуля; - выполнять преобразования выражений, содержащих степени с рациональным показателем; - решать дробно-рациональные уравнения; © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3. развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4. овладение символьным языком алгебры, приѐмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 5.овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей; 6. овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 7. формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных - решать уравнения и системы уравнений с параметрами; - решать неравенства и системы неравенств с параметрами; - решать уравнения и неравенства в целых числах; - изображать множества, отношение множеств и операции с множествами с помощью кругов Эйлера; - использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений; - выполнять тождественные преобразования логических выражений; - строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики; - решать логические задач с использованием графов и таблиц; - использовать метод математической индукции для вывода формул, доказательства тождеств и неравенств, решения задач на делимость; - исследовать последовательности, заданные рекуррентно; - использовать формулы комбинаторики при решении комбинаторных задач; - решать задачи на вычисление вероятности, в том числе с использованием формул теории вероятностей; - решать задачи на определении геометрической вероятности; - использовать метод математической индукции в геометрических доказательствах; определять замечательные точки в треугольнике, использовать их свойства при решении вычислительных задач и задач на доказательство. Выпускник получит возможность научиться: использовать математику как метод познания действительности; - применять при решении вычислительных задач и задач на доказательство редко используемые теоремы геометрии; - оперировать формулами при решении задач в © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач; 8. овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 9. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчѐтах; 10. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 11. формирование представления об основных изучаемых понятиях: других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни; используя изученные математические методы, проводить доказательство, выполнять опровержение; - выбирать изученные математические методы и их комбинации для решения математических задач; - выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 12. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 13. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 14. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс Предпрофильная подготовка по алгебре Вводное занятие. Область определения сложной функции (функции от функции). Выражения, содержащие функцию. Кусочно-заданные функции и их графики. Функции, содержащие модуль, и их графики. Описание функции, заданной графически и аналитически. Преобразование графиков функций, сумма и произведение функций, взаимно обратные функции. Практическая работа «Функция: описание и построение графика функции». Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем. Решение уравнений высших степеней. Дробно-рациональные уравнения высших степеней. Решение уравнений с параметрами. Решение систем уравнений с параметрами. Решение неравенств с параметрами. Решение систем неравенств с параметрами. Практическая работа «Решение уравнений и неравенств» Предпрофильная подготовка по математической логике, комбинаторике и теории вероятностей Операции над множествами. Операции над логическими высказываниями. Рассуждения на основе правил логики. Тождественные преобразования логических выражений. Решение логических задач с использованием формул логики, кругов Эйлера. Решение логических задач на графах и в таблицах. Метод математической индукции в доказательстве тождеств. Метод математической индукции в доказательстве неравенств. Практическая работа «Решение логических задач». Универсальный алгоритм решения задач комбинаторики. Решение задач на сложение и умножение вероятностей, условная вероятность. Предпрофильная подготовка по геометрии Геометрическая вероятность. Метод математической индукции в геометрических доказательствах. Замечательные точки и окружности в треугольнике. Теоремы геометрии треугольника и четырехугольника. Практическая работа «Геометрические доказательства». Итоговое занятие. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы) 9 класс (34 часа) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Кол-во часов Содержание урока Предпрофильная подготовка по алгебре - 16 ч. Вводное занятие 1 Область определения сложной Область определения сложной 1 функции (функции от функции). функции (функции от функции) Множество значений Выражения, содержащие функцию. Преобразование Выражения, содержащие функцию 1 аналитического выражения функции Кусочно-заданные функции и их Кусочно-заданные функции и их 1 графики графики. Графики с «разрывом» График модуля. Функции, Функции, содержащие модуль, и их 1 содержащие модуль, и их графики графики Различные способы задания Описание функции, заданной функции. Описание функции, 1 графически и аналитически заданной графически и аналитически Преобразование графиков Преобразование графиков функций, функций, сумма и произведение сумма и произведение функций, 1 функций, взаимно обратные взаимно обратные функции функции. Область определения преобразований Практическая работа «Функция: Практическая работа описание и построение графика 1 функции» * Акция «Учусь на отлично!» Степень с рациональным Преобразование выражений, показателем. Свойства степени. содержащих степень с 1 Преобразование выражений, рациональным показателем содержащих степень с рациональным показателем Решение уравнений высших Решение уравнений высших 1 степеней. Деление многочленов. степеней Бином Ньютона. © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ № урока Тема урока Кол-во часов 11 Дробно-рациональные уравнения высших степеней 1 12 Решение уравнений с параметрами 1 13 Решение систем уравнений с параметрами 1 14 Решение неравенств с параметрами 1 15 Решение систем неравенств с параметрами 1 16 Практическая работа «Решение уравнений и неравенств» 1 Содержание урока Взаимообратные уравнения. Способ замены переменной Решение дробно-рациональных уравнений высших степеней Уравнения с параметром. Способы решения Системы уравнений с параметрами. Способы решения Неравенства с параметром. Способы решения Системы неравенств с параметром. Способы решения Практическая работа *День российской науки Предпрофильная подготовка по математической логике, комбинаторике и теории вероятностей - 11 ч. Операции над множествами: объединение, пересечение, 17 Операции над множествами 1 разность, симметричность, равенство Логические высказывания. Операции над логическими 18 1 Операции над логическими высказываниями высказываниями Рассуждения на основе правил Рассуждения на основе правил 19 1 логики. Дедукция, индукция, логики аналогия Тождественные преобразования логических выражений. Тождественные преобразования 20 1 Логические функции, логических выражений дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма Решение логических задач с Решение задач по теме. Круги 21 использованием формул логики, 1 Эйлера кругов Эйлера Решение логических задач на Решение логических задач на 22 1 графах и в таблицах. Решение графах и в таблицах олимпиадных задач Метод математической индукции Метод математической индукции в 23 1 в доказательстве тождеств. доказательстве тождеств Доказательство делимости и © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ № урока 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема урока Кол-во часов Содержание урока кратности. Доказательство равенств и тождеств Метод математической индукции в доказательстве неравенств. Доказательство неравенств Метод математической индукции в 1 методом полной индукции. доказательстве неравенств Доказательство неравенств с помощью методов математического анализа Практическая работа «Решение Практическая работа 1 логических задач» *Акция «Веселые перемены» Универсальный алгоритм решения задач комбинаторики. Универсальный алгоритм решения Метод перебора возможных 1 задач комбинаторики вариантов, табличный метод, построение дерева возможных вариантов решения Решение задач на сложение и умножение вероятностей, Решение задач на сложение и условная вероятность. Задачи на умножение вероятностей, условная 1 теоремы сложения вероятностей вероятность несовместных и умножения вероятностей независимых событий Предпрофильная подготовка по геометрии - 7 ч. Геометрическая вероятность. Геометрическая вероятность 1 Геометрическое определение вероятности Метод математической индукции Метод математической индукции в в геометрических 1 геометрических доказательствах доказательствах. Математические софизмы Замечательные точки и окружности в треугольнике. Четыре замечательные точки: Замечательные точки и окружности точка пересечения медиан, точка 1 в треугольнике пересечения биссектрис, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров Теоремы геометрии треугольника и 1 Теоремы геометрии © МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «Предпрофильная математика. 9 класс» ____________________________________________________________________________________________ № урока Тема урока Кол-во часов четырехугольника 32 33 34 Практическая работа «Геометрические доказательства» Тестовая работа в рамках промежуточной аттестации за 9 класс Итоговое занятие 1 Содержание урока треугольника и четырехугольника. Теорема Бретшнайдера. Теорема Фалеса. Формула Пика Практическая работа Контрольное мероприятие 1 1 Систематизация знаний учащихся * Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)