Приложение 29_Рабочая программа факультативного предмета Практикум по химии _9

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

Приложение № 29
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 г. № 14/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ»
(предметная область «Естествознание»)
9 класс

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения
ООП ООО (ФГОС ООО)
1. формирование первоначальных
систематизированных представлений о 
веществах, их превращениях и
практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим 
языком химии;
2. осознание объективной значимости
основ химической науки как области

современного естествознания, химических
превращений неорганических и
органических веществ как основы многих
явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном
единстве мира;

Планируемые результаты освоения
факультативного предмета
Выпускник научится:
характеризовать
основные
методы
познания:
наблюдение,
измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических
понятий
«атом»,
«молекула»,
«химический
элемент»,
«простое
вещество»,
«сложное
вещество»,
«валентность», «химическая реакция»,
используя знаковую систему химии;

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

3. овладение основами химической

грамотности: способностью анализировать
и объективно оценивать жизненные
ситуации, связанные с химией, навыками 
безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; 
умением анализировать и планировать

экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей
среды;
4. формирование умений устанавливать 
связи между реально наблюдаемыми

химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире, объяснять

причины многообразия веществ,
зависимость их свойств от состава и
строения, а также зависимость применения

веществ от их свойств;
5. приобретение опыта использования

различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при

проведении несложных химических
экспериментов с использованием

лабораторного оборудования и приборов;
6. формирование представлений о

значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в
том числе в предотвращении техногенных

и экологических катастроф.











раскрывать смысл законов сохранения
массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические
явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их
формулам;
определять валентность атома элемента в
соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания
химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие
о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
составлять
формулы
бинарных
соединений;
составлять
уравнения
химических
реакций;
соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов;
пользоваться
лабораторным
оборудованием и посудой;
вычислять
относительную
молекулярную и молярную массы
веществ;
вычислять массовую долю химического
элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу
вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
характеризовать
физические
и
химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать
опытным
путем
газообразные
вещества:
кислород,
водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой
эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать
физические
и
химические свойства воды;

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

























раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять
массовую
долю
растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной
массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов
неорганических веществ;
характеризовать
физические
и
химические свойства основных классов
неорганических
веществ:
оксидов,
кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к
определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических
соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие
химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы
кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
характеризовать взаимосвязь между
классами неорганических соединений;
раскрывать
смысл
Периодического
закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного
(порядкового)
номера
химического
элемента, номеров группы и периода в
периодической
системе
Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения
строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных
подгрупп;
характеризовать химические элементы
(от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе
Д.И. Менделеева
и
особенностей
строения их атомов;
составлять схемы строения атомов
первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая
связь», «электроотрицательность»;

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»


























характеризовать зависимость физических
свойств
веществ
от
типа
кристаллической решетки;
определять вид химической связи в
неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул
веществ, образованных разными видами
химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион»,
«катион»,
«анион»,
«электролиты»,
«неэлектролиты»,
«электролитическая
диссоциация», «окислитель», «степень
окисления»
«восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома
элемента в соединении;
раскрывать
смысл
теории
электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической
диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять
сущность
процесса
электролитической
диссоциации
и
реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные
ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания
реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие
качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительновосстановительных реакций;
называть
факторы,
влияющие
на
скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции
по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
неметаллов;
проводить
опыты по получению,
собиранию и изучению химических
свойств
газообразных
веществ:
углекислого газа, аммиака;
распознавать
опытным
путем

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»




















газообразные вещества: углекислый газ и
аммиак;
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
металлов;
называть органические вещества по их
формуле: метан, этан, этилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая
кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать
влияние
химического
загрязнения окружающей среды на
организм человека;
грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни
определять возможность протекания
реакций
некоторых
представителей
органических веществ с кислородом,
водородом, металлами, основаниями,
галогенами.
Выпускник получит возможность
научиться:
выдвигать
и
проверять
экспериментально
гипотезы
о
химических свойствах веществ на основе
их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных
химических реакций;
характеризовать вещества по составу,
строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные
ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом
степеней
окисления
элементов,
входящих в его состав;
составлять
уравнения
реакций,
соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ
различных классов;

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»














выдвигать
и
проверять
экспериментально
гипотезы
о
результатах воздействия различных
факторов на изменение скорости
химической реакции;
использовать приобретенные знания для
экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые
компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских
задач
по
изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе
в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических
знаний по химии для практической
деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения
предписаний,
предлагаемых
в
инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура
неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в
Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция (7 часов)
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об
органических веществах (11 часов)
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических
веществах.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные
основы химии (6 часов)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Разделение смесей и очистка веществ.
Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение
газообразных веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества,
массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3
часа)

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
Учебное оборудование для выполнения практических видов работ по химии:
Темы практических работ
Определение
характера
среды
раствора кислот и щелочей с помощью
индикаторов. Качественные реакции на
ионы в растворе (хлорид-, сульфид,
фторид, сульфат-, карбонат-ионы, ион
аммония).
Получение газообразных веществ.
Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый
газ, аммиак).

\

Вещества и оборудование
Оборудование: воронки, делительные воронки,
химические стаканы, чашки для выпаривания,
стеклянные палочки, фильтры бумажные,
спиртовки, сульфат меди, соляная кислота,
сульфат натрия, метилоранж, лакмоид,
фенолфталеин, хлорид бария, карбонат натрия,
хлорид аммония, гидроксид кальция.
Перманганат калия, цинк, уксусная кислота,
нитрат
аммония,
лучина,
спиртовки,
фенолфталеин.

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы)
9 класс (34 часа)
№
п/п

Темы уроков

Кол-во
часов

Строение атома.
1

2

3

1
Периодический закон
Д.И. Менделеева.
Свойства элементов и
их соединений.

1

1

Химическая связь.
4

5

6

7

1
Валентность и степень
окисления химических
элементов.
Простые и сложные
вещества.

Контрольное
тестирование №1.
Химическая реакция.

8

9
10
11
12

1

1

1

1
Классификация
химических реакций по
различным признакам
Электролиты и
неэлектролиты.
Электролитическая
диссоциация кислот.
Реакции ионного
обмена.

1
1
1
1

Содержание урока
Строение электронных оболочек
атомов
первых
20
элементов
периодической
системы
Д.И.
Менделеева
Периодический
закон
и
периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в связи с
положением
в
Периодической
системе химических элементов
Химическая
связь:
ковалентная
(полярная и неполярная), ионная,
металлическая)
Валентность и степень окисления
химических элементов.
Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических
веществ.
Номенклатура
неорганических соединений.
Контрольное тестирование №1 по
теме «Вещество»
Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические
уравнения.
Сохранение
массы
веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций
по различным признакам
Электролиты
и
неэлектролиты.
Катионы и анионы
Электролитическая
диссоциация
кислот, щелочей и солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их
осуществления

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

13
14
15

16
17
18
19

20

21
22
23

Окислительновосстановительные
реакции
Урок – упражнение.
Химические свойства
простых веществ –
металлов.
Химические свойства
простых веществ неметаллов
Химические свойства
оксидов.
Химические свойства
оснований. Химические
свойства кислот.
Химические свойства
солей (средних).
Взаимосвязь различных
классов неорганических
веществ.

Решение цепочек
превращений.
Решение цепочек
превращений.
Решение цепочек
превращений.
Обобщение по теме
«Элементарные основы
неорганической химии»

24

1

Виды
окислительновосстановительных реакций.

1

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Химические реакции»
Химические
свойства
простых
веществ – металлов.

1

Химические
свойства
веществ - неметаллов

1

1
1
1

простых

Химические
свойства
оксидов:
основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований.
Химические свойства кислот.
Химические
свойства
(средних).
Взаимосвязь
различных
неорганических веществ.

солей
классов

1

1
1
1

*Тематическое занятие, посвященное
году науки и технологий
Решение цепочек превращений.
Решение цепочек превращений.
Решение цепочек превращений.
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Элементарные основы
неорганической химии»

1
*Участие в городских конкурсах по
охране природы
Контрольное
тестирование №2.

25

26

1

Правила безопасной
работы в школьной
лаборатории.

1

Контрольное тестирование №2 по
теме
«Элементарные
основы
неорганической
химии.
Представление
об
органических
веществах».
Правила безопасной
работы в
школьной
лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование.
Разделение смесей и очистка веществ.

МАОУ Гимназия №86. Рабочая программа факультативного предмета «Практикум по химии.9 класс»

Определение характера
среды (раствора кислот
и щелочей) с помощью
индикаторов.
27

1

Определение
характера
среды
(раствора кислот и щелочей) с
помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-,
карбонат-ионы,
ион
аммония)
и
на
газообразные
вещества.
*Всемирный день Земли.

28

29

30

31

* 32
Р33
е
*
34

Получение
газообразных веществ.
Вычисление массовой
доли химического
элемента в веществе
Вычисления массовой
доли растворенного
вещества в растворе.

Обобщение по теме
«Методы познания
веществ и химических
явлений».
Тренинг-тестирование
по вариантам ОГЭ
Тренинг-тестирование
по вариантам ОГЭ
Итоговое тренингтестирование.

1

1

1

1

1
1
1

Качественные
реакции
на
газообразные вещества (кислород,
водород, углекислый газ, аммиак)
Вычисление
массовой
доли
химического элемента в веществе.
Вычисление количества вещества,
массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или
продуктов реакции.
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Методы познания веществ и
химических
явлений.
Экспериментальные основы химии».
Тренинг-тестирование по вариантам
ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
Тренинг-тестирование по вариантам
ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
Итоговое тренинг-тестирование по
вариантам ОГЭ прошлых лет и
демоверсии.

Р
*Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».