1 Приложение 34 Утверждена в составе ООП ООО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 г. № 14/О Рабочая программа курса внеурочной деятельности «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» основное общее образование 5-9 классы 2 РАЗДЕЛ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У обучающихся будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования умения целенаправленно патриотизма, уважения к Отечеству, использовать знания в учении и в прошлое и настоящее повседневной жизни для поиска и многонационального народа России; исследования информации, осознание своей этнической представленной в различной форме; принадлежности, знание истории, способность характеризовать языка, культуры своего народа, собственные знания и умения по своего края, основ культурного предметам, формулировать вопросы, наследия народов России и устанавливать, какие из человечества; усвоение предложенных учебных и гуманистических, демократических практических задач могут быть им и традиционных ценностей успешно решены; многонационального российского познавательный интерес к различной общества; воспитание чувства информации; ответственности и долга перед читательский интерес. Родиной; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести 3 диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического 4 характера. Метапредметные результаты Обучающиеся научатся Обучающиеся получат возможность научиться структурировать текст, используя ориентироваться в содержании списки, оглавление, разные виды текста и понимать его целостный планов; смысл: - определять признаки текста, тему, преобразовывать текст, используя основную мысль; новые формы представления - выбирать из текста или информации: диаграммы, таблицы, придумывать заголовок, схемы, переходить от одного соответствующий содержанию и представления данных к другому; общему смыслу текста; интерпретировать текст: - формулировать тезис, выражающий - сравнивать и противопоставлять общий смысл текста; подбирать заключѐнную в тексте информацию аргументы, формулировать выводы; разного характера; - составлять разные виды планов; - обнаруживать в тексте доводы в объяснять порядок частей/микротем, подтверждение выдвинутых тезисов; содержащихся в тексте; - делать выводы из - сопоставлять основные текстовые и сформулированных посылок; внетекстовые компоненты: - выводить заключение о намерении обнаруживать соответствие между автора или главной мысли текста. частью текста и его общей идеей, откликаться на содержание текста: сформулированной вопросом, - связывать информацию, объяснять назначение рисунка, обнаруженную в тексте, со знаниями пояснять схемы, таблицы, из других источников; диаграммы и т.д.;находить в тексте - оценивать утверждения, сделанные требуемую информацию (пробегать в тексте, исходя из своих текст глазами, определять его представлений о мире; основные элементы, сопоставлять - находить доводы в защиту своей формы выражения информации в точки зрения; запросе и в самом тексте, откликаться на форму текста: устанавливать, являются ли они оценивать не только содержание тождественными или текста, но и его форму, а в целом — синонимическими, находить мастерство его исполнения; необходимую единицу информации на основе имеющихся знаний, в тексте); жизненного опыта подвергать решать учебно-познавательные и сомнению достоверность учебно-практические задачи, имеющейся информации, требующие полного и критического обнаруживать недостоверность понимания текста: получаемой информации, пробелы в - определять назначение разных информации и находить пути видов текстов; восполнения этих пробелов; - ставить перед собой цель чтения, в процессе работы с одним или направляя внимание на полезную в несколькими источниками выявлять данный момент информацию; содержащуюся в них - различать темы и подтемы противоречивую, конфликтную специального текста; информацию; - выделять не только главную, но и использовать полученный опыт избыточную информацию восприятия информационных - прогнозировать объектов для обогащения последовательность изложения идей чувственного опыта, высказывать текста; оценочные суждения и свою точку - сопоставлять разные точки зрения 5 зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей; - формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. 6 РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 6 КЛАСС Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их 7 последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 7 КЛАСС Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в 8 виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации. 8 КЛАСС Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 9 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации. 9 КЛАСС Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждениеразмышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего 10 использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему. Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, выполнение творческих заданий, самостоятельная работа, конференции. Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность. 11 РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № занят Наименование раздела, темы ия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Речевая ситуация. Восприятие на слух понимания различных видов сообщений в устной и письменной формах Количество часов 13 ч. 1 2 Текст. Его признаки. Понятие о цельности текста 1 3 Типы текстов. Особенности описательных текстов 1 4 Типы текстов. Особенности повествовательных текстов 1 5 Типы текстов. Особенности текстов-рассуждений 1 6 Типы речи. Речь книжная и разговорная 1 7 Научный стиль речи и его особенности 1 8 Разговорный стиль речи и его особенности 1 9 Художественный стиль речи и его языковые особенности 1 10 Жанровое своеобразие текстов. Взаимосвязь жанра с типом и стилем речи 1 11 Анализ текстов с характеристикой стиля, типа, жанра и языкового своеобразия 1 12 Изобретение текста: тема, основная мысль, позиция автора. Способы и средства связи предложений в тексте 1 13 Построение текста: смысловые части текста, микротема, абзац. План текста, его виды. Заголовок текста 1 Работа с текстом (преобразование и интерпретация информации) 14ч. 14 Источники информации, их разнообразие и специфика. Использование формальных элементов текста (подзаголовка, сноски) для поиска нужной информации 1 15 Различные способы предоставления информации: словесно, в виде символов, таблицы, схемы, знаков. Преобразование информации 1 16 Пересказ текста. Виды пересказов: подробный и сжатый пересказ 1 17 Анализ текста. Вопросы по содержанию текста 1 18 Анализ содержания текстов, Формулирование выводов, основанных на содержании текста 1 19 Анализ содержания текстов Нахождение аргументов, подтверждающих вывод 1 20 Преобразование информации из связного текста в таблицу, схему, 1 12 кластер 21 Преобразование информации, полученной из схемы, кластера, таблицы, в связный текст 1 22 Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу 1 23 Составление логических схем текстов разного типа и различной стилевой принадлежности 1 24 Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст 1 25 Работа с различными информационными источниками в соответствии с поставленной задачей (составление списка использованной литературы) 1 26 Выступление в аудитории с небольшим сообщением с использованием иллюстративного материала (плакатов, презентаций) 1 27 Работа с текстом (оценка информации) Комплексный анализ текста: оценка содержания, структуры и языковых особенностей текста. 28 Комплексный анализ текста. Выражение собственного мнения и его аргументация о прочитанном 1 29 Работа с текстом. Анализ информации, содержащейся в тексте: определение ее достоверности, выявление недостающей или избыточной информации. 1 30 Обсуждение прослушанного текста. Сопоставление разных точек зрения на информацию и соотнесение их с позицией автора. 1 31 Обсуждение прочитанного самостоятельно текста. Сопоставление разных точек зрения на информацию и соотнесение их с позицией автора. 1 32 Диспут на основе прочитанного самостоятельно текста. 1 33 письменный анализ прочитанного текста с учетом анализа содержания, структуры, языковых средств. 1 34 Анализ письменных работ учащихся, обоснование и аргументация собственной точки зрения. 1 ВСЕГО за учебный год: 8ч. 1 34 6 класс № занят Наименование раздела, темы ия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Введение. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Текст. Вопросы по содержанию текста. 2 Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, Количество часов 12 ч. 1 1 13 приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. 3 Текст. Тема текста. Основная мысль. Идея. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 1 4 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 5 Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 1 6 Тема текста. Основная мысль. Идея. Авторская позиция. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 1 7 Понимание информации, представленной в неявном виде. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 8 Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Подробный и сжатый пересказ. 1 9 Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 1 10 Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. 1 11 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. 1 12 Формулирование выводов, основанных на содержании текста . Аргументы, подтверждающие вывод. 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 13 Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 14 ч. 1 14 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. 1 15 Типология текстов. 1 16 Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль). 1 14 17 Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация текстов (официально-деловой стиль, научный стиль). 1 18 Функционально-стилевая дифференциация текстов. Языковые особенности разных стилей речи. 1 19 Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. 1 20 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 21 Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. 1 22 Создание небольших письменных аннотаций к тексту, отзыва о прочитанном. 1 23 Смысловые части текста. Микротема. Абзац. 1 24 План текста. Простой, сложный, тезисный план. 1 25 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 1 26 Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. 1 27 Работа с текстом: оценка информации Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. 8 ч. 1 28 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 1 29 Источники информации: справочники, словари. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. 1 30 Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). 1 31 Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами. 1 32 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 15 33 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 34 Итоговое занятие. 1 ВСЕГО за учебный год: 34 7 класс № занят Наименование раздела, темы ия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Введение. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Количество часов 12 ч. 1 2 Типология текстов. 1 3 Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. 1 4 Функционально-стилевая дифференциация тестов (официальноделовой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. 1 5 Функционально-стилевая дифференциация тестов (публицистический стиль). Языковые особенности публицистического стиля. 1 6 Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. 1 7 Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 8 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. 1 9 Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. 1 10 Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. 1 11 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. 1 12 Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами. 1 13 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, 14 ч. 1 16 представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. 14 Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 1 15 Источники информации: справочники, словари, энциклопедии. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. 1 16 Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. 1 17 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. 1 18 Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 19 Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 20 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. 1 21 Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. 1 22 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. 1 23 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 1 24 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 1 25 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 1 26 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 27 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 17 Работа с текстом: оценка информации Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. 28 8 ч. 1 29 В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. 1 30 В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации. 1 31 Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами. 1 32 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 1 33 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 1 34 Итоговое занятие. 1 ВСЕГО за учебный год: 34 8 класс № занят Наименование раздела, темы ия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений Количество часов 8 ч. 1 2 Типология текстов 1 3 Рассуждение-размышление 1 4 Рассуждение-объяснение 1 5 Рассуждение-доказательство 1 6 Функционально-стилевая дифференциация тестов 1 7 Языковые особенности разных стилей речи 1 8 Жанр эссе 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 20 ч. 18 9 Подробный и сжатый пересказ (письменный) 1 10 Приемы сжатия текста 1 11 Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста 1 12 Аргументы, подтверждающие вывод 1 13 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую 1 14 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации 1 15 Составление на основании исходного текста монологического высказывания 1 16 Композиция текста типа рассуждения 1 17 Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи 1 18 Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст 1 19 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов 1 20 Создание плана текста 1 21 Формулировка тезисов 1 22 Создание конспекта на основе прочитанного текста 1 23 Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости 1 24 Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 1 25 Создание эссе на заданную тему 1 26 Работа с несколькими источниками информации 1 27 Сопоставление информации, полученной из нескольких источников 1 28 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах 1 Работа с текстом: оценка информации 29 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 1 30 Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация 1 19 31 Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт 1 32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста 1 33 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения 1 34 Итоговое занятие 1 ВСЕГО за учебный год: 34 9 класс № занят Наименование раздела, темы ия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 1 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Количество часов 8 ч. 1 2 Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство. 1 3 Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль). 1 4 Функционально-стилевая дифференциация текстов (научный стиль, публицистический стиль). 1 5 Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. 1 6 Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. 1 7 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. 1 8 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 1 9 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Подробный пересказ (письменный) текста. 20 ч. 1 10 Сжатый пересказ (письменный) текста. 1 11 Приемы сжатия текста. 1 12 Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. 1 13 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте на-прямую. 1 14 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста 1 20 информации. 15 Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. 1 16 Композиция текста типа рассуждения. 1 17 Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. 1 18 Формулирование тезисов для сочинения - рассуждения. 1 19 Формулирование аргументов для сочинения - рассуждения. 1 20 Формулирование выводов с опорой на прочитанный текст. 1 21 Составление планов, тезисов и конспектов на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. 1 22 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: 1 23 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: 1 24 Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). 1 25 Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 1 26 Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 1 27 Создание эссе на заданную тему. 1 28 Создание эссе на заданную тему. 1 29 Работа с текстом: оценка информации Формулирование оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста. 30 Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 1 31 Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 32 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 33 Выявление достоверной (противоречивой) информации в процессе работы с одним или несколькими источниками. Нахождение 1 6 ч. 1 21 способов проверки противоречивой информации. 34 Итовый урок 1 ВСЕГО за учебный год: 34