Приложение 37_Рабочая программа курса внеурочной деятельности_Детская академия_Русский язык_5-6

1

Приложение 37
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 г №14/О

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Основное общее образование
5 - 6 классы

2
РАЗДЕЛ 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы
Обучающийся получит возможность для
формирования
следующие умения и качества:
 готовности
и
способности
к
творческой
и

чувство
прекрасного
–
умение самостоятельной,
чувствовать красоту и выразительность ответственной деятельности;
речи, стремиться к совершенствованию
 навыков
сотрудничества
со
собственной речи;
сверстниками,
взрослыми
в
учебно любовь и уважение к Отечеству, его образовательной,
исследовательской
и
проектной
языку, культуре;
 устойчивый познавательный интерес к деятельности;
чтению, к ведению диалога с автором
 готовности
и
способности
к
образованию,
в
том
числе
текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию самообразованию, на протяжении всей
собственных текстов, к письменной форме жизни;
 сознательного
отношения
к
общения;
непрерывному образованию как условию
 интерес к изучению языка;
профессиональной
и

осознание
ответственности
за успешной
общественной деятельности;
произнесѐнное и написанное слово.
 эстетического отношения к миру,
включая эстетику научного творчества.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Обучающиеся получат возможность
научиться

самостоятельно определять цели
 самостоятельно
формулировать
деятельности и составлять планы
проблему (тему) и цели занятия;
деятельности;
 самостоятельно
анализировать

самостоятельно осуществлять,
условия и пути достижения цели;
контролировать и корректировать
 самостоятельно
составлять план
деятельность;
решения учебной проблемы;

использовать все возможные
 работать по плану, сверяя свои
ресурсы для достижения поставленных
действия
с
целью,
прогнозировать,
целей и реализации планов деятельности;
корректировать свою деятельность;

выбирать успешные стратегии в
 в диалоге с учителем вырабатывать
различных ситуациях;
критерии оценки и определять степень

продуктивно общаться и
успешности своей работы и работы других
взаимодействовать в процессе совместной
в соответствии с этими критериями.
деятельности;
 самостоятельно выявлять все виды

владению навыками познавательной, текстовой
информации:
фактуальную,
учебно-исследовательской и проектной
подтекстовую, концептуальную; адекватно
деятельности, навыками разрешения
понимать основную и дополнительную
проблем;
информацию текста, воспринятого на слух;

самостоятельному поиску методов
 пользоваться
разными
видами
решения практических задач, применению
чтения:
изучающим,
просмотровым,
различных методов познания;
ознакомительным;

самостоятельно осуществлять
 извлекать
информацию,
информационно-познавательную
представленную
в
разных
формах
деятельность, включая умение
(сплошной текст; несплошной текст –
ориентироваться в различных источниках
иллюстрация, таблица, схема);
информации, критически оценивать и
 владеть
различными
видами
интерпретировать информацию,
аудирования
(выборочным,

3
получаемую из различных источников;

использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач;

владению навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.

ознакомительным, детальным);
 перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 излагать содержание прочитанного
(прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
 пользоваться
словарями,
справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
устанавливать
причинно-следственные
связи;
 строить рассуждения;
 учитывать
разные
мнения
и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 уметь формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
 уметь устанавливать и сравнивать
разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
 уметь договариваться и приходить к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
 уметь
задавать
вопросы
необходимые для организации собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнѐром;
 уметь
осуществлять
взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 осознавать
важность
коммуникативных
умений
в
жизни
человека;
 оформлять свои мысли в устной и
письменной форме с учѐтом речевой
ситуации; создавать тексты различного
типа, стиля, жанра;
 оценивать и редактировать устное и
письменное речевое высказывание; –
адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных
задач;
владеть
монологической
и
диалогической формами речи, различными
видами монолога и диалога;
 высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку
зрения;

4
 выступать
перед
аудиторией
сверстников с сообщениями;
 договариваться
и приходить к
общему
решению
в
совместной
деятельности;
 задавать вопросы.

5
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Тема 1. Введение (1 ч.)
Знакомство с целями и задачами курса. Основные виды учебной деятельности
обучающихся. Форма организации учебной деятельности. Интеллектуальная игра
«Занимательная грамматика».
Тема 2. Фонетика (2 ч.)
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после Ъ, Ь и гласных. Буквы О, Е, Э, Я в безударных
слогах. Буква И после шипящих Ж, Ш, Ц; буква Е в безударном положении после данных
согласных. Озвончение и оглушение согласных. Омофоны. Буквосочетание -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах и -ТСК- в прилагательных.
Тема 3. Орфоэпия (1 ч.)
Нормативные варианты произношения. Орфоэпический словарь. Задания, связанные с
постановкой верного ударения. Иноязычные слова, в которых согласные перед Е
произносятся твердо, не смягчаясь. Звук [Х] на месте буквы Г. Произношение
буквосочетаний ЧТ, ЧН. Искажения слов в речи.
Тема 4. Словообразование (3 ч.)
Корень: различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различные
значения корня -пол-.
Окончание. Изменяемые слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова без
окончания. Слова, имеющие похожие концовки, но разные окончания. Притяжательные
прилагательные мужского рода на -ий. Глаголы второго лица множественного числа
настоящего и будущего времени и омонимичные (или похожие) формы повелительного
наклонения тех же глаголов. Случаи, когда окончание находится не в конце слова.
Приставка. Одинаково начинающиеся слова с приставкой и слова без приставки.
Омонимия приставок. Редкие приставки. Приставки в середине слова.
Суффикс. Определение количества суффиксов в слове и их границ. Омонимичные
пары суффиксов. Нулевые суффиксы.
Способы словообразования. Аргументация.
Тема 5. Морфология (4 ч.)
Омонимия частей речи. Имя существительное. Одушевленность. Род:
существительные, не имеющие формы единственного числа, существительные общего рода,
существительные на -ище, -ишко, несклоняемые существительные; существительные,
используемые в просторечии не в том роде, к которому они принадлежат в литературном
языке. Число: существительные, не имеющие формы единственного числа;
существительные, не имеющие формы множественного числа; существительные, имеющие
по две формы множественного числа (сыновья и сыны); формы множественного числа,
вызывающие затруднения. Падеж. Склонение: омонимия слов.
Имя прилагательное. Формы степеней сравнения у качественных прилагательных.
Глагол. Вид: двувидовые глаголы. Спряжение: разноспрягаемые глаголы.
Наклонение: омонимичные формы разных наклонений. Лицо: глаголы, не имеющие формы 1
лица единственного числа. Время: переносное значение.

6
Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением количества.
Склонение (полтора и полтораста; составные числительные).
Тема 6. История языка (2 ч.)
Русский алфавит и его история. Полногласие и неполногласие. Лексика. Грамматика.
Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков.
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных.
Тема 7. Стилистика (1 ч.)
Паронимы. Плеоназм. Фамилии и географические названия в творительном падеже.
Сочетание существительных с числительными. Предложно-падежные сочетания. Порядок
слов. Стилистические нормы русского языка.
Тема 8. Лексика, фразеология, синтаксис: тренировочные упражнения (3 ч.)
Антонимия, синонимия, омонимия. Устаревшая лексика. Приметы исконно русских и
заимствованных слов.
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в
речи.
Тема 9. Заключение (1 ч.)
Заключительное занятие. Презентация индивидуальных проектов.
6 класс
Тема 1. Введение (1 ч.)
Знакомство с целями и задачами курса. Основные виды учебной деятельности
обучающихся. Форма организации учебной деятельности. Интеллектуальная игра
«Занимательная грамматика».
Тема 2. Фонетика и орфоэпия (2 ч.)
Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Понятие нормы и
кодификации. Норма и варианты. Орфоэпический словарь. Задания, связанные с
постановкой верного ударения.
Тема 3. Словообразование (1 ч.)
Типы
аффиксов:
формообразующие,
словообразования. Аргументация.

словообразовательные.

Способы

Тема 4. Морфология (3 ч.)
Омонимия частей речи. Имя числительное. Отличие от других частей речи со
значением количества. Склонение (полтора и полтораста; составные числительные).
Местоимение. Наречие. Слова категории состояния. Изучение, анализ, систематизация.
Тема 5. История языка (2 ч.)

7
Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кириллического
письма. Буквенная цифирь. Палеография. Изменение графики: устав, полуустав, скоропись.
Вязь.
Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков.
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. Носовые гласные, история
буквы ять. Строение слога в древнерусском и современном русском языках.
Тема 6. Стилистика (1 ч.)
Паронимы. Плеоназм. Фамилии и географические названия в творительном падеже.
Сочетание существительных с числительными. Предложно-падежные сочетания. Порядок
слов. Стилистические нормы русского языка.
Тема 7. Лексика, фразеология (2 ч.)
Антонимия, синонимия, омонимия. Устаревшая лексика. Приметы исконно русских и
заимствованных слов.
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в
речи.
Тема 8. Орфография. Пунктуация (2 ч.)
Основные принципы русской орфографии. Нарушение морфологического принципа.
Повторение сложных орфографических правил.
Основные принципы русской пунктуации.
Тема 9. Чтение и перевод древнерусского текста (2 ч.)
Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской
письменности. Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода. Анализ
особенностей древнерусских текстов.
Тема 10. Заключение (1 ч.)
Заключительное занятие. Презентация индивидуальных проектов.
Формы организации внеурочной деятельности: проведение интеллектуальных игр,
решение лингвистических задач, познавательные беседы, посещение библиотеки,
театрализованные представления.
Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность и др.

8
РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (18 ч.)
№
заня
тия
1.1
2.1
2.2

3.1
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2

7.1
8.1
8.2
8.3
9.1

Наименование раздела, темы
Раздел 1. Введение
Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика»
Раздел 2. Фонетика
Звуки речи. Система гласных звуков. Фонетическая транскрипция
Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Фонетический анализ слова
Раздел 3. Орфоэпия
Основные нормы произношения слов
Раздел 4. Словообразование
Корень
Окончание
Приставка и суффикс. Способы словообразования
Раздел 5. Морфология
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное. Омонимия частей речи
Раздел 6. История языка
Русский алфавит и его история
Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические
чередования звуков
Раздел 7. Стилистика
Стилистические нормы русского языка
Раздел 8. Лексика, фразеология, синтаксис
Тренировочные упражнения по лексике и фразеологии
Тренировочные упражнения по синтаксису
Тренировочные упражнения по синтаксису
Раздел 9. Заключение
Заключительное занятие. Презентация индивидуальных проектов.
ВСЕГО за учебный год:

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (18 ч.)
№
заня
тия
1.1
2.1
2.2

Наименование раздела, темы
Раздел 1. Введение
Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика»
Раздел 2. Фонетика
Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Понятие
нормы и кодификации. Норма и варианты.
Орфоэпические нормы и варианты. Орфоэпический словарь. Задания,
связанные с постановкой верного ударения.
Раздел 3. Словообразование

Количество
часов
1
1
1

9
3.1
3.2
4.1

4.2
4.3

5.1

5.2

6.1

7.1
7.2

8.1

8.2
9.1
9.2

10.1

Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные.
Способы словообразования. Аргументация.
Раздел 4. Морфология
Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением
количества. Склонение (полтора и полтораста; составные
числительные).
Местоимение. Изучение, анализ, систематизация.
Наречие. Слова категории состояния. Изучение, анализ,
систематизация. Омонимия частей речи
Раздел 5. История языка
Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика
кириллического письма. Буквенная цифирь. Палеография. Изменение
графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь.
Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические
чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых
гласных. Носовые гласные, история буквы ять. Строение слога в
древнерусском и современном русском языках.
Раздел 6. Стилистика
Паронимы. Плеоназм. Фамилии и географические названия в
творительном
падеже.
Сочетание
существительных
с
числительными. Предложно-падежные сочетания. Порядок слов.
Стилистические нормы русского языка.
Раздел 7. Лексика, фразеология
Антонимия, синонимия, омонимия. Устаревшая лексика. Приметы
исконно русских и заимствованных слов.
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Употребление
фразеологизмов в речи.
Тема 8. Орфография. Пунктуация
Основные
принципы
русской
орфографии.
Нарушение
морфологического принципа. Повторение сложных орфографических
правил.
Основные принципы русской пунктуации.
Тема 9. Чтение и перевод древнерусского текста
Классификация древнерусских памятников. Основные памятники
древнерусской письменности.
Сложности перевода древнерусских текстов. Анализ особенностей
древнерусских текстов.
Тема 10. Заключение
Заключительное занятие. Презентация индивидуальных проектов.
ВСЕГО за учебный год:

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».