ДООП_Бумагопластика

Подписано цифровой

МУНИЦИПАЛЬНО подписью:
Е АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ТЕЛЬНОЕ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
ГИМНАЗИЯ № 86 Дата: 2024.06.17
11:14:46 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_29_» _____05______ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
_____________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БУМАГОПЛАСТИКА»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Луткова Лидия Петровна
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2024г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного
плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Методические материалы
2.4. Формы аттестации
2.5. Список литературы
2.6. Интернет сайт

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1 Пояснительная записка
«Творчество – это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности»
В.А. Сухомлинский
Направленность программы – художественная
Программа курса внеурочной деятельности «Бумагопластика» соответствует
требованиям федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения, соответствует возрастным особенностям младшего и среднего ученика,
является одним из направлений во внеурочной учебной деятельности, основана на
использовании коммуникативной методики, и нацелена на практическое освоение
навыков учащимися основных приемов работы с бумагой. Предлагаемая
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумагопластика»
имеет художественную направленность, которая является стратегически важным
направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский),
носит практико-ориентированный характер. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности
ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации учащихся, развития общей
способности к творчеству, умения найти своё место в жизни. В настоящее время
искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко
используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров,
бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумажный лист
помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое
главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с
древних времён, бумага в современном обществе представлена большим
многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она
доступна всем слоям общества. Обычный материал — бумага — приобретает новое
современное направление, им можно работать в разных техниках. Предлагаемая
программа представляет собой обобщение большинства известных способов
художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к
сложному». В ней рассматриваются различные методики выполнения изделий из
бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами,
конструирование, плетение, создание картин). Данная программа открывает детям путь
к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности, создает
благоприятные условия для художественно – конструкторских способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности,
образного
и
пространственного мышления, художественного вкуса, ориентирует школьников на
самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов
изготовления творческих работ. Все это необходимо современному человеку, чтобы
осознать себя гармонично развитой личностью. Программа состоит из разделов,
каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной
деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных
педагогических задач

Актуальность данной образовательной программы
Актуальность программы обусловлена большой востребованностью среди учащихся
начальной и основной школы. В ней подчеркивается важность художественного
образования, использования познавательных и воспитательных возможностей
предметов художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие
способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Содержание
программы позволяет реализовать линию художественной культуры и культуры
народного творчества, взаимосвязь с культурой России и других стран мира, изучать
традиционные и нетрадиционные техники художественного творчества, представление
о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в реальной жизни и искусстве.
Программа построена так, чтобы дать детям ясное представление о системе
взаимодействия искусства с жизнью, и предполагает три пути художественного
развития личности:




Развитие интуитивных способностей.
Приобретение знаний.
Формирования практических изобразительных навыков и умений.

В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых
примеров из окружающей действительности на основе наблюдений и изучения
окружающей реальности, стремление к отражению действительности, своего
отношения к ней. Это служит источником самостоятельных творческих поисков детей,
творческой переработки, создания чего-либо нового, переосмысленного. Для этого
используются следующие условия творческого совершенствования ребенка:

Решение реальных, практически значимых задач.

Исследовательская работа, поиск разных вариантов выполнения творческой
работы.

Активное освоение приобретенных знаний на основе практики.

Мотивация (личностная, социальная), внесение творческих побуждений.

Индивидуальность заданий.

Поощрение любых творческих поисков.

Развитие
потребности
творческого
саморазвития,
самореализации,
самосовершенствования.
Отличительные особенности программы
Программа «Бумагопластика» включает в себя не только изучение различных техник и
способы использования бумаги, но и применение их комплексно в декорировании
помещений и в предметном дизайне. Новизной образовательной программы является
то, что реализуется блочно-модульный подход к обучению и воспитанию, дающий
целостный результат в итоге освоения программы. Отличительной особенностью
программы является то, что ребенок может как закончить, так и начать обучение с
любой ступени.
1.2 Адресат программы
Программа включает три модуля:
 для обучающихся – 7-8 лет,
 для обучающихся – 9-11 лет,
 для обучающихся – 12-15 лет.

Для каждого возрастного модуля определены цель, задачи, содержание.
При обучении учащихся учитываются их возрастные и психологические особенности.
Модуль обучающихся 7 - 8 лет, ознаменован поступлением ребенка в школу. В этом
возрасте наблюдается скачок в физическом, интеллектуальном и психическом
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение) развитии. Происходит
переход от игры к систематическому, социально-организованному учению, однако,
игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной.
Модуль обучающихся 9-11 лет. Ребенок может в достаточной степени управлять
проявлением чувств, различать ситуации. В этом возрасте ребенок приобретает опыт
коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и
деловых отношений, закладывается фундамент нравственного поведения, формируется
общественная направленность личности. Основная цель периода — это самопознание,
самовыражение, самоутверждение и самовоспитание.
Модуль обучающихся 12-15 лет большую роль играет группа сверстников. Поэтому
очень важно создать благоприятные условия в студии для общения детей друг с
другом.
В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития
совершенствуется самоконтроль деятельности. В труде идет активный процесс
становления
практических умений и навыков. Подростковый возраст отличается
повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только
естественной
возрастной
любознательностью,
но
и
желанием
развить,
продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их
стороны. Подростковый возраст — это период становления личности, здесь
складываются основы нравственности, формируются социальные установки,
отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные
формы межличностного поведения.
1.3. Объем и срок освоения программы
Модуль обучающихся 7-8 лет рассчитан на 1 год обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1 часу.
Модуль обучающихся 9-11лет рассчитан на 1 год обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1часу.
Модуль обучающихся 12-15 лет занятия учащихся основной школы, имеющих базовые
знания и умения по работе с бумагой рассчитан на 1 год обучения (102 часа в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю 3 часа.
1.4.Особенности организации образовательного процесса
Состав группы обучающихся 7-8 лет - 10-15 человек
Состав группы обучающихся 9-11 лет - 10-15 человек.
Состав группы обучающихся 12-15 лет - 10-15 человек
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами
СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" После каждого часа
занятий устанавливается перерыв 10-15 минут для отдыха учащихся и проветривания

помещений.

1.5.Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесный, практический, создание эмоционально-нравственных
ситуаций, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: занятие-беседа, праздник, творческая деятельность.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной творческой
деятельности.

1.6.Цель и задачи программы
Цель программы: формирование художественной культуры ребенка, неотъемлемой
части культуры духовной, формирование личности, способной к самореализации и
саморазвитию
Основные задачи программы заключаются в следующем:
Образовательные задачи:








формировать систему знаний об истории возникновения бумаги
формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения
материаловедения;
знакомить с основами различных техник бумаги;
знакомить с основными законами композиции;
научить пользоваться законами цветоведения;
формировать художественно-образное мышление;
формировать практические навыки работы в различных типах бумаги;

и

Воспитательные задачи:










формировать общую культуру учащихся; прививать интерес к культуре своей
Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;
воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость,
терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении
работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы
культуры труда;
содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении
основам работы с бумагой;
содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
содействовать организации содержательного досуга;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;






воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство
особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к
самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному
самоопределению;
воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Развивающие задачи:







развивать общий кругозор;
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие
способности;
развивать художественно-эстетический и художественный вкус;
развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
развивать творческую деятельность учащегося.

1.7.Содержание общеразвивающей программы
Содержание Модуля обучающихся 7-8 лет (1 класс) — это этап «прикосновения» к
художественному материалу – бумаге, к инструменту, основам композиции, основам
проектного мышления. На этом этапе обучающемуся ставится проблема и намечается
стратегия и тактика ее разрешения, ребенку предстоит самостоятельно найти само
решение. Форма ведения занятий создает деловую и в тоже время, информационно творческую атмосферу. Дети совместно с педагогом анализируют, размышляют,
экспериментируют, оценивают. В такой атмосфере рождается дух соперничества
между педагогом и учениками, возникает духовная близость, сопричастность к общему
делу, возможность и необходимость обмена опытом, активизируется познавательный
процесс маленького ученика, поиска наилучшего решения поставленной задачи. На
этом уровне дети погружаются в мир художественной культуры, где особое место
занимают сказки и мифы, как наиболее благоприятный материал для развития
воображения учеников. Комбинаторные способности ученика проявляются в заданиях
на сочинение образа из различных элементов (полоса бумаги, овал, квадрат и т.д.), из
них составляются диковинные животные, растительные композиции. Необходимо
подчеркнуть, что ученики не делают из бумаги копии фигурок, они делают абсолютно
новые работы.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е.
создание оригинальных творческих работ.
Содержание Модуля обучающихся 9-11лет (2-4 класс) - этот этап направлен на
развитие творческих способностей и углубление художественных знаний. На этом
этапе продолжается обучение более сложным приемам работы с бумагой,
обучающемуся ставится проблему, но уже последовательность и метод ее решения,
предстоит решать самостоятельно. Детям предлагаются те же темы, только
усложняются задачи – создать объемную композицию, показать движение полосы,
цилиндра, геометрической фигуры, знакомятся с тиснением бумаги, гофрированием,
плетением, текстурой, фактурой, формой. Учащиеся знакомятся с композиционными
закономерностями, с асимметричной и симметричной композицией, со средствами

художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или
движения. Дети учатся самостоятельно находить сюжеты, составлять композиции,
начиная с самого простого, постепенно усложняя, вводя все новые и новые элементы. В
процессе занятий со школьниками используются различные формы и методы работы,
обеспечивающие их активное включение в творческую деятельность...
Содержание Модуля обучающихся 12-15 лет (5-8 класс) – этот этап направлен на
углубление полученных знаний и мастерства. Это творческая группа. Для этого этапа
наиболее характерным является умение самостоятельно видеть и ставить проблемы,
определять темы творческих работ, искать методы воплощения темы. Это умение
базируется на эмпатическом видении мира, т.е. на сочувствии и сопереживании. На
основании этого рождаются отношение и оценка наблюдаемого происходящего в мире,
которая воплощается в проектировочной деятельности обучающегося. На этом этапе
продолжает развиваться у учащихся творческое мышление, пространственное
представление, предлагаются упражнения на развитие чувства ритма: динамики,
статики, равновесия, соподчиненности и т.д., решаются задачи на определение
характерных черт взаимосвязи ритма и смысла, влияния характера связи со
смысловыми конструкциями композиции, которые дают интересный результат при
изучении универсальной связи форм художественного языка и содержания
произведения.
1.8.Планируемые результаты
Коллективные результаты, которые ожидаются по итогам реализации дополнительной
образовательной программы:
 участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях МАОУ Гимназия №
86;
 участие в городских и областных, всероссийских и международных конкурсах, и
выставках декоративно-прикладного творчества.
Индивидуальные результаты, которые ожидаются от реализации дополнительной
образовательной программы:
 личностные результаты — формирование личностных качеств таких как:
ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др,
формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через
вовлечение в общее творческое дело.
 предметные результаты — формирование практических навыков в области
декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и
технологиями изготовления поделок из бумаги; знание профильной
терминологии;
 метапредметные результаты — развитие образного мышления, воображения,
фантазии, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,
приобретение навыков работы с разнообразными материалами и навыков
создания образов посредством различных технологий, выработка устойчивой
заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и
познания мира.

Учебный план к программе «Бумагопластика»
№
n/n
1
2
3

Название модуля

Всего

Теория

Практика

Модуль 1
обучающихся – 7-8 лет,
Модуль 2
обучающихся – 9-11лет,
Модуль 3
обучающихся – 12-15лет,

34

9

25

Формы аттестации/
контроля
Итоговое занятие, выставка

34

9

25

Итоговое занятие, выставка

102

2

100

Итоговое занятие, выставка

Учебно-тематический план
Модуль 1
обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
№
Темы
1.
2.
3.
4.

Введение.
Сгибание и складывание
Гофрированные формы
Вырезывание

5.
6.
7.
8.

Аппликация
Рельефографика.
Рельеф
Конструирование
поделок
усложненной формы с применением
разнообразных приемов работы с
бумагой
Конструирование игрушки.
Плетение
Макетирование
Итого:

9.
10.
11.

Количество часов
Всего
Теория
1ч.
1 ч.
4ч.
1 ч.
4ч.
1 ч.
2ч.
30 м.

Практика
3ч.
3 ч.
1 ч. 30 м.

4ч.
2ч.
2 ч.
4ч.

1 ч.
30 м.
30 м.
1ч.

3ч.
1 ч. 30 м.
1 ч. 30 м.
3ч.

3ч.
4ч.
4ч
34ч.

45 м.
1 ч.
1 ч.
9 ч.15 м.

2ч. 15 м.
3ч
3ч
24ч. 45м.

Содержание учебного плана
Модуль 1
обучающихся – 7-8 лет
Тема1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с предметом «Бумагопластика». Работа с бумагой как вид
искусства. История изобретения бумаги, свойства и пластичность бумаги,
демонстрация моделей, игрушек, настенных панно (работ учащихся). Инструктаж
по технике безопасности. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями,

материалами и инструментами для работы.
Практика:
Тема 2. Сгибание и складывание
Теория: Знакомство с основами конструирования, обучение складыванию бумаги

в несколько раз для создания игрушки без клея, пользуясь чертежами.
Практика: Изготовить игрушку путем складывания бумаги. делая сложные
конфигурации, создавать простое декорирование оригами, развивать творчество,
фантазию. Правила Т.Б.

Тема 3. Гофрированные формы
Теория. Знакомство с простейшими

формами гофрирования бумаги
(декоративные, линейные), совершенствование графической грамотности, уметь
пользоваться резцами, выполнение практических работ.
Практика.
Изготовление
образцов
гофрирования
бумаги
«гармошкой»,
«треугольником», «волной».
Правила Т.Б.
Тема 4. Вырезывание
Теория: Умение вырезывать по одной линии, из полосы, сложенной

«гармошкой», снежинок и декоративных розетт.
Практика: Выполнять творческую работу, используя элементы бумажной
плоскости.
вырезывания,
сгибания,
скручивания.
Воспитание
самостоятельности, усидчивости, умения работать коллективно
Правила Т.Б.
Тема 5. Аппликация
Теория: Изучение строения рыб, рептилий, животных, деревьев, кустарников,

попутно выполняя на бумаге средствами аппликации.
Практика: Выполнение сложной аппликации (открытка, пригласительный
билет), сюжетной композиции, декоративного панно.
Правила Т.Б.
Тема 6. Рельефографика.
Теория: Умение вырезывать ажурные снежинки, ажурные игрушки, умение

чувствовать плотность бумаги, развитие творческого мышления.
Практика: Выполнение сюжетной композиции.
Правила Т.Б.
Тема 7. Рельеф
Теория: Знакомство с понятием рельеф. Из альбома с творческими работами

учащихся прошлых лет выбрать картины по теме рельеф.
Практика: Выполнение предметной композиции из растительных элементов.
Развитие творческого мышления, фантазии, художественного видения природы.
Правила Т.Б.
Тема 8. Конструирование поделок усложненной формы с применением
разнообразных приемов работы с бумагой
Теория:
Подготовка к празднику. Обучение конструированию по заданной

теме, развитию навыков ритмичного чередования, творческого мышления,
художественного вкуса, Умению чувствовать пластичность бумаги.
Практика: Конструирование сувенирной упаковки, изготовление новогодней
игрушки, фонариков, трубчатых и ленточных снежинок.
Правила Т.Б.
Тема 9. Конструирование игрушки.
Теория: Умение конструировать ребристые игрушки, игрушки на основе

цилиндра, круга, конических форм, комбинированные игрушки, развитие
проектного мышления, умение обогатить скучную форму за счет
дополнительных приемов: врезок, подвесок, вырезок.
Практика: Изготовление комбинированной игрушки с использованием приемов
декорирования.
Правила Т.Б.
Тема 10. Плетение
Теория. Знакомство и выполнение различных видов плетения.

Практика: Изготовление корзинки к празднику «Святая Пасха»
Правила Т.Б.
Тема 11. Макетирование
Теория. Развитие проектного мышления, умение выполнять

построение
разверток, делать простые конструкции по шаблонам. макетов домов,
транспорта, технических моделей.
Практика: Создание объемно-пространственной композиции «Город для всех».
Правила Т.Б.
Учебно-тематический план
Модуль 2
обучающихся –9-11 лет (2-4 класс)
№
Темы
1.
2.
3.
4.

Введение.
Сгибание и складывание
Гофрированные формы
Вырезывание

5.
6.
7.
8.

Аппликация
Рельефографика.
Рельеф
Конструирование
игрушекмарионеток
Плетение
Макетирование
Заключительная творческая работа
Итого:

9.
10.
11.

Количество часов
Всего
Теория
1ч.
1 ч.
3ч.
15 м.
3ч.
15 м
3ч.
15 м.

Практика
2 ч. 45 м.
2 ч. 45 м.
2 ч. 45 м.

3ч.
3ч.
3 ч.
4 ч.

15 м
15 м.
15 м
15 м

2 ч. 45 м.
2 ч. 45 м.
2 ч. 45 м.
3 ч. 45 м.

4 ч.
4 ч.
3ч
34ч.

15 м.
15 м.
15 м.
3 ч.30 м.

3 ч. 45 м.
3 ч. 45 м.
2 ч. 45 м.
30ч. 30 м.

Содержание учебного плана
Модуль 2
обучающихся –9-11 лет
Тема1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с предметом «Бумагопластика». Работа с бумагой как вид
искусства. История изобретения бумаги, свойства и пластичность бумаги,
демонстрация моделей, игрушек, настенных панно (работ учащихся). Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями,
материалами и инструментами для работы.
Практика:
Тема 2. Сгибание и складывание
Теория: Знакомство с основами конструирования, обучение складыванию бумаги,
пользуясь чертежами основных базовых форм в оригами.
Практика: Выполнять творческую работу. Изготовить композицию путем складывания
бумаги, делая сложные конфигурации, создавать простое декорирование оригами,
развивать творчество, фантазию.
Правила Т.Б.
Тема 3. Гофрированные формы
Теория. Знакомство с природными текстурами и фактурами дерева наростов, камня,
земли, воды. Совершенствование графической грамотности, уметь пользоваться
резцами, выполнение практических работ.

Практика. Выполнение композиции, используя природные текстуры и фактуры дерева
наростов, камня, земли, воды. Развитие внимания, фантазии.
Правила Т.Б.
Тема 4. Вырезывание
Теория: Уметь выполнять работы, подкрепляющие строение и конфигурацию
природных форм. Развитие фантазии, ассоциативного мышления комбинаторики.
Практика: Выполнять творческую работу. Сочинение образа «фантастического
животного», «холодной планеты», используя элементы бумажной плоскости.
вырезывания, сгибания, скручивания.
Правила Т.Б.
Тема 5. Аппликация
Теория: Знакомство с симметрией и ассиметрией в композиций. Изучение строения
животных, попутно выполняя на бумаге средствами аппликации.
Практика: Выполнение симметричных и ассиметричных композиций животных.
Развитие фантазии, творческого мышления.
Правила Т.Б.
Тема 6. Рельефографика.
Теория: Умение вырезывать ажурные композиции, умение чувствовать плотность
бумаги, развитие творческого мышления.
Практика: Выполнение ажурных композиций с вписыванием в них силуэтов птиц,
животных, умение показать разнообразие форм и размеров. Развитие творческого
мышления.
Правила Т.Б.
Тема 7. Рельеф
Теория: Знакомство с памятниками русского зодчества. Из альбома «Народное
творчество» рассмотреть зарисовки и выполнение в бумаге наличников, порталов,
декоративного убранства.
Практика: Выполнение творческой работы.
Правила Т.Б.
Тема 8. Конструирование игрушек-марионеток
Теория: Знакомство с историей создания игрушки-марионетки. Умение выполнять
игрушки-марионетки в стиле русского фольклора. Умение прорабатывать проект,
придумывать систему крепления.
Практика: Изготовление театра марионеток. Развитие проектного мышления.
Правила Т.Б.
Тема 9. Плетение
Теория: Знакомство и выполнение различных видов плетения.
Практика: Изготовить маску плоскую, объемную, придумывая свой образ, способ
пластической обработки бумаги (сминание, складывание, гофрирование, прокатывание
и т.д.), используя плетеные бумажные плоскости. Развитие фантазии и творчества.
Правила Т.Б.
Тема 10. Макетирование
Теория: Знакомство с геометрическими объемами. Умение изготавливать композиции
из геометрических объемов, закрепление знаний, умений в изображении трехмерного
пространства.
Практика: Выполнение творческой работы «невозможные фигуры», «пространство».
Развитие пространственного мышления, видения.
Правила Т.Б.
Тема 11. Заключительная творческая работа

Теория. Умение самостоятельно выбирать тему, эскизировать и выполнять в технике
бумагопластики задуманный проект. Развитие фантазии, творческого мышления,
пространственного видения.
Практика: Создание объемно-пространственной композиции
Правила Т.Б.
Учебно-тематический план
Модуль 3
обучающихся –12-15 лет (5-8 класс)
№
Темы
1.
2.

3.
4.
5.

Количество часов
Всего
Теория
Введение.
1ч.
1 ч.
Конструирование
проектов
с 27ч.
15 м.
применением
разнообразных
приемов работы с бумагой
Натюрморт
27ч.
15 м
Фигура человека, портрет
27ч.
15 м.
Заключительная творческая работа
Итого:

20ч.
102ч.

15 м
2 ч.

Практика
26 ч. 45 м.
26 ч. 45 м.
26ч. 45 м.
19 ч. 45 м.
100 ч.

Содержание учебного плана
Модуль3
обучающихся –12-15 лет
Тема1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиенических норм при
работе с бумагой. Знакомство с работой в студии на третьем уровне обучения.
Обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги,
выстроенных в единой логике «от простого к сложному». Знакомство с различными
методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых
разнообразных техник (оригами, конструирование, плетение, создание картин).
Практика:
Тема 2. Конструирование проектов усложненной формы.
Теория:
Выявление композиционно-пластического потенциала основных
геометрических тел, изучение пластики, геометрии, тектоники, использование
«врезок», выявляющих формообразующие возможности фигуры.
Практика:
Выполнение
объемно-пространственной
композиции.
Развитие
пространственного мышления, фантазии.
Правила Т.Б.
Тема 3. Натюрморт.
Теория: Уметь использовать задачи линейной, плоскостной, рельефной, фактурной,
объемной организации в композиции. Выполнение в работах
импровизаций, образных и пространственных представлений.
Практика: Изготовление творческой работы.
Правила Т.Б.
Тема 4. Фигура человека, портрет.
Теория: Изучение строения фигуры человека, деталей костюма различных эпох.
Развитие объемно-пространственного мышления, визуальной культуры.
Практика: Выполнение творческой работы, используя приемы работы с бумагой,
барельеф или объем.

Правила Т.Б.
Тема 5. Заключительная творческая работа.
Теория:
Возможности композиционно-пластических форм геометрических тел из
бумаги, использование «врезок» в творческой работе. Уметь обсуждать недостатки и
достоинства других работ.
Практика: Эскизирование и изготовление композиции по собственному проекту.
Правила Т.Б.
Результаты модуля 1 обучающихся –7-8 лет (1 класс) :
К концу обучения дети будут знать:
 знать сведения о свойствах и методах работы с бумагой, ее разнообразии и
цветовой гамме;
 знать начальные сведения о цветовом сочетании;
 знать об истории бумагопластики;
 знать о способах конструирования.
Будут уметь:





включаться в творческую деятельность;
пользоваться различными инструментами;
пользоваться схематическими описанием рисунка и шаблонами;
изготавливать творческие работы.

Результаты модуля 2 обучающихся –9-11 лет (2-4 класс):
К концу обучения дети будут знать:
 знать правила техники безопасности на всех занятиях студии;
 знать сведения о свойствах и методах работы с бумагой, ее разнообразии и
цветовой гамме;
 иметь представление о пропорции;
 знать сведения о цветовом сочетании;
 знать композиционное построение творческой работы;
 о возникновении и развитии симметрии в природе, видах симметрии.
Будут уметь:







пользоваться различными инструментами;
пользоваться схематическими описанием рисунка;
изготавливать сувенирные изделия;
работать по эскизу;
создавать композицию из плоского листа бумаги;
в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Результаты модуля 3 обучающихся –12-15 лет (5-8 класс):
К концу обучения дети будут знать:
 знать о модульном конструировании;
 знать как выполнять несложные чертежи;
 знать как строить развёртки геометрических тел;
 знать как собирать модульную конструкцию;
 знать как выполнить несложную объёмную конструкцию по рисунку или чертежу;
 знать правила техники безопасности на всех занятиях студии;
 знать свойства и методы работы с бумагой, ее разнообразии и цветовой гамме;

 знать разнообразие методик и техник выполнения изделий;
 знать композиционное построение творческой работы.
Будут уметь:







пользоваться различными инструментами;
пользоваться схематическими описанием рисунка;
изготавливать творческие работы;
работать по эскизу;
ориентироваться на качество изделий в процессе работы;
строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности.

Календарно-тематический план
Модуль 1
обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
№
Количество
Наименование раздела, темы
занятия
часов
Тема 1. Вводное занятие
1.
Знакомство со свойствами и пластикой бумаги
1
Тема 2. Сгибание и складывание
2.
Сгибание и складывание бумаги. Конструирование игрушки из 1
полосы бумаги
3.
Сгибание и складывание бумаги. Конструирование игрушки из 1
полосы бумаги
4.
Оригами из квадратного листа
1
5.
Оригами из квадратного листа
1
Тема 3. Гофрированные формы
Гофрирование гармошкой
6.
1
Гофрирование треугольником
7.
1
Гофрирование
волной
8.
1
Лучевое гофрирование
9.
1
Тема 4. Вырезывание
10.
Вырезывание из полосы сложенной гармошкой, вырезывание 1
снежинок
11.
Вырезывание из полосы сложенной гармошкой, вырезывание 1
декоративных розетт
Тема 5. Аппликация
12.
Изготовление открытки
1
13.
Изготовление пригласительного билета
1
14.
Сувенир из бумаги
1
15.
Сувенир из бумаги
1
Тема 6. Рельефографика
Изготовление ажурных снежинок.
16.
1
Изготовление ажурных игрушек.
17.
1
Тема 7. Рельеф
18.
Композиция из растительных элементов
1
19.
Композиция из растительных элементов
1
Тема 8. Конструирование поделок усложненной формы с применением разнообразных
приемов работы с бумагой
20.
Изготовление упаковки
1
21.
Изготовление гирлянды из фонариков
1
22.
Изготовление гирлянды из трубчатых снежинок.
1

23.
Изготовление гирлянды из ленточных снежинок.
Тема 9. Конструирование игрушки
24.
Изготовление игрушки с использованием цилиндрических, форм и
круга.
25.
Изготовление игрушки с использованием конических, форм и
круга.
26.
Изготовление игрушки с использованием призматических форм и
круга.
Тема 10. Плетение
27.
Плетение клеточкой
28.
Плетение елочкой
29.
Плетение коврика
30.
Плетение корзинки
Тема 11. Макетирование
31.
Изготовление макетов домов.
32.
Изготовление макетов транспорта.
33.
Изготовление архитектурного макета.
34.
Изготовление архитектурного макета.
ВСЕГО за учебный год:

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34

Календарно-тематический план
Модуль 2
обучающихся – 9-11 лет (2-4 класс)
№
Наименование раздела, темы
занятия
Тема 1. Вводное занятие
1.
Знакомство с работой в студии, правила техники безопасности,
санитарно-гигиенические правила работы
Тема 2. Сгибание и складывание
2.
Сгибание и складывание в технике оригами, делать более сложные
конфигурации в объемах. (практическая работа).
3.
Сгибание и складывание в технике оригами, делать более сложные
конфигурации в объемах. (практическая работа).
4.
Сгибание и складывание в технике оригами, делать более сложные
конфигурации в объемах. (практическая работа).
Тема 3. Гофрированные формы
5.
Практическая работа на выявление текстуры и фактуры объема
земли, воды, выполнение в свободной композиции
6.
Практическая работа на выявление текстуры и фактуры объема
земли, воды, выполнение в свободной композиции
7.
Практическая работа на выявление текстуры и фактуры объема
земли, воды, выполнение в свободной композиции
Тема 4. Вырезывание
8.
Практическая работа, подкрепляющая строение и конструкцию
природных форм. Сочинение образа фантастических животных и
растительности на планете.
9.
Практическая работа, подкрепляющая строение и конструкцию
природных форм. Сочинение образа фантастических животных и
растительности на планете.
10.
Практическая работа, подкрепляющая строение и конструкцию
природных форм. Сочинение образа фантастических животных и
растительности на планете.
Тема 5. Аппликация
11.
Симметричные и ассиметричные композиции животных. Работа

Количество
часов
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

над эскизом.
12.
Практическая
работа,
симметричные
и
ассиметричные
композиции животных
13.
Практическая
работа,
симметричные
и
ассиметричные
композиции животных
Тема 6. Рельефографика
14.
Ажурные композиции с вписыванием насекомых, птиц и
животных.
15.
Ажурные композиции с вписыванием насекомых, птиц и
животных.
16.
Заключительная работа, ажурные композиции с вписыванием
насекомых, птиц и животных
Тема 7. Рельеф
17.
Изображение наличников, порталов, декоративного убранства.
18.
Практическая работа, изображение наличников, порталов,
декоративного убранства
19.
Заключительная работа, изображение наличников, порталов,
декоративного убранства.
Тема 8. Конструирование игрушек-марионеток
20.
Игрушки-марионетки в стиле фольклора народов России. Работа
над эскизом.
21.
Уметь прорабатывать проект (практическая работа)
22.
Работа над системой крепления (практическая работа)
23.
Заключительная работа. Изготовление театра марионеток в стиле
фольклора народов России.
Тема 9. Плетение
24.
Изготовление плоских масок из плетеных бумажных полотен.
25.
Практическая работа, изготовление объемных масок из плетеных
бумажных полотен.
26.
Практическая работа, изготовление объемных масок из плетеных
бумажных полотен
27.
Заключительная работа, декорирование плоских и объемных
масок .
Тема 10. Макетирование
28.
Композиция из геометрических объемов. Выполнение творческой
работы: невозможные фигуры в пространстве.
29.
Практическая работа. Композиция из геометрических объемов.
Выполнение творческой работы: невозможные фигуры в
пространстве.
30.
Практическая работа. Композиция из геометрических объемов.
Выполнение творческой работы: невозможные фигуры в
пространстве.
31
Заключительная работа. Композиция из геометрических объемов.
Выполнение творческой работы: невозможные фигуры в
пространстве.
Тема 11. Заключительная творческая работа
32.
Композиция от плоскости к объему и пространству. Работа над
эскизом.
33.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
34.
Выполнение композиции от плоскости к объему и пространству.
Заключительная работа.
ВСЕГО за учебный год:

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
34

Календарно-тематический план
Модуль 3
обучающихся – 12-15 лет (5-8 класс)
№
Количество
Наименование раздела, темы
занятия
часов
Тема 1. Вводное занятие
1.
Знакомство с работой в студии, правила техники безопасности, 1
санитарно-гигиенические правила работы
Тема 2. Конструирование проектов с применением разнообразных приемов работы с бумагой
2.
Объемное моделирование из бумаги, картона. Работа над эскизом. 1
3.
Объемное моделирование из бумаги, картона. Работа над эскизом. 1
4.
Объемное моделирование из бумаги, картона. Работа над эскизом. 1
5.
Объемное моделирование из бумаги, картона. Работа над эскизом. 1
6.
Объемное моделирование из бумаги, картона. Работа над эскизом. 1
7.
Выявление композиционно-пластического потенциала основных 1
геометрических тел. (практическая работа).
8.
Выявление композиционно-пластического потенциала основных 1
геометрических тел. (практическая работа).
9.
Выявление композиционно-пластического потенциала основных 1
геометрических тел. (практическая работа).
10.
Выявление композиционно-пластического потенциала основных 1
геометрических тел. (практическая работа).
11.
Выполнение задачи линейной, рельефной, фактурной организации 1
(практическая работа).
12.
Выполнение задачи линейной, рельефной, фактурной организации 1
(практическая работа).
13.
Выполнение задачи линейной, рельефной, фактурной организации 1
(практическая работа).
14.
Выполнение задачи линейной, рельефной, фактурной организации 1
(практическая работа).
15.
Выполнение задачи линейной, рельефной, фактурной организации 1
(практическая работа).
16.
Изучение пластики, геометрии, тектоники. Грамотный поиск 1
композиции в геометрических построениях. Практическая работа.
17.
Изучение пластики, геометрии, тектоники. Грамотный поиск 1
композиции в геометрических построениях. Практическая работа.
18.
Изучение пластики, геометрии, тектоники. Грамотный поиск 1
композиции в геометрических построениях. Практическая работа.
19.
Грамотный поиск композиции в геометрических построениях, 1
фантазиях. Практическая работа
20.
Грамотный поиск композиции в геометрических построениях, 1
фантазиях. Практическая работа
21.
Грамотный поиск композиции в геометрических построениях, 1
фантазиях. Практическая работа
22.
Грамотный поиск композиции в геометрических построениях, 1
фантазиях. Практическая работа
23.
Практическая работа: объемное моделирование из бумаги, 1
картона, создание в композиции пространства
24.
Практическая работа: объемное моделирование из бумаги, 1
картона, создание в композиции пространства
25.
Практическая работа: объемное моделирование из бумаги, 1
картона, создание в композиции пространства
26.
Практическая работа: объемное моделирование из бумаги, 1
картона, создание в композиции пространства
27.
Практическая работа: объемное моделирование из бумаги, 1

картона, создание в композиции пространства
28.
Заключительная работа: объемное моделирование из бумаги,
картона.
Тема 3. Натюрморт
29.
Самостоятельная композиция из объемных разнообразных форм в
натюрморте. Работа над эскизом.
30.
Самостоятельная композиция из объемных разнообразных форм в
натюрморте. Работа над эскизом.
31.
Самостоятельная композиция из объемных разнообразных форм в
натюрморте. Работа над эскизом.
32.
Работа над объемными формами натюрморта.
33.
Работа над объемными формами натюрморта.
34.
Работа над объемными формами натюрморта.
35.
Работа над объемными формами натюрморта.
36.
Работа над объемными формами натюрморта.
37.
Практическая работа: грамотное изображение предметов
натюрморта.
38.
Практическая работа: грамотное изображение предметов
натюрморта.
39.
Практическая работа: грамотное изображение предметов
натюрморта.
40.
Практическая работа: грамотное изображение предметов
натюрморта.
41.
Практическая работа: определение их габаритов предметов
натюрморта.
42.
Практическая работа: определение их габаритов предметов
натюрморта.
43.
Практическая работа: определение их габаритов предметов
натюрморта.
44.
Практическая работа: передача пропорций разнообразных форм в
натюрморте.
45.
Практическая работа: передача пропорций разнообразных форм в
натюрморте.
46.
Практическая работа: передача пропорций разнообразных форм в
натюрморте.
47.
Практическая
работа:
использовать
задачи
линейной,
плоскостной, рельефной, фактурной, объемной организации в
композиции
48.
Практическая
работа:
использовать
задачи
линейной,
плоскостной, рельефной, фактурной, объемной организации в
композиции
49.
Практическая
работа:
использовать
задачи
линейной,
плоскостной, рельефной, фактурной, объемной организации в
композиции
50.
Практическая работа: выполнение в композиции импровизаций,
образных и пространственных представлений.
51.
Практическая работа: выполнение в композиции импровизаций,
образных и пространственных представлений.
52.
Практическая работа: выполнение в композиции импровизаций,
образных и пространственных представлений.
53.
Практическая работа: выполнение в композиции импровизаций,
образных и пространственных представлений.
54.
Практическая работа: выполнение в композиции импровизаций,
образных и пространственных представлений.
55.
Заключительная работа над композицией из объемных
разнообразных форм в натюрморте.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

Тема 4. Фигура человека, портрет
56.
Детальное изучение головы человека. Работа над эскизом.
57.
Детальное изучение головы человека. Работа над эскизом.
58.
Конструктивное построение, объем, передача образа, характера в
портрете. Работа над эскизом.
59.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
60.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
61.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
62.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
63.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
64.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
65.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
66.
Практическая работа: лепка головы человека, проверка
пропорций.
67.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
68.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
69.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
70.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
71.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
72.
Детальное изучение строения фигуры человека. Работа над
эскизом.
73.
Выполнение творческой работы, используя приемы, барельеф или
объем.
74.
Выполнение творческой работы, используя приемы, барельеф или
объем.
75.
Выполнение творческой работы, используя приемы, барельеф или
объем.
76.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
77.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
78.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
79.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
80.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
81.
Лепка фигуры человека, передача образа, характера, проверка
пропорций.
82.
Заключительная работа над лепкой фигуры человека.
Тема 5. Заключительная творческая работа
83.
Творческая работа. Выполнение композиции по собственному
проекту. Работа над эскизом.
84.
Творческая работа. Выполнение композиции по собственному

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

92.

93.

94.

95.

96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

проекту. Работа над эскизом.
Творческая работа. Выполнение композиции по собственному
проекту. Работа над эскизом.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
Практическая работа: выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.
Практическая
работа:
построение
композициии
путем
формообразующих возможностей отдельных объемных тел и
форм.
Практическая
работа:
построение
композициии
путем
формообразующих возможностей отдельных объемных тел и
форм.
Практическая
работа:
построение
композициии
путем
формообразующих возможностей отдельных объемных тел и
форм.
Практическая
работа:
построение
композициии
путем
формообразующих возможностей отдельных объемных тел и
форм.
Практическая
работа:
построение
композициии
путем
формообразующих возможностей отдельных объемных тел и
форм.
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Практическая работа: выполнение объемной композиции
Заключительная работа. Выполнение композиции от плоскости к
объему и пространству.

ВСЕГО за учебный год:

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

102

Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 02.09.2024 по
26.10.2024
с 05.11.2024 по
28.12.2024
с 08.01.2025 по
21.03.2025
с 31.03.2025 по
24.05.2025
итого

Продолжительность
8 недель (55 календарных
дней)
8 недель (55 календарных
дней)
10 недель 4 дня (75
календарных дней)
8 недель (56 календарных
дней)
35 недель (241 календарный
день)

Количество
учебных дней
48 учебных дней
47 учебных дней
61 учебный день
46 учебных дней
34 недели (202
учебных дня)

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
 столы ученические;
 стулья ученические, 15 шт.;
 шкаф для хранения инструментов, материалов, приспособлений и литературы;
 стеллаж для сушки изделий из сырой бумажной массы;
 компьютер, принтер;
 материалы: различные виды бумаги и картона;
 инструменты: ножницы-15, ножи-15, шило-15, различные виды клея-15.
Дидактическое обеспечение:
 Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный
для каждого учащегося);
 Творческие работы и выставочные экспонаты учащихся;
 Электронные презентации по основным разделам программы (в формате
Microsoft Power Point)
2.3. Методические материалы
Содержание программы построено на принципах природосообразности, системности,
наглядности, целостности и межпредметных связей. В каждом блоке учебный материал
последовательно усложняется, дополняется и видоизменяется, по принципу от
простого к сложному, обеспечивая тем самым преемственность и устойчивый интерес
детей к работе с уникальным материалом - Бумага. В образовательной программе
«Бумагопластика» используются методы обучения, которые обеспечивают
продуктивное художественное образование. Основные методы организации
познавательной деятельности: словесный и наглядный. Методы практической работы
на занятия: репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания интереса и
мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий на основе
личностно- ориентированного подхода позволяет учитывать индивидуальные
способности и задатки, обеспечивая творческое развитие каждого обучающегося..

Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют
обучающимся:
 познавать окружающий мир;
 создавать при этом образовательную продукцию
 организовывать образовательный процесс
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с поставленной в
программе целью.
2.4. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы
Дополнительной общеразвивающая программа в соответствии с требованиями
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Комплекс
педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы по программе
художественной направленности «Бумагопластика». С целью определения уровня
личностных, метапредметных и предметных результатов в начале каждого года
осуществляется входная диагностика, а в конце года – итоговая. Формы
диагностического контроля имеют набор индивидуальных критериев оценки по
каждому заданию с учётом цели проведения данной формы контроля. Оценка усвоения
материала представлена 4 уровнями: знает, понимает, применяет, проектирует.
В течение года проводится индивидуальный, групповой и фронтальный контроль
методом наблюдения — при выполнении практических приемов обучающимися,
тестирования — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала, формой фиксации результатов реализации дополнительной
образовательной программы. В конце каждого учебного года проводятся итоговые
занятия, защита творческих проектов, отчетные выставки, конкурсы работ детского
творческого коллектива, презентации работ в рамках выставок. По итогам аттестации
определяется уровень освоения программы.

2.5. Список литературы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.).
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р г.
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
5.
СанПин
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»
7.
Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 26.04.2016 г.).
8.
Пояснительная записка к программе «Детская студия дизайна» В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В.
Игнатьев 2011, с. 96-97.
9.
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство- 2011,
10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике –2006.

Дополнительная литература для учителя:
1.
2.
3.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.-М.: Педагогика, 2003.
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении
дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования: от
замысла до реализации/ Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество
России, 2016.-192 с.

Интернет источники:
1. https://sllife.ru/articles/istoriya-sozdaniya-vatnoy-igrushki/
2. https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/462%2C451
3. https://ru.russianarts.online/116843-pape-mashe/
4. http://www.nadomu.com/texnika-pape-ma
5. http://dopedu.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».