ДООП_Баскетбол

МУНИЦИПАЛ Подписано
цифровой
ЬНОЕ
АВТОНОМНО подписью:
МУНИЦИПАЛЬНО
Е
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ОВАТЕЛЬНОЕ ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
ГИМНАЗИЯ № Дата: 2024.06.17
11:19:33 +05'00'
86

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_29_» _____05______ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
__________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тиванюк Андрей Николаевич

г. Нижний Тагил
2024 год

Основные характеристики
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурноспортивную направленность, предполагает развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она
учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно
больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с
«нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в
школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в
спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными
играми дает возможность и баскетбол. Именно эта игра способствует развитию
всех необходимых для здорового образа жизни качества (выносливость,
быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.),
а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля,
целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях спортивного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности определенной группы.
Актуальность программы в приобщении воспитанников к здоровому
образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Баскетбол
позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени,
пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает
эффективность ранней подготовки обучающихся для формирования
полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на
последующих этапах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, социализации
обучающихся.
Задачи:

Образовательные: - обучать занимающихся лучшей игре с мячом баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и
организацией проведения соревнований; - дополнять знания, умения и навыки,
получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие: - скреплять опорно-двигательный аппарат воспитанников; способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся,
укреплять здоровье, закаливать организм; - целенаправленно развивать
специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка; расширять спортивный кругозор детей.
Воспитательные: - формировать дружный, сплоченный коллектив, способный
решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; - прививать
любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом; - пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая родителей
воспитанников к проведению спортивных мероприятий и праздников; способствовать социализации обучающихся.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-в формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учѐтом
устойчивых познавательных интересов;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Реализация программы это не только овладение техникой и тактикой игры, но и
воспитание качеств личности:
- мгновенно оценивать обстановку;
- действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации;
-проявления высокой самостоятельности;
- умение управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями;
-умение работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что
способствует социализации уч-ся.
Предметные результаты:
- формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;
-знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни;

-способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных
занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и
технической подготовленности;
-умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их
выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
-способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме.
Метапредметные результаты:
-Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий во время занятий;
-Учиться работать по определенному алгоритму;
-Адекватно воспринимать оценку учителя.
-Уметь делать выводы в результате совместной работы учителя и учащихся;
-Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Активно включаться в процесс по выполнению заданий;
-Выражать творческое отношение к выполнению заданий.
-Умение оформлять свои мысли в устной форме;
-Слушать и понимать речь других;
-Учиться работать в паре, команде, выполнять различные роли;
-Участвовать в коллективном обсуждении.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
Модуль 1
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.

Темы

Количество часов
Всего
Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие.
Техника безопасности на
баскетбольной площадке
Овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и
стоек.
Освоение ловли и
передачи мяча
Освоение техники
ведения мяча

3

2

1

-

12

2

10

12

2

10

12

2

10

Овладение техникой
бросков мяча
Освоение

21

3

18

24

3

21

7.
8.

индивидуальной техники
защиты.
Освоение тактики игры.
Контрольные
упражнения.
Итого:

15
3

3
0

12
3

102

17

85

Календарно-тематический план
№
Количество
заня
Наименование раздела, темы
часов
тия
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности на баскетбольной площадке (3 ч.)
Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при
1
подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для
3
проведения занятий. История баскетбола.
Тема 2. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. (12 ч.)
2
Упражнения общей физической подготовки.
3
Ведение мяча с изменением направления движения. Тактические
3
3
действия в игре.
Техника броска мяча в корзину двумя руками от груди после
4
3
ведения.
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника
5
3
броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
Тема 3. Освоение ловли и передачи мяча (12 ч.)
6
Ловля мяча после отскока от пола.
3
7
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке.
3
8
Техника броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
3
Броски мяча в корзину двумя руками снизу после ведения.
9
3
Тема 4. Освоение техники ведения мяча (12 ч.)
Ведение мяча с изменением направления движения. Эстафеты с
10
3
мячом.
11
Передвижение в основной стойке; остановка в шаге.
3
Ведение мяча с изменением направления движения. Техника ловли
12
3
мяча после отскока от пола.
Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
13
3
игры). Остановка прыжком после ускорения.
Тема 5. Овладение техникой бросков мяча (21 ч.)
14
Техника ловли мяча после отскока от пола
3
15
Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения.
3
16
Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке.
3
17
Техника броска мяча в корзину одной рукой в прыжке.
3
Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
18
3
игры).
Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во время
19
3
игры).
21
Игра в баскетбол по правилам.
3
Тема 6. Освоение индивидуальной техники защиты (24 ч.)
22
Ведение мяча-два шага-бросок.
3
23
Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.
3

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.
Игра в баскетбол по правилам. Тактические действия в игре.
Игра в баскетбол по правилам. Тактические действия в игре.
Технические действия в игре.
Броски мяча с места и в движении.
Тема 7. Освоение тактики игры (15 ч.)
Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям.
Командные технико-тактические действия при защите и нападении.
Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях.
Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях.
Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям.
Тема 8. Контрольные упражнения.
Выполнение контрольных упражнений.

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

1.5 Содержание учебного плана
Модуль 1
Тема 1. Вводное занятие. Соблюдение требований безопасности и
гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и
одежды для проведения занятий. История баскетбола.
Тема 2. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и
стоек. Тактические действия в игре. Упражнения общей физической
подготовки. Ведение мяча с изменением направления движения. Техника
броска мяча в корзину двумя руками от груди после ведения. Техника броска
мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника броска мяча в корзину одной
рукой в прыжке.
Тема 3. Освоение ловли и передачи мяча. Ловля мяча после отскока от
пола. Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника броска
мяча в корзину одной рукой в прыжке. Броски мяча в корзину двумя руками
снизу после ведения.
Тема 4. Освоение техники ведения мяча. Ведение мяча с изменением
направления движения. Эстафеты с мячом. Передвижение в основной стойке;
остановка в шаге. Ведение мяча с изменением направления движения. Техника
ловли мяча после отскока от пола. Игра в баскетбол по правилам
(взаимодействие игроков во время игры). Остановка прыжком после ускорения.
Игра в баскетбол по правилам.
Тема 5. Овладение техникой бросков мяча. Техника ловли мяча после
отскока от пола. Игра в баскетбол по правилам (взаимодействие игроков во
время игры). Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения. Игра в
баскетбол по правилам.
Тема 6. Освоение индивидуальной техники защиты. Ведение мяча-два
шага-бросок. Вырывание и выбивание мяча. Игра в баскетбол по правилам.

Тактические действия в игре. Технические действия в игре. Броски мяча с места
и в движении.
Тема7.Освоение тактики игры.
Игра в баскетбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. Командные технико-тактические действия
при защите и нападении. Совершенствование индивидуальной техники в ранее
разученных упражнениях. Игра в баскетбол в условиях, приближенных к
соревнованиям.
Тема 8. Контрольные упражнения. Выполнение контрольных
упражнений.

2.1 Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2024
Окончание учебного года - 31.05.2025
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 02.09.2024 по
26.10.2024
с 05.11.2024 по
28.12.2024
с 08.01.2025 по
21.03.2025
с 31.03.2025 по
24.05.2025
итого

Продолжительность
8 недель (55 календарных
дней)
8 недель (55 календарных
дней)
10 недель 4 дня (75
календарных дней)
8 недель (56 календарных
дней)
35 недель (241 календарный
день)

Количество
учебных дней
48 учебных дней
47 учебных дней
61 учебный день
46 учебных дней
34 недели (202
учебных дня)

2.2. Условия реализации программы
Зал для занятий (спортивный), щиты баскетбольные с кольцами, мячи
баскетбольные, конусы для обводки, гимнастические скамейки, сетки
баскетбольные.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория.
Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся
в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы.
Участие в соревнованиях школьного, районного, городского уровнях.
2.4. Оценочные материалы
Учащиеся должны уметь:

Работать с баскетбольным мячом; Вести мяч, выполнять броски и передачи,
Играть по правилам в баскетбол.
Учащиеся должны знать:
правила игры в баскетбол, тактику игры в баскетбол, технические приемы
ведения, передачи и броска мяча в кольцо.
2.5 Список литературы
1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. С, 2014г.
2.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М.2017г.
3.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов –М., ФиС, 2000.
4.Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М.
Академия. 2004г.
5.Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
6.Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений –М., ФиС,
2021
7.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов–М., ФиС,
2000.
8.Кудряшов В.П., МирошниковаТ.И.,Физическая подготовка юных
баскетболистов – Минск, 2000.
9.Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения –М.,
ФиС, 2021.
10.Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение –М., ФиС, 2019.
11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа
баскетбола. Самара.2020г
12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста –М.,
ФиС,2018
Список литературы для учащихся:
1. Игрок на все времена: Майкл Джордан и Мир 2021г. Дэвид Хелберстам
2. Дневник баскетболиста .2015 г. Джим Керрол.
3. Баскетбол. Шаги к успеху . Виссел Холл.
4. Энциклопедия баскетбола . А.Я. Гомельский.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».