ДООП_Основы мультипликации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2024.08.02 13:41:10
+05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № ___10____
от «_29_» _____05______ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ Гимназии № 86
__________________Банникова Т.В.
от «_____» ____________ 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы мультипликации»
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Шокина Екатерина Васильевна

г. Нижний Тагил
2024 год

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
- учебный (тематический) план
- содержание учебного (тематического) плана

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.4. Список литературы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Нормативно-правовая основа:
Программа
«Основы
мультипликации»
является
дополнительной
общеобразовательной программой и разработана в соответствии с:
Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Уставом МАОУ Гимназия №86
Актуальность данной образовательной программы
заключается в наиболее интересном виде творческой деятельности, связанной
с новыми технологиями, конструированием и экранным искусством, и дающую, с
наибольшей полнотой, возможность развития способностей и самореализации.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина,
делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими

материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных
материалов. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение
оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой
команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные
роли:
режиссѐра,
оператора,
сценариста,
художника-мультипликатора,
формируются умения пользоваться компьютерной техникой и программным
обеспечением, камерой, освещением, инструкциями, работать в команде. Программа
предполагает − раскрытие индивидуальных способностей учащегося, развитие
определенных способностей для адаптации в окружающем мире; − расширение
кругозора учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления.
Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью
которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит
планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе.
Адресат программы
Программа создана для обучающихся 3-4 классов (9-10 лет), учитывает
возрастные особенности ребят, и способствует развитию детской любознательности
и познавательного интереса.
Объем и срок освоения программы
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы по учебному плану 102 часа. Программа
рассчитана на один год обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Особенности организации общеобразовательного процесса
Состав группы обучающихся 10-15 человек.
Главным принципом комплектования учебной группы является уровень
формирования интересов и мотивации к процессу познания живой природы,
биологическому образованию. Набор проводится по желанию ребенка и с согласия
родителей.

Форма обучения
Форма обучения – очная
Методы обучения: словесные (дискуссия, проблемное изложение),
наглядные
(частично-поисковый
демонстрационный,
работы
с
использованием ИКТ), практические (лабораторно-практические занятия,
наблюдение, эксперимент, создание компьютерных презентаций).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: беседы, практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования
естественнонаучного направления, самостоятельная работа, выступление, участие в
конкурсах, создание проектов.
Формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной
творческой деятельности.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою
активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и
развивают их эмоциональное восприятие.
С целью выявления степени освоения программы, корректировки учебного
процесса проводятся контрольные занятия в форме: беседы, семинара, выступления,
презентации, участия в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель
программы:
формирование
художественной
культуры
ребенка,
неотъемлемой части культуры духовной, формирование личности, способной к
самореализации и саморазвитию.
Основные задачи программы заключается в следующем:
Образовательные:
ознакомиться со способами организации и поиска информации об
истории анимации и мультипликации, способах создания анимации и профессиях,
связанных с мультипликацией;
овладеть умением работать с различными видами информации (в том
числе текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией) в процессе
формирования навыков работы с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
освоить инструментальные компьютерные среды для работы с
информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными

изображениями, сочетаниями различных видов информации в одном
информационном объекте);
создать завершенные групповые творческие проекты с использованием
освоенных инструментальных компьютерных сред (создать мини-мультфильм,
видеоклип, анимационную работу и т.п.).
Развивающие:
воспитать
ценностные
основы
информационной
культуры,
уважительного отношения к авторским правам;
практически
применить
сотрудничество
в
коллективной
информационной деятельности;
развивать интеллектуальные, коммуникативные способности личности;
воспитать позитивное восприятие компьютера как помощника в учѐбе,
как инструмента творчества, самовыражения и развития;
формировать понимания необходимости оценки и самооценки
выполненной работы по предложенным критериям;
сформировать
широкую
мотивационную
основу
творческой
деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы.
Воспитательные:
воспитать у ребят установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе;
воспитать у детей стремления выразить свои творческие способности в
мультипликации, фото и видеосъѐмке;
воспитать самостоятельность при выполнении заданий;
воспитать аккуратности и собранности при работе с техникой.
1.3. Планируемые результаты
Коллективные результаты, которые ожидаются по итогам реализации
дополнительной образовательной программы:
участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях МАОУ
Гимназия № 86;
участие в городских и областных, всероссийских и международных
конкурсах, и выставках декоративно-прикладного творчества.
Индивидуальные результаты, которые ожидаются от реализации
дополнительной образовательной программы:
личностные результаты — формирование личностных качеств таких
как: ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др,
формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через
вовлечение в общее творческое дело.

предметные результаты — формирование практических навыков в
области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и
технологиями изготовления поделок из бумаги; знание профильной терминологии;
метапредметные результаты — развитие образного мышления,
воображения, фантазии, планирование своих действий в соответствии с
поставленной задачей, приобретение навыков работы с разнообразными
материалами и навыков создания образов посредством различных технологий,
выработка устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа
самопознания и познания мира.
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
Учебный (тематический) план
Один год обучения (102 часа, 3 раза в неделю)
Количество часов
№
Наименование темы
В том числе
Всего
п/п
часов Теория Практика
I Введение в предмет
2
1
1
1 Вводное занятие
2
1
1
Правила техники безопасности.
Используемые инструменты и
материалы.
История возникновения
мультипликации.
Тест «Входная диагностика».
II Рисованные
20
5
15
мультипликационные
фильмы (перекладка)
2
Создание анимации на бумаге
10
2
8
(герои, фон, декорации)
3

Фотосъѐмка
мультипликационного фильма

3

1

2

4

Озвучка персонажей

2

1

1

5

Монтаж фильма, работа в
видеоредакторе

5

1

4

Формы
аттестации/
контроля
Тест «Входная
диагностика»

Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое

задание
III Пластилиновые
25
мультипликационные
фильмы
6
Создание объектов (герои, фон, 15
декорации)

5

20

2

13

7

Фотосъѐмка
мультипликационного фильма

4

1

3

8

Озвучка персонажей

2

1

1

9

Монтаж фильма, работа в
видеоредакторе

4

1

3

IV

Индивидуальный проект
55
мультфильма
Работа над сценарием
5
мультипликационного
короткометражного фильма
Создание объектов (герои, фон, 35
декорации)

11

44

2

3

5

30

12

Фотосъѐмка
мультипликационного фильма

3

1

2

13

Озвучка персонажей

3

1

2

14

Монтаж фильма, работа в
видеоредакторе

5

1

4

15

Демонстрация фильма
Обсуждение
Итого

4

1

3

102

22

80

10

11

Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание

Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Объяснение;
Практическое
задание
Беседа

Содержание учебного (тематического) плана
I. Вводное занятие (2 часа)
Теория.
План работы. Правила поведения и режим работы. Вводный инструктаж по
ТБ. Приемы безопасной работы с колющими и режущими предметами.
Инструменты и материалы для создания мультипликационного проекта.
Практика.
Тест «Входная диагностика»
II. Рисованные мультипликационные фильмы (перекладка) (20 часов)
Создание анимации на бумаге (герои, фон, декорации)
Теория. Жанр – «Сказка». Вспоминаем, русские народные сказки.
Определяемся с выбором сказки, и распределяем работу.
Практика. Создание художественного мультипликационного фильма по
сказке. Выполнение графических работ: персонажи, масштаб персонажей,
декорации (фон и панорама), прорисовка деталей. Одушевление рисованных
персонажей мультфильма.
Фотосъёмка мультипликационного фильма
Теория. Техника безопасности и правила работы с камерой. Обзор
возможности фотосъѐмки. Начало и окончание съѐмки. Закрепление камеры на
штативе для статичной съѐмки.
Практика. Съѐмка выбранной сказки.
Озвучка персонажей
Теория. Порядок распределения ролей для озвучивания мультфильма.
Определение музыкального сопровождения. Правила работы с программой для
озвучивания.
Практика. Запись озвучки.
Монтаж фильма, работа в видеоредакторе
Теория. Правила выстраивания отснятых кадров. Интерфейс программы.
Работа с кадром, видео-дорожкой и звуковой дорожкой.
Практика. Монтаж кадров, наложение музыки и текста. Создание титров и
название мультфильмов.
III. Пластилиновые мультипликационные фильмы (25 часов)
Создание объектов (герои, фон, декорации)
Теория.
История
отечественной
мультипликации.
Пластилиновая
мультипликация. Масштаб, декорации, способы их создания. Жанр –
«Мультфильмы» (выбираем современный мультфильм, и переделываем его в
пластилиновый художественный мультипликационный фильм).
Практика. Создание художественного мультипликационного фильма.

Выполняем работы: создание персонажей, соответствие масштаба персонажей и
декораций (фона и панорамы). Лепка из пластилина. Одушевление героев
мультфильма.
Фотосъёмка мультипликационного фильма
Теория. Основные принципы разработки движений персонажа. Покадровая
натурная мультипликация. Объемная перекладка.
Практика. Мультипликационная съѐмка.
Озвучка персонажей
Теория. Порядок распределения ролей для озвучивания мультфильма.
Практика. Запись озвучки.
Монтаж фильма, работа в видеоредакторе
Теория. Правила выстраивания отснятых кадров.
Практика. Монтаж кадров, наложение музыки и текста. Создание титров и
названия мультфильмов.
IV. Индивидуальный проект мультфильма
Работа над сценарием мультипликационного короткометражного фильма
Теория. Написание сценария.
Практика. Написать сценарий к мультфильму.
Создание объектов (герои, фон, декорации)
Теория. Техника работы над персонажами. Техника выполнения фонов и
декораций.
Практика. Создание персонажей. Прорисовка отдельных элементов. Создание
фонов и декораций.
Фотосъёмка мультипликационного фильма
Теория. Фотосъѐмка сцен мультипликационного фильма. Правила
выстраивания кадров.
Практика. Мультипликационная съѐмка.
Озвучка персонажей
Теория. Порядок распределения ролей для озвучивания мультфильма. Подбор
музыкального сопровождения.
Практика. Запись озвучки.
Монтаж фильма, работа в видеоредакторе
Теория. Порядок выстраивания отснятых кадров.
Практика. Монтаж кадров, наложение музыки и текста. Создание титров и
названия мультфильмов.
Демонстрация фильма. Обсуждение
Теория. Премьеры мультипликационного фильма.
Практика. Организация премьеры мультипликационного фильма.

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2024
Конец учебного года – 31.05.2024
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 02.09.2024 по
26.10.2024
с 05.11.2024 по
28.12.2024
с 08.01.2025 по
21.03.2025
с 31.03.2025 по
24.05.2025
итого

Продолжительность

Количество учебных дней

8 недель (55 календарных дней)

48 учебных дней

8 недель (55 календарных дней)

47 учебных дней

10 недель 4 дня (75
календарных дней)

61 учебный день

8 недель (56 календарных дней)

46 учебных дней

35 недель (241 календарный
день)

34 недели (202 учебных дня)

2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-техническое обеспечение
просторное светлое помещение, оборудованное шкафами для хранения
материалов и оборудования;
магнитно-маркерная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор, экран;
место для размещения творческих работ учащихся;
тетрадь;
ручка;
простые и цветные карандаши;
фломастеры;
восковые мелки или пастель;
ножницы;
краски, кисточки;
бумага формата А4 и А3 плотная;
пластилин, дощечка, стеки, клеенка;
цветная бумага, цветной картон, клей, папка с файлами.
Методическое обеспечение
Содержание программы построено на принципах природосообразности,
системности, наглядности, целостности и межпредметных связей. В каждом блоке
учебный материал последовательно усложняется, дополняется и видоизменяется, по

принципу от простого к сложному, обеспечивая тем самым преемственность и
устойчивый интерес детей к работе. В образовательной программе «Основы
мультипликации» используются методы обучения, которые обеспечивают
продуктивное художественное образование. Основные методы организации
познавательной деятельности: словесный и наглядный. Методы практической
работы на занятия: репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания
интереса и мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий
на
основе
личностно-ориентированного
подхода
позволяет
учитывать
индивидуальные способности и задатки, обеспечивая творческое развитие каждого
обучающегося.. Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности,
которые позволяют обучающимся:
- познавать окружающий мир;
- создавать при этом образовательную продукцию
- организовывать образовательный процесс
Использование совокупности методов, представленных в данной
классификации, позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии
с поставленной в программе целью.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Дополнительной общеразвивающая программа в соответствии с требованиями
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся.
Комплекс педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы
по программе художественной направленности «Основы мультипликации». С целью
определения уровня личностных, метапредметных и предметных результатов в
начале каждого года осуществляется входная диагностика, а в конце года –
итоговая. Формы диагностического контроля имеют набор индивидуальных
критериев оценки по каждому заданию с учѐтом цели проведения данной формы
контроля. Оценка усвоения материала представлена 4 уровнями: знает, понимает,
применяет, проектирует.
В течение года проводится индивидуальный, групповой и фронтальный
контроль методом наблюдения — при выполнении практических приемов
обучающимися, тестирования — при проверке терминологии и определении
степени усвоения теоретического материала, формой фиксации результатов
реализации дополнительной образовательной программы. В конце каждого
учебного года проводятся итоговые занятия, защита творческих проектов, отчетные
выставки, конкурсы работ детского творческого коллектива, презентации работ в
рамках выставок. По итогам аттестации определяется уровень освоения программы.

2.4. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09;
6.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8.
Устав МАОУ Гимназия №86.
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Пунько Н.П., Дунаевская О.П. «Секреты детской мультипликации:
перекладка». М., Издательство Линка-ПРЕСС, 2017г.
2.
Почивалов А.В. «Пластилиновый мультфильм своими руками».
Издательство Эксмо, 2017 г.
3.
Анна Милборн «Я рисую мультики» М.: Издательство Росмэн, 2003г.
4.
Иванова Ю.Н. «Мультфильмы. Секреты анимации». Издательство:
Настя и Никита, 2017 г.
5.
А.И. Плотникова «Семейная мультипликация в действии».
Практическое руководство. Изд. система Ridero, 2018г.

6.
Уолтер Фостер «Основы анимации», учебное пособие. Издательство
«АСТ», 2003г. (электронная библиотека)
7.
Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация
двумерных персонажей». М.: НТ Пресс., 2006г.
8.
Игнатова А. «Вектор пластилина».- М.: Отдельное издание, 2013.
– 143 с.
9.
Нагибина М. «Волшебная азбука». Анимация от А до Я. -М.:
Перспектива, 2011. – 148 с.
10. Уильям Ричардс «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы
создания анимации», Бомбора, 2019
11. Анатолий Петров «Классическая анимация. Нарисованное движение.
Учебное пособие», М.: ВГИК, 2010
12. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации:
Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И.
Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
Асенин, С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной
мультипликации. С.В. Асенин – М. : Искусство, 2004. - 287 с.
2.
А. Почивалов, Ю. Сергеева «Пластилиновый мультфильм своими
руками»/ Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик. Москва 2015 г.
3.
Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.
Курдюкова. – М, 2007.
4.
В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению,
эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А. МеликПашаев, науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Искусство, 2001. – 384 с.
5.
Каранович, А. Г. Мои друзья - куклы. / А.Г. Каранович – М. : Искусство,
2001. - 175 с.
6.
Больгерт, Н. Мультстудия «Пластилин»: лепим из пластилина и снимаем
мультфильмы своими руками /Н. Больгерт, С.Г. Больгерт. - М. : Робинс, 2012. – 66с.
7.
Практический курс. AdobePhotoshop CC 2018 – Пер. с англ. – М.:КУбКа, 2018 г.
8.
Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для
фотографов. – М.: Арт-родник, 2016 г.
9.
Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель.
Транзиткнига, 2017 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».