ДООП_Мягкая игрушка

МУНИЦИПАЛ Подписано
цифровой
ЬНОЕ
АВТОНОМНО подписью:
МУНИЦИПАЛЬНО
Е
Е АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗО ОБЩЕОБРАЗОВА
ВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
ГИМНАЗИЯ № Дата: 2024.06.17
11:21:15 +05'00'
86

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № 10 от 29.05.24 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии №86
____________ Т.В. Банникова
от «____» _____ 24г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Слесаренко Наталья Борисовна
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2024 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
- учебный (тематический) план;
- содержание учебного (тематического) плана.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации общеразвивающей программы
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.4. Список литературы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Нормативно-правовая основа:
Программа «Мягкая игрушка» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 №678-р;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методическим
рекомендациям
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Уставом МАОУ Гимназия №86
Актуальность данной образовательной программы
«Творчество — начало,
дающее человеку бессмертие»
Р. Роллан
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором
сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета,
точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного
художественного творчества.
Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им,
дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер,
объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с
народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре
народа.
Содержание курса выстроено в определенной последовательности с
нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой
программе могут ребята младшего школьного возраста.

Отличительные особенности программы
Отличительная особенность, новизна данной образовательной программы заключается
в её практической значимости: она открывает большие возможности
профориентационной и трудовой деятельности. При освоении данной программы
активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к
творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач
педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц поначалу лишь
непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно
перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в
материал.
Адресат программы
Программа включает три модуля:
 для обучающихся – 7-8 лет,
 для обучающихся – 9-11 лет,
 для обучающихся – 12-15 лет.
Для каждого возрастного модуля определены цель, задачи, содержание.
При обучении учащихся учитываются их возрастные и психологические особенности.
Модуль обучающихся 7 - 8 лет, ознаменован поступлением ребенка в школу. В этом
возрасте наблюдается скачок в физическом, интеллектуальном и психическом
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение) развитии. Происходит
переход от игры к систематическому, социально-организованному учению, однако,
игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной.
Модуль обучающихся 9-11 лет. Ребенок может в достаточной степени управлять
проявлением чувств, различать ситуации. В этом возрасте ребенок приобретает опыт
коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и
деловых отношений, закладывается фундамент нравственного поведения, формируется
общественная направленность личности. Основная цель периода — это самопознание,
самовыражение, самоутверждение и самовоспитание.
Модуль обучающихся 12-15 лет большую роль играет группа сверстников. Поэтому
очень важно создать благоприятные условия в студии для общения детей друг с
другом.
В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития
совершенствуется самоконтроль деятельности. В труде идет активный процесс
становления
практических умений и навыков. Подростковый возраст отличается
повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только
естественной
возрастной
любознательностью,
но
и
желанием
развить,
продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их
стороны. Подростковый возраст — это период становления личности, здесь
складываются основы нравственности, формируются социальные установки,
отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные
формы межличностного поведения.
Объем и срок освоения программы
Модуль обучающихся 7-8 лет рассчитан на 1 год обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1 часу.
Модуль обучающихся 9-11лет рассчитан на 1 года обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1часу.

Модуль обучающихся 12-15 лет занятия учащихся основной школы, имеющих базовые
знания и умения по работе с бумагой рассчитан на 1 год обучения (102 часа в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю 3 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами
СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи "После каждого часа
занятий устанавливается перерыв 10-15 минут для отдыха учащихся и проветривания
помещений.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы обучающихся 7-8 лет - 10-15 человек
Состав группы обучающихся 9-11 лет - 10-15 человек.
Состав группы обучающихся 12-15 лет - 10-15 человек
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесный, практический, создание эмоционально-нравственных
ситуаций, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: занятие-беседа, праздник, творческая деятельность.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной творческой
деятельности.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала
обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка,
получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством
изготовления игрушки.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
Образовательные задачи:
 формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков
шитья;
 обучить основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;
 научить владеть различными инструментами и приспособлениями при
изготовлении мягкой игрушки;
 познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки;
 познакомить с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);
 познакомить с основами цветоведения (с основными цветами)
 познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки;
 познакомить с техникой безопасности при работе с колющими, режущими
инструментами, клеем.

Развивающие задачи:
 развивать активность и самостоятельность;
 развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
 развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление,
мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные задачи:
 воспитывать трудолюбие, аккуратность;
 воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе;
 приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой
игрушки.

1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре
других народов через декоративно – прикладное искусство;
 формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей;
 активное использование речевых средств информации и коммуникационных
технологий для решения учебных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою
точку зрения.
Предметные результаты:
 овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной
деятельности;
 сформированность основ художественной культуры на основе народной культуры
России, в том числе культуры своего края.
Целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного
процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия
в форме: игр, викторины, совместных занятий-мероприятий с родителями, урокпутешествие, занятие-сказка. В конце учебного года проводиться выставка работ
учащихся.

1.4. Содержание общеразвивающей программы:
Учебный (тематический) план
Один год обучения (34 часа, 1 час в неделю).
№

Название темы

Количество часов
Всего
часов

В том числе
Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

I

Введение в предмет

1

0,5

0,5

1

Вводное занятие.
1
Инструменты и материалы.
Правила техники
безопасности. Тест «Какое у тебя
воображение».
История возникновения вязания.
Значение вязания в современной
жизни.

0,5

0,5

II

Конструирование

12

3

9

2

Сведения о витом шнуре, кистях,
помпоне. Изготовление шнура.

2

1

1

Опрос

3,4

Изготовление кисти, помпона.

3

1

2

Текущий
контроль

5-14

Изготовление игрушек из
помпонов.

7

1

6

Изготовление
поделок
к
выставке

III

Изготовление узорного полотна 19
и игрушек

4

15

15,16

Правила вязания круга, квадрата
Правила вязания многогранника,
треугольника.

4

1

3

Объяснение

17

Прибавление и убавление петель.

2

1

1

Текущий
контроль

18

Сведения об игрушках
«амигуруми». Приемы вязания.
Подбор ниток.

2

1

1

Опрос

19-32

Вывязывание деталей по
описанию.

11

1

10

Самостоятельная
работа.

IV

Клубные дни.

2

2

33

Экскурсии.
Выставка.

1

1

Тест «Входная
диагностика»

Подведение
итогов.

34

Итоговое занятие

1

1

Итого

34

9,5

Поощрение
лучших
учеников.
24,5

Содержание учебного (тематического) плана
I. Вводное занятие (2 часа)
Теория.
План работы учебной группы.
Правила поведения и режим работы. Приемы безопасной работы с колющими и
режущими предметами в том числе и нитками.
Инструменты и материалы для вязания мягкой игрушки.
Практика.
Тест «Входная диагностика»
II. Конструирование (12 часов)
Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне. Изготовление шнура.
Теория. Виды декоративно-прикладного искусства. Определение вида и свойства
пряжи.
Схематические изображение, условные обозначения. Знакомство со схемой.
Практика. Изготовление шнура.
Изготовление кисти, помпона.
Теория. Познакомить с техникой выполнения помпонов.
Практика. Выполнение помпонов при помощи шаблонов.
Изготовление игрушек из помпонов.
Теория. Закрепить технику выполнения помпонов из пряжи. Обучить пользоваться
выкройками для мелких деталей и отделки игрушек.
Практика. Изготовление помпонов из цветно пряжи по шаблону. Выполнять
декоративную отделку готовых изделий.
Разные виды столбиков. Рачий шаг. Условные обозначения.
Теория. Знакомство с простейшими видами петель, условными обозначениями.
Практика. Выполнение разных видов столбиков: цепочка воздушных петель; столбик;
полустолбик; с одним, двумя накидами.
III. Изготовление узорного полотна и игрушек (19 часов)
Правила вязания круга, квадрата
Теория. Ознакомить учащихся со способами вязания изделий по кругу, приемами
вязания крючком по кругу, квадрату.
Практика. Изделия, имеющие форму круга, квадрата, начинаем вязать с основного
кольца. Вяжем цепочку из небольшого количества воздушных петель. введя крючок в
верхнюю часть петли поворота, делают накид и протягивают нить через петлю. Перед
выполнением следующего ряда делают петлю поворота из соответствующего
количества воздушных петель. Выполняя определенное количество прибавок.
Правила вязания многогранника, треугольника.
Теория. Ознакомить учащихся со способами вязания многоугольника, треугольника.
Практика. Изделия, имеющие форму многогранника, треугольника, начинаем вязать с
основного кольца. Выполняя определенное количество прибавок.
Прибавление и убавление петель
Теория. Знакомство с техникой прибавления и убавления петель.
Практика. Выполнение прибавление и убавление петель в начале и конце ряда.
Сведения об игрушках «амигуруми».
Теория. Знакомство с историей игрушек «Амигуруми». Приемы вязания. Подбор ниток.

Практика. Техника выполнение игрушек. Выполнение приемов вязания игрушек.
Вывязывание деталей по описанию.
Теория. Изготовление изделий по схемам.
Практика. Вывязывание деталей игрушек, их сборка.
IV. Клубные дни. (2 часа)
Теория. Отбор лучших работ на выставку. Награждение активных участников.
Практика. Подведение итогов года. Обобщение знаний и умений.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.24
Окончание учебного года 31.05.25
Учебные
периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Сроки
с 02.09.2024 по
26.10.2024
с 05.11.2024 по
28.12.2024
с 08.01.2025 по
21.03.2025
с 31.03.2025 по
24.05.2025
итого

Продолжительность
8 недель (55 календарных
дней)
8 недель (55 календарных
дней)
10 недель 4 дня (75
календарных дней)
8 недель (56 календарных
дней)
35 недель (241 календарный
день)

Количество
учебных дней
48 учебных дней
47 учебных дней
61 учебный день
46 учебных дней
34 недели (202
учебных дня)

2.2. Условия реализации общеразвивающей программы
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-техническое обеспечение
 просторное светлое помещение, оборудованное шкафами для хранения материалов и
оборудования;
 наглядные материалы: альбомы с образцами тканей, швов, выкройки будущих
изделий; готовые образцы;
 мультимедийное оборудование;
 материалы, инструменты, приспособления:
 ткани;
 синтетический и натуральный мех;
 ножницы;
 нитки разных цветов и номеров;
 материалы для оформления (тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, бусинки
разных размеров, бисер и др.);
 вата, синтепон, проволока;
 иголки разной величины;
 наперсток;
 карандаши, фломастеры, ручки;
 альбом, тетрадь;
 плоскогубцы и кусачки;
 проволочная щетка;



электроутюг.
Методическое обеспечение
Содержание программы построено на принципах природосообразности, системности,
наглядности, целостности и межпредметных связей. В каждом блоке учебный материал
последовательно усложняется, дополняется и видоизменяется, по принципу от
простого к сложному, обеспечивая тем самым преемственность и устойчивый интерес
детей к работе с уникальным материалом - ткань. В образовательной программе
«Мягкая игрушка» используются методы обучения, которые обеспечивают
продуктивное художественное образование. Основные методы организации
познавательной деятельности: словесный и наглядный. Методы практической работы
на занятия: репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания интереса и
мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий на основе
личностно-ориентированного подхода позволяет учитывать индивидуальные
способности и задатки, обеспечивая творческое развитие каждого обучающегося..
Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют
обучающимся:
 познавать окружающий мир;
 создавать при этом образовательную продукцию
 организовывать образовательный процесс
Использование совокупности методов, представленных в данной классификации,
позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный
процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с поставленной в
программе целью.

2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы
Дополнительной общеразвивающая программа в соответствии с требованиями
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Комплекс
педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы по программе
художественной направленности «Мягкая игрушка». С целью определения уровня
личностных, метапредметных и предметных результатов в начале каждого года
осуществляется входная диагностика, а в конце года – итоговая. Формы
диагностического контроля имеют набор индивидуальных критериев оценки по
каждому заданию с учётом цели проведения данной формы контроля. Оценка усвоения
материала представлена 4 уровнями: знает, понимает, применяет, проектирует.
В течение года проводится индивидуальный, групповой и фронтальный контроль
методом наблюдения — при выполнении практических приемов обучающимися,
тестирования — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала, формой фиксации результатов реализации дополнительной
образовательной программы. В конце каждого учебного года проводятся итоговые
занятия, защита творческих проектов, отчетные выставки, конкурсы работ детского
творческого коллектива, презентации работ в рамках выставок. По итогам аттестации
определяется уровень освоения программы.

2.4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 №678-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09;
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Устав МАОУ Гимназия №86;
Литература, использованная при составлении программы:
1. А.В.Ефимова. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». – М.:
Просвещение, 2010.
2. В.И. Петухова. «Мягкая игрушка». – М.: Просвещение, 2011.
3. И.Г. Зайцева «Мягкая игрушка». – М.: Издательский дом, 2011.
4. «Методика. Программа
педагога дополнительного образования: от
разработки до реализации», Айрис Пресс, М: 2014.
5. Т.В. Городкова,
М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультяшки и
зверюшки». – Ярославль «Академия развития», 2013.
6. Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка. 100 новых моделей». - Владис,
2014.
7. Энциклопедия рукоделия. «Волшебный сад», М.:2011.
8. О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.:
Просвещение, 2010.
9. Белова Н.Р., Неботова З.Л. Серия «Энциклопедия рукоделия». «Мягкая
игрушка».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
10. Максимова М.В., Кузьмина М.П. «лоскутики». - М.: «Издательство ЭКСМОПРЕСС»; 1998.
11. Максимова М.В., Кузьминам.А. «Девичьи хлопоты». - М.: «Издательство
ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000.
12. Андреева И.А. Серия «Популярная энциклопедия». «Рукоделие». - М.: «Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия»; 1996.
13. Молотобарова О.С. Серия «Пособие для руководителей кружков внешкольных
учреждений». «Кружок изготовления игрушек - сувениров».-М.: «Издательство
«Просвещение»; 1990.

14. Дидактический материал, составленный из отдельных статей газет, журналов и
образцов, сделанных руками детей, при участии педагога. Темы материалов:
«Вязание», «Вышивка», «Мягкая игрушка», «Рукоделие»
Литература для обучающихся и родителей:
1. И. Агапова, М. Давыдова«Мягкая игрушка своими руками». – «Айрис Пресс»,
2012.
2. М. Калинин «Рукоделие для детей». – Минск «Полымя», 2011.
3. Е.Б. Путянина «Шьем мягкие игрушки». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011
4. Деревянко Н.С. Серия «Малая энциклопедия рукоделия»». «Мягкая игрушка:
Волшебный сад».- М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; 2001.
5. Кочетова СВ. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка:
Игрушки из носочков».- М: «РОПИЛ КЛАССИК»; 2001.
6. Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка:
Веселый зоопарк».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
7. Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка:
игрушки с бисером».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
8. Фролова Т.О. Серия « Подарок своими руками». «Мягкая игрушка».- М.ЮОО
«Издательство ACT».; 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».