Рабочая программа воспитания РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений в МАОУ Гимназия № 86 являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МАОУ Гимназия № 86. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в МАОУ Гимназия № 86 определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МАОУ Гимназия № 86: - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в 2 российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в МАОУ Гимназия № 86: - усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); - формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); - приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; - достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: - осознание российской гражданской идентичности; - сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; - готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МАОУ Гимназия № 86 планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и 3 с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2. Направления воспитания Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МАОУ Гимназия № 86 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского на ционального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 4 6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституционных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования Гражданское воспитание: 5 осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан; осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискри-минации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военно-патриотических и другие объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание: выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность; проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России; 6 проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание: проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопре деления; действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям; проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы 7 народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия; проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние; проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей; соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни; проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм 8 зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием; развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание: уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа; проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда; участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства Российской Федерации; выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; понимающий трудовых специфику отношений, трудовой деятельности, самообразования и регулирования профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе; 9 ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание: демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве; имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания: деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений; обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России; демонстрирующий достоверной навыки научной критического информации и мышления, определения критики антинаучных представлений; развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 10 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации Школа № 86 открылась в 1958 году. В 1991 г. средняя школа получила статус гимназии. За годы своего существования гимназия неоднократно была победителем муниципальных и областных конкурсов. В 2004 году Гимназия - Лауреат всероссийского конкурса "Лучшие школы России". По итогам городского смотраконкурса к «Дню города-2016» МАОУ Гимназия № 86 заняла ПЕРВОЕ МЕСТО с вручением диплома Администрации города и памятного знака. Неоднократный Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» в числе учреждений Свердловской области, внедряющих инновационные образовательные программы. Призер (третье место) в номинации «Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ» регионального этапа конкурса инновационных площадок «Путь к успеху», учредителем которого является Министерство образования и науки Российской Федерации. I место в Городском смотре-конкурсе «Лучшее рабочее место педагога» - 2016. По итогам Конкурса Правительства Свердловской области на признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, расположенных на территории Свердловской области, региональными инновационными площадками в Свердловской области МАОУ Гимназия № 86 стала Региональной инновационной площадкой с проектом по теме «Проектный маршрутизатор: от проектной задачи – через проектную деятельность – к индивидуальному проекту на итоговой аттестации». Лауреат Премии «Элита Российского образования» по итогам Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее России». По итогам Всероссийского конкурса «Золотой фонд российского образования» гимназия признана «Лучшим образовательным учреждением, реализующим федеральный государственный образовательный стандарт». Всероссийский конкурс «Планета творчества» принес гимназии высшую награду - Почетный знак победителя первой степени в организации номинации творческой «Лучший проект деятельности образовательного учащихся». Лауреат учреждения по Национальной 11 образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Информация о гимназии внесена в энциклопедии: «Лучшие школы России», «Лучшие люди России», «Одаренные дети – будущее России», в каталог «Трудовая слава России», посвященный юбилею Свердловской области За более чем полувековую историю в гимназии сложился свой круг традиций, сохранению которых способствует то, что в школе обучались и обучаются несколько поколений семей, проживающих в микрорайоне. Основа воспитательной работы гимназии заключается в сотрудничестве, сотворчестве, содействии и соуправлении. В гимназии созданы максимально комфортные условия для самореализации и личностного роста детей и взрослых. Среди методов воспитательной работы необходимо выделить практические, наглядные, поисковые, проблемные, информационные, исследовательские, словесные, наглядные, видео и т.д. Формы воспитательной работы - познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, общественно-значимая деятельность, социальное творчество. В гимназии сформирован уклад школьной жизни - гимназические традиции (праздники календаря, традиционные праздники, мероприятия связанные гимназии, с календарем ЮНЕСКО), «Ярмарка увлечений», например: «Международый день мира ЮНЕСКО», «День борьбы с Международным терроризмом», Декада науки, культуры и мира, новогодняя кампания (спектакли и активности с учетом возрастных особенностей обучающихся), конкурс «Ученик года», фестиваль «Самый классный класс», уроки мужества, месячники безопасности и здорового образа жизни, праздник «За честь Гимназии», традиционная акция «Дети-детям» и т.д. Социальные партнеры гимназии и социокультурная среда. МАОУ Гимназия № 86 расположена в центре Дзержинского района. социокультурном окружении образовательной организации В можно перечислить следующие объекты: - Концертно-развлекательный центр «РОССИЯ» - Филиалы (№6, №10) Центральной городской детской библиотеки 12 - Мемориальный комплекс «Площадь Славы» - Бульвар на Площади Славы (развлекательный комплекс для семейного отдыха) - Дзержинский дворец творчества юных - Дворец культуры им. И.В. Окунева - С/К «Спутник» - Лыжная база (оздоровительный комплекс «ПИХТОВЫЕ ГОРЫ») - Бассейн - Муниципальный молодежный театр -Выставочный комплекс бронетанковой техники ОАО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД» - Музей боевой славы ОАО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД» - Комплексный центр социального обслуживания «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» - Реабилитационный центр для детей с ОВЗ Характеристика системы взаимоотношений (учитель – ученик, учитель – учитель, ученик – ученик, учитель – родители, учитель – администрация): Система взаимоотношений в МАОУ Гимназии № 86 строится на принципах толерантности, взаимоуважения и принятия ценности и уникальности каждой личности. Традиции Гимназии: традиции, связанные с празднованием праздничных и памятных дат календаря РОССИИ, Уральского региона и города Н.Тагил, ЮНЕСКО: День знаний, борьбы с международным терроризмом, Международный день пожилых людей, Международный День учителя, День День музыки, День Мира, День народного единства, Новый год, Международный женский день 8 марта, День космонавтики, День Победы, День защиты детей, День прав человека, народов Урала, День День защитника Отечества (Акция «Вахта «Памяти» (уход за могилами выпускников гимназии, погибших в республике Афганистан), Акция «Милосердие», Акция «Ветеран», шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, детьми войны, узниками концентрационных лагерей, шефство над ветеранами центра реабилитации инвалидов «Золотая осень»), День 13 Победы и др. гимназические традиции: Ярмарка увлечений, Праздник «Посвящение в гимназисты», Праздник «Посвящение в читатели», Праздник «Посвящение в юные пешеходы», Конкурс «Ученик года», Конкурс «Самый классный класс», Декада науки, культуры и мира, Гала- концерт чтецов, Праздник «За честь гимназии» (подведение итогов учебного года), Вечер встречи с выпускниками гимназии, Школьная научно-практическая конференция, Фестиваль военной песни, День открытых дверей для родителей, гимназическая выставка детского декоративно прикладного и технического творчества, тематические литературно – музыкальные гостиные, тематические балы для старшеклассников, ролевая игра «Выборы» и др. Система ученического самоуправления в МАОУ Гимназии № 86. В рамках содействия развитию детского движения в гимназии создан орган ученического самоуправления - Совет обучающихся гимназии. Совет обучающихся действует на основании Положения о Совете обучающихся МАОУ Гимназия № 86. Орган самоуправления работает в тесном контакте с администрацией гимназии, учительским и родительским коллективами. Совет обучающихся выбирается посредством проведения в 5-11 классах гимназии ролевой игры «Выборы». Система дополнительного образования. В МАОУ Гимназия № 86 созданы максимально благоприятные условия для творческой, инициативной деятельности педагогического и ученического коллективов. В гимназии работают кружки, секции, клубы, детские объединения, два музея. Для успешной работы обучающихся и педагогов гимназии функционируют: - спортивный зал - многофункциональная спортивная площадка - телевизионный центр гимназии «СПЕКТР» - ЦУО (центр универсального образования) - медиацентр - школьная библиотека 14 - лыжная база гимназии - музей истории гимназии - музей С.П. Королева - два выставочных комплекса (2 и 3 этажи гимназии) - локальная сеть гимназии - выделенные каналы интернет - школьный хор - школьный театр - школьный спотривный клуб - пресс-центр Значимые для воспитания проекты и программы: - «Билет в будущее» - «Хакатон» - «Орлята России» - «Разговоры о важном» - «Большая перемена» - «Добро не уходит на каникулы» - профориентационный минимум в 6-11 классах - «Россия – мои горизонты» Инновационная деятельность МАОУ Гимназия № 86: С 2015 года МАОУ Гимназия №86 является соисполнителем инновационного проекта «Механизмы внедрения системно - деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО-НОО-ООО)» федеральной инновационной площадки «Институт системно-деятельностной педагогики» под руководством Л.Г. Петерсон. С 2016 года Гимназия является Базовой площадкой ГАОУ ДПО СО "ИРО". С 2020 года МАОУ Гимназия № 86 - региональная инновационная площадка свердловской области. Инновационная модель профессиональной ориентации обучающихся гимназии: "Гимназия как пространство профессиональных проб и социальных практик". 15 С 2020 года Гимназия является Муниципальным ресурсным центром по воспитательной работе. С сентября 2021 года МАОУ Гимназия № 86 стала Школой-партнером национального исследовательского университета Высшая школа экономики. С 2023 года Гимназия является Муниципальным ресурсным центром по повышению качества профилактики деструктивных форм поведения школьников С 2024 года Гимназия Муниципальный ресурсный центр по психологопедагогическому обеспечению школьного благополучия 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы гимназии. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль 1. Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов традиционных для формирования духовно-нравственных и у обучающихся российских социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, 16 высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль 2. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий предусматривает: курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно- патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению; курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; 17 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности. Модуль 3. Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путѐм наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, 18 успеваемость и другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль 4.Основные школьные дела Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может 19 предусматривать: общешкольные праздники, музыкальные, ежегодные литературные и творческие другие) (театрализованные, мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России, мире; торжественные переходом мероприятия, на следующий связанные уровень с завершением образования, образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; социальные проекты разрабатываемые и в образовательной реализуемые организации, обучающимися и совместно педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями, проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся; разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно- оздоровительной и другой направленности; вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и 20 оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль 5. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривать: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами образовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другие), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слѐты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, 21 характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Модуль 6. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической 22 воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие; разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. 23 Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль 7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете образовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в Интернете, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом 24 консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приѐмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Модуль 8. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль 9.Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое 25 сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов конфликтологов, (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику деятельности, правонарушений, альтернативной девиаций девиантному посредством поведению, организации — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других); 26 профилактику специальной расширения групп, семей психолого-педагогической обучающихся, поддержки и требующих сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие). Модуль 10. Социальное партнерство Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает: участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие); участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль 11. Профориентация Реализация воспитательного потенциала образовательной организации предусматрвает: профориентационной работы 27 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящѐнных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включѐнных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных деятельности, дополнительного образования. отношений, внеурочной 28 Модуль 12. «Дополнительное образование» Система работы дополнительного образования в гимназии включает в себя кружки, студии, секции, театр, хор, отряды и др. Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единому образовательному плану в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений, в которых могут заниматься дети от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Название объединения Классы Мы живем на Урале 5-9 ДЮП "Фитилек" 5-9 ЮИД "Сирена" 5-9 Журналистика 7-11 Я-тагильчанин" 1-4 Музей истории гимназии 1-11 Легкая атлетика 1-11 Юный спасатель 5-11 Волейбол 5-9 Баскетбол 7-11 Туризм 5-9 Основы школьной медиации 5-11 Стиль-класс 7-11 Театр 3-11 Хореография 1-11 Юнармия 5-11 Школьный пресс-центр 7-11 Дискуссионный клуб 8-11 29 Занимательная биология 5-8 Бумагопластика 1-8 3Д-моделирование 5-9 Поющее детство 1-11 Дизайн школьного интерьера 3-8 Мультипликация 3-6 Мягкая игрушка 1-4 Модуль 13. «Проектная деятельность» Проектная деятельность в гимназии позволяет ученикам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Проектная деятельность осуществляется проектной/исследовательской деятельности с 1 по является 11 класс. Прообразом обращение к решению проектных заданий и задач. Так, в 1 классе ведущая роль отводится проектным заданиям. Во 2 классе, в зависимости от готовности обучающихся, акценты постепенно смещаются в сторону решения проектных задач. В 3-4 классах идет активное формирование навыков решения проектных задач. Таким образом, одним из результатов освоения стандартна начального общего образования становится сформированность навыков решения проектных задач у всех выпускников 4 класса. Отдельные учащиеся, достигшие особых успехов, могут выйти на повышенный и высокий уровень развития навыков проектной/исследовательской деятельности, участвуя в работе над групповыми и индивидуальными проектами, проводя микроисследования. В 5-6 классах основной школы ведется работа по развитию навыков решения проектных задач. В 6 классах осуществляется работа по подготовке обучающихся к работе над групповыми проектами, которая становится приоритетной в 7 классе. В 8 классе обучающиеся выходят на следующий уровень проектной деятельности, 30 работая индивидуально. Итогом II ступени (9 класс) обучения становится представление индивидуального проекта на государственную итоговую аттестацию. На следующей ступени обучения, в 10-11 классах старшеклассники гимназии работают над учебно-исследовательскими проектами, также представляя их на итоговой аттестации. Модуль 14. Школьный спортивный клуб «Успех» ШСК создается и осуществляет свою деятельность в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, а также разработки и внедрения передовых программ и технологий, инновационных методик с целью развития системы физического воспитания. Задачами деятельности ШСК являются: Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья. Разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в образовательной организации в рамках внеурочной деятельности. Организация физкультурно-спортивной работы образовательной организации во внеурочное время. Укрепление здоровья и физическое совершенствование учащихся на основе систематически организованных внеклассных спортивно-оздоровительных занятий для учащихся образовательной организации, родителей и педагогических работников школы. Закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных на уроках физической культуры, формирование жизненно необходимых физических качеств. Воспитание у учащихся общественной активности, самодеятельности и организаторских способностей. трудолюбия, 31 Привлечение к спортивно-массовой работе в ШСК известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей учащихся образовательной организации. Профилактика таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде как наркомания, курение, алкоголизм, выработка потребности в здоровом образе жизни. ШСК в своей деятельности выполняет следующие функции: Организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Проведение внутри классных и внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч с другими ШСК. Организация участия в соревнованиях среди команд образовательных учреждений города. Формирование команд по видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях разного уровня. Проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни в образовательной организации. Поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурноспортивной работе. Организация постоянно действующих спортивных секций и кружков, охватывающих учащихся на всех ступенях обучения. Проведение физкультурных праздников и фестивалей. Модуль 15. Школьные медиа Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьного медиа в МАОУ Гимназия № 86 реализуется: • через работу школьного Пресс-центра «Успех». • через работу школьных интернет-групп в социальной сети ВКонтакте 32 (https://vk.com/club205686171). Целью школьной интернет-группы является освещение деятельности МАОУ Гимназия № 86 в информационном пространстве сети Интернет, привлечение внимания общественности к школе, информационное продвижение ценностей школы и организация виртуальной диалоговой площадки, на которой дети, учителя и родители могут открыто обсуждать значимые для школы вопросы. Модуль 16. Добровольческая деятельность (волонтерство) Цель волонтерского движения Гимназии - развитие социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности, оказание посильной поддержки в решении актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям населения. Основными задачами волонтерского (добровольческого) движения являются: популяризация идей волонтерства (добровольчества) в школьной среде; осуществление рекламно-информационной деятельности; развитие социальной системы, создание оптимальных условий для распространения волонтерского (добровольческого) движения и участия учащихся в социально значимых акциях и проектах; вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социальнопсихологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения; участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий; реализация программ профилактической и информационнопропагандистской направленности; налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально значимой деятельности; создание и использование межрегиональных связей с другими общественными (волонтерскими) организациями для совместной социально значимой деятельности; 33 организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения; воспитание активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма. Основными принципами волонтерского движения в Гимназии являются: Добровольность – никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле. Безвозмездность – труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу. Ответственность – добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу – принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца. Уважение – добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей. Равенство – добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности. Самосовершенствование – добровольцы признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации. Нравственность – следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, добровольцы, личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей. 17 Модуль. «Музеи гимназии» В гимназии функционирует два музея: музей истории гимназии и музей Сергея Павловича Королева (Музей истрии космонавтики) Работа музееев Гимназии направлена на создание оптимальных условий для успешной реализации творческого потенциала личности, удовлетворения потребностей в творческой самореализации и самоопределения, а также создание экспозиций с последующей демонстрацией и участием коллектива в конкурсах и проведением экскурсий для учащихся и гостей гимназии. 34 Полученные знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего выбора будущей профессии, в определении жизненного пути. Занятия в музеях помогают раскрыть исследовательский потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию коммуникативных навыков. Происходит целенаправленное приобщение школьников к совместной познавательно-созидательной деятельности школьников и педагогов, углублѐнное изучение истории нашей родины и родного края на основе исследовательской деятельности в форме проектов и учебных экскурсий. 18 Модуль. Школьная служба примирения (медиации) Школьная служба примирения (медиации) – это объединение участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов), заинтересованных в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обраховательной деятельности, с помощью метода школьной медиации, а также использования восстановительной практики в профилактическо работе Гимназии. Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Конфликты неизбежны в нашей жизни, в том числе и в школьной среде. Медиация является механизмом мягкого и грамотного разрешения школьных конфликтов. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе. Школа является минисоциумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся в дальнейшей жизни. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень понимания своего оппонента, то такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в 35 дальнейшем. Коммуникация не будет для такого человека барьером, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. 19 Модуль. Детские общественные объединения Детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития. Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. В МАОУ Гимназия № 86 организованы следующие объединения: «Юнармия», волонтѐрский отряд "Успех", Клуб Юнеско «Рифей», «Орлята России». РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение Деятельность МАОУ Гимназия № 86 по развитию кадрового потенциала в условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата – качественного образования школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В соответствии с этим важнейшими направлениями деятельности гимназии являются: 36 совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии. В данном направлении в гимназии проводятся следующие мероприятия: создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов; обеспечение возможности прохождения педагогами повышения квалификации; создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов; оснащение материально - технической базы; использование рациональных педагогических нагрузок; помощь педагогу в выборе темы самообразования; сопровождение педагогов по теме самообразования. Развитие кадрового потенциала. В гимназии запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОО и имеющихся у самих педагогов интересов. При планировании работы с педагогами учитываются: нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания; основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа; 37 реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников; возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности; уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта. В работе классных руководителей проходит изучение: нормативных документов; научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса; глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе; знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки обучающихся. Схема кадрового обеспечения воспитательного процесса в МАОУ Гимназия № 86: Ф.И.О. педагога Должность Классы Костылев А.А. Заместитель директора по воспитательной 1-11 работе Журавлева А.В. Советник директора по воспитанию и 1-11 взаимодействию с общественными организациями Пиценко Н.В. Педагог-психолог 1-11 Пилипенко О.Р. Социальный педагог 1-11 Вирясова О.А. Педагог-библиотекарь 1-11 38 Сурова Н.Ю. Классный руководитель 10А Смелова Н.И. 11А Пермитина О.Н. 11Б 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в МАОУ Гимназия № 86 включает: 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Основная образовательная программа МАОУ Гимназия № 86 на 2024-2025 учебный год; Рабочая программа воспитания МАОУ Гимназия № 86 на 2024-2025 учебный год; Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год; Планы внеурочной деятельности МАОУ Гимназия № 86 на 2024-2025 учебный год; 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Обучающиеся МАОУ Гимназия № 86 с особыми образовательными потребностями обучаются в соответствии с требованиями к организации среды для обучающихся с ОВЗ и отражаются в адаптированной основной образовательной программе. К задачам воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, реализуемым в гимназии относятся: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. 39 При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); 40 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другие); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). В соответствии с Уставом гимназии, Положениями о конкурсах «Ученик года», «Самый классный класс», «О совете обучающихся» в гимназии применяются следующие виды поощрений (представлены в схеме). 41 СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИМНАЗИИ ПРИЕМ ГЛАВОЙ ГОРОДА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ САЙТ ГИМНАЗИИ СТИПЕНДИИ ГЛАВЫ ГОРОДА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ РЕЙТИНГ КЛАССА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЗА ЧЕСТЬ ГИМНАЗИИ» КТД «ДЕКАДА НАУКИ КУЛЬТУРЫ И МИРА» КОНКУРС «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАСС» ЛИНЕЙКИ НАГРАЖДЕНИЯ КОНКУРС «УЧЕНИК ГОДА» ТЕЛЕПРОГРАММА ГИМНАЗИИ «СПЕКТР» ПОРТФОЛИО ГИМНАЗИСТОВ ПРАЗДНИК «ЗА ЧЕСТЬ ГИМНАЗИИ» ГИМНАЗИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «МЫ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ГИМНАЗИСТОВ 3.5. Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС НОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: - взаимное уважение всех участников образовательных отношений; - приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, 42 стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; - развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); - распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом- психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. 2. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 43 3. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. 4. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 44 Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации. 3.6. Календарный план воспитательной работы Сентябрь: - 1 сентября: День знаний; - 3 сентября: День окончания Второй мировой войны; День солидарности в борьбе с терроризмом; - 8 сентября: Международный день распространения грамотности; - 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма; - 11 сентября: День специалиста органов воспитательной работы (офицервоспитатель); - 21 сентября: День зарождения российской государственности (приурочен к открытию памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде императором Александром II 21 сентября 1862 г.) - 27 сентября: День работника дошкольного образования, Всемирный день туризма - 30 сентября: День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией Октябрь: - 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; - 2 октября: Международный день социального педагога; - 4 октября: День защиты животных; - 5 октября: День Учителя; - 20 октября (третье воскресенье октября): День отца; 25 октября: Международный день школьных библиотек; 45 Ноябрь: - 4 ноября: День народного единства; - 10 ноября: День сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; - 20 ноября: День начала Нюрнбергского процесса; - 24 ноября (последнее воскресенье ноября): День матери в России; - 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: - 1 декабря: День математика; - 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; - 5 декабря: Битва за Москву в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; Международный день добровольцев; - 9 декабря: День Героев Отечества; - 10 декабря: День прав человека; - 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; - 27 декабря: День спасателя Российской Федерации. Январь: - 1 января: Новый год; - 7 января: Рождество Христово; - 25 января: День российского студенчества; - 26 января: Международный день без Интернета; - 27 января: День освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. Февраль: - 2 февраля: День воинской славы России; - 7 февраля: Всемирный день балета; - 8 февраля: День российской науки; - 14 февраля: День книгодарения; - 15 февраля: День памяти воинов-интернационалистов; - 21 февраля: Международный день родного языка; 46 - 23 февраля: День защитника Отечества. Март: - 8 марта: Международный женский день; - 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; - 21 марта: Всемирный день поэзии; - 25 марта: час Земли; - 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: - 7 апреля: Всемирный день здоровья; - 12 апреля: День космонавтики; - 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны; - 22 апреля: Международный день Матери-Земли; - 27 апреля: День российского парламентаризма. Май: - 1 мая: Праздник Весны и Труда; - 9 мая: День Победы; - 18 мая: Международный день музеев; - 19 мая: День детских общественных организаций России; - 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: - 1 июня: Международный день защиты детей; - 5 июня: День эколога; - 6 июня: День русского языка; - 12 июня: День России; - 22 июня: День памяти и скорби; - 27 июня: День молодежи. Июль: - 8 июля: День семьи, любви и верности; - 27 июля (последнее воскресенье июля): День военно-морского флота. 47 Август: - 9 августа: День физкультурника; - 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; - 25 августа: День воинской славы России; - 27 августа: День российского кино.