Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МУНИЦИПАЛ Подписано
цифровой
ГИМНАЗИЯ № 86
ЬНОЕ
подписью:
АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №
86
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2025.08.14
15:38:00 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«3Д моделирование»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Бабайлова Т.В.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая.
Нормативно-правовая основа:
Программа «3D моделирование» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации образовательных
программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Актуальность программы. 3D моделирование - область науки и техники,
ориентированная на создание объемных моделей в разных сферах деятельности человека.
При изучении данной программы ребята знакомятся с роботами-манипуляторами, с их
работой.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена тем, что
полученные на занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и
практической основой их дальнейшего выбора будущей профессии, в определении
жизненного пути.
Данная программа помогает раскрыть технический потенциал
обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в
окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером,
исследователем, новатором.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под
руководством педагога смогут не только писать программу для роботов с помощью учебных
курсов, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, писать свои собственные
программы, узнавать новое об окружающем их мире.
Настоящая программа предлагает использование образовательных курсов для трех
роботов-манипуляторов, аппаратно-программного обеспечения, как инструмента для
обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению.
Роботы-манипуляторы позволяют учащимся:
совместно обучаться в рамках одной группы;
распределять обязанности в своей группе;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
видеть реальный результат своей работы.
Основными задачами программы являются:
ознакомление с основными принципами моделирования;
ознакомление с основами программирования;
развитие умения работать по предложенным инструкциям;
развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Отличительные особенности программы
Программа «3D моделирование» включает в себя изучение программы для создания
объемных моделей, работу с 3D принтером.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенок может начать
обучение с любой ступени.
Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 6-9 классов. Особое значение
для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации, им
нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину
и следствие. При использовании программ для 3Д моделирования в условиях основного
общего образования обеспечивается
формирование у школьников технологического
мышления. Схема технологического мышления (потребность-цель-способ-результат)
позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и
жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении
различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами
(знаниями, умениями, универсальными учебными действиями) и жизненными задачами.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения
составляет 64 часа. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
проведению занятий с обучающимися. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с
перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в
ней задач.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения: словесный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Формы обучения: беседа, практическая работа.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы школьников – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами
СанПин
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". После каждого часа
занятий устанавливается перерыв 10-15 минут для отдыха учащихся и проветривания
помещений.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие инженерного мышления учащихся, навыков конструирования,
моделирования различных объектов.
Задачи:
Обучающие
изучить основные понятия 3д моделирования;
освоить базовые техники 3д моделирования;
освоить продвинутые техники 3д моделирования;
овладеть комплексом базовых технологий, применяемых при создании
объектов;
научить создавать объемные фигуры;
научить учащихся решать ряд задач, результатом каждой из которых является
объект, созданный в программе 3д моделирования;
Развивающие
развитие
индивидуальных
способностей
учащихся,
творческого,
алгоритмического, системного мышления, пространственного воображения, навыков
конструирования и программирования; мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
умения выразить свой замысел;
развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации
совместной продуктивной деятельности (умения работать в группе, эффективно
распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного
творчества, умения отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений);
участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения;
Воспитательные
повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем;
формирование
у учащихся стремления к получению качественного
законченного результата.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления
о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
2. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель - и их свойствах;
3. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
4. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
5. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
в
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Модуль 1
№
1.
2.
3.
4.
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение в 3Д
моделирование
Освоение базовых
техник 3Dмоделирования
Продвинутые техники
3D-моделирования
Создание 3D-моделей
для 3D-печати
8 ч.
4 ч.
4 ч.
18 ч.
-
18 ч.
презентация
12 ч.
-
12 ч.
презентация
18 ч.
6 ч.
12 ч.
презентация
Итого:
64ч.
10 ч.
54 ч.
Формы
аттестации/контроля
Содержание учебного плана
Модуль 1
Тема 1. Введение в 3Д моделирование (8 час.)
Теория: Что такое 3D-моделирование и где оно применяется. Основные понятия: полигоны,
вершины, грани, текстуры.
Практика: Обзор различных программ для 3D-моделирования (Blender, 3ds Max, Maya,
SolidWorks и другие). Выбор программы для обучения.
Тема 2. Освоение базовых техник 3D-моделирования (18 час.)
Теория:
Практика: Интерфейс и навигация. Построение плоских фигур в координатных плоскостях.
Построение плоских фигур в координатных плоскостях. Создание простейших объектов в
трехмерном пространстве. Моделирование тел вращения. Создание примитивов (куб, сфера,
цилиндр и т.д.). Преобразование объектов (масштабирование, вращение, перемещение).
Задание размеров объектов и их единицы измерения. Редактирование объектов (экструзия,
скосы, сглаживание). Работа с сеткой (topology).
Тема 3. Продвинутые техники 3D-моделирования (12 час.)
Теория:
Практика: Объединение фигур. Моделирование сложных форм (архитектура, персонажи,
предметы). Разрезание фигуры. Сечение. Моделирование сложных форм (предметы,
архитектура, персонажи). Работа с кривыми (NURBS, Bezier). Текстурирование и материалы.
Создание проекции дома. Моделирование комнаты и интерьера. Освещение и рендеринг.
Тема 4. Создание 3D-моделей для 3D-печати (18 час.)
Теория: Правила техники безопасности при работе с 3D – принтером. Составные части
принтера. Материал для печати. Использование 3D – принтера для печати моделей.
Составные части принтера.
Практика: Материал для печати. Изучение программы Symplify3D для печати на 3D –
принтере. Подготовка модели к печати. Создание простых 3D-моделей (чашка, стол, стул).
Печать модели.
Формы организации внеурочной деятельности: проведение практических занятий.
Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно-поисковая
деятельность.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
Дата
начала
обучения
1 год
1
сентября
Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая
34
34
68
Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 2 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня –
31 августа
Календарно-тематический план
№
заня
тия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Наименование раздела, темы
Раздел 1. Введение в 3Д моделирование (8 час.)
Что такое 3D-моделирование и где оно применяется
Основные понятия: полигоны, вершины, грани, текстуры
Обзор различных программ для 3D-моделирования (Blender, 3ds
Max, Maya, SolidWorks и другие)
Выбор программы для обучения
Раздел 2. Освоение базовых техник 3D-моделирования (18 час.)
Интерфейс и навигация
Построение плоских фигур в координатных плоскостях.
Создание простейших объектов в трехмерном пространстве.
Моделирование тел вращения
Создание примитивов (куб, сфера, цилиндр и т.д.)
Преобразование объектов (масштабирование, вращение,
перемещение)
Задание размеров объектов и их единицы измерения.
Редактирование объектов (экструзия, скосы, сглаживание)
Работа с сеткой (topology)
Раздел 3. Продвинутые техники 3D-моделирования (12 час.)
Объединение фигур.
Моделирование сложных форм (архитектура, персонажи, предметы)
Разрезание фигуры. Сечение.
Моделирование сложных форм (предметы)
Моделирование сложных форм (архитектура)
Моделирование сложных форм (персонажи)
Работа с кривыми (NURBS, Bezier)
Текстурирование и материалы
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Создание проекции дома.
Моделирование комнаты и интерьера.
Освещение и рендеринг
Практическая работа с программой моделирования.
Раздел 4. Создание 3D-моделей для 3D-печати (18 час.)
Правила техники безопасности при работе с 3D – принтером.
Составные части принтера.
Материал для печати.
Изучение программы Symplify3D для печати на 3D – принтере.
Основные возможности программы Symplify3D для печати на 3D –
принтере.
Создание простых 3D-моделей (чашка, стол, стул).
Печать модели.
Печать модели
Печать модели
ВСЕГО за учебный год:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
компьютер, 5 шт.;
сеть Интернет;
3D принтер, 1 шт.
Оборудование учебного кабинета:
столы ученические двухместные, 5 шт.
стулья ученические, 10 шт.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10 по 30 мая.
Аттестация проводится в форме практической работы по созданию модели или написанию
программы. Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся
в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По итогам
аттестации определяется уровень освоения программы.
Форма аттестации - зачет в виде защиты проекта по заданной теме. Минимальное
количество баллов для получения зачета – 2 балла.
Критерии оценки:
- написание программы для одного из роботов;
- демонстрация работы программы,
- создание объемной модели,
- креативность в выполнении творческих заданий, презентация.
Каждый критерий оценивается в 1 балл.
Текущий контроль
Освоение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости
обучающихся - это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся,
проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. В рамках текущего
контроля после освоения каждого робота предусмотрено представление собственного
проекта, оцениваемого по следующим критериям:
написание программы;
демонстрация робота новизна в выполнении творческих заданий
презентация проекта.
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2023 г.).
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2021 г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2023 г. №1726-р).
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2022
№09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5.
СанПин 2.4.3648-22 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6.
Закон Свердловской области от 15.07.2022 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями на 26.04.2023 г.).
7.
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\Д. Г. Копосов.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023 – 292 с.