Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Подписано
цифровой подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.15
ГИМНАЗИЯ № 86 13:13:50 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный спасатель»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Костылев А.А.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
Основные характеристики
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – туристско-краеведческая направленность.
Нормативно-правовая основа
Программа
«Юный
общеобразовательной
спасатель»
общеразвивающей
является
программой
дополнительной
и
разработана
в
соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
9.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об
утверждении
Правил
образовательную
применения
деятельность,
организациями,
электронного
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием серевых форм
реализации образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
19.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
20.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения
о дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Актуальность программы. В современном мире растет количество
чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, экологического так и
природного характера. Самой незащищенной частью населения являются дети.
Именно они становятся заложниками незнания, бравады, ложных стереотипов
прививаемых СМИ, и сами того не ведая, провоцируют возникновение ЧС, либо
усугубляют развитие ситуации.
Программа «Юный спасатель» направлена на формирование у подростков
не только теоретической базы, но и практических навыков безопасного
поведения. Эти знания и умения позволяют не только адекватно реагировать на
ЧС, но и помогать оценить обстановку, понять ее потенциальную опасность,
возможно, предупредить ЧС. Не случайно деятельность МЧС проходит под
лозунгом «предотвращение, спасение, помощь».
Кроме того, в настоящее время можно наблюдать ожесточение детей, рост
числа детей из неполных, неблагополучных семей. Всем им требуется социальная
адаптация.
Объединение «Юный Спасатель» вовлекает в работу самых разных детей,
способствует снижению ожесточенности, воспитывает в них положительные
качества:
гуманизм,
ответственность,
коммуникабельность,
толерантность,
гражданственность, патриотизм.
Настоящая программа
составлена
с учетом требований Федерального
Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14.07.1995
г. № 151-ФЗ , Организационных указаний «О порядке подготовки населения,
специалистов
органов
государственного
управления
и
сил
ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2000-2011 гг.», а также программ противопожарной,
медицинской и психологической подготовки спасателей, утвержденных на
заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных
формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке. В
основу курса легла программа по ОФП автора Ю.А. Воронина, опубликованная в
сборнике программ под редакцией С.М. Зверева, М.: Просвещение, 1986год.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей школьного возраста от 11 до 17 лет.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по
заявлению их родителей (законных представителей).
Форма обучения
Очная. Возможна реализация программы с применением дистанционных
образовательных технологий.
Объем и срок освоения программы
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 3 года.
Общая продолжительность образовательного процесса в год составляет 204 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группах от 10-15 человек.
2.2. Цель и задачи программы
Цель: формирования у детей практических навыков и умений безопасного
поведения в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях, стремления к
здоровому и безопасному образу жизни, совершенствованию моральнопсихологического состояния и физического развития.
Задачи:
Обучающие:
o
формирование
у
школьников
базовых
понятий
в
области
безопасности с учетом наиболее распространенных факторов рисков для жизни и
здоровья,
определенных
Всемирной
организацией
здравоохранения,
статистических данных МЧС России и региональной специфики (потенциальных
угроз и чрезвычайных ситуаций);
o
формирование представлений и базовых умений и навыков работы с
первичными средствами пожаротушения, пожарно-технических вооружением,
спасательными средствами.
Развивающие:
развитие индивидуальных способностей учащихся, творческого,
алгоритмического, системного мышления, пространственного воображения,
внимательности, аккуратности;
развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в группе,
эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного
общения и коллективного творчества, умения отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений);
развитие ответственности к своей жизни и жизни окружающим.
Воспитательные:
повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию
собственных роботизированных систем;
воспитание культуры безопасности и мотивирование к соблюдению
правил безопасного поведения;
воспитание
у
подрастающего
поколения
высокого
чувства
патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к
профессии спасателя;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости,
стремления к преодолению трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
повышение имиджа профессий МЧС России, формирование уважения
и чувства гордости за российских спасателей.
2.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные результаты:
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и
последствия
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении.
2.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
n
Название
модуля
Количество часов
(теория/практика)
/n
Общая
1
подготовка
Психологическая
2
подготовка
Медицинская
3
подготовка
Специальная
4
подготовка
Противопожарная
5
подготовка
Организационно6
практические
мероприятия
10 (6/4)
2 (1/1)
Формы
аттестации/
контроля
Зачет
Зачет
8 (3/5)
Зачет
8 (4/4)
4 (2/2)
Зачет
Зачет
Показательное
выступление
2 (1/1)
Учебно-тематический план
№
1
Наименование темы
Общая подготовка
Кол-во часов
теоретическая
практическая
часть
часть
6
4
Введение в курс. Правила безопасности
во время практических занятий. Пробный
веревочный курс.
1
1
Стихийные
1
явления
и
бедствия.
1.2 Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера
1
0
Наводнения.
1
Смерчи. Вулканы. Сели.
1.3 Резкое
изменение
температурных
условий
1
0
Техногенные
1
катастрофы:
1.4. разрывы трубопроводов.
1
0
1.1
взрывы,
Общее
количество
часов
10
Приборы
1
радиоционно – химической
1.5 разведки и дозиметрического контроля.
1
0
Работа
1
с приборами радиационно1.6 химической разведки и
дозиметрического контроля.
Практическая работа на приборах по
индикации АХОВ.
1
1
Практическая
1
работа на приборах по
1.7 индикации АХОВ. Зачет по теме «Общая
подготовка».
0
2
2
0
1
0
1
0
3
5
Первая
3
помощь. Юридические основы
3.1. прав и обязанностей спасателей в
оказании первой помощи.
1
0
Основы
3
анатомии и физиологии
3.2. человека.
1
0
3
Первая помощь при ранениях.
0
1
Первая помощь при кровотечениях и
3
травматическом шоке.
0
1
Первая
3
помощь при ушибах. Первая
3.5. помощь при ранении и повреждении
глаза, уха и носа. Первая помощь при
ожогах и обморожениях.
0
1
Оказание
3
первой помощи при поражении
3.6. отравляющими и химическими опасными
веществами. Первая помощь
пострадавшим с острыми психическими
нарушениями.
0
2
Основы
3
гигиенических знаний и
3.7. эпидемиологии.
Основы анатомии и физиологии
человека.
1
Психологическая
2
подготовка
Морально-психологическая
2
подготовка
2.1. спасателей к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Профессиональные
2
качества спасателя.
2.2.
Медицинская
3
подготовка
3.3.
3.4.
Специальная
4
подготовка
Аварийно-спасательные
4
и другие
4.1. неотложные работы. Назначение,
организация и порядок проведения
аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
4
4
1
0
2
8
8
Основные
4
задачи аварийно-спасательных
4.2. служб и формирований. Их назначение,
состав сил и средств.
1
0
Техническое
4
оснащение аварийно4.3. спасательных служб и формирований,
назначение, тактико-технические
характеристики, порядок применения
Действия аварийно-спасательных
формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация
оповещения и связи в районах ЧС.
Основы выживания в ЧС.
1
0
Организация
4
оповещения и связи в
4.4. районах ЧС. Основы выживания в ЧС.
1
0
0
2
0
2
2
2
Общие
5
сведения о процессе горения,
5.1. пожаре и его развитии.
1
0
Пожарная
5
тактика и ее задачи.
5.2. Противопожарная техника,
оборудование, назначение. ТТХ, порядок
работы.
1
0
5
Практические навыки тушения пожаров
0
2
Организационно-практические
6
мероприятия
1
1
Проведение
6
аварийно-спасательных и
6.1 других неотложных работ при
ликвидации последствий природных и
техногенных чрезвычайных ситуаций.
1
0
Эвакуация.
6
Показательные выступления
6.2 актива.
0
1
18
16
4.5.
4
Работа с картой и компасом.
Ориентирование
4
по природным
4.6. объектам. Ориентирование на
местности.
Противопожарная
5
подготовка
5.3.
ИТОГО:
4
2
34
2.5. Содержание учебного плана
1.
Общая подготовка
1.1.
Введение в курс. Правила безопасности во время практических
занятий. Пробный веревочный курс.
Теория: Техника безопасности во время занятий. Элементы веревочного
курса. Виды самостраховки и страховочных систем. Виды карабинов.
Практика:
практическая
работа
с
карабинами,
со
страховочными
системами. Прохождение веревочной полосы препятствий.
1.2.
Стихийные явления и бедствия. Чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера.
Теория: Определения чрезвычайные ситуации природного характера
(ЧСПХ), чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ЧСТХ). История
возникновения ЧСПХ и ЧСТХ.
1.3.
Наводнения.
Смерчи.
Вулканы.
Сели.
Резкое
изменение
температурных условий.
Теория: понятия о наводнениях, смерчах, вулканах, селях. Причины
возникновения опасных явлений. Поражающие факторы. Безопасное поведение.
1.4.
Техногенные катастрофы: взрывы, разрывы трубопроводов.
Теория: История техногенных катастроф в России. Безопасное поведение
при взрывах и разрывах водопроводов.
1.5.
Приборы радиоционно – химической разведки и дозиметрического
контроля.
Теория: Знакомство с приборами радиоционно – химической разведки и
дозиметрического контроля. Назначение и их применение.
1.6.
Работа
с
приборами
радиационно-химической
разведки
и
дозиметрического контроля. Практическая работа на приборах по индикации
АХОВ.
Теория: Виды и разновидности приборов
радиационно-химической
разведки и дозиметрического контроля.
Практика: Практическая работа на приборах по индикации АХОВ.
1.7.
Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. Зачет по
теме «Общая подготовка».
Практика: практическая работа с приборами, замеры воздуха. Практический
зачет по теме «Общая подготовка».
2.
Психологическая подготовка.
2.1
Морально-психологическая подготовка спасателей к действиям в
чрезвычайных ситуациях.
Теория: методы и способы саморегуляции, психологическая подготовка к
ЧС.
2.2. Профессиональные качества спасателя.
Теория: основные качества, которыми должен обладать спасатель.
3.
Медицинская подготовка.
3.1.
Первая
помощь. Юридические основы прав и обязанностей
спасателей в оказании первой помощи.
Теория: основы оказания первой помощи. Законы регламентирующие права
оказание первой помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателей в
оказании первой помощи.
3.2.Основы анатомии и физиологии человека.
Теория: анатомия и физиология человека.
3.3. Первая помощь при ранениях.
Практика: практическая отработка умений оказания первой помощи при
ранах, ушибах, вывихах.
3.4. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке.
Практика: остановка кровотечений различными способами – высокое
придание конечности, остановка жгутом, пальцевым прижатием.
3.5. Первая помощь при ушибах. Первая помощь при ранении и
повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Практика: отработка практических умений: первая помощь при ранении
и повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
3.6.
Оказание
первой
помощи
при
поражении
отравляющими
и
химическими опасными веществами. Первая помощь пострадавшим с острыми
психическими нарушениями.
Практика: отработка практических умений: оказание первой помощи
при поражении отравляющими и химическими опасными веществами. Первая
помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями.
3.7. Основы гигиенических знаний и эпидемиологии.Основы анатомии и
физиологии человека.
Теория:
определение «Гигиена», «Эпидемиология». Основные
аспекты. Общая анатомия и физиология человека. Системы организма, строение
скелета и органов их функции.
Специальная подготовка.
4.
4.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Назначение,
организация и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
Теория: Определение «Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы» их назначение, порядок, функции.
4.2. Основные задачи аварийно-спасательных служб и формирований. Их
назначение, состав сил и средств.
Теория:
история
создания
АСС.
Основные
задачи
аварийно-
спасательных служб и формирований. Их назначение, состав сил и средств.
Техническое
4.3.
формирований,
назначение,
оснащение
аварийно-спасательных
тактико-технические
характеристики,
служб
и
порядок
применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы
выживания в ЧС.
Теория: техническое оснащение аварийно-спасательных служб и
формирований,
назначение,
тактико-технические
характеристики,
порядок
применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы
выживания в ЧС.
4.4. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в
ЧС.
Теория: сигнал оповещения «Внимание всем». Основные элементы
выживания в ЧС: сооружение временного укрытия, разведение костра, способы
добычи пищи и воды. Ориентирование на местности.
4.5. Работа с картой и компасом.
Практика: отработка практических умений работы с картой и
компасом.
4.6. Ориентирование по природным объектам.
Ориентирование на
местности.
Практика: отработка практических умений Ориентирование по
природным объектам. Ориентирование на местности.
5.
Противопожарная подготовка.
5.1.
Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии.
Теория: понятие «Горение», «Пожар». Поражающие факторы пожара и
причины.
5.2.
Пожарная
тактика
и
ее
задачи.
Противопожарная
техника,
оборудование, назначение. ТТХ, порядок работы.
Теория: история формирования пожарных дружин, МЧС. Пожарная тактика
и ее задачи. Противопожарная техника, оборудование, назначение. ТТХ, порядок
работы.
5.3.
Практические навыки тушения пожаров.
Практика: тушение пожара различными видами огнетушителей (ОУ,ОВП,
ОП).
6.
Организационно-практические мероприятия
6.1.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при
ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Теория: основные правила проведения АСР и ДНР при ликвидации
последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
6.2.
Эвакуация. Показательные выступления актива.
Практика: учебная эвакуация в образовательном учреждение в рамках
показательного выступления.
Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
1
31 мая
34
102
204
3 раза в неделю
сентября
по 2 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа
3.2. Условия реализации программы
1.
Материально-техническое обеспечение
Комплекс - тренажер «Элтек 4м» и компьютерная программа по
оказанию ПМП.
2.
Мультимедийная программа по Tich Pro.
3.
Снаряжение для практических занятий:
Аптечка;
веревки (статические, динамические);
карабины (стальные, алюминиевые);
устройства для спуска по склону (восьмерка, десантёр);
устройство для подъема по склону (жюмар, кроль, гри-гри);
каски;
страховочные системы (беседки, грудные обвязки, системы);
рюкзаки;
палатки;
коврики туристические;
фонари;
шины.
3.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория. Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в
соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По
итогам аттестации определяется уровень освоения программы (зачет/незачет) и в
журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся
результаты по каждому этапу (году) обучения.
3.3.1. Оценочные материалы
Учащиеся должны уметь:
-
Работать с приборами радиационно-химической разведки и
дозиметрического контроля;
-
Оказывать первую доврачебную помощь;
-
Проводить действия спасателя при тушении пожара.
Контрольные
№
упражнения
Общая
1 подготовка
Медицинская
2
подготовка
Специальная
3
подготовка
Противопожарная
4
подготовка
Высокий уровень
Низкий уровень
Знает приборы радиационноИмеет некоторые представления о
химической разведки и
способах радиоционного контроля.
дозиметрического контроля. Умеет
практически работать на приборах по
индикации АХОВ и ОВ, РВ.
Умеет оказать первую доврачебную
помощь: обеззараживание ран, работа
со жгутом при остановке
кровотечений, бинтование,
накладывание шин, транспортировка
больного при различных видах травм.
Знает основы выживания в ЧС.
Ориентирование на местности. Знает
основные требования и приемы при
проведении аварийно-спасательных
работ в ходе ликвидации последствий
ЧС.
Имеет некоторые представления о
способах оказания первой доврачебной
помощи.
Знает и умеет пользоваться
противопожарным оборудованием,
знаком и умеет применять действия
спасателя при тушении пожара.
Не знает и не умеет пользоваться
противопожарным оборудованием.
Не знает основы выживания в ЧС,
ориентирование на местности, меры
безопасности при проведении
аварийно-спасательных работ в ходе
ликвидации последствий ЧС.
Соревнования на городском, районном и областном уровнях оцениваются
по критериям прописанных в соответствующих положениях и регламентах
соревнований.
3.4. Список литературы
Литература для учащихся
1.
Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий, М.: АВС, 1995.
2.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание,
1990.
3.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:
Зеркало,1994.
4.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
10-11 классов. – М., 2007.
5.
Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000.
Литература для учителя
1.
Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов М., Юнити, 2003.
2.
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: «Дашков и
Ко»., 2005.
3.
Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа,
2004.
4.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:
Зеркало, 1994.
5.
Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности. - М.,
2004.
6.
Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. - Рига:
АВОТС, 1986.
7.
Лужкин И.П. Основы безопасности жизнедеятельности. - С-Пб, 1995.
8.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
9.
Справочник спасателя. – М.: ВНИИ ГОЧС, 1995.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности».
11.
Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей».
12.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от
ЧС».
13.
Шебалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. – Знание,
1985.
14.
Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000.
Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов н/Д
Феникс, 2000