Педагогам

01.09.2021

01.09.2021

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий, способствующих формированию способности обучающихся к профессиональному самоопределению. Поэтому гимназия вслед за современными исследованиями в данной области выбирает модель системной профориентационной работы с гимназистами, выраженную формулой: «обучение самоопределению + профессиональное информирование + практикоориентированное сопровождение профессионального выбора», где все три составляющие играют важную роль, но решающее значение имеет практикоорентированный этап профориентационной работы с гимназистами, обеспечивающий формирование у них опыта погружения в реальную профессиональную среду, в настоящую профессиональную деятельность.

Также в основе системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся гимназии лежат 3 принципа современной профориентации: непрерывность, социальное партнёрство и практикоориентированность. Поэтому мы, во-первых, организуем процесс профессионального самоопределения обучающихся с 1 по 11 класс, ориентируясь при выборе форм и методов на стадии становления профессионального самосознания личности.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в 1-4  классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым, т.е. профессиональное информирование.

5-7 классы – это стадия профессионального самопознания. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития, т.е. речь уже идёт об обучении самоопределению.

8 – 11 классы - стадия профессионального самоопределения. И основной задачей является приобретение обучающимися опыта взаимодействия с различными категориями представителей социума, обеспечения возможности попробовать различные профессиональные и социальные роли через комплекс современных практикоориентированных форматов профориентационной работы.

Система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся гимназии стала основой Инновационной модели профессиональной ориентации обучающихся гимназии «Гимназия как пространство профессиональных проб и социальных практик», над реализацией которой гимназия работает в 2020-2022 годах как региональная инновационная площадка.

 

Система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся гимназии


Центр универсального образования гимназии (ЦУО)  предлагает большое количество всевозможных тем  для изучения различных учебных предметов в области искусства, цифровой музыки, робототехники и информационных технологий. Учащимся предлагается широкий выбор программно-аппаратных средств и периферийных устройств, способствующих получению разнообразного учебного опыта.

 

Профессиональные пробы в Центре универсального образования

Современный мир меняется очень быстро. Технологии стремительно проникают в нашу жизнь и делают реальностью то, о чем вчера мы могли только мечтать. На место привычных вещей приходят инновационные решения, без которых мы уже не можем существовать. Все эти изменения приводят к появлению новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо понимать, что ждет нас впереди, и постоянно развиваться, учиться жить по-новому и получать те знания и навыки, которые будут применимы в будущем.

Атлас новых профессий 3.0 — инструмент профориентации XXI века. Он помогает начать с подростками разговор о будущем, заинтересовать их новыми возможностями, научить, как осознанно строить свою образовательную и карьерную траекторию.

 

Классный час «Разговор о будущем»

Презентация к классному часу «Разговор о будущем»

 

Профессиональную диагностику и консультирование учащихся гимназии и учащихся других образовательных организаций города можно успешно проводить с помощью Специализированного комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio «Психология в школе».

          Хочу такой сайт

Путеводитель по работе с пакетом «Профориентация»

Путеводитель по работе с пакетом «Профессия»

Инженерное образование в гимназии на уровне основного общего образования

21.03.2022

Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, готовых к творческой работе в команде. А у инженера должны быть компетенции, которые позволят управлять всеми этими процессами. Школа должна стать первой ступенью в освоении современных инженерных специальностей. С этой целью в гимназии создана особая образовательная среда: техническое оснащение, специализированные кабинеты, Центр универсального образования, Центр познавательных инициатив "Детская Академия", обучение по индивидуальным учебным планам (10-11 классы), в классах с углублённым изучением отдельных предметов (7-9 классы), взаимодействие с ВУЗами, взаимодействие с промышленными предприятиями, ориентация программ на реальную практическую деятельность, практикумы по решению конкретных инженерных задач.

Инженерное образование в гимназии осуществляется за счет интеграции основного и дополнительного образования по всем уровням образования:

НОО - пропедевтика (развитие у младшего школьника опыта общения с природой, умения наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных, формирование базовых навыков работы с материалами, знакомство с принципами проектной деятельности)

ООО - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений (приобретение опыта применения физических, химических, биологических методов исследования объектов и явлений природы, базовые умения планировать работу, конструировать и моделировать, знакомство с основами 3D моделирования, робототехники, электротехники и электроники, программирования);

СОО - профориентация (освоение технологии решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; овладение основными алгоритмами и опытом проектно-исследовательской инженерной деятельности; участие в инженерных конкурсах и фестивалях).

Формирование инженерных компетенций в рамках инженерного образования строится на следующих принципах:

- углубленного изучения предметов – этот принцип позволяет организовать углубленное изучение учебных предметов политехнической направленности (математики, информатики, физики (включая астрономию), технологии (включая черчение и графику), химии и биологии) средствами профильной подготовки, в итоге обеспечивающее высокий уровень информационно-математической и технологической подготовки выпускников школы;

- расширение практического содержания учебных программ – реализация данного принципа позволяет в учебную программу включить инженерный компонент, содержание которого будет варьироваться в зависимости от профиля класса;

- обучение с использованием высокотехнологичного оборудования – реализация данного принципа позволит выполнять обучающимся междисциплинарные лабораторные работы в Центре универсального образования гимназии и мастерских и лабораториях социальных партнёров;

- метапредметности – это принцип реализации ФГОС, интеграции содержания образования, способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании обучающихся. Реализация принципа в школьном инженерном образовании направлена на формирование базовых навыков исследовательской работы, проведение виртуальных экспериментов во взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

- проектного подхода – этот принцип позволяет освоить научно-проектную деятельность в сфере инженерии, создать среду, в которой начинающие инженеры должны уметь «Задумывать-Проектировать- Реализовывать» и «Управлять» системами в рамках командной работы. Проектная работа научит будущих инженеров реалистично ставить цель с учётом технических, материальных, временных, энергетических и других ресурсов, выбирать адекватные ей технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, в случае необходимости диалектично ее корректировать, своевременно вносить изменения в реализуемый проект;

- формирования научного мировоззрения – этот принцип позволяет применить комплекс общеобразовательных знаний и умений на современном производстве в сферах проектно-конструкторской, организационно- управленческой, производственно-технологической и научно- исследовательской деятельности;

- формирования инженерного мышления – этот принцип позволяет сформировать мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое и социально-позитивное. Инженерное мышление позволит обучающимся познакомиться с основами профессиональной деятельности инженера, научиться проектировать, создавать продукты и системы, применять полученные знания и управлять инженерными процессами;

- построения профессиональной карьеры – данный принцип позволит обучающимся инженерных классов во время освоения основ инженерии сформировать предпрофессиональные умения и навыки для будущей профессии, профессиональное самоопределение и осуществить проектирование своей профессиональной карьеры.

Обзор инженерных задач позволяет утверждать, что основой инженерного мышления  являются высокоразвитое логическое мышление, способность к творческому осмыслению знаний, владение методикой технического творчества. Инженерное мышление должно опираться на хорошо развитую творческую фантазию и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, пространственное и др. При решении прикладных задач научные знания внедряются в различные области практики.

Расширение практического содержания учебных предметов естественно-научных и технических дисциплин:

1. Решение прикладных текстовых задач. Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, связанные с проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, а, следовательно, способствует развитию инженерного мышления. Большинство задач предлагаемых на занятиях имеют практическую направленность. При решении задач следует учить учащихся наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, делать соответствующие выводы. Решение задач прививает навыки логического рассуждения, эвристического мышления, вырабатывает исследовательские навыки.

2. Решение задач с техническим содержанием. Использование в учебном процессе задач такого вида способствует ознакомлению учащихся с принципом устройства и действия механизмов и машин, передачи и преобразования энергии, технологии промышленного производства, средств управления, умению применять предметные знания к объяснению действия технических объектов. Решая такие задачи, учащиеся глубже и прочнее усваивают изучаемые понятия, явления и их закономерности, получают сведения о новых достижениях и проблемах науки и техники, о специфике технических профессий.

3. Практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность позволяет повысить продуктивность обучения, практическую направленность обучения. Получение знаний через проектную деятельность позволяет учащемуся всесторонне изучить рабочий материал и получить качественно новые знания, основанные на объединении конструкторских и инженерных решений. В результате проектной деятельности учащиеся получают первоначальные представления о работе инженера, конструктора, технолога и т.д.

4. Решение экспериментальных задач. К экспериментальным задачам относятся такие задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями, воспроизведением явлений, наблюдениями за процессами, сборкой установок и т.д. Разбирая экспериментальные задачи, ученики убеждаются на конкретных примерах, что их школьные знания применимы к решению практических вопросов, что с помощью этих знаний можно предвидеть явление, его закономерности. Самостоятельное решение таких задач способствует активному приобретению умений исследовательского характера. Здесь учащимся приходится не только составлять план решения задачи, но и определять способы получения некоторых данных, самостоятельно собирать установки, отбирать нужные приборы для воспроизведения того или иного явления.

Реализация предложенных мер по модернизации действующего содержания основного общего образования повысит уровень компетентности обучающихся в естественно – научных и технических дисциплинах, научит основам исследовательской и конструкторской деятельности, поможет определиться в будущей профессии.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся для формирования основ инженерного мышления Основой инженерного мышления являются высокоразвитое логическое мышление, способность к творческому осмыслению знаний, владение методикой технического творчества. Инженерное мышление должно опираться на хорошо развитую творческую фантазию и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, пространственное и др.

Для более эффективной работы по инженерному образованию в ИТШ предлагается использование индивидуального образовательного маршрута обучающихся, который определяется выбором обязательных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, участием в научно-исследовательской деятельности и в проектах программ воспитания и социализации.

Формирование инженерного мышления обучающихся в рамках внеурочной деятельности 

Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.

С этой целью разработан проект «Инженерная школа нового поколения», реализация которого в основной школе осуществляется в рамках курсов внеурочной деятельности «3Д-моделирование», «Робототехника», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Программирование» и «Мир деятельности». На занятиях активно используется метод проектов, а также запланировано посещение предприятий, организаций высшего и среднего профессионального образования и другие мероприятия профориентационной направленности. Популяризация данного направления во внеурочной деятельности среди обучающихся способствует повышению их мотивации к самостоятельной работе, приобщению учеников к действительно актуальным вопросам науки и техники, развитию инженерного мышления.

Такой вид деятельности способствует формированию каждой компоненты инженерного мышления. Проделанная обучающимися работа способствует овладению некоторыми технологическими знаниями, связанными с применением различных технологий, то есть формируется техническая компонента мышления. Каждый член проектной группы получает опыт в постановке цели и решении задач. Обучающиеся на каждом этапе работы над проектом отстаивают свою позицию, аргументируют и презентуют свои идеи. мышления.


Модель инженерного образования в гимназии

https://disk.yandex.ru/i/Ckw7lqo1RKsqKA

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».